Ученые провели эксперимент, в котором участвовали четырехлетние дети. Каждому ребенку вручили по одному зефиру и при этом сказали: если они дождутся, пока специалист вернется со своего задания, то получат еще по одному. Некоторые дети съели свой зефир сразу же, как только исследователь ушел. Другие стали ждать. Эта разница в поведении была зафиксирована.
Затем ученые наблюдали за этими детьми до подросткового возраста. Те, кто в эксперименте проявил терпение, оказались более приспособленными к жизни, стали более успешными студентами, их жизнь складывалась стабильнее в сравнении с теми, кто был нетерпелив. Исследователи пришли к выводу, что терпение — очень важная черта характера человека. Неудивительно, что Господь повелел Своим последователям воспитывать в себе это качество.
На этой неделе мы рассмотрим, возможно, самый сложный вид испытаний — испытание ожиданием.
Ключевые вопросы урока:
Почему иногда приходится очень долго ожидать осуществления тех или иных событий? Каким урокам терпения мы можем научиться, проходя через трудные испытания?
Воскресенье | Терпеливое ожидание
Прочитайте Рим. 15:4, 5. Ответьте на следующие вопросы:
Какие два качества, необходимые для сохранения надежды, называет Павел?
Откуда, по словам апостола, мы можем научиться этим двум качествам?
Какие два особые качества Бога упоминает Павел в ст. 5?
Обычно мы проявляем крайнее нетерпение, когда приходится ждать. Успокоение приходит лишь с получением ожидаемого. Однако мы редко и не всегда вовремя получаем желаемое, поэтому часто испытываем раздражение и нетерпение. А в таком состоянии невозможно сохранить мир и доверие Богу.
Ожидание — это болезненный процесс уже по своему определению. В еврейском языке слово, переведенное в Пс. 36:7 как «надейся», означает «ходи по кругу», «терпеливо жди». Оно происходит от другого слова, означающего «испытывать страдание от родов», «дрожать», «быть раненным», «пребывать в печали». Научиться терпению нелегко. Иногда испытание и заключается в том, чтобы сохранить терпение и ждать.
Прочитайте Пс. 26:14; 36:7 и Рим. 5:3–5. О чем говорят эти стихи? К чему приводит терпение?
Как вы считаете, является ли терпение одним из даров от Господа или же это всегда результат определенной работы над характером?
Ожидать можно по-разному. С одной стороны, можно погрузиться в мысли о том, чего ожидаешь, с другой — сосредоточить свой взор на Том, от Кого зависит ожидаемое. Такое различие в поведении определяется не длительностью ожидания, а нашим отношением к ситуации. Если мы доверяем Богу, если всецело предаем свою жизнь в Его руки и наша воля подчинена Ему, тогда можем быть уверены, что Он совершит для нас наилучшее в самое подходящее время, хотя порой в это трудно поверить.
Чего в данный момент вы ожидаете? Как можно научиться доверять Богу и Его «расписанию»? Молитесь о том, чтобы научиться полностью доверять и подчиняться Господу.
Понедельник | В определенное Богом время
Прочитайте Рим. 5:6 и Гал. 4:4. Что в этих стихах говорится о Божьих сроках и времени?
В приведенных текстах Павел говорит, что Христос пришел умереть за нас в строго определенное время. Апостол не поясняет, почему это время было наилучшим. Можно читать эти стихи и удивляться: почему Христу нужно было ждать тысячи лет, чтобы прийти на землю и решить проблему греха? Разве Вселенной нужно было столько времени, дабы понять ужас греха и необходимость его уничтожения?Мы также можем спрашивать: почему Господь так долго не приходит во второй раз или почему Господь так долго не отвечает на мои молитвы?
Пророчество о семидесяти седьминах из Дан. 9:24–27 указывает на Христа как на Мессию. Какой временной период охватывает это пророчество? Что данный факт говорит о необходимости научиться ожидать, пока все произойдет в назначенное Богом время, даже если кажется, что мы ожидаем слишком долго?
Находясь в состоянии ожидания, мы можем научиться очень многому. Во-первых, сам факт ожидания может побудить нас перенаправлять внимание с ожидаемых «вещей» на Бога. Во-вторых, ожидая, мы можем лучше понять и оценить собственные мотивы и желания. В-третьих, ожидание делает наш характер духовно стойким. В-четвертых, ожидание способствует развитию многих важных духовных качеств, например, веры и доверия. В-пятых, ожидание помогает нам увидеть целостную картину своей жизни. В-шестых, мы можем так и не узнать, почему нам приходится ждать, поскольку учимся жить по вере.
Можете ли вы продолжить этот перечень?
Какие вы можете привести библейские примеры того, что Бог совершает дела в Свое время? Помогают ли они вам верить, что Он и для вас совершит все необходимое в определенное Им время? (Вспомните, например, обетование Аврааму и Сарре о сыне.) Спросите также себя: «Какие мои действия задерживают Божественный ответ на мою молитву?»
Вторник | Давид: наглядный пример ожидания
В 1 Цар. 16:1–13 мы читаем о том, как пророк Самуил помазал юного Давида в цари. Однако от овечьего пастбища до иерусалимского трона лежал долгий путь. Временами на этом пути Давид чувствовал себя находящимся в горниле испытаний.
Сначала юношу зовут, чтобы своей игрой на гуслях он успокоил мятущуюся душу Саула (см. 1 Цар. 16). Затем, поразив Голиафа, он становится героем Израиля (см. 1 Цар. 17). Потом в течение долгих лет Давиду приходится скитаться, чтобы спасти свою жизнь. И Саул, и его сын Ионафан знают, что Давиду суждено стать следующим царем (см. 1 Цар. 23:17; 24:20, 21). Но сам Давид не предпринимает абсолютно ничего, чтобы ускорить предсказанные Богом события. На первый взгляд даже кажется, что он делает все наоборот. Даже когда Саул пытался убить его и Давид отрезал край царской одежды, он сожалеет о содеянном (см. 1 Цар. 24:5–7). Спустя время Саул снова пытается убить Давида. Однако он отказывается ответить царю тем же, когда в очередной раз появляется благоприятная для этого возможность (см. 1 Цар. 26:7–11).
Прочитайте 1 Цар. 26:1–11. Почему Давид отказывался убить Саула? Чему учит нас его поступок?
Прочитайте 1 Цар. 26:12–25. Как Саул отвечает на милость, оказанную ему Давидом? Как этот случай убеждает нас в преимуществах надежды на Бога?
Размышляя над долгим путем Давида к трону, мы можем подвести итог в одном коротком предложении: не присваивай того, чего Бог тебе еще не дал. Божьи дары всегда лучше принимать из Его рук в определенное Им время. Возможно, этого момента придется ждать долго. Бобовые ростки могут прорасти в буквальном смысле за считаные часы, но чтобы вырос дуб, потребуются годы. И когда поднимутся сильные ветры, дерево устоит.
Давид легко мог бы оправдать убийство Саула. («В конце концов, разве не мне был обещан престол? А Саул такой нечестивец!») Но действия Давида говорят о его истинной вере в Бога. Чему лично вас учит этот поступок Давида?
Среда | Илия: проблема спешки
Противоборство на горе Кармил закончилось (см. 3 Цар. 18). Огонь сошел с неба, и весь народ признал истинного Бога. Лжепророки преданы смерти, Бог оправдан. Благодаря этому опыту Илия должен был окрепнуть духовно. Но вдруг он услышал нечто, устрашившее его настолько, что ему захотелось умереть. Прочитайте эту историю в 3 Цар. 19:1–9. Заключительные слова отрывка вызывают тревогу: «И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?» (ст. 9). Очевидно, страх заставил Илию бежать в неверном направлении.
После такого могущественного проявления Божьей силы Илия должен был исполниться веры и доверия, но вместо этого он бежит, опасаясь за свою жизнь. Чему учит нас этот отрицательный опыт?
Эта история иллюстрирует важную мысль: совершая что-то в спешке, мы легко можем оказаться в неверном месте. Мысли Илии были затуманены из-за страха, и он бежит в пустыню, прося себе смерти. Но бежать от Божьих планов можно и по другим причинам.
Прочитайте следующие библейские тексты: Быт. 16:1–3; Числ. 20:10–12; Суд. 14:1–3; Лк. 9:52–56; Деян. 9:1. Что заставило упомянутых здесь людей «убегать» от Божьей воли?
Амбиции, гнев, страсть, недостаток веры, ложная ревность о Боге могут стать причиной поспешного бегства в неверном направлении. Никто не застрахован от подобной опасности. Выход один — укреплять веру в доброту и милость Бога, Который, как мы знаем, любит нас и желает для нас самого лучшего. Вера не приходит сама собой. Хотя она и является даром, но ее нужно взращивать, питать и заботливо оберегать.
Четверг | Учитесь утешаться Господом
«Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4).
Слова из Пс. 36:4 — это чудесное обетование. Представьте, что вы получаете то, о чем давно мечтали. Однако обретение желаемого зависит от того, насколько сердце умеет утешаться Господом. Что же означает «утешаться Господом»?
Прочитайте Пс. 36:1–11. Очень важно обратить внимание на контекст стиха 4. Давид пишет о людях, действующих против Бога и против него лично. Когда кто-то противится нам, естественным ответом обычно бывает раздражение и стремление доказать свою правоту. Но Давид советует другое.
Какой совет дает Давид Божьим детям в приведенных стихах? Ст. 1
Ст. 5
Ст. 7
Ст. 8
Прочитайте еще раз стих 4. С учетом контекста стихов, над которыми вы только что размышляли, скажите, что означает «утешаться Господом»?
Снова и снова с помощью разных выражений Давид повторяет главную мысль: доверяйте Богу! Доверяйте Его действиям, не разочаровывайтесь, ибо Господь с вами и всегда действует вам во благо. Вам не нужно обременять себя попытками все расставить по своим местам. Ваш Небесный Отец заботится обо всем этом. Доверьтесь Ему, доверьтесь Ему всем сердцем.
Именно в таком контексте Давид призывает «утешаться Господом». Это означает жить в состоянии полного доверия Богу. Ничто не может омрачить наш покой, потому что Бог с нами и действует нам во благо. Поэтому мы призваны прославлять Его, радоваться в Нем. Ведь никто не в силах помешать Ему! Когда мы научимся так жить, тогда действительно начнем получать то, чего жаждет наше сердце, ибо наш любящий Отец желает нам дать это, причем в то время, когда Его дар принесет наибольшую пользу нам и Его Царству.
Как вы можете научиться «утешаться Господом»? Проведите некоторое время в молитве, прося Бога о том, чтобы такое утешение стало реальностью вашей жизни.
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте: Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 637–642.
Чтобы Божьи планы осуществлялись в нашей жизни, от нас требуется большое терпение, а это может стать своего рода испытанием. В такие времена нужно учиться развивать терпение, сосредоточившись на личности Бога и веря, что Он действует нам во благо. Ожидать приходится по различным причинам, но все они связаны с исполнением Божьих планов о нас и Его Царстве. Можно многое потерять, если мы бежим впереди Бога, и многое можно обрести, доверяя Его «расписанию» и надеясь на Него. Господь взвешивает и измеряет каждое испытание.
«Я не знаю, с какой целью Бог посылает мне эту скорбь, но Он знает, что нам полезнее, и я предам Ему, как верному Создателю, свой дух, душу и тело. „Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день“ (2 Тим. 1:12). Если бы мы воспитывали себя в большей вере, любви, терпении и в большем доверии нашему Небесному Отцу, я знаю, мы изо дня в день обретали бы все больше внутреннего мира и счастья в этой жизненной борьбе.
Господу неугодно, когда мы раздражаемся и нервничаем, не доверяя заботливым рукам Иисуса. Требуется больше спокойного упования и бодрствования. Нам кажется: если у нас нет чувства уверенности, значит, мы на неправильном пути, поэтому начинаем ориентироваться на какие-то особые ощущения или знаки, подходящие для данной ситуации. Но на суде Божьем будет иметь значение вера, а не чувства» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 2, с. 242).
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы понимаете выражение: «Господь взвешивает и измеряет каждое испытание»? Как знание об этом помогает нам ожидать?
2. Предложите присутствующим поделиться личными свидетельствами об их опыте ожидания. Чего они боялись, чему радовались? Как они справлялись с раздражением? Чему научились? На какие обетования полагались?
3. Что ваша церковь и ваш класс субботней школы могут сделать, дабы помочь людям, которые проходят испытание ожиданием?
4. Какова роль молитвы в развитии терпения? Есть ли у вас знакомые, о которых вы хотели бы молиться, чтобы Дух Святой дал им терпение?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →