Памятный стих: «В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную [престола] величия на высоте» (Евр. 1:2, 3).
Сразу после грехопадения Адама и Евы Бог обещал им «Семя», Сына, Который избавит их от врага, вернет утраченное наследство и поможет им исполнить миссию, для которой они были созданы (см. Быт. 3:15). Этот Сын будет представлять человечество, встанет на их место, искупит их и в конечном счете уничтожит змея.
«Услышав об этом обетовании, Адам и Ева надеялись на его скорое исполнение. Поэтому они так обрадовались своему сыну-первенцу, решив, что он-то и будет Избавителем. Но исполнение обещания медлило» (Э. Уайт. Желание веков, с. 31).
Позже Бог напомнил об этом обетовании Аврааму. Господь поклялся ему, что у него будет «семя», Сын, через Которого будут благословлены все народы земли (см. Быт. 22:16–18; Гал. 3:16). Такое же обещание Бог дал Давиду. Он пообещал ему, что его Потомок будет Божьим Сыном и утвердится как праведный Правитель над всеми царями земли (см. 2 Цар. 7:12–14; Пс. 88:27–29).
Воскресенье | «В последние дни»
Первые стихи Послания к евреям свидетельствуют о том, что Павел считал: он живет «в последние дни». В Священном Писании используются два выражения о будущем, имеющие разное значение. Пророки использовали выражение «последние дни», чтобы в целом обозначить будущее (например, Ис. 2:2, 31; Иер 30:24). Пророк Даниил использовал другое выражение — «конец времени», или, точнее, «время конца», чтобы конкретнее обозначить последние дни земной истории (см. Дан. 8:17; 12:4).
Прочитайте Числ. 24:14–19 и Ис. 2:2, 3. Что Бог обещал совершить для Своего народа в будущем, в «последние дни»?
Ветхозаветные пророки говорили, что в «последние дни» Бог воздвигнет Царя, Который уничтожит врагов Своего народа (см. Числ. 24:14–19) и привлечет народы к Израилю (см. Ис. 2:2, 3). Павел пишет, что эти обещания исполнились в Иисусе. Он победил сатану и, провозглашая Евангелие, привлекает к Себе все народы (см. Кол. 2:15; Ин. 12:32). В этом смысле «последние дни» уже начались, поскольку Иисус исполнил Божьи обетования.
Наши духовные отцы умерли в вере. Они видели исполнение обетований только «издали», но «не получили обещанного». Мы же увидели их исполнение в Иисусе.
Давайте подумаем об обетованиях Бога и об Иисусе. Господь пообещал воскресить Своих детей (см. 1 Фес. 4:15, 16). Замечательная весть заключается в том, что исполнение этого обетования началось с воскресения Иисуса (см. 1 Кор. 15:20; Мф. 27:51–53). Бог также обещал сотворить новую землю (см. Ис. 65:17). Он уже начал исполнять это обещание, создавая в нас новую духовную жизнь (см. 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15). Бог пообещал, что в конце установит Свое Царство (см. Дан. 2:44). И Он торжественно начал это осуществлять, учредив Царство благодати (см. Мф. 12:28–30; Лк. 10:18–20) и освободив нас от власти сатаны. Однако это только начало. То, что Господь начал совершать во время Первого пришествия Иисуса, Он завершит во время Второго, когда будет установлено Царство славы (см. Мф. 25:31, 32).
Подумайте обо всех обетованиях, исполненных Богом в прошлом. Как это помогает нам поверить в те Его обетования, которые еще не исполнились?
Понедельник | Бог говорил с нами через Сына
Прочитайте Евр. 1:1–4. В чем основная мысль этого отрывка?
В греческом оригинале отрывок Евр. 1:1–4 — это одно предложение. Многие полагают, что оно является самым красивым высказыванием всего Нового Завета с точки зрения риторического мастерства. Основная мысль заключается в том, что Бог говорил с людьми через Своих пророков, но наиболее полное и близкое общение с человечеством Он осуществил через Своего Сына Иисуса. В первом столетии нашей эры еврейский народ уже долгое время не слышал живого пророческого слова от Бога. Последнее записанное откровение Слова Божьего пришло через пророка Малахию и служителей Ездру и Неемию почти четыре столетия тому назад. Но теперь Бог вновь обращался к израильтянам через Иисуса.
Однако откровение Бога через Иисуса было гораздо значительнее любого откровения, данного через пророков, ибо Иисус — несравненно более значительный источник откровения. Он ‒ Сам Бог, сотворивший небо и землю и правящий Вселенной. Павел никогда не ставил под сомнение Божественность Христа. В его словах звучит безграничная уверенность.
Также апостол твердо верил, что Ветхий Завет был Словом Божьим. Бог, говоривший в прошлом, продолжает говорить в настоящем. Ветхий Завет передавал истинное познание Божьей воли. Тем не менее более полный смысл этого Слова стало возможным понять только тогда, когда на землю пришел Христос. По мнению автора, откровение Отца в Сыне дало ключ к пониманию истинного значения Ветхого Завета, подобно тому, как изображение на коробке пазла дает ключ к поиску правильного расположения каждой из его частей. Иисус в значительной степени прояснил многие аспекты Ветхого Завета.
Придя на землю, Иисус стал нашим Представителем и Спасителем. Он занял наше место в битве и победил змея. В Послании к евреям апостол Павел называет Иисуса «вождем» и «предтечей» верующих (см. Евр. 2:10; 6:20). Он борется за нас и представляет нас. Это также означает, что то, что Отец совершил для Иисуса, нашего представителя, Он желает совершить и для нас. Тот, Кто возвысил Иисуса и посадил одесную Себя на Своем престоле, также хочет, чтобы и мы сели с Иисусом на Его престоле (см. Откр. 3:21). Божье послание к нам в Иисусе включает не только слова Христа, но также и дела, совершённые Отцом через Него и с Ним для нашего временного и вечного блага.
Подумайте: Иисус, Сам Бог, пришел на землю. Что это означает для нас и почему в данной истине мы можем черпать нескончаемую надежду?
Вторник | Иисус — сияние славы Бога
Прочтите Евр.1:2–4. Что этот отрывок говорит нам об Иисусе, особенно ст. 3?
Как вы понимаете, каким образом Иисус явил славу Бога в Своем земном служении?
В сегодняшнем исследовании мы сосредоточимся на выражении: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его …» (Евр. 1:3).
Прочитайте Исх. 24:16, 17; Пс. 4:7; 35:10; 88:16. Как эти стихи помогают нам понять, что такое слава Божья?
В Ветхом Завете слава Божья означала Его видимое присутствие среди Своего народа (см. Исх. 16:7; 24:16, 17; Лев. 9:23; Числ. 14:10). Божье присутствие часто ассоциируется со светом или сиянием. Писание сообщает: Иисус есть свет, пришедший в мир, чтобы явить славу Божью (см. Евр. 1:3; Ин. 1:6–9, 14–18; 2 Кор. 4:6). Подумайте, например, о том, как изменился Иисус во время преображения: «И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2).
Мы воспринимаем яркий свет солнца, как само солнце, таким же образом и Бога мы познаем через воплощение и жизнь Иисуса. Он явил нам Отца. Слава Бога — это сам свет, поэтому нет никакой разницы — ни в сущности, ни в характере — между Богом и Иисусом, как нет разницы между солнцем и его сиянием.
Послание к евреям также сообщает, что Иисус является «образом ипостаси» Отца (Евр. 1:3). Это выражение на греческом языке (характэ́р тэс хюпоста́сэос)означает: есть полное соответствие в сущности, естестве, природе между Отцом и Сыном. Люди созданы по образу и подобию Бога, но не по Его сущности (см. Быт. 1:26). Однако Сын разделяет ту же самую сущность с Отцом. Неудивительно, что Иисус сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).
Через Иисуса нам открываются характер и слава Отца. Почему это чудесная истина? Взирая на Иисуса, что мы можем сказать о том, каков Отец?
Среда | Иисус — Творец
Послание к евреям утверждает, что Отец создал мир «через» или «посредством» Сына, и Он держит «всё словом силы Своей» (Евр. 1:2, 3).
Прочитайте Ис. 44:24; 45:18; Неем. 9:6. В Ветхом Завете Господь утверждал, что сотворил мир «один» и что Он — «единственный Бог». Как мы можем согласовать это утверждение с новозаветными отрывками о том, что Отец создал Вселенную «через» Сына (Евр. 1:2, 3)?
Некоторые думают, что Иисус был лишь орудием, с помощью которого Бог творил. Это ошибочное мнение. Во-первых, для Павла Иисус — Господь, сотворивший мир, а не помощник. В Евр. 1:10 говорится, что Иисус — Господь, сотворивший землю и небо; Павел также применяет к Нему стихи Пс. 101:26–28, где говорится о Господе (Яхве) как Творце. Во-вторых, в Евр. 2:10 сказано, что Вселенная была создана Отцом, «для Которого все» и «от Которого все»; те же выражения применяются и к Иисусу в Евр. 1:2. Отец творил, и Иисус творил (см. Евр. 2:10; 1:2, 10), а также в творении принимал участие и Святой Дух (см. Быт. 1:2). Между Отцом и Сыном существует полное согласие в целях и деятельности. Это часть тайны Троицы. Сын творил, и Отец творил, но есть единый Создатель — Бог, что подразумевает: и Иисус есть Бог.
Между тем Евр. 4:13 свидетельствует, что Иисус есть также Судья. Его власть править и судить проистекает из факта, что Бог создал все и поддерживает Вселенную (см. Ис. 44:24–28).
Стихи Евр. 1:3 и Кол. 1:17 подтверждают, что Иисус также поддерживает Вселенную. Это поддерживающее действие, вероятно, включает идею руководства или управления. Греческое слово фэ́рон («поддерживающий, несущий») используется для описания ветра, управляющего лодкой (см. Деян. 27:15, 17), или Бога, ведущего пророков (см. 2 Петр. 1:21). Таким образом, Иисус не только сотворил, но и поддерживает нас. Каждый наш вдох, каждый удар сердца, каждый момент нашего существования зиждется на Нем, Иисусе — основе всего творения.
Прочитайте Деян. 17:28. Что этот текст говорит нам о Боге и Его силе? Подумайте также о том, что этот же Бог Иисус умер на кресте за наши грехи. Что данная истина открывает нам о самоотверженном характере нашего Господа?
Четверг | «Я ныне родил Тебя»
В Евр. 1:5 содержатся слова, сказанные Иисусу Отцом: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Как понимать, что Иисус был «рожден», и когда это произошло? Разве это не доказывает, что Иисус был каким-то образом создан Богом, как некоторые считают?
Прочитайте Евр. 1:5; 2 Цар. 7:12–14; Пс. 2:7; Лк. 1:31, 32. Какое данное Давиду обещание Павел связывает с Иисусом в Послании к евреям?
Какие вы можете привести свидетельства Библии, что Иисус — истинный Бог?
Само Священное Писание комментирует значение пророчества из Пс. 2: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Оно относилось к воплощению Христа (см. Евр. 1:5, 6), к Его воскресению из мертвых (см. Деян. 13:32, 33), к началу Его первосвященнического служения (см. Евр. 5:5, 6) и к вечному царствованию (см. Пс. 2:6, 7), но никак не к предвечному существованию.
Бог пообещал Давиду, что его Сын будет истинным законным Правителем всех народов. Благодаря этому Царь из рода Давидова станет Представителем Бога. Этот завет исполняется в Иисусе как Сыне Давидовом. Бог победит Своих врагов и отдаст Ему народы в наследство (см. Пс. 88:28; 2:7, 8).
В греко-римском мире и на Востоке было популярным понимание, что правители — сыновья Бога. Это давало правителю легитимность и власть над страной. Цезарь, символ Рима, не был законным «сыном Бога», правителем народов. Но им был Иисус Христос. «Рождение» Иисуса относится к началу правления Иисуса над народами, а не к началу Его существования, потому что Иисус существовал всегда. Никогда не было времени, когда Иисус не существовал, потому что Он Бог. На самом деле, в Евр. 7:3 говорится, что Иисус не имеет «ни начала дней, ни конца жизни», потому что Он вечен (см. Евр. 13:8). Таким образом, представление об Иисусе как о «Единородном Сыне» Бога косвенно связано с Его Божественностью. Через воплощение Христос исполнил все обетования завета.
Пятница | Для дальнейшего исследования
Иисус, придя на землю как Сын Божий, одновременно выполняет несколько функций. Во-первых, как Божественный Сын Божий Иисус пришел, чтобы открыть нам Отца. Своими действиями и словами Иисус показал нам, каков на самом деле Отец и почему мы можем доверять и повиноваться Ему.
Иисус также пришел как обещанный Сын Давида, Авраама и Адама, как Тот, через Кого Бог обещал победить врага и Кто будет править миром. Таким образом, Иисус пришел, чтобы занять место Адама во главе человечества и выполнить первоначальную миссию, которую Бог определил для людей (см. Быт. 1:26–28; Пс. 8:3–8). Иисус стал тем праведным Правителем, Которого Бог всегда хотел иметь в этом мире.
«Слова, сказанные Христу на Иордане: „Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“, относятся и к нам. Господь говорил их Иисусу как представителю каждого из нас. Несмотря на все наши грехи и слабости, мы все же не отвергнуты Богом как недостойные, потому что „Он облагодатствовал нас в Возлюбленном“ (Еф. 1:6). Слава, которая почила на Христе, — залог того, что Бог любит нас… Свет, осиявший нашего Спасителя с небесной высоты, освещает и нас, когда мы молим о помощи, чтобы победить искушение. Тот же голос, который обратился к Иисусу, говорит каждому верующему: „Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“» (Э. Уайт. Желание веков, с. 113).
Вопросы для обсуждения: 1. Мы узнали, что лучшее понимание слов и действий Иисуса помогает нам лучше понять Бога Отца. Как лучшее понимание Иисуса может обогатить ваши отношения с Богом Отцом в повседневной жизни?
2. Мы узнали: как Бог говорил и обращался с Иисусом, так Он желает говорить и обращаться с нами. Что это говорит о том, как нам следует относиться к другим?
3. Подумайте о важности вечной Божественности Христа. Что мы потеряем, если поверим, что Иисус был таким же сотворенным существом, как и мы, но пошел на крест? Сравните эту мысль с фактом, что Христос был вечным Богом и Сам пошел на крест. Чем кардинально разнятся эти две идеи?
4. Поговорите в группе о том, что значит воздавать славу Богу. Прочитайте Откр. 14:7. Каким образом прославление Бога является частью истины для настоящего времени и Трехангельской вести?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →