Урок 11. 5–11 марта. Иисус — начальник и совершитель нашей веры
5 мар 2022
Суббота | Иисус — начальник и совершитель нашей веры
Библейские отрывки для исследования:
Евр. 10:35–39; 11; 12:1–3, Нав. 2:9–11; Рим. 1:17.
Памятный стих:
«Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2).
Наверное, для многих верующих главы 11 и 12 — любимые главы Послания к евреям. Они изображают христианскую жизнь как забег, в котором принимают участие верующие, и все, кто останется верным, получат награду. Данные главы также описывают драму искупления, в которой, несмотря на страдания, выстояли герои веры прошлого, но еще не получили награды. А это потому, что драма искупления заканчивается не на них, а на нас. Именно мы участвуем в ее заключительном акте. Эта драма завершается тем, что мы бежим последнюю часть забега, а у финальной черты нас ждет Иисус одесную Бога. Спаситель дарует нам вдохновение и совершенный пример того, как пройти наше поприще. Господь — верный Свидетель того, что награда истинна, и Он же — Предтеча, открывший нам путь (см. Евр. 6:19, 20; 10:19–23).
В 11-й главе Послания к евреям апостол Павел объясняет, что вера — это уверенность в Божьих обетованиях, даже если мы еще не можем увидеть их полного исполнения. В данном уроке мы на примерах из прошлого, но особенно и в основном на примере Иисуса, «начальника и совершителя нашей веры» (Евр. 12: 2), исследуем, что такое вера и как ее обрести.
Воскресенье | «Праведный верою жив будет»
Прочитайте Евр. 10:35–39. Перечислите из данного отрывка качества народа Божьего, которые необходимо приобрести.
Терпение (греч. хюпомонэ́ — выдержка, стойкость, твердость, мужество) — характеристика Божьего народа последнего времени, без которой невозможно получить обетования (см. Откр. 13:10; 14:12). Однако, чтобы выстоять, верующие должны «твердо держаться» Христовой веры (см. Евр. 10:23; 4:14). Павел показал, что поколение пустыни не могло получить обетование, ибо не хватало веры (см. 3:19). В Послании к евреям верующие изображены находящимися на пороге исполнения обетований (см. 9:28; 10:25, 36–38). Им необходима вера, если они хотят получить обетования (см. 10:39).
Какое важное богословское утверждение содержится в Евр. 10:38?
Прокомментируйте, как вы понимаете значение этой фразы.
Свое повествование о вере Павел начинает цитатой из Авв. 2:2–4. Аввакум спросил Бога, почему Он терпит вероломных людей, притесняющих праведников (см. 1:12–17). Пророк и его народ страдали, поэтому жаждали, чтобы Бог действовал. Однако Он ответил: для исполнения Его обещания назначено время, и им нужно подождать (см. 2:2–4). Аввакум и его народ жили, как и мы, между временем обетования и временем его исполнения. Божья весть продолжается в Послании к евреям: «Грядущий придет и не умедлит» (см. Евр. 10:37; Авв. 2:3).
Эти тексты относятся к Иисусу. Он Праведник, воплощение веры, угодный Богу и дающий жизнь (см. Евр. 10:5–10).
Иногда людям кажется, что Господь медлит. Но это не так. Он не умедлит. Он уже приходил умереть за нас (см. Евр. 9:15–26) и обязательно придет снова в назначенное время (см. Евр. 9:27, 28; 10:25).
Божья весть продолжалась: «Праведный верою жив будет» (Евр. 10:38). Павел утверждает то же самое в Рим. 1:17 и Гал. 3:11. Отрывок Рим. 1:16, 17 особенно поучителен, ибо в нем объясняется, что праведность Божья «открывается от веры в веру». Павел имеет в виду, что Бог изначально верен Своим обетованиям, а наша вера и верность — результат Его верности.
Поскольку Бог остается верным Своим обещаниям (см. 2 Тим. 2:13), то и праведники в ответ на Божью верность также останутся верными.
Почему важно осознавать, что наша вера проистекает из верности Бога и питается ею? Как мы можем научиться больше доверять Его верности и обетованиям?
Понедельник | Верою Авраам
В Послании к евреям вера определяется как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (11:1). Затем приводится перечень верных людей из истории Израиля, жизнь которых показывает, что такое вера и как она проявляется в делах.
Прочитайте Евр. 11:1–19. Какими действиями эти герои веры проявили свою веру? Как их действия связаны с надеждой на невидимое?
Авель
Енох
Ной
Авраам
Сарра
Авраам (на горе Мориа)
Как действия этих героев веры связаны с надеждой на невидимое? В чем именно была надежда каждого из них?
Судя по тому, как много сказано об Аврааме в 11-й главе (ст. 8–19), он здесь самый важный персонаж. Его последний поступок веры особенно поучителен как пример истинной сущности веры.
В Послании к евреям отмечается, что указание Аврааму принести Исаака в жертву, казалось, противоречило воле Бога (см. 11:17, 18). Исаак был не единственным сыном Авраама. Первенцем Авраама был Измаил, но Бог сказал патриарху, чтобы он послушался Сарры и выпроводил Измаила и его мать, потому что Он Сам позаботится о них, а также потому, что «в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21:12, 13). Однако в следующей главе Господь просит Авраама принести Исаака во всесожжение. Это повеление Бога, казалось бы, полностью противоречило Его обетованиям в Быт. 12–21.
Автор Послания сообщает, что Авраам удивительным образом разрешил кажущееся противоречие, придя к выводу: после того, как он принесет Исаака в жертву, Бог воскресит его. Это удивительно, поскольку до того времени еще никто не воскресал. Скорее всего, к такому выводу Авраама привел его предыдущий опыт общения с Богом. В Евр. 11:12 отмечается, что Исаак был зачат силою Божьей от «омертвелого». Павел также отметил: хотя Авраам был «омертвелым» и Сарра — неплодна, патриарх поверил Богу, животворящему мертвых и называющему несуществующее, как существующее. «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов» (Рим. 4:18). Очевидно, Авраам предположил: если однажды Бог от «омертвелого» дал жизнь Исааку, Он сможет вновь совершить это. В том, как Бог вел его в прошлом, Авраам увидел намек на то, что Он может сделать в будущем.
Почему размышления о том, как Бог направлял нашу жизнь в прошлом, важны для поддержания нашей веры и доверия к Нему сейчас?
Вторник | Моисей: вера в невидимое
Прочитайте Евр. 11:20–28. Что совершили упомянутые герои веры? Как их действия были связаны с надеждой и с невидимым?
Исаак
Иаков
Иосиф
Моисей
Моисей — второй важный пример (судя по объему информации: стихи 23–29) в этой главе веры. Жизнь Моисея начинается и завершается двумя актами неповиновения царю. Его родители скрывали новорожденного Моисея, ибо «не устрашились царского повеления» (Евр. 11:23); а также Моисей покинул Египет, «не убоявшись гнева царского» (ст. 27). Но наиболее значительным поступком Моисея было то, что он «отказался называться сыном дочери фараоновой» (ст. 24). Упоминание приемной матери Моисея как «дочери фараона» предполагает, что он должен был стать следующим фараоном. Однако он был готов отказаться от перспективы стать правителем самой могущественной нации того времени и вместо этого стать лидером недавно освобожденных рабов — фактически беженцев.
Сравните Евр. 11:24–27 и 10:32–35. В чем сходство между положением читателей послания и опытом Моисея?
Величие Моисея заключалось в том, что он мог видеть дальше обещаний египетского царя и ожидать невидимого — исполнения Божьих обетований. Послание к евреям подчеркивает: взгляд Моисея был сосредоточен на «воздаянии» от Господа, а не на богатствах Египта. Об этом воздаянии говорится в Евр. 10:35; оно обещано Богом всем верующим в Него.
Слова Павла о решении Моисея, очевидно, имели сильный отклик в сердцах слушателей апостола. Из-за своей веры во Христа они терпели упреки и оскорбления, страдали и потеряли свое имущество (см. Евр. 10:32–34). Некоторые находились в темнице (см. Евр. 13:3). Если провести аналогию, Моисей также принял решение страдать вместе с народом Божьим, обменяв богатства Египта на оскорбления из-за Христа, ибо он верил: награда Христа превосходит все, что мог предложить ему Египет.
С какими трудностями вы столкнулись из-за своей веры? От чего вам пришлось отказаться ради нее? Почему ожидаемое воздаяние стоит того, даже если вы не видите его сейчас?
Среда | Верою Раав и остальные…
Прочитайте Евр. 11:31 и Нав. 2:9–11. Почему языческая блудница Раав была включена в перечень священных библейских персонажей?
Вероятно, Раав — самый неожиданный персонаж 11-й главы Послания к евреям. Раав — одна из двух женщин, упомянутых по имени. Она десятая в списке, первыми в котором были праотцы и патриархи Израиля, и каждый из них считался праведником. Дойдя до нее, мы обнаруживаем, что она не только женщина, но и языческая блудница.
Самое удивительное, что упоминание Раав также является тематическим центром и кульминацией главы. Перечень героев организован уникальным образом. Каждый отрывок начинается с повторяющейся фразы «верою». Основной шаблон: «Верою такой-то сделал то и то» или: «Верою такое-то случилось с таким-то». Этот повторяющийся образец (паттерн, схема) увеличивает у читателя ожидание услышать решающее утверждение о том, что верою Иисус Навин привел людей в Землю обетованную. Однако здесь говорится не о нем. Иисуса Навина обошли стороной, и его место заняла блудница. После упоминания Раав повторяющийся образец внезапно заканчивается словами: «И что еще скажу?» (Евр. 11:32). Затем Павел бегло перечисляет некоторые имена и события, не объясняя их подробно.
Подвиг веры Раав заключался в том, что она услышала, поверила и повиновалась, хотя и не видела. Она не видела казней в Египте, перехода через Чермное море, воды из скалы, небесной манны. Тем не менее она поверила. Она была хорошим примером не только для тех евреев, которые не слышали проповедей Иисуса и не видели Его чудес, но и для нас, также не видевших этого.
«Раав была блудницей, которая жила в стене города Иерихона. Она спрятала двух израильских разведчиков, посланных разузнать, что собой представляют оборонительные укрепления этого города. Поскольку она была добра к ним и заявила о своей вере в Бога, разведчики обещали сохранить жизнь ей и ее семье во время штурма Иерихона» (Э. Уайт. Дочери Божьи, с. 35).
Затем Павел продолжает (см. Евр. 11:35–38) список трудностей, с которыми столкнулись многие верующие. Фраза «не приняв освобождение» (ст. 35) подразумевает, что у них была возможность бежать, но они предпочли этого не делать, поскольку взирали на вознаграждение от Бога.
Хотя мы не были свидетелями многих важных событий (творение мира за шесть дней, исход, распятие Христа), почему у нас есть веские основания верить, что эти события произошли на самом деле?
Четверг | Иисус — начальник и совершитель нашей веры
Прочитайте Евр. 12:1–3. Выделите в этих текстах пять призывов, обращенных к христианам. Библия призывает нас сделать следующее:
Кульминация списка героев веры, о которых говорится в Послании к евреям, — Иисус. Павел начал свое повествование о вере с Иисуса — Грядущего, Который «не умедлит» (Евр. 10:37), и завершает его Иисусом — совершителем нашей веры (см. Евр. 12:2). Иисус — начальник и совершитель веры. Это означает, что Он делает веру возможной и является образцом, в совершенстве воплощающим в Себе суть жизни веры. Именно в Иисусе вера была выражена наиболее полно и окончательно.
Иисус является начальником (автором, первопроходцем; греч. архего́с — основатель, первопричина) нашей веры по крайней мере по трем причинам.
Во-первых, Он единственный, Кто полностью завершил Свой забег. А герои веры, о которых говорилось в предыдущей главе, еще не достигли своей цели (см. Евр. 11:39, 40). Однако Христос вошел в покой Бога на небесах и пребывает одесную Отца. Мы же вместе с другими героями веры будем царствовать с Иисусом на небе (см. Откр. 20:4).
Во-вторых, именно совершенная жизнь Иисуса позволила другим участвовать в забеге веры (см. Евр. 10:5–14). Если бы Он не справился, забег всех остальных был бы тщетным.
Наконец, именно Иисус — первопричина нашей веры. Как единый с Отцом Он выразил Его верность по отношению к нам. Бог никогда не сдавался в Своих усилиях спасти нас, и именно поэтому мы в итоге получим награду, если не сдадимся. Спаситель терпеливо совершал Свой забег и оставался верным, даже когда мы были неверными (см. 2 Тим. 2:13). Наша вера — это всего лишь ответ на Его верность.
В конце концов, Иисус — совершитель веры, поскольку прекрасно открыл нам, как проходит забег веры. Как же Он бежал? Он отдал все ради нас (см. Флп. 2:5–8). Христос никогда не грешил. Он неустанно взирал на награду — ожидающую Его радость увидеть человечество, искупленное Его благодатью. Он претерпел непонимание и оскорбления, прошел через позор крестной смерти (см. Евр. 12:2, 3).
Теперь наша очередь бежать. Хотя собственными силами мы никогда не сможем достичь того, что совершил Иисус, перед нами Его совершенный пример. Поэтому, веря в Него и не сводя с Него глаз (как и другие перед нами), мы можем с верою продвигаться вперед, полагаясь на Его заслуги и обетование о великой награде.
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Верой вы стали принадлежать Христу и верой должны возрастать в Нем, давая и принимая. Вам нужно отдать все: свое сердце, свою волю, свое служение; отдать Ему всего себя, чтобы исполнять все Его веления. И вы должны принять все: полноту благословений в лице Христа, чтобы Он пребывал в вас и был вашей силой, вашей праведностью и помогал вам быть послушными» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 70).
«Бог никогда не просил бы нас верить Ему, если бы не дал достаточно веских доказательств для утверждения нашей веры. Его существование, Его характер, истинность Его Слова основаны на свидетельствах, которые взывают к нашему разуму, и таких свидетельств достаточно. Однако Бог не исключил и возможности сомнения. Наша вера должна основываться на доказательствах, но таковыми вовсе не должны быть какие-то особые проявления. Ищущие сомнений всегда могут найти для них повод, но те, кто действительно желает знать истину, найдут достаточно доказательств, на которых можно основать свою веру.
Наш ограниченный ум не в состоянии полностью постичь характер или дела бесконечного Бога. Даже для самого проницательного и образованного человека это святое Существо всегда останется непостижимой тайной. „Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес — что можешь сделать? глубже преисподней — что можешь узнать?“ (Иов. 11:7, 8)» (там же, с. 105).
Вопросы для обсуждения: 1. Средневековый философ и богослов Ансельм Кентерберийский (1033–1109) однажды написал: «Credo, ut intelligam», что в переводе с латыни означает: «Верую, чтобы понимать». Текст Евр. 11:3 говорит, что «верою познаем». Какая связь между верой и пониманием? Почему вера часто предшествует пониманию? То есть почему иногда нам следует с верой принимать то, чего мы не понимаем (по крайней мере, сначала), и тогда позже придет большее понимание?
2. Греческое слово пи́стис означает «вера», «доверие», «верность». Почему эти значения важны для понимания того, что значит «жить верой»? Как персонажи 11-й главы Послания к евреям проявили веру и доверие своей верностью? Как мы можем сделать то же самое?
3. Хотя мы понимаем, что вера — это дар Бога (см. Рим. 12:3), какова наша роль в получении и сохранении этого дара?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →