«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53:10).
Известный христианский писатель К. С. Льюис, когда умирала его жена, написал: «Я не думаю, что существует опасность утратить веру в Бога. Истинная опасность состоит в возможности поверить в то, что Бог — плохой. Я боюсь не того, что приду к выводу: „Оказывается, Бога нет!“, но: „Так вот какой Он, оказывается!“» (Боль утраты, с. 6, 7).
Испытывая боль, некоторые склонны отвергать Бога, другие, подобно Льюису, искушаемы изменить свое представление о Нем, решив, что Он не является добрым. Многое зависит от того, насколько велика будет тяжесть наших страданий. До какой степени Бог готов рисковать, проводя Свой народ через огонь страданий и стремясь к Своей главной цели: уподобить нас «образу Сына Своего» (Рим. 8:29).
Ключевой вопрос урока:
Как вы думаете, почему Бог идет на риск быть неправильно понятым теми, кого хочет научить любить и знать Его? Какую меру непонимания готов выдержать Господь, чтобы уподобить нас «образу Сына Своего»?
Воскресенье | Суровое испытание Авраама
Прочитайте Быт. 22. Без каких-либо объяснений Бог просит Авраама принести в жертву своего сына. Можете ли вы представить себе, какие чувства испытывал Авраам? На человеческом уровне это была абсолютно недопустимая идея, чтобы святой Бог просил человека принести в жертву своего сына. Даже если Авраам и понимал духовный смысл этой просьбы, как быть с Божьим обещанием о наследнике? Без сына обетованию не сбыться.
Как вы думаете, почему Бог повелел Аврааму принести такую жертву? Если Богу известно все, какова цель этой просьбы?
«Бог призвал Авраама стать отцом всех верующих, и его жизнь должна была быть образцом для грядущих поколений. Но его вера не была совершенной. Однажды он проявил недоверие Богу, скрыв, что Сарра была его женой, а потом еще раз — женившись на Агари. Но чтобы он мог достигнуть наивысшей ступени духовного развития, Бог подверг его другому, труднейшему испытанию, которое когда-либо возлагалось на человека» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 147).
Божье повеление и время, когда оно прозвучало, не были случайными. «Когда Авраам получил это повеление, ему было уже сто двадцать лет… Бог отложил Свое последнее, в высшей степени мучительное испытание на то время, когда годы тяжелым бременем легли на плечи Авраама и душа его жаждала покоя от забот и трудов» (там же).
«Бог повелел Аврааму предать смерти своего сына, чтобы он осознал реальность Евангелия, а также чтобы испытать его веру. Мука, которую он пережил в течение тех мрачных трех дней страшного испытания, была допущена, чтобы он на собственном опыте мог хоть отчасти понять, сколь великую жертву безграничный Бог приносил ради искупления человека» (там же, с. 154).
Эта история показывает, как иногда действует Бог. Порой Он может попросить нас исполнить то, чему на самом деле не позволит совершиться. Временами Он может попросить нас пойти туда, куда в конечном счете не допустит нас. Для Бога важно не только само окончание ситуации, но и то, чему мы научились в течение ее развития.
Иисус упомянул этот опыт патриарха, когда говорил иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Авраам мог бы упустить эту возможность, если бы решил, что повеление принести в жертву сына исходит не от Господа, а от Его противника. Но патриарх страстно желал узнать волю Божью и исполнить ее. И он узнал ее и исполнил.
Как вы распознаете голос Божий? По каким признакам определяете, что к вам говорит Бог? Какие пути использует Бог, чтобы открыть вам Свою волю?
Понедельник | Непокорный Израиль
В истории Осии представлены для нас весьма важные уроки. Этот пророк оказался в крайне необычной ситуации. Его жена Гомерь убегает от него, и у нее рождаются дети от других мужчин. Несмотря на ее блудодеяние, Бог призывает Осию принять ее обратно и как прежде относиться к ней с любовью. Так Бог стремится показать, как Он Сам относится к Израилю, который оставил Его и духовно блудит с другими богами. Но несмотря на это, Господь продолжает любить израильтян. Как удивительны Божьи методы!
Прочитайте Ос. 2:1–12. Как Бог намерен обратить Израиль к Себе? С чем вы могли бы сравнить эти переживания?
Ст. 2, 3
Ст. 5–7
Ст. 8, 9
Ст. 10
История отношений Осии и Гомери поднимает два важных вопроса о том, как мы отвечаем на Божьи попытки привести нас к покаянию. Во-первых, существует опасность не заметить, что Господь начал действовать. Когда израильский народ проходил через трудности, им было сложно признать, что таким образом Бог ведет их к спасению. Когда впереди нет просвета и мы не знаем, куда идти (ст. 6), стои́т ли за этим Бог? Когда у нас отнимают самое необходимое для жизни или выставляют нас на позор (стихи 9, 10), есть ли среди всего этого место для Отца? Однако, что бы мы ни чувствовали, Бог постоянно действует с целью привести нас к покаянию, потому что любит нас.
Во-вторых, существует опасность неправильно понять Бога и Его действия. Мы можем увидеть Бога в действии, но нам могут не понравиться Его действия. Когда мы испытываем боль и разочарование, легко обвинить Бога в жестокости и безразличии. Однако Господь неустанно трудится над тем, чтобы изменить нас посредством Своего завета любви.
Прочитайте Ос. 2:14–23. Что из этого отрывка вы узнаете о Боге? Просите Святого Духа показать вам те жизненные ситуации, в которых вы убегаете от Бога. Если бегство от Бога действительно имеет место в вашей жизни, тогда сто́ит ли удивляться испытаниям? Что препятствует вам сейчас полностью посвятить свою жизнь Господу?
Вторник | Выживание благодаря поклонению
Прочитайте Иов. 1:6–2:10. Что послужило причиной страданий Иова?
История страданий Иова начинается весьма необычным образом. Ангелы приходят, чтобы встретиться с Богом, и вместе с ними приходит сатана. Бог спрашивает сатану, где он был, и тот отвечает: «Я ходил по земле и обошел ее» (ст. 7). Затем Бог задает следующий вопрос: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» (ст. 8). Сам вопрос не вызывает удивления, но удивляет то, что его задает Бог. Не сатана указывает на Иова как объект испытаний, а Сам Бог. Зная, что произойдет дальше, Господь Сам побуждает сатану обратить внимание на Иова. Иов и не предполагал, насколько трудным будет его испытание. В Писании ясно показано, что страдания Иову причиняет сатана, но также ясно и то, что разрешение на это он получает от Бога. Именно Бог разрешает сатане уничтожить имущество Иова, детей и подорвать его здоровье. Почему Бог позволяет сатане причинить Иову такую боль? Может, эта ситуация — особый случай или же здесь показан принцип, как Бог поступает с нами и сегодня?
Прочитайте Иов. 1:20, 21. Как Иов воспринимает случившееся?
На подобную ситуацию можно ответить двумя путями. Мы можем ожесточиться и отвернуться от Бога, Которого посчитаем жестоким или просто несуществующим, либо можем еще крепче ухватиться за Его руку. Иов остается верным Богу, а его ответом является поклонение Ему.
В текстах Иов. 1:20, 21 мы находим три аспекта поклонения, которые могут помочь в страданиях. Во-первых, Иов осознает свою беспомощность и признает, что не может претендовать ни на что: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (ст. 21). Во-вторых, Иов признает, что все находится под Божьим контролем: «Господь дал, Господь и взял» (ст. 21). В-третьих, Иов вновь подтверждает свою веру в праведность Бога: «Да будет имя Господне благословенно!» (ст. 21).
Вы переживаете трудные времена? Следуйте примеру Иова. Чем он может вам помочь?
Среда | Выживание благодаря надежде
«Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Кор. 1:8, 9).
Будучи избранным апостолом, Павел пережил много трудностей. Он не только устоял в них, но и всегда находил возможным прославлять Бога за все. Прочитайте во 2 Кор. 11:23–29 список пережитых им трудностей. Затем прочитайте 2 Кор. 1:3–11.
В тексте 2 Кор. 1:4 Павел утверждает, что Бог сострадает нам и утешает нас, «чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих». Можно ли считать страдание призывом к служению? Как можно стать более готовыми принять этот призыв?
Через нас Бог желает служить страдающим людям. Но прежде Он может позволить нам самим пережить страдание, чтобы мы могли утешать других, основываясь на личном опыте. Таким путем прошел Сам Иисус (см. Евр. 4:15).
Павел перечисляет свои трудности не для того, чтобы вызвать у нас жалость к нему. Он хочет, дабы мы знали: даже если находимся «во глубине морской», Отец Небесный готов вмешаться и даровать нам сострадание и утешение. Мы можем потерять надежду на жизнь и даже погибнуть, но не будем страшиться — Господь учит нас полагаться на Него! Мы должны довериться Ему, ведь Он Бог, воскрешающий мертвых (см. 2 Кор. 1:9).
Продолжая настойчиво проповедовать Благую весть в самых трудных обстоятельствах, Павел знает, что Господь спасет его в будущем, как спасал и раньше. Его непоколебимость основывается на трех факторах, о которых он говорит во 2 Кор. 1:10, 11. Во-первых, апостол утверждает: Бог «избавил нас от столь близкой смерти и избавляет» (ст. 10). Во-вторых, он сосредоточен на Боге, «на Которого надеемся, что и еще избавит» (ст. 10). В-третьих, он верит в силу ходатайственной молитвы: «При содействии и вашей молитвы за нас» (ст. 11).
Что вы можете позаимствовать у Павла, дабы не погружаться в жалость к себе во время испытаний и страданий?
Четверг | Чрезвычайный предел
Мы уже рассмотрели отдельные примеры трудностей, которые Бог использует для того, чтобы очистить нас и сформировать в нас христоподобный характер. Но на основании этих примеров некоторые люди заявляют, что Бог суров и требователен. Они говорят: «Мы знаем, что Бог желает нам добра, но все же как мало любви и заботы в этих примерах!»
Пока живем на оскверненной грехом земле, мы не найдем ответы на все свои «почему?». Только на небе будут разрешены все вопросы (см. 1 Кор. 4:5; 13:12). А пока нам предстоит «терпением и утешением из Писаний сохранять надежду».
Прочитайте Ис. 43:1–7. Во втором стихе Бог говорит, что проведет Свой народ даже через огонь и воду. С помощью этих двух образов обычно описывают крайне тяжелые жизненные обстоятельства, чрезвычайные трудности и опасности. Во время перехода через Красное море и Иордан людям было очень страшно, но эти трудности стали началом новой жизни. Нам свойственно желать, чтобы Бог вел нас легким безопасным путем. Но, подобно Пастырю в 22-м псалме, Он говорит: «Не бойтесь трудностей, ибо Я с вами».
Еще раз прочитайте Ис. 43:1–7. Перечислите обстоятельства, в которых Бог обещает утешить Свой народ. Как это влияет на наши представления о Боге? На какие обетования вы можете положиться?
Подводя итог нашего исследования об испытаниях, которые Бог допускает в жизни Своих детей, можно сделать три вывода. Во-первых, чрезвычайный предел испытаний предназначен для того, чтобы уничтожить не нас, а наш грех. Во-вторых, цель чрезвычайного предела — сделать нас не несчастными, а чистыми. В-третьих, Божья забота о нас постоянна и неизменна; несмотря ни на что, Он никогда не оставит нас.
Что говорят о Боге следующие стихи: Пс. 102:13, 14; Мф. 28:20; 1 Кор. 10:13; 1 Петр. 1:7. Испытали ли вы в своей жизни то, что описано в приведенных текстах?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте: Э. Уайт. Патриархи и пророки. с. 145–155; Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 315–319. «Бог всегда проводит Свой народ через горнило страданий. Ибо только в раскаленной печи очистится от всяких примесей подлинное золото христианского характера. Иисус наблюдает за испытанием. Он знает, что нужно для очищения благородного металла, дабы в нем отразилось сияние Его любви. Трудными испытаниями Бог дисциплинирует Своих рабов. Он видит, что некоторые люди обладают способностями трудиться на ниве Господней, и посылает им определенные испытания. В Своем провидении Он ставит их в такие условия, когда проверяется их характер… Указывая людям на их слабость, Бог учит их полагаться на Него, ибо только Он способен служить опорой и защитой. Так Господь достигает Своей цели. Люди выходят из горнила испытаний другими — наученными, воспитанными, дисциплинированными и готовыми выполнять грандиозные планы, для чего и были даны им эти способности» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 129).
«Если мы призваны переносить испытания по Божьему провидению, давайте примем крест и будем пить горькую чашу, помня, что подносит ее к нашим устам рука Отца. Будем доверять Ему не только при свете, но и во тьме. Неужели так трудно поверить, что Он даст нам все необходимое для нашего блага? „Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»“ (Рим. 8:32). Даже в ночь страдания как мы можем не возвысить сердце и голос в благодарственной хвале, вспоминая любовь, явленную к нам на Голгофском кресте?» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 315).
Вопросы для обсуждения:
1. На уроке субботней школы поделитесь опытами испытания вашей веры (возможно, ваши испытания не столь тяжелые, как у Авраама, но тоже трудные). Чему вы можете научиться друг у друга?
2. Проследите события последних 24 часов жизни Иисуса на земле перед распятием. С какими тяжелейшими испытаниями Ему пришлось столкнуться? Как Он выдержал их? Чему мы можем у Него научиться и как можем применить эти знания в своей жизни во время суровых испытаний?
3. Каким образом наши страдания помогают нам в служении другим страдающим людям? Что мешает нам в полной мере принять данную идею?
4. Эллен Уайт говорит: «Будем доверять Ему в мрачные дни нашей жизни, как и во время благополучия и мира». Как сохранить доверие Богу в любых обстоятельствах? Как в этом мы можем помочь друг другу? Почему так важно доверять Богу в трудные времена?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →