«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).
Сегодня слово «кроткий» звучит нечасто. И несложно понять, почему так происходит. Один из словарей определяет кротость как «способность сносить все с терпением и без негодования». Мы находим упоминание о кротости, когда читаем о Моисее или изучаем заповеди блаженства. Неудивительно, что мы так мало слышим о кротости сегодня, ведь она не в почете в современном обществе. Иногда в Библии это слово переводится как «смирение». Но и смирение в большинстве современных культур не относится к числу высоко ценимых качеств.
Кротость, безропотное проявление терпения — одна из прекраснейших характеристик Самого Иисуса Христа и Его последователей. Наряду с основным значением кротость ценна еще и потому, что с ее помощью можно победить боль и отчаяние. Более того, в трудностях человек учится кротости, а также, проявляя ее, несет миру свидетельство о Господе.
Ключевые вопросы урока:
Какая связь между страданиями и кротостью? Как кротость и страдания могут быть инструментами свидетельства о Боге? В каких случаях кротость может стать силой, а не слабостью христианина?
Воскресенье | Преломленный хлеб и налитое вино
Освальд Чемберс, чьи высказывания мы уже встречали в уроках этого квартала, говорил, что мы должны стать «преломленным хлебом и налитым вином» для других. Как вы думаете, что имел в виду автор?
В Библии содержится много примеров людей, которые были «преломлены», чтобы служить другим. Моисей терпел нескончаемые волны сплетен и критики, когда вел народ к Обетованной земле. Иосиф пережил предательство и тюремное заключение, прежде чем стал правителем Египта. В каждом из этих случаев Бог допускал трудности для того, чтобы чему-то научить не только Моисея и Иосифа, но и других. В нашей жизни подобное также может иметь место. В таких ситуациях легко вознегодовать. Но, как мы уже отметили, кротость — это Богом данная способность переносить всё «с терпением и без негодования».
Почему Иезекиилю нужно было пройти через такие испытания?
В 24-м стихе Бог говорит, что «будет для вас Иезекииль знамением: все, что он делал, и вы будете делать; и когда это сбудется, узнаете, что Я — Господь Бог». Иезекииль должен был послужить наглядным примером: когда Божье пророчество, символом которого стала жизнь Иезекииля, начнет исполняться, народ израильский убедится в истине о том, что Господь есть Бог. Этот замысел воплотился только благодаря тому, что Иезекииль позволил Господу сокрушить, «преломить» его ради всего народа. Кто знает, сколько людей могут увидеть Господа Бога через наши страдания!
Каков ваш опыт «преломления»? Какие уроки вы усвоили? Как через «преломление» вашей души Господь помог другим людям?
Понедельник | Ходатайство о помиловании
Прочитайте Исх. 32:1–14. Какую особую роль в этом отрывке сыграл Моисей?
Поклонение золотому тельцу было расценено Богом как чрезвычайно кощунственный акт отступничества, и Он сообщил, что уничтожит людей и произведет от Моисея другой народ. Но вместо того, чтобы принять Божье предложение, Моисей ходатайствует за народ перед Богом, и Бог проявляет милость.
Как вы считаете, заступничество Моисея перед Богом за народ было необходимо для народа или для самого Моисея?
В Исх. 32:1–14 представлены две важные идеи. Во-первых, Божье предложение уничтожить восставший народ и благословить Моисея было для него проверкой. Господь хотел, чтобы люди увидели, каким великим состраданием наполнено сердце этого человека. И Моисей сдал этот экзамен. Подобно Иисусу, он молил о помиловании грешников. Это говорит о том, что иногда Бог может позволить нам столкнуться с сопротивлением, может допустить трудности в нашей жизни, чтобы всей Вселенной было явлено, как много сострадания живет в нас к заблудшим.
Чем Моисей обосновывает свою просьбу к Господу о том, чтобы Он не уничтожал Израиль (ст. 12, 13)?
Отметьте и прокомментируйте, каким свидетельством для других народов должны были стать поступки Бога и Моисея в ответ на непослушание народа.
Во-вторых, в отрывке показано, что противостояние и непослушание — это призыв к проявлению милости. Милость нужна тем, кто наименее ее заслуживает. Но когда люди менее всего заслуживают ее, мы и не склонны предлагать ее им. Однако Моисей, когда его сестра Мариам критиковала его, умолял Господа о ее исцелении от проказы (см. Числ. 12). Когда Бог вознегодовал на Корея и его сообщников и вознамерился уничтожить их, Моисей пал на лицо свое, прося Его пощадить их. На следующий день, когда Израиль роптал на Моисея за смерть восставших и Господь снова сказал, что уничтожит их всех, Моисей пал на свое лицо и поторопил Аарона взять кадильницу и пойти к народу, чтобы «заступить их» (Числ. 16). Движимый кротостью и самоотречением, Моисей в тяжелое время испытаний искал милости для тех, кто, конечно же, не заслуживал ее.
Кто из ваших знакомых, на ваш взгляд, не заслуживает милости? Как вы в кротости и самоотречении можете помочь им ощутить Божью благодать?
Вторник | Любовь к обидчикам
Некто однажды сказал: «Любить своих врагов вовсе не означает любить грязь, в которую погружена жемчужина; скорее, это означает любить жемчужину, находящуюся в грязи… Бог любит нас не потому, что мы по своей природе приятны. Но мы становимся приятными, потому что Он любит нас».
Глядя на своих «врагов», что вы обычно видите: жемчужину или грязь, в которую она погружена?
Прочитайте Мф. 5:43–48. Иисус призывает нас любить наших врагов и молиться о них. Какие примеры из мира природы приводит Иисус, чтобы мы могли лучше понять, почему нам следует любить наших врагов? Чему Он хочет научить нас?
В стихе 45 Иисус ссылается на Своего Небесного Отца, чтобы показать, как следует относиться к нашим обидчикам, которые, возможно, стали причиной наших самых горьких страданий. Иисус говорит, что Его Отец посылает дождь как на праведника, так и на нечестивого. Если же Бог посылает дождь и неправедным, как мы в таком случае должны относиться к ним?
Иисус не пытается сказать, что мы должны всегда питать теплые, нежные чувства к каждому обидчику, хотя и это может иметь место. Он показывает, что любовь к врагам — это не просто благожелательность, но конкретные действия, в которых проявляются забота и внимание к ним.
Иисус завершает этот отрывок словами, которые часто вызывают споры: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (ст. 48). Однако в своем контексте эти слова означают лишь одно: те, кто хочет быть совершенным, как совершен Отец Небесный, должны любить своих врагов так же, как Бог любит грешников. Быть совершенным в глазах Божьих означает любить тех, кто вас ненавидит. Вот где нужна кротость сердца, которую можно обрести только у Бога.
Помня о том, что кротость означает «сносить все с терпением и без негодования», определите: что вам нужно изменить в своей жизни, дабы позволить Господу даровать вам такую кротость сердца, которая сделает вас способными любить врагов?
Среда | Кроткое молчание
Величайший пример кротости в суровых испытаниях показал Иисус. Сказав: «Придите… и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28, 29), Он имел в виду такую кротость, которую мы и представить себе не можем.
Прочитайте 1 Петр. 2:18–25. Петр призывает рабов быть готовыми страдать несправедливо, ссылаясь на то, что и Христос «пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:21). Каким принципам кротости и смирения мы можем научиться у Христа?
Неприятно и больно наблюдать, как кто-то несправедливо обращается со своим ближним. И никто из нас не хотел бы оказаться на месте пострадавшего. Обычно человек очень остро реагирует на несправедливость. Когда она случается, первое желание состоит в том, чтобы «расставить все по своим местам». При этом руководствуясь собственным пониманием справедливости.
Жить в таких условиях нелегко и даже невозможно, если мы не согласимся с одной важнейшей истиной: во всех несправедливых ситуациях нужно верить, что наш Небесный Отец управляет всем и будет отстаивать нас, если это согласуется с Его волей. При этом мы должны осознавать, что, подобно Иисусу, не всегда будем избавлены от несправедливого обращения. Но нам всегда нужно помнить: наш Отец всегда с нами и держит все под контролем.
Совет Петра, основанный на примере из жизни Иисуса, неожиданный, поскольку утверждает, что молчание перед лицом несправедливых страданий — лучший свидетель к славе Божьей, чем стремление поставить людей на место. В ответ на вопросы Каиафы и Пилата Иисус мог сказать многое, чтобы исправить ситуацию и оправдать Себя, но не сделал этого. Его молчание являлось свидетельством Его кротости.
Как вы ведете себя в ситуациях, когда с вами обращаются несправедливо? Как вы можете применить в своей жизни некоторые из принципов, о которых мы говорили сегодня?
Четверг | Наша Твердыня и Убежище
Как вы считаете, кротость — это проявление силы или слабости характера? Обоснуйте свой ответ.
Зачастую самыми гордыми, высокомерными и задиристыми бывают люди, страдающие от низкой самооценки. Свою заносчивость и гордыню (при полном отсутствии кротости и смирения) они используют — возможно, даже неосознанно, — чтобы скрыть отсутствие или недостаток чего-то важного в душе. Такие люди, как и каждый из нас, нуждаются в защищенности, чувстве собственного достоинства, принятии, особенно во время бедствий и страданий. Все это мы можем обрести только у Господа. Итак, кротость и смирение являются не признаком слабости, а самым убедительным доказательством того, что человек прочно утвержден на Скале.
Прочитайте Пс. 61:2–9. Как вы думаете, что послужило причиной для написания этого псалма? Что Давид пытается этим сказать? Какие духовные принципы мы находим в его словах? И, самое важное, как вы можете научиться применять эти принципы в своей жизни?
«Без всякой причины люди могут стать нашими врагами. Мотивы народа Божьего будут неправильно истолкованы не только миром, но и братьями. Божьи слуги окажутся в трудных обстоятельствах. Из мухи сделают слона, чтобы оправдать эгоистичные, неправедные действия людей… Из-за искажения фактов верных Богу облекут в мрачные одежды нечестности, поскольку обстоятельства, не поддающиеся их контролю, значительно усложнят их работу. На них будут указывать как на людей, которым нельзя доверять. И это будет сделано членами церкви. Божьи служители должны вооружиться разумом Христовым. Им не следует думать, что их минует оскорбление или неправедный суд. Их будут называть исступленными фанатиками. Но пусть они не впадают в уныние. Божья рука покоится на штурвале Его провидения, направляя Его дело к славе Его имени» (Э. Уайт. Взгляд ввысь, с. 177).
Насколько вы ощущаете себя невосприимчивыми к упрекам и колким замечаниям других? В большинстве случаев вы их остро ощущаете, не так ли? Каким образом вы можете сблизиться с Богом и вверить чувство собственного достоинства в Его руки — любящего вас, умершего за ваши грехи и защищающего вас от пренебрежительного отношения со стороны других?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте: Э. Уайт. Служение исцеления, с. 453, 454; Желание веков, с. 298–314; Евангелизм, с. 630. «Все трудности, встречающиеся у нас на пути, легче переносит тот, кто обладает кротостью Христа. Если нам присуще смирение нашего Господа, мы сможем подняться выше обид, резких выпадов в наш адрес, каждодневных неприятностей — все это перестает омрачать наш дух. Высшим доказательством великодушия христианина является самообладание. Если человек, подвергаясь оскорблениям или жестокости, теряет спокойствие и доверие, он лишает Бога возможности явить в нем Свои совершенства. Смирение — это сила, благодаря которой последователи Христа одерживают победу; она является признаком их принадлежности к Небесному Царству» (Э. Уайт. Желание веков, с. 301).
Вопросы для обсуждения:
1. Каким образом смирение позволяет нам «возвыситься» над обидами и неприятностями? Какое, на ваш взгляд, свойство смирения играет в этом первостепенную роль?
2. Как воспринимаются в вашей культуре такие черты характера, как смирение и кротость? Их ценят или, наоборот, презирают? Что в вашей культуре и вашем окружении мешает вам воспитать в себе такие черты характера?
3. Можете ли вы привести примеры кротости и смирения из жизни ваших современников? Кто эти люди, как они проявили эти качества и чему вы можете у них научиться?
4. Почему люди часто отождествляют кротость и смирение со слабостью характера?
5. Мы видели, как Давид искал Господа как свое убежище. Но как в реальности мы можем укрыться в этом убежище? Как может ваша церковь стать убежищем для всех, нуждающихся в укрытии? Какое убежище представляет собой ваша община? Как вы можете сделать ее лучшим убежищем для нуждающихся?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →