«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).
Притча Иисуса о пшеничном зерне показывает покорность христианина Божьей воле. Из этой притчи можно выделить три важных урока.
Во-первых, зерно должно упасть в землю. Падающее с пшеничного колоса зерно не может само решать, куда и как ему падать. Оно безропотно лежит в земле, которая покрывает его.
Во-вторых, зерно должно ждать. Оно лежит в земле и ему неведомо его будущее. Оно не может «представить», какой будет его жизнь, ибо является всего лишь пшеничным зернышком.
В-третьих, зерно должно умереть. Оно не может стать пшеничным колосом, пока не пожертвует собой. «Умереть» — значит отказаться от всего, чем оно было прежде, и только после этого можно из семени превратиться в плодоносное растение.
Ключевые вопросы урока:
Если мы знаем, что Божья воля — наилучшее для нас, почему нам так трудно ее принять? Какой пример подчинения оставил нам Христос? Отражается ли аналогия с пшеничным зерном в вашей жизни?
Воскресенье | Подчиниться, чтобы служить
Прочитайте Флп. 2:5–9. Опишите метод, который использовал Иисус, чтобы осуществить план искупления (ст. 6–8).
В каких конкретно действиях и поступках Иисуса очевидно исполнение слов ст. 6–8?
Как вы считаете, мог ли Иисус обрести наше спасение, не принимая образ человека и раба?
Современная культура учит нас знать и отстаивать свои права. Часто так и следует поступать. Но, как и в случае со Христом, от нас может потребоваться добровольный отказ от своих прав ради служения Отцу. От этого зависит наследование Божьего Царства. Процесс отказа от своих прав может быть сложным и неудобным, он может стать для нас настоящим испытанием.
Посмотрите, как поступил Иисус во время этого процесса (Флп. 2:5–8). В приведенных текстах описаны три шага, которые предпринял Христос, покорившись воле Отца. В начале Павел призывает нас: «Ибо в вас должны быть те же чувствования (фронэ́о — думать, мыслить, размышлять), какие и во Христе Иисусе» (ст. 5).
1. Ради нашего спасения Иисус отказался от Своего равенства с Отцом и пришел на землю, приняв тело человека со всеми его ограничениями (ст. 6, 7).
2. Христос пришел не как великий и знаменитый человек, а как слуга (ст. 7).
3. Как человек-слуга, Иисус не прожил спокойную долгую жизнь, но был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (ст. 8).
Каким образом мы можем последовать этому примеру Христа в своей жизни? Если права и равенство — это само по себе хорошо и их необходимо защищать, как объяснить, что от них в определенных случаях нужно отказываться? Теперь прочитайте Флп. 2:9. Каким образом этот стих помогает нам понять, почему необходимо подчиняться воле Отца?
Просите Святого Духа о мудрости для ответа на такие вопросы: какие из прав, за которые я сейчас борюсь, могут оказаться препятствием для моего подчинения воле Христа в деле служения моей семье, церкви и ближним? Насколько я готов терпеть неудобства, чтобы лучше служить другим?
Понедельник | Жертва, предшествующая познанию
Многие христиане очень искренно стремятся узнать Божью волю. «Если бы я только знал Божью волю о моей жизни, я бы всем пожертвовал ради Него». Но, пообещав это Богу, мы не всегда готовы так поступить в реальности. На самом деле последовательность должна быть обратной. В Рим. 12:1, 2 Павел объясняет, как можно узнать Божью волю. Он делает важное заявление: если хотите узнать Божью волю, сначала нужно принести жертву!
Прочитайте Рим. 12:1, 2. Что советует нам сделать апостол Павел, чтобы познать волю Божью?
Прочитайте Рим. 12:1, 2. Апостол пишет, что мы сможем «познавать, что есть воля Божия» (ст. 2), если:
а) способны понять и оценить проявленное к нам «милосердие Божье» (ст. 1);
б) предлагаем себя в живую жертву Богу (ст. 1);
в) наш разум обновляется (ст. 2).
Только обновленный разум может понять Божью волю. А это обновление зависит от умерщвления своего «я». Христу недостаточно было просто пострадать; Он должен был умереть. Мы также должны умереть для себя, чтобы жить для Бога.
Просите Святого Духа показать вам, для каких мирских дел вы еще не полностью умерли. От чего вам нужно отказаться, чтобы стать «жертвой живой, святой, благоугодной Богу»?
Если в нашей жизни остается еще что-то, в чем наше «я» не до конца умерло, Бог позволяет испытаниям напомнить нам об этом. Однако наши страдания помогают нам не только противостоять греху, но и заново осмыслить смерть Христа и ее значение для нас. Элизабет Эллиот писала: «Подчиняя Богу глубочайшие желания нашего сердца, мы ближе всего подходим к пониманию Креста… Хотя наш личный опыт распятия и несоизмерим с тем, что пережил Спаситель, тем не менее этот опыт предоставляет нам возможность начать познавать Его, соучаствуя в Его страданиях. Во всех наших страданиях Он призывает нас к этому соучастию» (Э. Эллиот. В поисках любви, с. 182).
Прочитайте с молитвой Рим. 12:1, 2. Подумайте, от чего вам нужно отказаться, чтобы стать живой жертвой. Как это помогает вам в понимании страданий Христа, пережитых ради вас на кресте? Каким образом это понимание может помочь вам приобщиться к Его страданиям?
Вторник | Готовность слушать
«И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар. 3:10).
Случалось ли вам слышать тихий голос Святого Духа, но проигнорировать его, после чего все пошло неправильно, и вы укоряли себя: «Ну почему же я не послушался?»
Первая книга Царств рассказывает историю о пожилом человеке и его двух нечестивых сыновьях, которые не повиновались Господу. С ними жил мальчик, умевший слушать Его голос. Хотя Бог серьезно предостерегал как самого Илия, так и его сыновей, ничего не менялось.
Прочитайте 1 Цар. 2:12–3:18. Что случилось с сыновьями Илия? Как вы думаете, как следовало ответить Илию, когда он узнал о поведении сыновей? На основании этой истории объясните, в чем отличие между слушающими Господа и не слушающими Его.
Сыновья Илия думали о чем угодно, только не о Боге. Илий же, узнав о недостойном поведении своих сыновей, просто поговорил с ними и больше ничего не предпринял. Сыновья Илия не собирались подчинить свою жизнь Божьей воле. Какой контраст с молодым Самуилом!
Проповедник Чарльз Стэнли пишет, насколько важно развивать способность слышать Божий голос с помощью того, что называет «переходом на беспристрастный уровень». Стэнли говорит: «Святой Дух… говорит не для того, чтобы передать информацию, но чтобы получить отклик. И Он знает: когда почти все наше внимание поглощено собственными планами, не сто́ит тратить время и предлагать что-либо другое. Поэтому Бог молчит. Он ожидает, пока мы станем достаточно „беспристрастными“, чтобы услышать Его и повиноваться» (Ч. Стэнли. Чудесная жизнь, исполненная Духом, с. 179, 180).
Обдумайте, насколько вы способны слышать голос Бога. Что мешает вам «стать достаточно беспристрастными, чтобы услышать Его и повиноваться»? Что вам необходимо сделать, дабы развивать способность слышать голос Бога и быть послушными Его указаниям?
Среда | Самонадеянность
Ева согрешила не только потому, что усомнилась в Божьем слове. Корнем проблемы была ее уверенность в собственной мудрости, способности самостоятельно решить, что для нее хорошо и правильно. Она доверилась собственному суждению. Когда вместо доверия Божьему Слову мы полагаемся на свои суждения, то становимся уязвимыми.
В истории Саула также показано, как человек становится самоуверенным и насколько трагичны последствия этого. Самуил помазал Саула как Богом избранного царя (см. 1 Цар. 10:1) и дал ему определенные указания (ст. 8), которыми Саул пренебрег.
Прочитайте 1 Цар. 13:1–14. Какие действия Саула привели его к падению?
Вскоре после воцарения Саул совершил три шага, причиной которых была его самонадеянность. Проблема в том, что каждый из этих шагов не кажется таким уж плохим. Но именно в них сокрыты семена трагедии, поскольку каждый из них был сделан независимо от Бога. Обратите внимание на их последовательность.
Саул сказал: «Я видел, что народ разбегается от меня, а ты [Самуил] не приходил» (ст. 11). Оказавшись в затруднительном положении, Саул оценил ситуацию на основании того, что видел своими глазами.
Саул перешел от «я видел» к «подумал я: „теперь придут на меня Филистимляне“…» (ст. 12). То, что он увидел собственными глазами, привело его к мнению относительно сложившейся ситуации.
Затем Саул от «подумал я» перешел к «решился принести всесожжение» (ст. 12). Мысли Саула вызвали в нем определенные чувства (страх), которые подтолкнули его к действию.
Каждый из нас проходил этим путем: мы полагаемся на свое зрение, вследствие чего делаем собственное умозаключение, а оно вызывает в нас определенные чувства. И мы принимаем решение действовать, полагаясь на собственные чувства.
Почему, на ваш взгляд, Саул с легкостью решил действовать по собственному усмотрению, хотя Божьи ясные указания еще звучали в его ушах? Осознавая собственные слабость и несовершенство, почему мы продолжаем полагаться на себя? Что нам нужно сделать, дабы больше доверять Богу, а не самим себе?
Четверг | Заменители
Как уже отмечалось, доверие Божьей воле может быть подорвано нашим стремлением положиться на собственные силы. Полагаться мы можем и на что-то другое, заменяющее собой Бога. Некоторые люди, ощущая подавленность, идут в магазин и пытаются осчастливить себя покупками. Другие, чувствуя себя никчемными, стремятся добиться признания. Третьи, когда у них возникают проблемы во взаимоотношениях с супругом/супругой, начинают искать кого-то другого, чтобы обрести утраченную близость.
Что-то из вышеперечисленного может на время снять напряжение, но не способно решить саму проблему и научить нас правильным действиям в подобной ситуации в следующий раз. Только сверхъестественная Божья помощь может совершить это. Однако, к сожалению, очень часто мы прибегаем к помощи заменителей, а не к Богу.
Ниже описаны три способа, с помощью которых люди порой пытаются решить свои проблемы сами вместо того, чтобы обратиться к Богу:
Использование человеческой логики или прошлого опыта вместо Божественного откровения. Осмысление проблем только разумом вместо поиска Божественного решения.
Отстранение от реальности и уклонение от Бога вместо личного общения с Ним с целью обретения Божественной силы.
Захария помогает нам сосредоточиться на главном, когда появляется искушение воспользоваться заменителем. Он описывает, как после долгого плена люди возвращаются из Вавилона и немедленно приступают к восстановлению храма. Но сразу же они встречаются с невероятным противостоянием (см. Ездр. 4–6). Поэтому Захария приходит с ободряющей вестью к Зоровавелю, который руководил работой.
Прочитайте эту весть в Зах. 4. Что Бог говорит в ст. 6? Как Святой Дух мог помочь в строительстве? Чему учит данная история относительно взаимосвязи между Святым Духом и нашими повседневными делами?
Бог не устранил противников строительства храма и не освободил Зоровавеля от проблем, вызванных их противодействием. Это означает, что Он не всегда будет ограждать нас от противостояния. Но когда мы сталкиваемся с преградами, Господь может использовать их как огненную печь, чтобы научить нас полагаться на Него.
Когда вы сталкиваетесь с проблемой, какова ваша первая реакция? Желание поесть, посмотреть телевизор, помолиться, покориться Божьей воле? О чем свидетельствует ваш ответ? Что вам необходимо изменить в своей жизни?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте: Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 575–580, 616–626.
Покорность Божьей воле приходит тогда, когда мы умираем для своих желаний и амбиций. Это открывает путь к истинному служению другим. Мы не можем жить для Бога, не став живой жертвой и не раскрыв свое сердце для Его голоса. Чтобы подчинить свою волю Божьей, мы должны признать опасность, кроющуюся в самоуверенности и в использовании заменителей Божьего Слова и силы Господа. Поскольку подчинение Божьей воле — это сердцевина христоподобной жизни, Господь может учить нас этому через различные испытания.
«Небрежение Илия стало очевидным для каждого отца и каждой матери. В результате его неосвященной привязанности и нежелания выполнять неприятный долг Илий пожал жатву беззакония в своих испорченных детях. Перед Богом виновны как родитель, потакавший нечестию, так и дети, которые его совершали, и Он не примет ни жертвы, ни приношения за это беззаконие» (Э. Уайт. Воспитание детей, с. 276).
Вопросы для обсуждения:
1. Снисхождение Христа, пришедшего на нашу землю в человеческой плоти, чтобы умереть за наши грехи, непостижимо. Как Его пример открывает значение самопожертвования и самоотречения ради блага других? Хотя мы никогда не сможем повторить совершенное Христом на кресте, самопожертвование ожидается и от нас. Как мы можем его проявить в своей жизни?
2. Многих людей пугает перспектива подчинения Божьей воле, поскольку они не знают, что произойдет дальше. Что вы можете посоветовать человеку, склонному полагаться на собственные силы, а не на Бога? Как вы можете помочь ему преодолеть страхи, возникшие от незнания или невозможности контролировать будущее?
3. Молитесь всем классом за людей, о которых известно, что они не живут в покорности Божьей воле. Просите Бога о том, чтобы они смогли понять: в доверии Божьей воле сокрыт единственный путь к истинному спокойствию. В то же время как вы можете помочь им довериться Господу и понять, что Его пути являются наилучшими из всех? Другими словами, как Бог через вас мог бы открыть другим Свою любовь и желание заботиться о людях?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →