«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12).
Многие мыслители пытались объяснить происхождение зла. Некоторые предполагают, что зло существовало всегда, поскольку, по их мнению, добро можно оценить только в противопоставлении со злом. Другие считают, что изначально мир был создан совершенным, но каким-то образом возникло зло. Например, согласно греческой мифологии, зло появилось тогда, когда любопытная Пандора открыла запечатанный ящик, из которого вылетело все зло мира (однако этот миф не объясняет происхождения зла, спрятанного в ящике).
Библия же учит, что наш любящий Бог всемогущ (см. 1 Пар. 29:10, 11) и совершенен (см. Мф. 5:48). Все, что Он совершает, также должно быть совершенным (см. Втор. 32:4), включая и созданный Им наш мир. Каким же образом в совершенном мире могли возникнуть зло и грех? Согласно Быт. 3, грех, зло и смерть пришли в наш мир через грехопадение Адама и Евы.
Однако такой ответ поднимает другую проблему. Ведь еще до грехопадения зло уже существовало и проявило себя через змея, обманувшего Еву (см. Быт. 3:1–5). Следовательно, необходимо вернуться ко времени до грехопадения, чтобы найти истоки того зла, которое преобладает в нашем нынешнем существовании и временами может сделать его довольно несчастным.
Воскресенье | Творение — проявление любви
Природа в ее нынешнем состоянии несет двусмысленное послание, в котором смешиваются добро и зло. На одном кусте цветут прекрасные ароматные розы и растут ранящие острые шипы. Тукан может сначала поразить своей красотой, но затем напугает, когда мы узнаем, что он нападает на гнезда других птиц и поедает их беззащитных птенцов. Даже люди могут в один момент проявить доброту, а в следующий раз источать злобу, ненависть и даже насилие. Неудивительно, что в притче о пшенице и плевелах слуги спрашивают хозяина поля: «Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?» (Мф. 13:27). И хозяин ответил: «Враг человек сделал это» (стих 28). Бог создал Вселенную совершенной, но враг осквернил ее таинственными семенами греха.
Прочитайте 1 Ин. 4:8, 16. Какая характеристика Бога дана в этих текстах?
Как вы считаете, какой мотив побуждал Бога сотворить Вселенную и нашу планету?
«Бог есть любовь». Это выражение свидетельствует по крайней мере о трех основных фактах. Во-первых, по своей природе любовь не может быть замкнутой в самой себе, но должна проявляться (разве существует любовь, которая не проявляется?). Бог выражает Свою любовь внутри Троицы — между тремя Личностями Божества, а также через отношения со всеми Своими созданиями. Во-вторых, все, что совершает Бог, является выражением Его безусловной и неизменной любви. Сюда входят Его творческие деяния, искупительные действия и даже исполнение обвинительных приговоров. На самом деле, «Божья любовь выражается в Его справедливости не меньше, чем в Его милосердии. Справедливость — основание Его престола и плод Его любви» (Э. Уайт. Желание веков, с. 762). И в-третьих, поскольку Бог есть любовь и все Его деяния выражают любовь, Он не может быть виновником греха, который противоречит Его характеру.
Но действительно ли Богу нужно было создавать Вселенную? Принимая во внимание Его суверенитет, можно было бы ответить «нет», поскольку создание Вселенной было проявлением Его свободной воли. Однако по Своей любящей природе Господь хотел создать Вселенную и выразить в этом Свою любовь. И — о чудо! — Он создал такие формы жизни, как, например, люди, которые способны не только отвечать на любовь Бога, но и делиться, и выражать любовь, причем не только к Богу, но и к другим (см. Мк. 12:30, 31).
Посмотрите на сотворенный мир. Каким образом вы можете увидеть в нем отражение Божьей любви, несмотря на разрушительные последствия греха? Как мы можем научиться находить надежду в проявлениях Божьей любви, явленной в Творении?
Понедельник | Свобода воли — основание любви
Как вы понимаете, в чем смысл выражения «свобода воли»?
Прочитайте 1 Ин. 4:7–16. Что этот отрывок говорит нам о свободе воли как условии для проявления любви?
Искусственные цветы могут быть красивыми, но они не растут и не цветут как настоящие. Роботы запрограммированы на то, чтобы разговаривать и выполнять множество задач, однако в них нет ни жизни, ни эмоций. На самом деле, жизнь и свобода воли — необходимые условия для того, чтобы получать любовь, растить ее и делиться ею.
Итак, наш любящий Бог создал ангелов (включая Люцифера) и людей со свободой делать свой выбор, включая возможность следовать по ложному пути. Другими словами, Бог создал Вселенную как совершенную, гармоничную среду, в которой Его создания могли расти в любви и мудрости.
Когда вы понимаете, что Бог сотворил вас со свободой воли, какие ответные чувства и действия у вас это вызывает?
В отрывке 1 Ин. 4:7–16 апостол подчеркивает — «Бог есть любовь», и Он явил нам любовь, послав Своего Сына умереть за наши грехи. В ответ же мы проявляем свою благодарность за Его бесконечную любовь, любя Его и друг друга. Такая любовь, источник которой в Боге, была бы наиболее убедительным доказательством того, что Бог пребывает в нас и мы пребываем в Нем. Призыв проявлять Божью любовь через любовь друг к другу имеет смысл только в том случае, если он адресован созданиям, способным сделать свой выбор — взращивать и проявлять эту любовь или же, наоборот, жить эгоцентричной жизнью. Однако свободой выбора можно легко злоупотребить — печальный факт, примером которого является трагический мятеж Люцифера на небесах.
Даже осознавая важность свободы воли, некоторые люди все же задаются вопросом: если Бог знал, что Люцифер восстанет, зачем Он создал его? Разве создание Люцифера не возлагает на Бога окончательную ответственность за происхождение греха?
Очень сложный вопрос для размышлений, ибо он зависит от многих факторов, в том числе от того, что именно подразумевается под словом «ответственный». Происхождение и природа греха — это тайна, которую никто не может полностью объяснить.
Но даже создав Люцифера, Господь не предопределил существование греха. Он лишь допустил возможность его существования, а затем, на кресте, принял на Себя окончательное наказание за этот грех, что позволило Ему в конечном счете искоренить его. Зло приносит боль, но в своих размышлениях об этом никогда нельзя забывать, что Сам Бог заплатил наивысшую цену за существование греха и зла (см. Мф. 5:43–48; Рим. 5:6–11), и Он пострадал от них больше, чем кто-либо из нас.
Свобода воли — священный Божий дар, который влечет за собой серьезные последствия не только для вас самих, но и для других. Какие важные решения вы примете в ближайшем будущем, используя этот дар, и каковы будут последствия вашего выбора?
Вторник | Необъяснимая неблагодарность
Прочитайте Иез. 28:12–19. Что этот отрывок сообщает о загадочном происхождении греха?
Приведите аргументы, почему этот отрывок говорит не просто о человеке (царе), но именно о сатане.
Бо́льшая часть книги Иезекииля написана с использованием символов. Во многих случаях конкретные субъекты и объекты (например, люди, животные, предметы) и местные события используются для представления и описания более широких вселенских и/или исторических реалий. В отрывке Иез. 28:1–10 Господь говорит о царе Тира (сам Тир был процветающим древним финикийским портовым городом) как о богатом гордом правителе, который, будучи всего лишь «человеком», называл себя богом и считал, что сидит на троне богов.
Далее (ст. 12–19) эта историческая реальность становится аналогией для описания первоначального падения Люцифера в небесных чертогах. Поэтому царь Тира, который был человеком, жившим «в сердце морей» (ст. 2, 8), теперь символизирует «помазанного херувима», обитающего «на святой горе Божией… среди огнистых камней» (ст. 14).
Важнейшее утверждение всего этого повествования содержится в Иез. 28:15, где говорится: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония». Следовательно, и это важно, совершенство Люцифера включало в себя возможность поступать неправильно, ибо как моральное существо Люцифер обладал свободой воли, частью того, что значит быть совершенным разумным существом.
Люцифер был создан совершенным, совершенной была и его способность свободно выбирать. Однако, нарушив это совершенство и злоупотребив свободой воли, он развратился, посчитав себя более важным, чем он был в действительности.
Неудовлетворенный тем, каким Бог создал его и какими почестями окружил, Люцифер перестал быть благодарным Богу и захотел получить больше признания, чем заслуживал на самом деле. Как это могло произойти с совершенным ангельским существом, живущим в совершенной Вселенной, остается загадкой.
«Грех — таинственное, непостижимое явление. Не было никаких оснований для его появления. Объяснить его означало бы его оправдать. Грех появился в совершенной Вселенной, и этому нет объяснения» (Э. Уайт. Правда об ангелах, с. 30).
В тексте 1 Фес. 5:18 Павел призывает нас благодарить «за все». Как эти слова могут помочь нам преодолеть чувство неблагодарности к Богу и чувство жалости к себе, особенно в тяжелые времена?
Среда | Цена гордыни
В Священном Писании можно увидеть две важные темы, которые противопоставлены друг другу. Одна из них — тема Салима, горы Сион, Иерусалима и Нового Иерусалима, олицетворяющего Божье Царство. Другая — тема Вавилона, символизирующего владения сатаны. Бог неоднократно призывал Свой народ выйти из языческого Вавилона и служить Ему в Земле обетованной.
Например, Аврам (позже Авраам) был призван выйти из Ура Халдейского в землю Ханаанскую (Быт. 11:31–12:9). В конце своего долгого изгнания евреи покинули Вавилон и вернулись в Иерусалим (Езд. 2). И в книге Откровение записан Божий призыв к Его народу выйти из Вавилона последнего времени (Отрк. 14:8), чтобы в конечном счете пребывать с Богом на горе Сион и в Новом Иерусалиме (Откр. 14:1; 21:1–3, 10).
Прочитайте Ис. 14:12–15. В чем конкретно проявилась гордыня Люцифера?
Какие далеко идущие последствия для Вселенной и нашего мира имела проявленная на небесах гордыня Люцифера? Перечислите несколько таких последствий, которые вы наблюдаете сегодня:
Какие библейские советы вы можете привести, чтобы сохранить себя от гордыни?
В Библии город Вавилон символизирует силу, противоположную Богу и Его Царству, а царь Вавилона (с намеком на Навуходоносора) становится символом гордости и высокомерия. Бог открыл царю Навуходоносору, что Вавилон — лишь золотая голова великого истукана, символизирующего сменяющие друг друга империи (Дан. 2:37, 38). Бросив вызов Божьему откровению, царь приказал сделать истукана из чистого золота (символ того, что его царство будет править миром вечно) и даже потребовал, чтобы все поклонялись ему (Дан. 3). Как и царь Тира (Иез. 28:12–19), царь Вавилона тоже стал символом Люцифера.
В отрывке Ис. 14:3–11 изображено падение надменного жестокого царя Вавилона. Затем события перемещаются из исторического царства в небесные чертоги, и мы видим, что подобный гордый, высокомерный дух породил первоначальное падение Люцифера (ст. 12–15). Далее поясняется, что Люцифер задумал возвысить свой престол над всеми небесными воинствами и сделать себя «подобным Всевышнему» (ст. 14). Это было началом вражды, в которой эгоизм и соперничество Люцифера бросили вызов бескорыстной любви и самоотверженному правлению Бога. Враг не побоялся выставить Бога тем, кем являлся сам дьявол, и распространить свою ложь среди других ангелов. Здесь и кроется тайна появления зла во Вселенной.
Почему так легко гордиться и хвастаться своими положением и достижениями? Как сосредоточенность на Голгофе защищает нас от этой ловушки?
Четверг | Распространение неверия
Прочитайте Откр. 12. Каким образом восстание против Бога сошло с небес на землю?
Падение Люцифера не было просто столкновением противоречивых идей. В Откр. 12 говорится, что на небе произошла война между Люцифером и его ангелами, с одной стороны, и Христом и Его ангелами — с другой. В этой главе Люцифер назван «великим драконом», «древним змием», «диаволом» и «сатаной», «клеветником братий наших» (ст. 9, 10). Христос упоминается как «Михаил» (ст. 7), что означает «подобный Богу».
Основываясь на упоминании об архангеле Михаиле (см. Иуд. 9), некоторые толкователи полагают, что Он всего лишь ангельское существо. Но в книге Даниила в конце каждого видения выступают Христос и Его вечное Царство: как камень, оторвавшийся от горы без содействия рук (2:34, 45), как Сын Человеческий (7:13), как Князь воинства и Князь князей (8:11, 25) и как великий князь Михаил (12:1). Итак, поскольку в Писании Ангелом Господним нередко представлен Сам Господь (Исх. 3:1–6; Деян. 7:30–33 и т. д.), Михаил должен быть той же самой Божественной Личностью, то есть Самим Христом.
В Откр. 12 содержится общий обзор непрекращающейся борьбы: 1) начавшейся на небесах с восстания Люцифера и одной трети небесных ангелов, 2) достигшей своей кульминации в решительной победе Христа на кресте и 3) продолжающейся до сих пор против Божьего народа Остатка последнего времени.
Размышляя о начале этой борьбы, Эллен Уайт объясняет: «Господь в Своем великом милосердии проявлял долготерпение по отношению к Люциферу. Он, насаждавший дух недовольства, не сразу был лишен своего высокого положения и даже тогда не потерял его, когда стал выдвигать свои незаконные требования перед верными ангелами. Он долгое время оставался на небе. Много раз ему предлагали прощение при условии, что он раскается и смирится» (Великая борьба, с. 495, 496).
Мы не знаем, как долго длилась эта борьбав небесных сферах. Независимо от ее интенсивности и продолжительности, наиболее важной ее частью стало то, что сатана и его ангелы «не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр. 12:8; см. также Лк. 10:18). И проблема человечества в том, что мятежники были низвержены сюда, на землю.
В чем мы можем увидеть реальность этой борьбы, происходящей на земле? В чем наша единственная надежда на победу над врагом в этой битве?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «Почему был допущен грех?» (с. 33–43); в книге «Великая борьба» главу «Происхождение зла» (с. 492–504).
«Не было никакой надежды на искупление тех [сатаны и его ангелов], которые были свидетелями невыразимой небесной славы и наслаждались ею, видели невероятное величие Бога и в присутствии всей этой славы восстали против Него. Не было более новых и чудесных проявлений возвышенной силы Бога, которые могли бы произвести на них такое же глубокое впечатление, как те, которые они уже испытали. Если они смогли восстать в самом присутствии невыразимой славы, их уже невозможно было переубедить, поместив в более благоприятные условия. Не существовало ни такой власти, ни более значительных высот и глубин бесконечной славы, которые смогли бы преодолеть их завистливые сомнения и мятежный ропот. Их вина и их наказание должны соответствовать их высокому положению в небесных чертогах» (E. White. Confrontation, p. 21).
«От начала Бог и Христос знали об отступничестве сатаны и о грехопадении человека, поддавшегося обольщающей силе отступника. Бог не предопределил существование греха, но Он предвидел его возникновение и предусмотрел план избавления от страшной катастрофы. Его любовь к миру была так велика, что Он решил отдать „Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную“» (Э. Уайт. Желание веков, с. 22).
Вопросы для обсуждения:
1. Несет ли Бог в итоге ответственность за происхождение и существование зла в нашем мире?
2. Почему Голгофский подвиг Христа имеет самое важное значение для понимания происхождения зла?
3. После стольких тысячелетий греха и страданий в нашем мире сатана должен полностью осознавать трагические последствия своего восстания. Почему же он все еще продолжает бороться против Бога?
4. В Мф. 5:43–48 Христос говорит о безусловной любви Бога ко всем людям как об образце для наших взаимоотношений. Как вы можете более точно отобразить этот пример в своей семье и церкви?
5. Апостол Петр предупреждает нас о том, что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Прочитайте также Еф. 6:10–20. Как мы можем «стать против козней диавольских» (Еф. 6:11)?
Надежда на будущее: библейское учение о смерти и вечной жизни
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →