«А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5).
Находясь в церкви в окружении улыбающихся людей, легко говорить и петь о надежде. Но когда мы оказываемся в трудностях, надежда порой может колебаться и в сердце закрадываются сомнения.
«Бог не желает, чтобы мы оставались угнетенными немой скорбью израненного и разбитого сердца. Он хочет, чтобы мы подняли свой взор и взирали на Его дорогое, исполненное любви лицо. Благословенный Спаситель стоит рядом со многими, чьи глаза так затуманены слезами, что они не узнают Его. Он жаждет взять нас за руку, чтобы мы, глядя на Него в простоте веры, позволили Ему вести нас. Его сердце открыто для нашего горя, наших скорбей и испытаний. Он возлюбил нас вечной любовью и Своей добротой окружил нас. Наше сердце может покоиться в Нем, размышляя о Его любви и доброте весь день. Он вознесет душу над ежедневной скорбью и растерянностью в Царство мира.
Помыслите об этом, дети страдания и скорби, и возрадуйтесь в надежде. „Сия есть победа, победившая мир, — вера наша“ (1 Ин. 5:4)» (Э. Уайт. Правила счастливой жизни, с. 12).
Ключевой вопрос урока:
Как правильное понимание Божьего характера помогает нам сохранить надежду во время тяжелых испытаний?
Воскресенье | Целостная картина
Когда мы испытываем сильную боль, нам кажется, что ничто на свете не может быть важнее нашего состояния. Но всегда следует помнить, что мы — лишь часть большого мира вокруг нас (см. Откр. 12:7; Рим. 8:22).
Прочитайте Авв. 1:1–4. Перечислите и опишите, какие беспокойства постигли Аввакума как со стороны Бога, так и со стороны окружающего народа.
Возможно, вы ожидали, что на жалобы пророка Бог ответит: «Это действительно ужасно, Аввакум. Я приду и решу проблему». Однако Господь ответил совсем по-другому. Он сообщил, что станет еще хуже. Прочитайте об этом в Авв. 1:5–11.
Израильтяне были угнетаемы ассирийцами, но Бог предрекает еще бо́льшие трудности: народ иудейский уведут в плен вавилоняне. Аввакум снова молится (см. ст. 12–17) и ожидает Божьего ответа.
Какую надежду предлагают Божьи вступительные слова к обетованию о разрушении Вавилона? Авв. 2:2, 3.
Вторая глава книги Аввакума — это Божье предсказание о разорении Вавилона. В Евр. 10:37 апостол Павел цитирует Авв. 2:3, 4, намекая на эсхатологическое исполнение этого обетования. Предсказание о разорении Вавилона сбылось, и в равной степени можно быть уверенными, что будет разрушен и «Вавилон, великая блудница» (Откр. 18:2).
Аввакум страдал от того, что его окружало великое зло, однако Господь сказал, что будет еще хуже. Положение пророка схоже с нашим. Вокруг нас великое зло, но Библия предвещает, что оно еще больше умножится. Аввакум не впал в уныние только потому, что увидел картину в целом. Это побудило его произнести величественную молитву благодарения, в которой он прославляет Бога за Его замысел (см. Авв. 3).
Прочитайте Авв. 3:16–19. На что указывает Аввакум как на причину своей надежды?
В чем состоит надежда Божьего народа, ожидающего исполнения последних пророчеств? Как вы можете обрести эту надежду?
Понедельник | Наш Отец
Известный христианский автор Освальд Чемберс пишет: «Спрашивали ли вы Бога о Его замыслах? Он не всегда открывает вам Свои планы, но откроет вам, каков Он есть» (О. Чамберс. Мой предел пред Его Величием, 2 янв.).
Как вы думаете, что имел в виду Чемберс, высказывая такую мысль? Согласны ли вы с таким утверждением автора?
Как мы знаем, книга Иова начинается с описания великой личной трагедии этого патриарха. Он теряет все, кроме собственной жизни и жены. Жена предлагает ему: «Похули Бога и умри» (Иов. 2:9). Далее следуют долгие рассуждения, в которых его друзья пытаются понять, почему с Иовом случились все эти несчастья. На протяжении всей беды Бог молчит.
Господь появляется только в 38-й главе и говорит: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов. 38:2). И затем без остановки Бог задает Иову около шестидесяти вопросов. Откройте Библию и прочитайте 38-ю и 39-ю главы.
Выслушав вопросы, Иов отвечает: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои. Однажды я говорил — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду» (Иов. 39:34, 35). Но Бог еще не закончил Свою речь. Он обращается к Иову с новыми непростыми вопросами, задавая их один за другим.
Прочитайте окончательный ответ патриарха Иова Богу в Иов. 42:1–6? Как вы думаете, какое открытие сделал для себя Иов, что позволило ему именно так ответить Богу, хотя раньше Иов пытался спорить с Богом и задавать Ему много вопросов?
Бог так и не ответил ни на одно из «почему» друзей Иова. Вместо этого Он нарисовал картину Своего несравненного величия, явленного в сотворенном Им удивительном мире. После этого Иов уже не задает вопросов. Необходимость в получении на них ответов оказалась в тени ошеломляющей картины Божьего величия.
В истории Иова показан удивительный парадокс: надежду и вдохновение мы можем почерпнуть из осознания того, насколько мало знаем. Инстинктивно мы пытаемся найти утешение в знании и, не обретя его, разочаровываемся. Но иногда Бог ярко освещает наше невежество, дабы мы поняли, что истинную надежду человек может найти только в Личности намного большей, чем мы сами.
Происходят ли сейчас в вашей жизни события, которые вы не можете понять? Если да, попытайтесь представить себе Бога. Каким образом размышление о Нем и личное знание Его помогает нам устоять в самых тяжелых переживаниях?
Вторник | Присутствие Отца
«Ибо Я — Господь Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: „не бойся, Я помогаю тебе“» (Ис. 41:13).
Некто однажды сказал: «Когда Бог кажется далеким, кто от Кого отошел?» В трудностях нам кажется, что Бог покинул нас. Но в действительности Он никуда не уходит (см. 2 Пар. 15:2). Скорее, это мы потеряли Бога из виду.
В изгнании иудеям казалось, что Бог очень далек от них. Но через пророка Исаию Господь заверял их в грядущем избавлении. Хотя до возвращения в Иерусалим было еще много лет, Бог хотел, дабы люди знали, что Он не отошел от них и они могут жить с надеждой.
Прочитайте Ис. 41:8–14. Перечислите содержащиеся в отрывке основания для надежды, которую может обрести народ, ожидающий своего освобождения. Как данное обетование помогает нам в ожидании избавления из земного плена?
Один из самых ярких образов, показанных в этом отрывке, записан в стихе 13. Владыка Вселенной говорит Своему народу: «Держу тебя за правую руку твою… не бойся». Одно дело — представить Бога, управляющего земными событиями с высокого трона, находящегося на расстоянии многих световых лет от Земли, и совершенно другое — увидеть, как Он держит человека за руку.
Жизненная суета мешает нам помнить, что Бог близок. Напоминанием об этом должно служить Его имя — Эммануил, «С нами Бог». Бог всегда рядом с нами, а вместе с Ним и Его намерения, обетования, преобразующая сила.
В течение следующих нескольких дней проведите эксперимент. Как можно чаще старайтесь вспоминать, что Бог Вселенной рядом с вами, держит вас за руку и обещает вам помочь. Обращайте внимание на то, как эти мысли изменяют ваш образ жизни. Будьте готовы обсудить ваш опыт в классе.
Среда | Замысел Отца о нас
Все хотят жить с надеждой. Но где ее источник? Для некоторых надежда сокрыта в улыбке друга. Другие находят ее в финансовой стабильности или прочном браке. Где вы обычно ищете надежду и вдохновение?
В книге Иеремии пророк обращается к людям, которые, находясь в плену, утратили надежду. Об этом псалмопевец говорит: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136:1). Хотя их сердца разбиты, Иеремия все же указывает на причины, почему им не следует терять надежду.
Какие, по словам Иеремии, существуют причины для надежды народу, находящемуся в плену? Иер. 29:1–10.
В этом отрывке можно выделить три важных источника надежды, на которые следует обратить внимание.
Во-первых, Бог призывает Свой народ не терять надежды, потому что ситуация, в которой он оказался, не является результатом воли случая или непредсказуемого действия зла. Господь говорит: «Я переселил [иудеев] из Иерусалима в Вавилон» (ст. 4). И хотя кажется, что они окружены злом со всех сторон, Иуда всегда находился и находится в Божьей руке.
Во-вторых, Господь говорит Своим детям, что Он действует даже в их нынешней ситуации: «И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (ст. 7).
В-третьих, Бог в определенное время положит конец их изгнанию: «Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие» (ст. 10).
Указав народу на то, что Он вел его в прошлом, ведет в настоящем и будет вести в будущем, Господь заверяет его в Своей любви и заботе (Иер. 29:11–14).
Прочитайте Иер. 29:11–14, произнося свое имя после местоимения «вы», будто Бог адресует обетования лично вам. Полагайтесь на эти обетования, что бы с вами ни случалось и какие бы духовные сражения вам ни пришлось вести.
Четверг | Отцовское наказание
Прочитайте Евр. 12:5–13, помня, что цикл уроков этого квартала называется «В горниле испытаний со Христом». Какая добрая весть содержится в прочитанных стихах?
В Евр. 12:5–13 изображены испытания как часть воспитательного процесса. Использованное в греческом подлиннике Нового Завета слово пайдэ́уо (в Синодальном переводе — наказывать;стих 6) имеет такие значения: 1) воспитывать, наставлять; 2) исправлять, наказывать; 3) бить, бичевать. Учитывая, что оно имеет тот же корень, что и слово пайди́он (ребенок), можно понять, почему в греческой культуре это слово было одним из основных терминов в сфере воспитания. Поэтому уразуметь смысл «наказания Господня» (ст. 5) — значит понять, как Бог обучает нас в школе веры, которую автор описал в предыдущей 11-й главе.
В Евр. 11 перечислены герои веры. Вера помогала им двигаться вперед, преодолевая всевозможные препятствия и испытания. В начале 12-й главы апостол обращается к нам, читателям, и заверяет: если устояли они, можем устоять и мы. Главное — постоянно взирать на Христа (ст. 2) и подражать Ему в трудное время (ст. 3). Образно говоря, 12-я глава — это очки для реального восприятия христианской жизни. Без них наше ви́дение и понимание трудностей всегда будет затуманено. Эти «очки» помогают яснее понять смысл страданий и исправить ошибочные представления о нем, навязываемые нашей культурой. Тогда мы сможем правильно воспринимать возникающие в нашей жизни испытания.
Прочитайте Евр. 12:1–13. Сосредоточьте свое внимание на стихах 5–13 и дайте ответы на следующие вопросы:
От кого исходит наказание?
Каким должен быть наш отклик на наказание?
Какова цель наказания?
Еще раз прочитайте Евр. 12:1–13. Составьте список причин, которые могут послужить основанием для надежды. Ощущали ли вы надежду во время вашего духовного «воспитания»?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте: Э. Уайт. Воспитание, с. 301–309; Служение исцеления, с. 470, 471.
«В жизни каждого из нас бывает время мучительного отчаяния и полного разочарования; приходят такие дни, когда страдания становятся уделом нашей жизни, когда волнения разрывают душу и смерть становится желанной избавительницей. Как трудно верить тогда, что Бог по-прежнему остается добрым благодетелем Своих земных детей. Многие перестают уповать на Бога в подобное время, впадают в рабство сомнений, и цепи неверия сковывают их. Если бы только мы могли в этот момент постичь план Божьего провидения, мы увидели бы ангелов, пытающихся спасти нас от самих себя, делающих все возможное, чтобы укрепить наши ноги на основании, которое тверже, нежели вековечные горы, и тогда новый прилив жизненных сил и веры охватил бы все наше существо» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 162).
Вопросы для обсуждения:
1. Эллен Уайт говорит, что «в жизни каждого из нас бывает время мучительного отчаяния и полного разочарования». Проходя через подобный отрезок жизни, способны ли мы замечать нужды и проблемы других? Как мы можем научиться дарить надежду друг другу, когда переживаем горькие разочарования?
2. В классе обсудите последний вопрос из раздела урока за четверг. Как влияет на вашу жизнь понимание того, что Бог неизменно близок к вам?
3. Прочитайте вслух какой-нибудь небольшой отрывок из Иов. 38–41. Каким в нем представлен Бог? Что из прочитанного обнадеживает и воодушевляет вас? Как в эту картину вплетается истина о субботе? Помогает ли она нам всегда помнить о сущности и характере Бога?
4. Преобразующая надежда имеет небесное происхождение. Это значит, что мы можем молиться друг за друга, чтобы надежда наполнила нашу жизнь. Некоторое время проведите в молитве о тех людях, которые не имеют твердой надежды. Просите Бога о том, чтобы надежда воскресла в их сердцах. Что еще вы можете сделать для тех, кто в борьбе с испытаниями теряют надежду?
5. Предложите присутствующим поделиться личным опытом о том, как разочарования и испытания стали причиной утраты надежды и веры и как произошло возвращение к Богу.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →