Please paste Video URL / iframe Embed Code in the Sidebar for this Block.
Суббота | Обетование
Основной отрывок для исследования:
Быт. 22–25.
Дополнительные отрывки:
Евр. 11:17; Лев. 18:21; Рим. 4:1–12; 5:6–8.
Памятный стих:
«Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем» (Быт. 24:1).
Наконец, как и обещал Бог, Сарра родила Аврааму сына «в старости его» (Быт. 21:2), и он назвал младенца Исааком (ст. 1–5). Но повествование об Аврааме далеко от завершения, достигая кульминации, когда по повелению Божьему тот взял своего сына на гору Мориа, чтобы принести его в жертву. Исаак, однако, заменен овном (см. Быт. 22:13), что свидетельствовало о готовности Бога благословить народы через «семя» Авраама (ст. 17, 18). Этим семенем, разумеется, был Иисус Христос (см. Деян. 13:23). Таким образом, в данной удивительной (и в некоторой степени тревожной) истории еще больше раскрывается план спасения, и она содержит глубокие духовные уроки.
Через семнадцать лет после событий на горе Мориа умирает Сарра (см. Быт. 23), а Исаак еще холост. Затем Авраам проявляет инициативу и устраивает брак своего сына с Ревеккой (см. Быт. 24), которая родит двух сыновей (см. Быт. 25:21–23), а сам Авраам женится на Хеттуре, которая родит ему шестерых сыновей (ст. 1–6). На этой неделе мы последуем за Авраамом до конца его жизни (ст. 7–11).
Воскресенье | Гора Мориа
Прочитайте Быт. 22:1–12 и Евр. 11:17. В чем глубинный смысл этого испытания? Какие наставления открываются в этом удивительном событии?
Глава 22 книги Бытие стала классикой мировой литературы, вдохновляя не только богословов, но и философов, художников, поэтов. Однако нам трудно до конца постичь смысл Божественного испытания для Авраама. Повеление Господа противоречило более позднему библейскому запрету на человеческие жертвы (см. Лев. 18:21) и, казалось, препятствовало Божьему обетованию вечного завета через Исаака (см. Быт. 15:5).
С какой же целью Бог призвал Авраама совершить это? Зачем испытывать его столь тяжким способом? Библейское понятие «испытания» (евр. наса́) охватывает две противоположные идеи. С одной стороны, оно относится к идее суда — суда с целью узнать, что находится в сердце испытуемого (см. Втор. 8:2; ср. Быт. 22:12). А с другой стороны, оно несет заверение в Божьей благодати для испытуемого (см. Исх. 20:18–20).
В данном случае вера Авраама в Бога приводит его к такому моменту, что он рискует потерять свое «будущее» (свое потомство). И все же, поскольку он доверяет Господу, то будет делать все, что Он просит, и не важно, насколько трудно все это понять. В конце концов, что есть вера, как не доверие к тому, чего мы не видим или полностью не понимаем?
Библейская вера связана не столько с нашей способностью отдавать Богу и жертвовать для Него — хотя это, без сомнения, играет важную роль (см. Рим. 12:1), — сколько с нашей способностью доверять Ему и получать Его благодать, понимая в то же время, насколько мы недостойны.
Эта истина была подтверждена в том, что произошло далее. Все дела Авраама, его многочисленные ревностные действия, его мучительное путешествие с сыном, даже его готовность повиноваться и пожертвовать Богу лучшее, что у него было, как бы ни были поучительны, не могли его спасти. Почему? Потому что Сам Господь приготовил овна вместо назначенной жертвы, что само по себе указывало на единственную надежду Авраама на спасение — на Иисуса.
Именно тогда Авраам начал постигать благодать. Нас спасают не наши дела для Бога, а напротив, Божий труд для нас (см. Еф. 3:8; ср. Рим. 11:13).
Что история об Аврааме и Исааке на горе Мориа говорит вам лично о вашей вере и ее проявлении?
Понедельник | Бог усмотрит
Прочитайте Быт. 22:8, 14, 18. Как Бог исполнил слова Авраама о том, что Он усмотрит? Кого Бог усмотрел на горе Мориа вместо Исаака?
Когда Исаак спросил о жертвенном животном, Авраам дал интригующий ответ: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения» (Быт. 22:8). Тем не менее эта еврейская глагольная форма может фактически означать: «Бог усмотрит Себя как агнца». Глагол «усмотреть» (евр. йире-ло) используется таким образом, что может означать «усмотрит Себя» (или буквально «увидит Себя»).
Это открывает сущность плана спасения: Сам Господь страдает и несет на Себе наказание за наши грехи!
Прочитайте Рим. 5:6–8. Как эти стихи помогают нам понять, что произошло на Голгофском кресте, прообразом чего является жертвоприношение на горе Мориа?
На горе Мориа, задолго до креста, жертвенный овен, «запутавшийся в чаще рогами своими» (Быт. 22:13), указывал непосредственно на Иисуса. Он — Тот, Кто «увиден» [«усмотрен»] здесь, как позже объясняет Авраам: «На горе, где увиден Господь» (ст. 14, перевод автора). Сам Иисус указал на это пророческое высказывание Авраама, когда сказал, вторя утверждению патриарха: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).
«Бог повелел Аврааму предать смерти своего сына, чтобы он осознал реальность Евангелия, а также чтобы испытать его веру. Мука, которую он переживал в течение тех мрачных трех дней страшного испытания, была допущена, чтобы он на собственном опыте мог хоть отчасти понять, сколь великую жертву безграничный Бог принес ради искупления человека» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 154).
Как события на горе Мориа помогают нам лучше понять, что произошло на кресте и как Бог пострадал ради нас? Каким должен быть наш отклик на то, что Бог сделал для нас?
Вторник | Смерть Сарры
В Быт. 22:23 содержится сообщение о рождении Ревекки, которое предвосхищает будущий брак между Исааком и Ревеккой (гл. 24). Подобным образом сообщение о смерти и погребении жены Авраама, Сарры (гл. 23), предвосхищает его будущий брак с Хеттурой (см. 25:1–4).
Прочитайте Быт. 23. Как вы считаете, как повлияли на Сарру как на мать события на горе Мориа?
Хотя нам неизвестно, как много знала Сарра о событиях на горе Мориа, мы можем сделать вывод, что она, вероятно, в конце концов узнала об этом. Сарра была не из тех женщин, которые хранят молчание по значимым или тревожащим их вопросам (ср. с Быт. 16:3–5; 18:15; 21:9, 10). Ее отсутствие и молчание и даже время ее смерти больше говорят о ее отношении к этим событиям, чем могло бы сказать ее физическое присутствие. Факт, что упомянут преклонный возраст Сарры (см. Быт. 23:1) вдобавок к преклонному возрасту Авраама (см. Быт. 24:1), важен для этой истории.
Сарра — единственная женщина, число лет которой упоминается в Ветхом Завете, что может свидетельствовать о ее участии в этой истории даже после свершившегося факта. Такое внимание к приобретению места для захоронения Сарры (чему посвящена бо́льшая часть главы), а не к ее смерти, подчеркивает ее связь с Землей обетованной.
Уточнение, что она умерла «в земле Ханаанской» (Быт. 23:2), подчеркивает: смерть Сарры неразрывно связана с Божьим обетованием об этой земле. Сарра — первая умершая из рода Авраама, похороненная в Земле обетованной. Забота Авраама, «пришельца и поселенца» (ст. 4), о месте погребения жены и его настойчивая дискуссия с сынами Хета показывают, что патриарх заинтересован не только в приобретении места для захоронения; он в первую очередь озабочен тем, чтобы поселиться в этой земле навсегда.
Прочитайте Быт. 23:6. Что этот текст сообщает о репутации Авраама среди окружающих народов? Почему это важно для понимания миссии, порученной ему Господом?
Среда | Жена для Исаака
Глава 24 книги Бытие повествует о женитьбе Исаака после смерти Сарры. Эти две истории взаимосвязаны.
Прочитайте Быт. 24. Почему Авраам обеспокоен тем, чтобы его сын не женился на девушке из хананеев?
Перечислите важные уроки, которые вы можете почерпнуть из истории женитьбы Исаака для сегодняшней молодежи, готовящейся к вступлению в брак. Где искать спутника?
Как искать спутника?
Какова роль родителей в поисках спутника?
Какова роль трудолюбия (на примере Ревекки)?
Когда Авраам пожелал приобрести землю для погребения своей жены, ввиду Божьего обещания его потомкам о наследовании этой земли он настаивает, чтобы Исаак не селился за пределами Земли обетованной (Быт. 24:5–7). Сообщения о том, что Исаак ввел свою невесту в шатер Сарры и что Ревекка утешила Исаака «в печали по матери» его (ст. 6, 7), подразумевают боль Исаака из-за потери матери.
Эта история полна молитв и ответов на молитвы, а также богата уроками о Божьем провидении и человеческой свободе. Она начинается со слов Авраама. Потребовав от своего слуги поклясться «Господом Богом неба и Богом земли» (24:3), Авраам прежде всего признает Бога как Творца (см. Быт. 1:1; 14:19), что имеет прямое отношение к рождению потомков Авраама, включая Самого Мессию.
Упоминание «Ангела Своего» и «Господа, Бога неба» (Быт. 24:7) указывает на Ангела Господня, Который пришел с небес, дабы спасти Исаака от заклания (см. Быт. 22:11, 12). Бог, содержащий Вселенную, Ангел Господень, Который вмешался, чтобы спасти Исаака, возьмет на Себя руководство в этом вопросе о браке.
Однако Авраам оставляет открытой возможность того, что женщина не откликнется на Божий призыв. Могущественный Господь не заставляет людей повиноваться Ему. Хотя Божий план заключался в том, чтобы Ревекка последовала за Елиезером, она сохраняет свою свободу выбора. То есть была возможность, что женщина не захочет пойти, в таком случае ее не заставляли бы сделать это.
Следовательно, здесь мы видим еще один пример великой тайны: Бог дал людям свободу воли, свободу выбора, которую Он не будет попирать (если бы Господь так поступил, это не было бы свободой воли.) И все же, невзирая на реальность человеческой свободы воли и множества ужасных решений, принимаемых людьми с этой свободой, мы все еще можем верить, что в итоге любовь и благость Бога восторжествуют.
Почему столь утешительно знать: хотя не на все происходящее в мире есть Божья воля, тем не менее Он руководит всем? Как, например, пророчества, подобные Дан. 2, доказывают эту точку зрения?
Четверг | Жена для Авраама
Прочитайте Быт. 24:67–25:8. Как сложилась семейная жизнь Авраама после смерти Сарры?
После смерти Сарры Авраам снова женился. Подобно Исааку, он утешился после смерти Сарры (см. Быт. 24:67). Воспоминания о Сарре, несомненно, должны быть все еще живы в сознании патриарха, как и его сына.
Однако личность его новой жены неясна. Факт, что летописец объединяет сыновей Хеттуры с сыном Агари, не упоминая имени Хеттуры, предполагает, что Хеттурой могла быть (как считают некоторые) Агарь. Мы этого не знаем. Примечательно также, что Авраам поступает с сыновьями Хеттуры таким же образом, как и с сыном Агари: он отсылает их, чтобы избежать любого духовного влияния и установить ясную границу между своим сыном от Сарры и другими сыновьями.
Кроме того, патриарх отдает «все, что было у него, Исааку» (Быт. 25:5), а сыновьям наложниц «дал подарки» (ст. 6). Слово «наложницы» может также означать, что Хеттура, как и Агарь, имела статус наложницы. Возможное отождествление Хеттуры как Агари также может быть тонкой аллюзией к памяти о Сарре, которая и дала начало его браку с Хеттурой-Агарью.
Интересно, что в Быт. 25:1–4, 12–16, 18 приводится список детей Авраама от Хеттуры, а также список детей Измаила. Цель родословия после брака Авраама с Хеттурой, родившей ему шесть сыновей, сравнительно с двумя другими его сыновьями (Исааком и Измаилом), возможно, состоит в том, чтобы предоставить непосредственное доказательство Божьего обещания, что Авраам станет отцом множества народов.
Второе родословие касалось потомков Измаила, которые также составили 12 колен (ср. Быт. 17:20), как впоследствии произошло и с Иаковом (см. Быт. 35:22–26). Хотя, безусловно, Божий завет будет соотноситься с семенем Исаака (см. Быт. 17:21), а не Измаила, о чем Писание говорит весьма ясно.
Сообщение о смерти Авраама, помещенное между двумя родословиями (см. Быт. 25:7–11), также свидетельствует о Божьем благословении. Оно показывает исполнение Его обещания, данного Аврааму много лет назад, что он умрет «в старости доброй» и «насыщенный жизнью» (Быт. 15:15; ср. Еккл. 6:3).
В конечном счете Господь остался верен Своим обетованиям благодати, данным Его верному слуге Аврааму, чья вера изображена в Писании как великий (если не лучший) пример спасения по вере в Ветхом Завете (см. Рим. 4:1–12).
Пятница | Для дальнейшего исследования
Поскольку Авраам был необычным пророком, с которым Бог желал поделиться Своими планами (см. Быт. 18:17), Он общался с Авраамом и поделился с ним планом спасения через жертву Своего Сына.
«Исаак — это прообраз Сына Божьего, Который был принесен в жертву за грехи мира сего. Бог таким образом хотел запечатлеть в сознании Авраама Евангелие спасения людей. А чтобы сделать это, показать ему истину и испытать его веру, Он потребовал от Авраама принести в жертву любимого сына Исаака. Все скорби и мучения, пережитые Авраамом на протяжении этого мрачного и страшного испытания, были предназначены для того, чтобы глубоко запечатлеть в его сознании план искупления падшего человечества. Это было сделано, чтобы он на собственном опыте осознал, насколько велико самопожертвование бесконечного Бога, когда Он отдал на смерть Своего Сына, чтобы спасти людей от окончательного падения. Никакая душевная мука не могла для Авраама сравниться с той, которую он испытал, когда, подчиняясь небесному повелению, приносил в жертву Исаака» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 369).
«Авраам состарился и ожидал скорой смерти, но еще оставалось дело, которое ему нужно было завершить в интересах своего потомства для исполнения обетования. По Божественному определению Исааку предстояло вместо Авраама стать хранителем Закона Божьего и отцом избранного народа. Но он еще не был женат. Жители Ханаана были идолопоклонниками, и Бог запретил Своему народу смешиваться с ними посредством брачных союзов, зная, что такие браки ведут к отступничеству. Патриарх опасался за своего сына, окруженного пагубным влиянием… Для Авраама выбор жены для сына был делом огромной важности. Он очень беспокоился о том, чтобы женщина, с которой свяжет свою жизнь сын, не совратила бы его с истинного пути… Исаак, полагаясь на отцовскую мудрость и его любовь, был рад поручить ему это дело, веря в то, что Сам Бог поможет сделать соответствующий выбор» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 171).
Вопросы для обсуждения:
1. Поговорите в классе о готовности Авраама принести в жертву Исаака. Попробуйте представить, какую веру раскрывает это повествование. Что так удивляет и в то же время тревожит в этой истории?
2. А как насчет свободы воли? Почему наша вера не имеет смысла, если она не реальна? Какие примеры свободы воли приводятся в Библии и как, несмотря на неправильный выбор людей, Божья воля в конечном счете исполняется?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →