«Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11:8).
Теперь мы подошли к центральной части книги Бытие. Этот центральный раздел (см. Быт. 12–22) охватывает странствие Авраама, начиная с первого Божьего призыва «пойди» (евр. лех-леха́, см. Быт. 12:1), побуждающего Авраама оставить свое прошлое, и до второго Божьего призыва «пойди» (лех-леха, см. Быт. 22:2), побуждающего Авраама оставить свое будущее (каким оно представлялось в его сыне). В результате Авраам всегда в пути, всегда остается переселенцем, потому его и называют странником (см. Быт. 17:8).
Странствуя, Авраам находится как бы в подвешенном состоянии, без своего прошлого, которое потерял, и без своего будущего, которого не видит. Между этими двумя призывами, обрамляющими Авраамово странствие веры, он слышит заверяющий голос Бога: «Не бойся» (Быт. 15:1). Этими двумя Божьими словами отмечены три части странствия Авраама, которые будут исследованы в этом и двух последующих уроках.
Авраам служит примером веры (см. Быт. 15:6) и упоминается в еврейских Писаниях как муж веры (Неем. 9:7, 8). В Новом Завете Авраам — одна из наиболее упоминаемых фигур Ветхого Завета, и на этой неделе мы увидим почему.
Воскресенье | Аврам отправляется в путь
Прочитайте Быт. 12:1–9. Почему Бог призвал Аврама оставить свою страну и родственников? Как ответил Аврам?
В последний раз Бог говорил с человеком, по крайней мере, как записано в Писании, когда после потопа сообщил Ною о завете «со всякою душою живою» (Быт. 9:10, 15–17), что другого всемирного потопа больше не будет. С этим обетованием перекликается новый призыв Бога, теперь обращенный к Авраму, — через него будут благословлены все народы земли.
Исполнение данного пророчества начинается с оставления прошлого. Аврам оставляет все, что было ему привычно и близко: свою страну, родню, друзей — фактически часть себя. Напряженность происходящего отражается в повторении ключевого слова «пойди», использованного в этом контексте семь раз. Аврам должен сначала покинуть свою страну — «Ур Халдейский», то есть Вавилонию (см. Быт. 11:31; Ис. 13:19). Такой призыв «выйти из Вавилона» издавна звучит из уст библейских пророков (см. Ис. 48:20; Откр. 18:4).
Отбытие Аврама также касается его родни. Патриарх должен оставить свое наследие и многое из того, что он узнал и приобрел в результате наследования, образования и влияния.
Однако Божий призыв выйти включает в себя нечто большее. Еврейское словосочетание лех-леха («пойди») в буквальном переводе означает «пойди сам» или «пойди ради себя», «пойди к себе». Отбытие Аврама из Вавилона касается большего, чем его окружение и даже его родственники. Это еврейское словосочетание подчеркивает личное участие. Аврам должен отказаться от той части себя, которая содержит его вавилонское прошлое.
Найдите в отрывке Быт. 12:1–3 семь приобретений, которые Бог пообещал Авраму, если он откликнется на призыв:
Цель такого отказа — земля, которую Бог покажет ему. Тот же самый язык используется вновь в контексте жертвоприношения Исаака (см. Быт. 22:2) для обозначения горы Мориа, где будет связан Исаак и в будущем будет построен Иерусалимский храм (2 Пар. 3:1). Божье обетование касается не только его родины, но и спасения мира. Эта идея подтверждается в Божьем обещании благословить все народы (см. Быт. 12:2, 3). Глагол бара́х, «благословлять», встречается в данном отрывке пять раз. Процесс этого всеобщего благословения осуществляется через «семя» Аврама (см. Быт. 22:18; 26:4; 28:14). В этих стихах упоминается «семя», которое в конечном счете найдет свое воплощение в Иисусе Христе (Деян. 3:25).
Что Бог может призывать вас оставить позади? То есть от какой части своей жизни вам пришлось бы отказаться, чтобы внять Божьему призыву?
Понедельник | Искушение Египтом
Прочитайте Быт. 12:10–20. Почему Аврам покинул Обетованную землю и отправился в Египет?
Опишите поведение Аврама в Египте. Какие человеческие и духовные проблемы в характере Аврама обнаружили себя в этой истории?
По иронии судьбы Аврам, который только что прибыл в Землю обетованную, решает оставить ее ради Египта, поскольку «был голод в той земле» (см. Быт. 12:10). Во времена голода люди из Ханаана уходили в Египет, об этом факте свидетельствуют древнеегипетские тексты. В египетском Поучении Мерикара — тексте, составленном в период Среднего царства (2120–2070 гг. до н. э.), людей, пришедших из Ханаана, называют «несчастными азиатами» (ааму) и описывают так: «Обездоленный… мало воды… не обитает он на одном месте, голод заставляет его идти» (Miriam Lichtheim, Ancient Egyptian Literature, Volume I: The Old and Middle Kingdoms, pp. 103, 104).
Искушение Египтом часто было проблемой для древних израильтян (см. Числ. 14:3; Иер. 2:18). Поэтому Египет стал символом людей, доверяющих себе подобным вместо того, чтобы доверять Богу (см. 4 Цар. 18:21; Ис. 36:6, 9). В Египте, где воду можно было видеть ежедневно, вера в этом отношении не была необходима, поскольку обетование о плодородной земле было видимым сразу. По сравнению с землями, в которых свирепствовал голод, Египет был удобным для жизни местом.
Аврам, ныне покидающий Ханаан, сильно отличается от Аврама, покинувшего Ур. Прежде Аврам был изображен как муж веры, который покинул Ур в ответ на Божий призыв; теперь Аврам покидает Землю обетованную сам, по собственной воле. Прежде Аврам полагался на Бога; теперь он ведет себя как хитрый и безнравственный политик, рассчитывающий только на себя. «Во время своего пребывания в Египте Авраам показал, что и он не свободен от человеческих слабостей и недостатков. Выдавая свою жену за сестру, он проявил недоверие к Божественному попечению, обнаружил отсутствие той возвышенной веры и смелости, которые так часто служили ему благородным примером» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 130).
Итак, здесь мы видим, что даже великий муж Божий может совершить ошибку, но тем не менее не быть оставленным Богом. Когда Новый Завет говорит об Аврааме как о примере спасения по благодати, это означает лишь одно — благодать. Ведь если бы спасение не было по благодати, то Авраам, как и все мы, не имел бы никакой надежды.
Что этот эпизод из жизни Аврама сообщает нам о том, как легко даже верные христиане могут сбиться с правильного пути? Почему непослушание никогда не бывает хорошим выбором?
Вторник | Аврам и Лот
Прочитайте Быт. 13:1–18. Какие ранее не знакомые читателю Библии качества Аврама мы обнаруживаем в этом эпизоде?
Аврам возвращается туда, где был прежде, словно его путешествие в Египет оказалось просто неудачным отклонением от курса. История Бога с Аврамом начинается снова — там, где она остановилась с момента его первого путешествия в Землю обетованную. Первым местом расположения Аврама становится Вефиль (ст. 3), как и во время его первого путешествия в эту землю. Аврам раскаялся и вернулся к «себе» — к Авраму, мужу веры.
Воссоединение Аврама с Богом проявляется в его отношениях с людьми, в том, как он решает проблему со своим племянником Лотом относительно пользования землей. Так или иначе, именно Аврам предлагает мирное соглашение и позволяет Лоту выбрать первым (ст. 9, 10), проявляя великодушие и доброту, что свидетельствует о том, каким человеком был Аврам.
Факт, что Лот выбрал себе самую лучшую часть, хорошо орошаемую равнину (ст. 10, 11), совершенно не беспокоясь относительно безнравственности своих будущих соседей (ст. 13), кое-что говорит о его жадности и характере. Слово «себе» напоминает нам о допотопных людях, которые также выбирали «себе» жен (см. Быт. 6:2).
Напротив, поступок Аврама был делом веры. Он не выбирал землю, она была дана ему по милости Божьей. В отличие от Лота, патриарх посмотрел на землю только по Божьему повелению (ст. 14). Лишь когда Лот отделяется от Аврама, Бог снова обращается к нему (ст. 14). Фактически это первый записанный в Библии случай, когда Бог обращается к Авраму с момента его призыва в Уре. «Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (ст. 14, 15). Затем Бог приглашает Аврама «пройти» по этой земле, как бы совершая акт принятия: «Встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее» (ст. 17).
Господь весьма ясно дает понять, что Он дает ту землю Авраму. Это дар, дар благодати, который Аврам должен принять верой, ведущей к послушанию. Исключительно Бог обеспечит все, что обещал здесь Авраму (см. Быт. 13:14–17).
Как мы можем научиться быть добрыми и великодушными к людям, даже если к нам они так не относятся?
Среда | Вавилонские союзники
Прочитайте Быт. 14:1–17. Что примечательного в войне, произошедшей сразу после дарования Земли обетованной Авраму? Что эта история сообщает нам о характере Аврама?
Это первая война, о которой повествует Библия (ст. 2). Союз четырех армий из Месопотамии и Персии против союза пяти ханаанских армий, включая царей Содома и Гоморры (ст. 8), предполагает большой конфликт (ст. 9). Причина этой военной операции заключается в том, что ханаанские народы восстали против своих вавилонских правителей (ст. 4, 5). Хотя данная история и упоминает о конкретном историческом конфликте, временные рамки этой «глобальной» войны (сразу после того, как Бог даровал Авраму Землю обетованную) придают событию особое духовное значение.
Участие в конфликте стольких народов из Ханаана предполагает, что поставленный на карту вопрос заключался во владении этой землей. По иронии судьбы стан Аврама — действительно заинтересованной стороны, поскольку он единственный истинный владелец Земли обетованной, — является единственной силой вне конфликта, по крайней мере, на первых порах.
Причина нейтралитета Аврама заключается в том, что землю он получил не посредством силы оружия или мудрости политических стратегий. Царство Аврама было Божьим даром. Единственная причина вмешательства Аврама в конфликт — судьба его племянника Лота, взятого в плен в ходе сражений (ст. 12, 13).
«Авраам, мирно живя у дубравы Мамре, узнал от какого-то беженца о происшедшем сражении и бедствии, постигшем племянника. У него в сердце не было никакой неприязни к Лоту за его неблагодарность, напротив, движимый любовью к Лоту, он решил спасти его. Уповая прежде всего на Божественный совет, Авраам приготовился к войне» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 135).
Но Аврам не противостоит всем союзникам. В ходе, должно быть, быстрой ночной диверсионной операции он нападает только на тот стан, в котором держали пленного Лота. Он спасен. Таким образом, верный муж Божий проявил большое мужество и силу духа. Несомненно, его влияние в том регионе росло; люди видели, каким человеком он был, и кое-что узнали о Боге, Которому он служил.
Какое влияние оказывают на людей наши поступки? Какую весть о нашей вере мы несем своими действиями?
Четверг | Десятина Мелхиседека
Прочитайте Быт. 14:18–24 и Евр. 7:1–10. Кем был Мелхиседек? Почему Аврам отдал свою десятину этому священнику, который появляется как бы из ниоткуда?
Внезапное появление таинственного Мелхиседека не является случайным. После того как Аврама поблагодарили ханаанские цари, теперь он благодарит этого священника, отдав ему свою десятину.
Мелхиседек («царь правды») из города Салима («мир») — подходящая весть после потрясений войны. Имя Мелхиседека противопоставлено именам царя Содомского, Бера («во зле»), и царя Гоморрского, Бирша («в беззаконии»), обозначающим, что представляли собой эти люди (см. Быт. 14:2).
Мелхиседек появляется после прекращения военных действий. Глава 14 книги Бытие также содержит первое библейское упоминание слова «священник» (ст. 18). Связь Мелхиседека с «Богом Всевышним» (ст. 18), Которого Аврам также признает Господом Богом Всевышним (ст. 22) и Которому служит, явно указывает на то, что Аврам считал Мелхиседека священником Бога. Однако Мелхиседека нельзя отождествлять со Христом. Он был Божьим представителем среди людей того времени.
Мелхиседек действительно исполняет обязанности священника. Он выносит «хлеб и вино» — ассоциация, которая часто подразумевает употребление свежевыжатого виноградного сока (см. Втор. 7:13; 2 Пар. 31:5), что вновь появляется в контексте приношения десятин (см. Втор. 14:23). Кроме того, он благословляет Аврама (см. Быт. 14:19).
Между тем Аврам «дал ему десятую часть из всего» (ст. 20) в качестве ответа Богу-Творцу, «Владыке неба и земли» (ст. 19). Этот титул отсылает ко введению в повествование о сотворении (см. Быт. 1:1), где фраза «небо и земля» означает совокупность, «все». Таким образом, десятину понимали как выражение благодарности Творцу, владеющему всем (см. Евр. 7:2–6; ср. Быт. 28:22). Парадоксально, но десятина воспринимается поклоняющимся не как дар Богу, а как дар от Бога, ибо Он дает нам абсолютно все.
Почему акт возвращения десятины, с одной стороны, подтверждает веру, а с другой — укрепляет ее?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «Авраам в Ханаане» (с. 134–136). «Христова церковь должна быть благословением, и ее члены должны испытывать счастье, служа благословением для окружающих. Бог избрал Свой народ перед миром не только для того, чтобы принять его как Своих сыновей и дочерей, но чтобы через них посылать миру благословения Божественного просвещения. Господь избрал Авраама не просто быть другом Божьим, но чтобы он стал посредником, передающим особые и драгоценные преимущества, которые Господь желал даровать народам. Авраам должен был стать светом среди нравственной тьмы, его окружающей.
Когда бы Бог ни благословлял Своих детей светом и истиной, Он делал это не для того только, чтобы они имели дар вечной жизни, но чтобы окружающие их люди также были просвещены… „Вы — соль земли“. И когда Бог делает Своих детей солью, Он имеет в виду не одну их собственную сохранность, но использует их как инструмент для сохранения других людей…
Сияете ли вы, словно живые камни в Божьем строении?.. Нашу религию нельзя назвать истинной, если она не контролирует нас в каждом нашем деле. В наши дела необходимо каждодневно вплетать практическое благочестие. На наши сердца должна влиять преобразующая благодать Христа. В нас должно быть меньше собственного „я“ и больше Иисуса…» (Э. Уайт. Отражая Христа, с. 205).
Вопросы для обсуждения:
1. В свете благословения Аврама: «…и благословлю тебя… и будешь ты в благословение» (Быт. 12:2) что значит быть благословенным? Как мы, люди, поклоняющиеся тому же Богу, что и Аврам, можем быть благословением для других?
2. Что было не так с полуправдой Аврама относительно его сестры-жены? Что хуже: лгать или говорить полуправду (но фактически лгать)?
3. Прочитайте еще раз Быт. 14:21–23 (ответ Аврама на предложение царя Содомского). Почему он ответил именно так и чему мы можем научиться из этой истории? Разве не был бы прав Аврам, если бы взял предложенное ему царем вознаграждение?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →