«И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28).
Семейная сага Иакова продолжается с ее как хорошими, так и плохими событиями. Тем не менее во всем этом видна рука Бога и Его верность обетованиям завета.
Данный урок в большей степени посвящен Иакову, особенно его встрече с Исавом, ставшим жертвой коварства брата. Что теперь сделает с ним Исав, который все эти годы питал обиду и ненависть к нему?
Иаков трепетал от страха перед надвигающимися событиями. Но, к его счастью, Господь Бог отцов снова явился ему в происшествии, ставшем символом переживаний Божьего народа, известных как «бедственное время для Иакова» (см. Иер. 30:5–7). И в ту ночь Иаков-запинатель стал Израилем; он получил новое имя для нового начала — начала, которое в конечном итоге приведет к созданию народа, названного в его честь.
История патриархов и их семей рассказана в Писании для того, чтобы показать: Бог верен и исполнит Свои обещания, хотя временами Его народ, как может показаться, делает все возможное, чтобы остановить это исполнение.
Воскресенье | Борьба с Богом
Уйдя от Лавана, Иаков вскоре переживает еще один опыт с Богом. Зная, что приближается его брат Исав, а с ним «четыреста человек» (Быт. 32:6), Иаков горячо умоляет Господа о помощи, признав: «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему» (ст. 10). Иаков действительно стал постигать, что такое благодать. И как же ответил Господь?
Прочитайте Быт. 32:22–31 и Ос. 12:3, 4. Обсудите историю ночи борьбы Иакова и ответьте на следующие вопросы:
Какие переживания волновали Иакова в тот момент?
С кем боролся Иаков в ту ночь?
Как вы считаете, была ли это только физическая борьба или у нее было другое измерение, внутреннее, духовное?
В чем состояла победа Иакова у потока Иавок?
По вполне понятным причинам Иаков обеспокоен происходящим; сделав все возможное, чтобы защитить свою семью, он разбивает лагерь на ночь. Затем на него внезапно нападает «Некто» (евр. иш — «мужчина», см.Быт. 32:24). Этот термин может иметь особый подтекст, указывающий на Божественное присутствие (см. Ис. 53:3). Даниил употребил это слово для обозначения небесного вестника (см. Дан. 10:5). Это слово также использовал Иисус Навин для описания «Вождя воинства Господня», Который был Самим Господом ЯХВЕ (см. Нав. 5:13–15).
Действительно, в разгар борьбы Иаков, очевидно, понял, что борется с Самим Богом, как показали его слова: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26). Однако то, что он крепко ухватился за Бога, и отказ отпустить Его также свидетельствуют о страстном желании патриарха быть прощенным и принятым Господом.
«Заблуждение, которое заставило Иакова согрешить, обманным путем получив первородство, теперь было очевидно ему. Он не полагался на обетования Божьи, но старался собственными усилиями осуществить то, что Бог совершил бы в Свое время и Своими путями» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 198).
Доказательством того, что Иаков был прощен, стало изменение его имени с напоминающего о его грехе на знаменующее его победу. «И сказал [Ангел]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28).
Какой пророческий смысл для церкви последнего времени содержится в этой ночи борьбы Иакова? (См. Иер. 30:7; Э. Уайт. Патриархи и пророки, гл. «Ночь борьбы»).
Понедельник | Встреча братьев
Из Пенуэла, места, где Иаков увидел «Бога лицом к лицу» (Быт. 32:30), теперь он отправляется навстречу своему брату, с которым не виделся двадцать лет. Иаков знает, что брат идет не один, с ним четыреста мужчин (см. Быт. 33:1). Патриарх обеспокоен, поэтому готовит себя и свою семью к тому, что может случиться.
Прочитайте Быт. 33. Какая существует связь между двумя переживаниями Иакова: увидеть «Бога лицом к лицу» в Пенуэле и увидеть лицо своего брата? Как эта связь проявляется в наших отношениях с Богом и в отношениях с нашими «братьями»?
Поделитесь опытами, как ваша борьба и духовные победы изменили ваше отношение к братьям и сестрам.
Иаков семь раз кланяется перед своим братом (см. Быт. 33:3), трижды называет его «господин мой» (ст. 8, 13, 15), а себя называет его «рабом» (ст. 5; ср. Быт. 32:4, 18, 20). Знаменательно, что семь поклонов Иакова вторят семи благословениям его отца (см. Быт. 27:27–29).
Создается впечатление, что намерением Иакова было выплатить свой долг брату и вернуть похищенное у него благословение (см. Быт. 33:11). Увидев своего брата, Исав, вопреки всем ожиданиям, побежал к Иакову и, вместо того чтобы убить его, «целовал его, и плакали» (ст. 4).
Позже Иаков сказал Исаву: «Я увидел лицо твое, как бы кто увидел лицо Божие» (ст. 10). Причина такого необычного заявления Иакова заключается в понимании того, что Исав простил его. Еврейский глагол раца́, «быть благосклонным» (ст. 10), — это богословский термин, относящийся ко всякой жертве, «угодной», «принятой» Богом, что, в свою очередь, подразумевает Божественное прощение (см. Лев. 22:27; Ам. 5:22).
Пережитое Иаковом Божье прощение в Пенуэле, где он увидел лицо Бога, теперь повторяется в прощении со стороны брата, которое патриарх отождествляет с тем, «как бы кто увидел лицо Божие». Иаков переживает второй Пенуэл, первый опыт готовил ко второму. Иаков был прощен Богом и своим братом. Поистине, теперь он должен был понять, и даже больше, чем прежде, что такое благодать.
Что вы узнали о благодати из опыта прощения вас другими (помимо прощения Господом)?
Вторник | Трагедия в Сихеме
Теперь, когда Иаков примирился со своим братом, он хочет мирно поселиться в земле Ханаанской. Впервые его странствие характеризуется словом шале́м, «благополучно» (Быт. 33:18), от слова шало́м, «мир».
Купив у местных жителей участок земли (ст. 19), он воздвигает там жертвенник, свидетельствуя о своей вере и осознании полной зависимости от Господа. Ибо каждое жертвоприношение было актом поклонения.
Тем не менее впервые в своей жизни Иаков-Израиль сталкивается с проблемами, связанными с поселением на этой земле. Иаков, подобно Исааку в Гераре (см. Быт. 26:1–33), пытается найти способ мирно уживаться с хананеями.
Прочитайте Быт. 34. Какие новые семейные проблемы нарушают планы мирного существования Иакова и его семейства?
История этого ужасного происшествия подчеркивает двойственность героев и их действий. Чувственный Сихем, совершивший насилие над Диной, также изображен как искренний и любящий Дину человек, который хочет загладить свою вину. Он даже готов пройти обряд обрезания, предусмотренный заветом. Между тем Симеон и Левий, которые представляют себя сторонниками Бога и Его заповедей, прибегают ко лжи и обману (ст. 13) и готовы убивать и грабить (ст. 25–27). Их действия были не только предосудительны, но и могли вызвать гораздо больше проблем.
Что касается Иакова, его заботит только мир. Когда ему сообщают об изнасиловании его дочери, он ничего не говорит (ст. 5). Однако, услышав, что сделали его сыновья, он открыто упрекает их из-за возможных последствий: «Вы возмутили меня, сделав меня ненавистным для жителей сей земли, для Хананеев и Ферезеев. У меня людей мало; соберутся против меня, поразят меня, и истреблен буду я и дом мой» (ст. 30).
В главах 33 и 34 книги Бытие мы вновь видим коварство и обман, а также проявления доброты и милости. Что это говорит нам о природе человека?
Среда | Идолы в семье Иакова
Прочитайте Быт. 34:30–35:15. Для чего Бог приглашает Иакова покинуть Сихем и отправиться в Вефиль?
Какое важное служение проводит Иаков в своей семье прежде чем отправиться в путь? (Быт. 35:2, 4)
Как вы думаете, почему в доме Иакова оказались «чужие боги»?
Сразу после недовольства Иакова, что его мир с хананеями был поставлен под угрозу, и после того, как два его сына получили выговор (см. Быт. 34:30), Бог побуждает Иакова покинуть Сихем и вернуться в Вефиль, чтобы обновить его завет. Более того, Господь сообщает ему: как только патриарх доберется туда, ему нужно будет построить жертвенник.
Между тем первое, что записано после Божьего повеления, — Иаков велит своим людям выбросить ханаанских идолов, захваченных при разграблении города Сихема, и домашних богов, украденных Рахилью (см. 31:19, 32). Все это также имеет решающее значение для идеи завета с Богом.
Этих идолов хранили и, вероятно, им поклонялись, несмотря на преданность Иакова Богу. Патриарху было недостаточно покинуть Сихем, чтобы избежать влияния хананеев. Он должен был избавиться от идолов в стане и в сердцах его людей.
Процесс покаяния включает в себя больше, чем физический переезд из одного места в другое или переход из одной церкви в другую. Наиболее важно наше стремление Божьей благодатью очистить свое сердце от идолопоклонства, независимо от нашего местожительства, поскольку можем сделать идолов практически из чего угодно.
Когда Иаков повинуется Богу и действует согласно Его повелению, Господь вмешивается, и «ужас Божий» (Быт. 35:5) воздействует на всех окружающих людей, поэтому они не осмеливаются нападать на Иакова. Итак, патриарх готов поклоняться со «всеми людьми, бывшими с ним» (ст. 6), предполагая, что единство семьи восстановлено. Иаков дает этому месту название Эль-Вефиль, в память об увиденной во сне лестнице — знаке того, что соединение между небом и землей, прерванное в течение некоторого времени, теперь восстановлено.
На этот раз подчеркивается Бог Вефиля, а не само место. Этот личный мотив вновь звучит, когда Бог напоминает Иакову о его имени Израиль (ст. 10) и благословляет его двойным обетованием. Благословение Иакова, во-первых, означает плодовитость, передачу мессианского семени и рождение множества народов (ст. 11); во-вторых, оно указывает на Землю обетованную (ст. 12).
Каким образом идолопоклонство может незаметно проникнуть в наши сердца и как мы можем предотвратить это?
Четверг | Смерть Рахили
Прочитайте Быт. 35:15–29. С какими еще несчастьями Иаков столкнулся в своей многострадальной семье?
Как только Иаков покидает Вефиль, три взаимосвязанных происшествия отмечают последний этап его пути к Земле обетованной: родился последний сын Иакова; умирает Рахиль; Рувим, первенец Иакова от Лии, переспал с наложницей Иакова. Хотя в тексте не говорится, почему молодой человек совершил такое зло, однако в последних наставлениях Иакова сыновьям он открывает причину: «Ты бушевал как вода» (Быт. 49:4).
«Преимущества, которые обычно давались Рувиму как первенцу Иакова, следовало отнять у него из-за слабости его характера. Слово, переведенное как „бушевал как вода“, в переносном смысле означает уступку эмоциям… легкомыслие и гордость. Так Иаков описал моральную слабость характера Рувима, из-за которой он лишился привилегий первенца… Его более поздняя история свидетельствует о фундаментальной нестабильности характера. Эта основная слабость лишала его возможности стать руководителем, поскольку руководство часто требует твердости и решимости» (Комментарий АСД, т. 1, с. 479).
Рождение последнего сына Иакова связано с Вифлеемом (см. 35:18, 19), расположенным в пределах Земли обетованной. Это рождение — первое исполнение Божьего обетования о будущем Израиля. Повивальная бабка пророчески обращается к Рахили с теми же словами, которые использовал Бог, чтобы заверить Авраама: «Не бойся» (Быт. 35:17, ср. Быт. 15:1).
Знаменательно, что Иаков меняет имя, которое умирающая Рахиль дала своему сыну, Бенони, означающее «сын моей скорби», дабы обозначить ее боль, на Вениамин, что означает «сын правой руки». Возможно, Иаков подразумевал южное направление, чтобы выразить свою надежду на Обетованную землю и на все обетования Бога, которые Он исполнит там для Своего народа.
Однако в это время Рувим вступает в половые отношения с Валлой — наложницей своего отца, служанкой Рахили (см. Быт. 35:25; 30:3). Это еще один пример человеческой порочности.
Удивительно, но Иаков не реагирует на столь ужасный поступок, хотя ему рассказывают об этом (см. Быт. 35:22). Возможно, в этот момент своей жизни Иаков надеется, что Бог исполнит Свое слово, несмотря на грех и зло, которые порой совершаются вокруг него.
Именно этот явный урок веры содержится в списке двенадцати сыновей Иакова, праотцев народа израильского (см. Быт. 35:22–26), не самых приятных и добрых людей, как мы увидим. И все же, несмотря на все проблемы, на все неблагополучие и даже откровенное зло, через эту семью должна была исполниться воля Божья.
Даже несмотря на человеческие ошибки, конечные цели Бога будут достигнуты. Представьте, что произошло бы, если бы люди сотрудничали с Господом и повиновались Ему. Насколько легче, то есть с меньшими человеческими страданиями, стрессом и промедлением, осуществлялась бы Божья воля?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «Ночь борьбы» (с. 195–203). «Опыт, пережитый Иаковом в ночь борьбы и страданий, символизирует испытания, через которые должен будет пройти народ Божий накануне Второго пришествия Христа… Такие испытания перенесет и народ Божий в своей последней борьбе с силами зла. Бог проверит их веру, настойчивость и уверенность в том, что Его сила способна их спасти. Сатана будет стараться напугать детей Божьих, внушая им мысль, что положение безнадежно, что их грехи весьма тяжелы и нет им прощения. Они осознают все свои недостатки и, вспоминая прожитую жизнь, почти потеряют надежду. Но, вспомнив безграничность милости Божьей, испытывая искреннее раскаяние, они будут умолять Его об обетованиях, данных во Христе беспомощному кающемуся грешнику. Их вера не поколеблется от того, что они не получат мгновенного ответа на свои молитвы. Они будут держаться за силу Божью, как Иаков, который ухватился за Ангела, и души их возопят: „Я не отпущу Тебя, пока Ты не благословишь меня“…
История Иакова свидетельствует о том, что Бог не отринет тех, кто был введен в грех, но возвратился к Нему с истинным покаянием. Благодаря самоотдаче и твердой вере Иаков получил то, чего не мог приобрести собственными усилиями посредством борьбы. Так Бог показал Своему слуге, что только Божественная сила и милость даруют благословение, которое он так жаждал получить. Подобное произойдет и с живущими в последнее время — окруженные опасностями, впавшие в отчаяние, они должны будут полагаться только на заслуги искупительной Жертвы. Сами по себе мы ничего не можем» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 201–203).
Вопросы для обсуждения:
1. Почему слабость Иакова является возможностью для Божьей благодати? Как опыт Иакова соотносится с утверждением Павла: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10)?
2. Как вы думаете, почему Библия раскрывает столько неприятных подробностей о жизни многих ее героев? Какой смысл делать это? Какую весть мы можем извлечь из этого?
3. Остановитесь подробнее на вопросе идолопоклонства. Каковы идолы нашей культуры, нашей цивилизации? Как мы можем удостовериться, что не поклоняемся никому и ничему, кроме Господа?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →