«Итак, мы, принимая царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28).
На этой неделе мы рассмотрим кульминационный отрывок послания — Евр. 12:18–29. В отрывке делается вывод о прозвучавшей в самом начале основной мысли послания: Бог говорит с нами через Своего Сына, и нам нужно неустанно взирать на Него и Его Слово (см. Евр. 1:1, 2; 12:25). Описание Иисуса в отрывке Евр. 12:22–24 отражает все основные утверждения послания: Иисус — посредник нового завета, дарующий спасение верующим через Свою жертву. От нашего имени Он выступает первосвященником и царем, чему радуется все небесное воинство. И, наконец, в стихах 25–29 содержится последний и решающий призыв: грядет суд Божий. Этот суд принесет погибель Его врагам, а Его народу — оправдание и вечное Царство (ст. 28, 29).
В упомянутом отрывке апостол Павел подтверждает важность крестного подвига Иисуса и направляет взоры верующих к Его завершающей победе при Втором пришествии. Павел использовал образы из 7-й главы книги Даниила, дабы напомнить читателям, что Христос получил Царство от Отца (ст. 9–14) и разделит это Царство с верующими, «святыми Всевышнего», которые будут владеть им во веки веков (ст. 18).
Воскресенье | Приступив к горе Сиону
Прочитайте Евр. 12:22–24. О чем говорит Павел? Относятся эти события к будущему или к настоящему?
Автор послания подтверждает, что мы пришли на гору Сион и участвуем в торжественном событии. «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору» (ст. 22). Мы можем приступить туда через веру в нашего Ходатая Иисуса. В этом торжестве принимают участие бесчисленное множество ангелов, Сам Отец и Иисус, Который является средоточием празднования. Мы находимся здесь как часть «церкви первенцев, написанных на небесах» (ст. 23). Наши имена занесены в небесные книги, где перечислены все, «призывающие Его (Бога) в истине» (Пс. 144:18) (см. также Исх. 32:32; Пс. 55:9; Дан. 12:1; Мал. 3:16; Лк. 10:20; Откр. 13:8; 17:8).
Мы «первенцы», потому что разделяем наследство «Первородного» — Иисуса (см. Евр. 1:6). Таким образом, мы пришли не как гости, а как граждане небесного государства (ср. Флп. 3:20). Нас также называют «духами праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23). Это образное выражение, обозначающее всю человеческую природу как одно целое. Оно соотносимо с выражением «Отец духов» в Евр. 12:9, которое относится к Богу как к Отцу всех людей, духовных по природе.
Торжественное собрание празднует начало царского правления Иисуса, начало Его священнического служения и вступление в силу нового завета. В Послании к евреям отмечено, что место, где происходят все эти события, — гора Сион. Три псалма, на которые ссылается отрывок Евр. 1:5–14, описывают воцарение Сына и указывают на гору Сион как на место, где это произошло (см. Пс. 2:6, 7; 109:1, 2; 101:21–27).
Гора Сион — это также место, где Сын был объявлен как «священник вовек» (Евр. 5:6; Пс. 109:4). Согласно псалму 109, назначение Сына первосвященником также происходит на горе Сион (см. Пс. 109:2). Наконец, автор Послания к евреям утверждает, что начало священства Иисуса также знаменует вступление в силу нового завета (см. Евр. 7:11–22). Таким образом, гора Сион — это место, где вступил в действие новый завет. Итак, в отрывке Евр. 12:22–24 изображено праздничное собрание, произошедшее на небе после вознесения Иисуса.
Как на практике мы можем торжественно праздновать присутствие Иисуса, Его священническое служение и новый завет в нашей жизни и в нашем поклонении? Почему радостное празднование этой великой истины способствует укреплению нашей веры?
Понедельник | Приступив к Богу — Судии всех
Прочитайте Евр. 12:23. Если это праздник, почему Бог назван Судией? В каком случае суд может стать праздником? Прочтите также Дан. 7:9, 10, 13–22.
Празднование, описанное в Евр. 12:22–24, намекает на грядущий суд. Во главе сидит Бог-Судья, раскрыты небесные книги, и в конце грядущего суда народ Божий получает Царство (ст. 28).
Эта сцена напоминает о великом суде перед Вторым пришествием, описанном в 7-й главе книги Даниила. Там изображена сцена суда, где Бог, «Ветхий днями» (ст. 9), восседает на огненном престоле и Ему служат «тысячи тысяч» (ст. 10) ангелов. Книги раскрылись (ст. 10), и суд выносит решение в пользу «святых Всевышнего», которые затем «овладели царством» (ст. 22).
Точно так же в отрывке Евр. 12:22–29 изображена сцена суда на горе Сион, в небесном Иерусалиме, где Бог, «Судия всех», окружен «тьмами» ангелов. Здесь также присутствует огонь (ст. 29). Говорится и о книгах, поскольку святые записаны в них (ст. 23), что подразумевает благоприятное решение суда для святых.
В центре этой сцены находится Иисус (ст. 24). Во второй главе Послания к евреям Он был изображен как Сын Человеческий, увенчанный славою и честью после того, как вкусил «смерть» за нас (ст. 9). Согласно стиху 10, «Сын Человеческий» (ст. 6) пострадал, чтобы «привести многих сынов в славу», то есть чтобы и верующие могли быть «увенчаны славою и честью». Теперь благодаря благам нового завета (см. Евр. 12:22–24) «Сын» привел верующих на Сион, небесный Иерусалим, где им обещано Царство (ст. 28).
Весть о наступившем суде для современного мира (см. Откр. 14:7) благая весть или страшная?
Таким образом, суд — благая весть для всех верующих, ибо его решение будет в их пользу. Суд оправдает их и вынесет смертный приговор их врагу, дракону, стоящему за всеми ужасными зверями, которые преследовали верующих в прошлом (см. Дан. 7) и будут делать это в будущем (см. Откр. 13).
Как изученные сегодня истины помогают нам понять, что Божий суд, упомянутый в Трехангельской вести, является благой вестью для нашего времени? См. Откр. 14:6, 7; ср. Втор. 32:36; 1 Пар. 16:33–35.
Вторник | «Поколеблю… землю… и небо»
Описав происходящее на небе торжественное собрание, Павел предупреждает читателей, что им следует внимать голосу Бога, потому что Он еще раз поколеблет «не только землю, но и небо» (Евр. 12:26). Павел подчеркивает: хотя Иисус уже воцарился на небесном троне, наше спасение еще не завершено. Нам нужно быть бдительными, поскольку важное событие еще впереди.
Сравните Агг. 2:6–9, 20–22; Пс. 95:9, 10; 98:1 и Евр. 12:26, 27. С какой целью Бог поколеблет небеса и землю? Что это значит?
В Ветхом Завете колебание земли обычно сопровождало присутствие Бога, когда Он являлся, чтобы спасти Свой народ. Когда Девора и Варак сражались против Сисары, Господь с неба заступился за них (см. Суд. 5:20). Присутствие Бога описано как сильное землетрясение (ст. 4, 5). Этот же образ часто появляется в Ветхом Завете, когда Бог действует ради избавления угнетенных (см. Пс. 67:7, 8; 59:2; 76:17, 18). Поэтому колебание земли будет свидетельствовать о Божьем суде, когда Он провозгласит Свою власть над народами земли. Пророки предсказывали, что это произойдет в День Господень (см. Ис. 13:13; 24:18–23).
Для евреев колебание неба и земли означало уничтожение врагов Бога. Именно это Отец пообещал Иисусу, когда Он взошел на небесный трон. Отец сказал Сыну: «Сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Евр. 1:13). Таким образом, Иисус победил врага (см. 2:14–16) и был возведен на престол (см. 1:5–14), но враги все еще не уничтожены (см. Евр. 10:11–14; 1 Кор. 15:23–25).
Бог уничтожит этих врагов в будущем, когда потрясет небо и землю. Итак, сотрясение неба и земли означает уничтожение тех земных сил, которые преследуют Божий народ. И, что более важно, оно также означает уничтожение злых сил (сатаны и его ангелов), которые стоят за земными силами и контролируют их.
Почему обетование о будущем торжестве справедливости и уничтожении зла является обнадеживающим для всех нас, особенно для тех, кто непосредственно пострадал от зла?
Среда | Непоколебимое Царство
Бог сказал, что Он поколеблет небо и землю, то есть уничтожит вражеские силы. Однако есть нечто, что нельзя поколебать и что не будет разрушено.
Сравните Пс. 15:5, 8; 61:3; 111:6 и Евр. 12:27. Что, согласно этим текстам, непоколебимо?
Многие современные переводы текста Евр. 12:27 предполагают, что сотрясение неба и земли означает: они будут уничтожены и навсегда исчезнут.
Однако Библия ясно говорит о том, что Бог сотворит новое небо и новую землю (см. Ис. 65:17; Откр. 21:1–4), что мы воскреснем и получим новое тело (см. 1 Фес. 4:13–17; Флп. 3:20) на этой земле. Таким образом, колебание подразумевает очищение и обновление творения, а не полное его уничтожение. Все творение будет обновлено, и искупленные будут жить на обновленной земле.
Однако есть то, что нельзя поколебать, например праведники. Они не поколеблются, ибо верят в Бога. Творец оберегает их и гарантирует их спасение.
Обратите внимание, что в Послании к евреям постоянство и стабильность связаны с Иисусом. Отрывок Евр. 1:10–12 говорит об Иисусе: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».
В послании также говорится, что священство Иисуса пребывает вовек (см. Евр. 7:3, 24), как и наследство искупленных (см. Евр. 10:34). На последнем суде не поколеблются те, кто утверждены в Иисусе.
В Евр. 12:28 также сказано, что мы получим «непоколебимое царство». Это ссылка на Дан. 7:18, где говорится, что святые «будут владеть царством вовек и во веки веков». Об этом царстве также сказано в Дан. 2:44, что оно «вовеки не разрушится». Царство принадлежит Сыну, но Он разделит его с нами. Откр. 20:4 подчеркивает, что вместе с Ним мы будем судить преследовавшие нас силы зла (см. 1 Кор. 6:3).
Легко ли вас поколебать? Если да, что вы можете сделать, дабы получить помощь в этом важном вопросе? См. Еф. 4:14.
Четверг | Будем благодарны
Глава 12 Послания к евреям завершается таким наставлением: самое лучшее, что мы можем сделать в ответ на все совершённые для нас Богом чудеса, — проявить благодарность, благоугодно служа Ему.
Сравните тексты Евр. 12:28 и 13:15, 16. Как мы можем благоугодно служить Богу?
В системе Ветхого Завета люди выражали покаяние и благодарность через жертвоприношение животных, эти жертвы были знаком сердечной благодарности и искреннего покаяния поклоняющегося. Бог ясно дал понять в Псалтири и через пророков, что на самом деле Ему угодна не кровь животных, а благодарность, добрые дела и праведность поклоняющихся (см. Пс. 50:7–21; Ис. 1:11–17).
Апостол Павел предлагает нам поклоняться Богу, вознося молитвы в небесное святилище, принося жертвы хвалы, исповедания, благодарения и добрых дел, ибо только такое поклонение доставляет Ему удовольствие. Мы приносим эти жертвы на земле, а Бог принимает их как благоугодные на небесах. Наставление Павла включает в себя те призывы, которые он делал на протяжении всего послания, — исповедовать имя Иисуса (см. Евр. 3:1; 4:14; 10:23) и продолжать творить добрые дела (см. Евр. 6:10–12; 13:1, 2, 16).
Апостол приглашает читателей «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28). Это подразумевает, что теперь верующие действительно являются народом священников, совершенным и освященным через жертву Иисуса (см. Евр. 10:10–14; 19–23). Это соответствует первоначальному замыслу Бога в отношении Израиля — сделать их народом священников, через который Он сможет возвещать миру благую весть о спасении (см. Исх. 19:4–6; 1 Петр. 2:9, 10; Откр. 1:6; 5:10).
Отрывок Евр. 13:1–6 объясняет, что значит на практике делать добро и делиться тем, что у нас есть. Это означает проявлять братскую любовь так, как Иисус проявлял ее к нам (см. Евр. 2:11, 12), быть гостеприимными, навещать узников и страждущих (см. Евр. 13:3), избегать прелюбодеяния и корыстолюбия.
Почему важно рассматривать добрые дела как часть нашего поклонения Богу? В то же время как могут быть искажены наши духовные жертвы Богу? См. Ис. 1:11–17.
Пятница | Для дальнейшего исследования
«В течение тысячи лет, между первым и вторым воскресением, будет происходить суд над нечестивыми. Апостол Павел указывает, что этот суд начнется после Второго пришествия Господа: „Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения“ (1 Кор. 4:5). Даниил говорит: когда пришел Ветхий днями, „суд дан был святым Всевышнего“ (Дан. 7:22). В это время праведные сделаются царями и священниками Богу. Иоанн говорит в Откровении: „И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить“. „Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет“ (Откр. 20:4, 6). Это и будет то время, которое предсказал апостол Павел: „Святые будут судить мир“ (1 Кор. 6:2). Вместе со Христом они будут судить нечестивых, сравнивая их поступки с книгой закона, Библией, и решая дело каждого в соответствии с тем, что он делал, живя в теле. Вынесенный приговор напишут против имени каждого в книге смерти.
Христос и Его народ будут судить сатану и злых ангелов. Павел говорит: „Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?“ И апостол Иуда заявляет: „И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня“ (Иуд. 6)» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 660, 661).
Вопросы для обсуждения:
1. Что участие святых в суде над нечестивыми (см. 1 Кор. 6:3; Иуд. 6) говорит о Боге? Насколько ясно мы увидим Его доброту и справедливость в том, как Он поступит с грехом и злом?
2. Прочитайте Исх. 32:32; Пс. 55:9; 68:29; 138:16; Ис. 4:3; Дан. 12:1; Мал. 3:16; Лк. 10:20; Откр. 13:8; 17:8. В этих текстах упоминаются небесные книги Бога. Что записано в этих книгах? Почему так важно, например, чтобы Бог записывал наши слезы (см. Пс. 55:9)? Если Бог знает всё, для чего нужны такие книги и записи?
3. Как вы думаете, почему так важно, что Послание к евреям завершается ссылкой на обетования 7-й главы книги Даниила? Почему эта связь особенно важна в контексте служения Иисуса на небесах? Что говорится в 7-й главе книги Даниила о завершении всего земного и греховного?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →