Памятный стих: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола» (Евр. 2:14).
Первая глава Послания к евреям говорит об Иисусе как о Сыне Божьем, превосходящем ангелов, Который есть «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3). Во второй главе послания Иисус представлен Сыном Человеческим, Который стал ниже ангелов и принял слабую человеческую природу, вплоть до смерти (см. Евр. 2:7).
В первой главе Бог говорит об Иисусе: «Ты Сын Мой» (Евр. 1:5). Во второй Иисус называет сынов человеческих Своими «братьями» (Евр. 2:12).
В первой главе Отец провозглашает Божественную власть Сына (см. Евр. 1:8–12). Во второй Сын подтверждает Свою верность Отцу (см. Евр. 2:13).
В первой главе Иисус — святой Господь, Создатель, поддерживающий Вселенную и правящий над ней. Во второй Иисус — человеческий Первосвященник, милосердный и верный.
Таким образом, описание Иисуса как верного и милосердного брата отражено в описании Сына как высшего проявления вечного Бога-Творца (см. Евр. 1:1–4).
Воскресенье | Ближайший родственник и Искупитель
Прочитайте Лев. 25:25–27, 47–49. Кто мог выкупить человека, из-за бедности потерявшего собственность или свободу?
Закон Моисея предусматривал: если человек был настолько беден, что, дабы выжить, ему приходилось продавать свою собственность или даже себя, ему возвращалась его свобода или имущество каждые пятьдесят лет, в юбилейный год. Юбилейный год был «великим» субботним годом, когда долги прощали, имущество возвращали, а пленным даровали свободу.
Однако пятьдесят лет — долгий срок. Вот почему закон Моисея также предусматривал, что ближайший родственник может заплатить оставшуюся часть долга и выкупить своего родственника гораздо раньше.
Ближайший родственник также был гарантом справедливости в случае убийства. Он мог быть мстителем за кровь — преследовать убийцу своего близкого родственника и наказать его (см. Числ. 35:9–15).
Прочитайте Евр. 2:14–16. Как в этом отрывке описано величайшее деяние Иисуса для нас?
Этот отрывок изображает людей без Бога как рабов дьявола, а Иисуса ‒ как нашего Искупителя. Когда Адам согрешил, люди попали под власть сатаны. В результате у нас не было силы противостоять греху (см. Рим. 7:14–24). Хуже того, за наше преступление требовалось наказание вечной смертью, от которого мы не могли откупиться (см. Рим. 6:23). Итак, наше положение было совершенно безнадежным.
Однако Иисус принял нашу человеческую природу и стал таким же, как мы, из плоти и крови. Он стал нашим ближайшим родственником и искупил нас. Господь не стыдится называть нас «братьями» (Евр. 2:11).
Парадоксально, но, приняв нашу природу и искупив нас, Иисус также открыл Свою Божественную природу. В Ветхом Завете истинным Искупителем израильтян, их ближайшим Родственником, является Сам Яхве (см. Пс. 77:35; Ис. 41:14; 43:14; 44:22; Иер. 31:11; Ос. 13:14).
Как мы можем глубже познать реальность близости Христа к нам? Почему это так важно для нашей веры?
Понедельник | Не стыдится называть нас братьями
В Послании к евреям сказано, что Иисус не стыдится называть нас Своими братьями (см. Евр. 2:11). Хотя Сын един с Отцом, Он принял нас как членов Своей семьи. Насколько ярко противопоставлено такое единение публичному позору, который пришлось пережить читателям Послания к евреям (см. Евр. 10:33)!
Прочитайте отрывок Евр. 11:24–26. Каким образом выбор Моисея перекликается с тем, что Иисус совершил для нас?
Представляете ли вы, что означало для Моисея быть названным «сыном дочери фараоновой»? Он был влиятельным лицом в самой могущественной империи того времени. Он получил высшую гражданскую и военную подготовку и стал выдающимся человеком. Стефан сказал, что Моисей был «силен в словах и делах» (Деян. 7:22). Эллен Уайт также сообщает, что он был «любимцем воинов» и фараон «решил сделать усыновленного внука наследником своего престола» (Патриархи и пророки, с. 245). Тем не менее Моисей отказался от всех этих привилегий и решил отождествлять себя с израильтянами — народом рабов без образования и власти.
Прочитайте Мф. 10:32, 33; 2 Тим. 1:8, 12; Евр. 13:12–15. Чего требует от нас Бог?
У читателей Послания к евреям была похожая проблема. После преследований и гонений многие из них начали стыдиться Иисуса. Поэтому им угрожала опасность «ругаться Ему» вместо того, чтобы почтить Его (см. Евр. 6:6). Павел же постоянно призывает читателей «твердо держаться исповедания» своей веры (Евр. 4:14; 10:23).
Библия говорит, что Иисус не стыдится называть нас братьями. Какие действия и поступки могут привести к тому, что Иисус будет стыдиться нас (см. Мк. 8:38)?
Бог желает, чтобы мы признали Иисуса нашим Богом и нашим Братом. Как наш Искупитель Иисус заплатил наш долг. Как наш Брат Он стал для нас образцом. Бог Отец предопределил нам «быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим. 8:29).
Подумайте о выборе, который должен был сделать Иисус, дабы принять нас как Своих братьев и сестер. Почему выбор Иисуса повлек гораздо большее для Него унижение, чем выбор Моисея — для него? Что это говорит нам о любви Бога к нам?
Вторник | Воспринял плоть и кровь
Послание к евреям сообщает, что Иисус принял нашу человеческую природу, чтобы заместить нас и умереть за нас второй смертью (см. Евр. 2:9, 14–16; 10:5–10). Это основа замысла спасения и наша единственная надежда на вечную жизнь.
Прочитайте Мф. 16:17; Гал. 1:16; 1 Кор. 15:50; Еф. 6:12. С какими недостатками человеческой природы связано выражение «плоть и кровь»?
Выражение «плоть и кровь» подчеркивает хрупкость человеческого естества, его слабость (см. Еф. 6:12), ограниченность (см. Мф. 16:17; Гал. 1:16) и смертность (см. 1 Кор. 15:50). Апостол Павел в своем послании говорит, что Иисус уподобился Своим братьям «во всем» (Евр. 2:17). Это выражение означает, что Он стал полностью человеком. Христос не просто «выглядел» или «казался» человеком; Он действительно был человеком, действительно стал одним из нас.
Приведите свидетельства Библии, подтверждающие, что Иисус был в полном смысле человеком (хотя в то же время Он оставался Богом).
Однако Павел также говорит, что в отношении греха Иисус отличался от нас. Во-первых, Он не совершил никакого греха (см. Евр. 4:15). Во-вторых, имея человеческую природу, Он был «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр. 7:26). Все мы согрешили, и у всех нас есть плохие наклонности. Наша зависимость от греха заложена глубоко внутри самой нашей природы. Мы «из плоти и проданы в рабство греху» (Рим. 7:14; ИПБ). Гордость и другие греховные мотивы часто оскверняют даже наши добрые поступки. Однако природа Иисуса не была испорчена грехом. И так должно было быть. Если бы Иисус был «продан греху», как мы, Ему также нужен был бы Спаситель. Но Иисус Сам пришел как Спаситель и принес Себя в непорочную жертву Богу за нас (см. Евр. 7:26–28; 9:14).
Затем Иисус уничтожил власть дьявола, умерев как безгрешная жертва за наши грехи и тем самым сделав возможным наше прощение и примирение с Богом (см. Евр. 2:14–17). Христос также сокрушил власть греха и дал нам силу жить праведной жизнью, исполнив Свое обещание заключить новый завет и написать закон в наших сердцах (см. 8:10). Таким образом, Спаситель победил врага и освободил нас, поэтому теперь мы можем «служить Богу живому» (9:14). Что касается окончательного уничтожения сатаны, оно произойдет, когда он будет брошен в озеро огненное (см. Откр. 20:1–3, 10).
Если нам обещана победа в Иисусе, почему некоторые из нас терпят поражение в борьбе с грехом? Что мы делаем не так и как можем начать жить согласно высокому призванию, которое имеем во Христе?
Среда | Совершенство через страдания
Прочитайте тексты Евр. 2:10, 17, 18; 5:8, 9. Какова была роль страданий в жизни Иисуса?
Как вы считаете, почему Иисус должен был пройти через страдания, чтобы спасти человечество?
Апостол говорит, что Бог сделал Иисуса «совершенным Спасителем через страдания» (Евр. 2:10; ИПБ). Разве это не удивительное выражение? Ранее Павел сказал, что Иисус — «сияние славы и образ ипостаси Его» (1:3), а далее подчеркнул, что Он безгрешен, чист, непорочен и свят (см. 4:15; 7:26–28; 9:14; 10:5–10). Иисусу не нужно было преодолевать какое-либо моральное или этическое несовершенство. Он был совершенным и морально, и этически.
Однако в Послании к евреям говорится, что Иисус прошел через процесс «совершенствования», что дало Ему возможность спасти нас. Иисус был «совершен» в том смысле, что во время Своей земной жизни был подготовлен стать нашим Спасителем.
1.Иисус был «совершен» через страдания, чтобы стать вождем нашего спасения (см. Евр. 2:10). Ему пришлось умереть на кресте в качестве жертвы, чтобы Отец имел законный способ спасти нас. Христос был совершенным и единственно возможным жертвоприношением. Как Бог Он мог осудить нас, но благодаря Своей жертве также может спасти нас.
2. Иисус научился послушанию через страдания (см. Евр. 5:8). Послушание было необходимо по двум причинам. Во-первых, оно сделало Его жертву приемлемой (см. Евр. 9:14; 10:5–10). Во-вторых, Его страдания позволили Ему стать нашим примером (см. 5:9). Будучи Богом, кому Он должен был подчиняться? Он был Сыном Божьим, единым с Богом, и все повиновались Ему как Правителю Вселенной. Следовательно, Иисус перешел не от непослушания к послушанию, а от полноты власти и владычества к покорности и послушанию. Возвышенный Сын Божий стал послушным Сыном Человеческим.
3. Перенесенные искушения и победа над ними дали Иисусу возможностьбыть милостивым и верным первосвященником (см. Евр. 2:17, 18). Страдания не сделали Иисуса более милосердным. Напротив, именно по Своему милосердию Он изначально добровольно вызвался умереть на кресте, чтобы спасти нас (см. Евр. 10:5–10; сравните с Рим. 5:7, 8). Именно земные страдания Христа наиболее полно открыли милосердие Бога. И именно через страдания реальность братской любви Иисуса стала явной для всех.
Если страдал безгрешный Иисус, то и мы, грешники, тоже будем страдать. Как мы можем научиться переносить все жизненные скорби, черпая надежду и уверенность у Господа, явившего нам Свою любовь многократно?
Четверг | Иисус стал Братом, чтобы быть примером
Еще одна причина, по которой Иисус принял нашу человеческую природу и жил среди нас, заключалась в том, что только Он мог быть нашим примером. Он единственный мог показать нам, каков Бог и как правильно жить перед Богом.
Прочитайте Евр. 12:1–4. По словам апостола, как нам следует проходить поприще христианской жизни?
Почему, по вашему мнению, так важно «взирать» на Иисуса и «помыслить» о Нем, чтобы успешно пройти жизненный путь? Расскажите, как этот совет помогал в вашей жизни.
В данном отрывке Иисус находится на вершине длинного списка героев, которых апостол приводит в предыдущей главе в качестве примеров веры. Этот отрывок называет Иисуса «начальником и совершителем» нашей веры. Греческое слово архего́с (основатель, первопричина, в Синодальном переводе — начальник) также можно перевести как первопроходец. Христос является первопроходцем в том смысле, что идет впереди верующих. В Евр. 6:20 Он назван нашим предтечей (греч. про́дромос — бегущий впереди, предвестник).
Согласно контексту, «совершитель» — Тот, Кто усовершенствует нашу веру. «Работа оправдания — только начало христианского опыта. Мы должны не только положить „основание обращению от мертвых дел“, но и „поспешить к совершенству“ (Евр. 6:1). Мы должны „возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа“ (2 Петр. 3:18). Мы должны одерживать победу за победой над „запинающими“ нас грехами (Евр. 12:1) и „возрастать в Того, Который есть глава Христос“ (Еф. 4:15). Наш характер должен быть „преобразован“ обновлением нашего ума (Рим. 12:2). Это — работа живущего в нас Христа (см. Гал. 2:20) как „совершителя“ веры. Это — дело освящения (см. Мф. 5:48)» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 481).
Прочитайте Евр. 2:13: «И еще: „Я буду уповать на Него“. И еще: „вот Я и дети, которых дал Мне Бог“». Здесь Иисус говорит, что будет уповать только на Бога. Этими словами отсылают нас к Ис. 8:17, 18. Исаия сказал эти слова перед лицом ужасной угрозы вторжения со стороны Северного Израиля и Сирии (см. Ис. 7:1, 2). Вера пророка противостояла неверию царя Ахаза (см. 4 Цар. 16:5–18). Бог увещевал Ахаза довериться Ему и попросить знамения, подтверждающего, что Он избавит его (см. Ис. 7:1–11). Господь уже пообещал царю, как Давидовому сыну, что защитит его как собственного сына. Теперь для подтверждения Своего обещания Бог милостиво предложил Ахазу попросить себе знамения. Однако Ахаз отказался просить знамения и вместо этого отправил гонцов к Феглаффелласару, царю Ассирии, со словами: «Раб твой и сын твой я» (4 Цар. 16:7). Как трагично! Ахаз предпочел быть «сыном» Феглаффелласара, а не Бога.
Однако Иисус уповал на Бога и на Его обещание, что Он положит врагов под Его ноги (см. Евр. 1:13; 10:12, 13). Бог дал и нам такое же обещание, и мы тоже должны верить Ему, как делал Иисус (см. Рим. 16:20).
Как мы можем научиться доверять Богу, если в своей повседневной жизни не принимаем решения, отражающие это доверие? Подумайте о том, какой важный выбор вам предстоит в ближайшем будущем и как вы можете быть уверены, что ваше решение свидетельствует о доверии Богу.
Пятница | Для дальнейшего исследования
В тексте Евр. 2:13 процитированы слова Иисуса, которые Он сказал Отцу о Своих братьях: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог». Патрик Грей, профессор религиоведения, предполагает, что здесь Иисус изображен как попечитель Своих братьев. «Римская система опеки и попечительства (лат. tutela impuberum — защита несовершеннолетних) определяла, что после смерти отца «наставник, часто старший брат, становился ответственным за заботу о несовершеннолетних детях и за их наследство до достижения ими совершеннолетия; это усиливало естественную обязанность старшего брата заботиться о своих младших братьях и сестрах» (Godly Fear: The Epistle to the Hebrews and Greco-Roman Critiques of Superstition, p. 126). Это объясняет, почему в Послании к евреям мы названы братьями и сестрами Иисуса, а также Его детьми. Как наш старший Брат Иисус — наш наставник, опекун и защитник.
«Христос пришел на землю, восприняв человеческую природу и став Представителем человечества, дабы показать в борьбе с сатаной, что человек, такой, каким его создал Бог, будучи соединенным с Отцом и Сыном, может исполнить все Божественные требования» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 253).
«Своей жизнью и наставлениями Христос оставил нам совершенный пример бескорыстного служения, исходящего от Бога. Бог существует не для Себя. Создав мир и поддерживая все живое, Он непрерывно служит другим. „Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных“ (Мф. 5:45). И это совершенное служение Бог поручил Своему Сыну. Иисусу предстояло показать всему человечеству, что значит служить людям» (Э. Уайт. Желание веков, с. 649).
Вопросы для обсуждения: 1. В Послании к евреям сказано, что Иисус стал нашим Братом, дабы спасти нас. Подумайте о том, что это значит с точки зрения Бога — на что Он пошел ради нашего спасения. Почему это трагическая ошибка — отказываться от такого драгоценного дара спасения?
2. Какое значение для нас имеет факт, что Иисус не родился «проданным греху», как мы (см. Рим. 7:14)? Подумайте о Моисее и о том, почему израильтянам было важно, чтобы он не был рабом, как они. Как история Моисея, хоть и в небольшой степени, помогает нам понять, что Иисус совершил для нас?
3. Подумайте о роли страданий в нашей жизни. Почему никогда не следует думать, что страдания хороши сами по себе, даже если иногда они могут быть полезны?
Истина для настоящего времени в книге Второзаконие
Пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →