«Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях» (Евр. 8:6).
Живя совершенной жизнью, а затем умерев в нашем мире, Иисус стал посредником нового, лучшего завета между нами и Богом. Своей смертью Иисус отменил для уверовавших в Него вечную смерть, которой требовали наши преступления, и сделал возможным новый завет.
Эту истину апостол Павел объясняет в отрывке Евр. 10:5–10, подчеркивая, что Иисус явил требуемое заветом совершенное послушание. Павел ссылается на псалом 39, первоначально отражающий желание Мессии проявлять полное послушание Богу: «Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (ст. 8, 9). «В контексте оригинала это выражение [«исполнить волю Твою»] описывало моральное послушание воле Бога. Автор Послания к евреям использует данное выражение, дабы показать, что жертва Христа осуществила волю Божью, обеспечив приемлемое искупление, которого не обеспечивали жертвоприношения животных» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 460). В псалме выражено состояние человека, пребывающего в завете с Богом — радостное послушание и записанный в сердце Закон (см. Втор. 6:4–6). Но то, чего Давид мог только желать, совершил Иисус. Для Павла этот псалом приобрел особое значение в связи с воплощением Иисуса. Иисус олицетворял новозаветное послушание. Он — наш пример. Мы были спасены благодаря не только Его смерти, но и Его жизни совершенного послушания.
Воскресенье | Необходимость нового завета
Прочитайте Евр. 7:11–19. В чем было «несовершенство» ветхозаветной священнической системы?
Согласно Посланию к евреям, появление Иисуса как Первосвященника по чину Мелхиседека означало, что заключен новый завет. Ветхий завет предусматривал священство левитов (см. Евр. 7:11). Священники-левиты действовали как своего рода посредники между Богом и Израилем, и закон исключал кого-либо еще из священства. Поэтому автор заключает, что смена священства подразумевает изменение закона священства, а также изменение самого завета (ст. 12, 18, 19).
Проблема с ветхим заветом заключалась в том, что посредством него невозможно было достичь совершенства (см. Евр. 7:11). Павел говорит о левитском священстве и служении (жертвоприношениях, праздниках и т. д.). Приносимые через левитов жертвы сами по себе не могли даровать ни истинного, полного очищения от греха, ни доступа к Богу (см. Евр. 10:1–4, 19–23; 9:13, 14).
Новый завет был необходим, но это не означает, что Бог поступил несправедливо по отношению к Израилю, дав ему ветхий завет. Деятельность левитов и служение в скинии были призваны защитить Израиль от идолопоклонства, а также указать им на будущее служение Иисуса. Послание к евреям подчеркивает, что жертвоприношения были «тенью будущих благ» (Евр. 10:1).
Указывая на Иисуса, жертвы должны были помочь людям обрести надежду и веру в Агнца Божьего, «Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29; сравните с Ис. 53). То же самое подчеркивает Павел, когда говорит: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24); «Но во Христе ведь уже достигнута цель, что была Законом указана» (Рим. 10:4; ИПБ).
Другими словами, даже Десять заповедей, какими бы благими и совершенными они ни были, не могут обеспечить спасения (см. Рим. 3:20–28; 7:12–14). Заповеди — совершенное мерило праведности, но они не могут дать саму праведность, точно так же, как взгляд в зеркало не может стереть возрастные морщины. Для совершенной праведности нам, грешникам, нужен Иисус как наш заместитель.
Почему Закон не может нас спасти?
Понедельник | Новый и обновленный
Сравните Евр. 8:10–12 со Втор. 6:4–6; 30:11–14; Иер. 31:31–34. Что эти отрывки говорят нам о природе и особенностях нового завета?
В чем, согласно Библии, сходства и в чем различия ветхого и нового заветов? Сходства:
Различия:
Обещание нового завета в Послании к евреям связано с отрывком из книги Иеремии. Согласно Иеремии, Божье обещание о новом завете было, по сути, обновлением завета, который Он изначально заключил с Израилем через Моисея (см. Иер. 31:31–34). Таким образом, можно утверждать, что 31-я глава книги Иеремии говорит не о принципиально «новом» завете, а об «обновлении» первоначального завета с Израилем. Фактически еврейское слово хада́ш, обозначающее «новый», может иметь два значения: «обновленный» и «совершенно новый».
Проблема с ветхим заветом заключалась в том, что люди нарушили его (см. Евр. 8:8, 9). Несовершенным был не завет, а народ. Если бы Израиль увидел в символах грядущего Мессию и поверил в Него, завет не был бы нарушен. Тем не менее справедливости ради следует отметить, что на протяжении всей истории Израиля было много истинно верующих, которые отвечали целям завета и в сердцах которых был Закон (см. Пс. 36:31; 39:8; 118:11; Ис. 51:7).
Хотя новый завет является обновлением ветхого, в определенном смысле он действительно новый. Обещание Иеремии о «новом завете» не просто предусматривало обновление условий, существовавших до изгнания. Те условия нарушались и возобновлялись несколько раз, ибо народ несколько раз впадал в отступничество. А все потому, что люди просто не желали соблюдать свою часть завета с Богом (см. Иер. 13:23).
Именно поэтому Бог пообещал совершить «нечто новое» (Иер. 31:22). Новый завет не будет похож на завет, заключенный Богом «с отцами их» (Иер. 31:32). Из-за неверности людей обещания, данные Богом в соответствии с синайским заветом, так и не были выполнены. Теперь, в силу предоставленного Сыном поручительства (см. Евр. 7:22), Бог исполнит предназначение Своего завета. Господь не изменил Свой Закон и не снизил стандарты, а послал Своего Сына в качестве поручителя (греч. э́нгюос — поручитель) исполнения обещаний завета (см. Евр. 7:22; 6:18–20).
Прочитайте текст 2 Тим. 2:13. Чему нас учит верность Бога Своему народу и Своим замыслам?
Вторник | Ходатай лучшего завета
Прочитайте Евр. 8:1–6. Почему Иисус — Ходатай лучшего завета?
Что лично для вас означает тот факт, что Иисус совершает в небесном святилище постоянное ходатайственное служение за каждого человека, в том числе за вас?
Греческий термин мэси́тэс (ходатай) происходит от слова мэ́́сос (середина) и обозначает находящегося посередине. Это был специальный термин, который относился к лицу, выполнявшему одну или несколько из следующих функций: 1) арбитр между двумя или более сторонами; 2) посредник или деловой брокер; 3) свидетель в юридическом смысле слова; 4) поручитель, гарантирующий выполнение соглашения.
Термин «ходатай» — слишком узкий перевод слова мэситэс (букв. посредник), поскольку сосредоточен только на первых двух или трех значениях греческого термина. Однако в Послании к евреям подчеркивается четвертая функция. Как объясняет автор послания, Иисус является поручителем нового завета (см. Евр. 7:22). В Послании к евреям термин «посредник-ходатай» эквивалентен понятию «поручитель». Господь ручается, что обещания завета будут выполнены.
Смерть Христа делает возможным установление нового завета, потому что удовлетворяет требования первого завета с Израилем (и даже с первыми людьми в Едеме), который был нарушен (см. Евр. 9:15–22). В этом смысле Иисус является поручителем, взявшим на Себя все юридические обязательства нарушенного людьми завета. С другой стороны, возвышение Иисуса на небесах гарантирует, что все данные людям обещания Бога будут выполнены (см. Евр. 6:19, 20). Христос гарантирует выполнение условий завета, ибо показал, что обещания Бога истинны. Воскресив Иисуса и посадив Его одесную Себя, Отец заверил людей, что также воскресит их и приведет к Себе.
Сын Божий является более великим посредником, чем Моисей, потому что служит в небесном святилище и принес Себя в совершенную жертву за нас (см. Евр. 8:1–5; 10:5–10). Лицо Моисея отражало славу Бога (см. Исх. 34:29–35), а Иисус и есть эта Божья слава (см. Евр. 1:3; Ин. 1:14). Моисей говорил с Богом лицом к лицу (см. Исх. 33:11), а Иисус — это воплощенноеСлово Бога (см. Евр. 4:12, 13; Ин. 1:1–3, 14).
Христос проявил совершенное послушание, удовлетворив все требования завета. А какова роль послушания в нашей жизни и почему оно важно?
Среда | Лучшие обетования нового завета
У нас может возникнуть соблазн подумать, что новый завет имеет «лучшие обетования» (Евр. 8:6) в том смысле, что предполагает больше наград, чем ветхий завет (райская родина, вечная жизнь и т. д.). Однако Бог предложил верующим ветхого завета те же награды, что и нам (см. Евр. 11:10, 13–16). В Евр. 8:6 выражение «лучшие обетования» означает различные виды обетований.
Завет между Богом и Израилем был обменом обещаниями между Богом и Израилем. Бог сделал первый шаг и освободил Израиль из Египта, пообещав привести их в Землю обетованную.
Сравните Исх. 24:1–8 и Евр. 10:5–10. В чем сходство и различие между этими двумя обещаниями?
Завет между Богом и Израилем был подтвержден кровью. Этой кровью был окроплен как жертвенник, так и народ. Израильтяне обещали повиноваться всему, что скажет Господь. Это было обещание Богу, оно также необходимо и в наше время, когда мы вступаем в завет с Ним.
«Условие получения вечной жизни остается таким же, каким оно было всегда и каким оно было в раю до грехопадения наших прародителей, — это полное послушание Закону Божьему, совершенная праведность. Если бы вечная жизнь была предложена на каком-либо меньшем условии, это угрожало бы благополучию всей Вселенной. Возникла бы вероятность увековечения греха, несущего с собой нескончаемые беды и страдания» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 62).
Бог выполнил для нас все требования нового завета. Он позволил Своему Сыну прийти и жить совершенной жизнью, чтобы обетования завета могли быть выполнены в Нем, а затем были предложены нам через веру в Него. Послушание Иисуса гарантирует исполнение обетований завета (см. Евр. 7:22). Бог дает все благословения завета Ему, чтобы затем они были дарованы нам. Действительно, пребывающие «во Христе» будут наслаждаться этими обетованиями вместе с Ним. Кроме того, Бог посылает нам Своего Святого Духа, чтобы дать нам силу исполнять Его Закон.
Христос удовлетворил всем требованиям завета, поэтому исполнение данных нам Богом обетований не вызывает сомнений. Как это помогает нам понять значение отрывка 2 Кор. 1:20–22? Какая чудесная надежда содержится для нас в этом отрывке?
Чертверг | Новый завет и сердце
Сравните обетования нового завета в Иер. 31:33 и Иез. 36:26, 27. Как связаны эти обетования?
Попытайтесь объяснить, как в практической христианской жизни происходит «начертание» Божьего закона на сердце человека?
Первый завет был запечатлен Богом на каменных скрижалях и помещен в ковчег завета как важное свидетельство Божьего завета с Его народом (см. Исх. 31:18; Втор. 10:1–4). Однако высеченные на камне документы можно было разбить. А свитки, как сообщает Иеремия, можно было разрезать и сжечь (см. Иер. 36:23).
Но в новом завете Бог теперь напишет Свой Закон в сердцах людей. В Библии сердце означает разум, средоточие памяти, знания, понимания (см. Иер. 3:15; Втор. 29:4), сознательных решений (см. Иер. 3:10; 29:13). Это обетование не просто открывало доступ к Закону и его познание. Что более важно, оно должно было вызвать изменение в сердце человека. Проблема Израиля заключалась в том, что их грех был начертан «железным резцом, алмазным острием… на скрижали сердца их» (Иер. 17:1). У израильтян было упорное сердце (см. Иер. 13:10; 23:17), поэтому они не могли поступать правильно (см. Иер. 13:23).
Господь не говорил об изменении Закона, ибо проблема Израиля была не в Законе, а в сердце. Бог хотел, чтобы верность Израиля была откликом благодарности за то, что Он совершил для них, а Господь дал им Десять заповедей, выражая Свою любовь и заботу о них (см. Исх. 20:1, 2). Он хотел, чтобы Израиль проявлял послушание Его законам как признание того, что Он желает им самого лучшего; эта истина была открыта в их великом избавлении из египетского рабства. Послушание народа должно было стать выражением благодарности, проявлением их особенных взаимоотношений.
То же самое актуально и сегодня для нас. Любовь и забота Иисуса, умершего за нас, — основание нового завета (см. Лк. 22:20). Истинное послушание исходит из сердца как выражение любви (см. Мф. 22:34–40). Эта любовь — отличительный признак присутствия Святого Духа в жизни верующего. Бог изливает на нас Свою любовь через Своего Духа (см. Рим. 5:5), Который проявляется в любви (см. Гал. 5:22).
Если древний Израиль мог любить Бога еще до крестной смерти Спасителя, почему нам следует любить Бога еще больше? Как проявляется реальность этой любви через послушание?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Если в нас есть подобие Божье, если в нашей душе пребывает Божественная любовь, то разве для нас не будет естественным исполнять Закон Божий? Когда любовь владеет сердцем человека, когда он обновлен по образу Бога, создавшего его, над ним исполняется обетование нового завета: „Вложу законы Мои в сердце их и в мыслях их напишу их“ (Евр. 10:16). А если Закон написан в сердце, то разве это не окажет влияния на жизнь? Послушание и служение, совершённые по любви, — верный признак принадлежности Христу. В Писании сказано: „Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его“; „кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины“ (1 Ин. 5:3; 2:4). Вера не освобождает человека от послушания. Она приобщает нас к благодати Христа, которая дает нам силу для послушания…
Чем ближе вы ко Христу, тем больше недостатков увидите в своем характере, ибо духовное зрение обостряется. В сравнении с Его совершенством ваши слабости видны более отчетливо. Это говорит о том, что обольщения сатаны потеряли над вами власть, что животворное влияние Духа Божьего пробуждает вас.
В человеке, не сознающем своей греховности, не может пребывать глубокая любовь ко Христу. Сердце, преобразованное благодатью Христа, всегда будет восхищаться Его Божественным характером. Но если мы не видим своей нравственной ущербности, то это, вне всякого сомнения, свидетельствует о том, что мы еще не познали красоту и совершенство Христова характера» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 60, 64, 65).
Вопросы для обсуждения: 1. Поразмышляйте над приведенными выше высказываниями Эллен Уайт. Автор подчеркивает: чем ближе мы подходим ко Христу, тем более грешными становимся в собственных глазах. Почему мы не должны позволить, чтобы осознание наших недостатков побудило нас в отчаянии отказаться от веры? 2.Подумайте о том, что Закон Божий пишется в наших сердцах. Что это значит для духовной жизни христианина? Как понимание и переживание этой истины может помочь нам избежать «послушания», которое на самом деле является всего лишь законничеством и было названо «мертвыми делами» (Евр. 9:14)?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →