«Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр. 8:1).
Еврейский документ, написанный через несколько десятилетий после Послания к евреям (около 100 г. н. э.), содержит молитву: «Все это я сказал перед Тобой, о Господи, ибо Ты сказал, что создал этот мир для нас… И ныне, Господи, вот, эти народы, которые ничто, господствуют над нами и пожирают нас. А мы, Твой народ, который Ты назвал Своим первенцем, единородным, ревностным и драгоценным, отдан в их руки» (James Charlesworth. The Old Testament Pseudepigrapha, vol. 1, p. 536).
Вероятно, читатели Послания к евреям чувствовали нечто подобное. Если они были Божьими детьми, тогда почему переживали такие страдания?
Поэтому Павел написал Послание к евреям, чтобы укрепить веру христиан в их испытаниях. Он напомнил им (и нам): Божьи обетования исполнятся через Иисуса, Который сидит одесную Отца и скоро заберет нас домой. Сегодня Иисус ходатайствует за Свой народ и просит для нас благословения Отца. А нам нужно до самого конца твердо держаться своей веры.
Воскресенье | Иисус — наш Царь
Суть Послания к евреям заключается в том, что Иисус — Правитель, восседающий одесную Отца (см. Евр. 8:1). Как Бог Иисус всегда был Правителем Вселенной. Когда же Адам и Ева согрешили, князем этого мира стал сатана (см. Ин. 12:31; 14:30; 16:11). Однако Иисус пришел и победил сатану на кресте, вернув Себе право управлять всей землей (см. Кол. 2:13–15).
В первых двух главах Послания к евреям особое внимание уделяется возведению на престол Иисуса как Царя.
Прочитайте Евр. 1:5–14. Перечислите, как в этом отрывке описан и представлен Сын Божий.
Эти стихи можно разделить на три части. В каждой части представлен определенный аспект церемонии интронизации Сына. Во-первых, Бог «вводит… во вселенную» Иисуса как Своего царственного Сына, что говорит о Его воплощении (ст. 5, 6). Во-вторых, Бог приглашает небесных существ к поклонению Ему (ст. 6–8), провозглашая вечное правление Сына как Творца (ст. 8–12). В-третьих, Бог говорит Сыну: «Сиди одесную Меня», что фактически означает возвращение власти над землей (ст. 13, 14).
Один из самых важных принципов Нового Завета состоит в том, что в Иисусе Бог исполнил Свои обещания, данные Давиду (см. 2 Цар. 7:8–16 и Лк. 1:30–33). Иисус происходит из рода Давида и родился в городе Давидовом (см. Мф. 1:1–16; Лк. 2:10, 11). Во время Его служения люди часто называли Его «Сыном Давида». Он был казнен по обвинению в том, что называл Себя «Царем Иудейским» (Мф. 27:37). Петр и Павел проповедовали, что Иисус воскрес из мертвых во исполнение обещаний, данных Давиду (см. Деян. 2:22–36; 13:22–37). И Иоанн назвал Иисуса «львом от колена Иудина» (Откр. 5:5).
Послание к евреям подтверждает эту мысль. Бог исполнил Свои обещания Давиду в Иисусе: Бог дал Ему славное «имя» (Евр. 1:4), ввел Его как Своего Сына (ст. 5, 6), навсегда утвердил Его как Творца и Господа (ст. 8–12) и посадил Его «одесную» (ст. 13, 14). Более того, четвертая глава Послания к евреям напоминает нам, что Иисус ведет Свой народ в Божий покой и является Строителем дома Божьего (см. Евр. 3:3, 4).
Итак, Иисус — законный Правитель земли, ведущий борьбу за нашу преданность против узурпатора-сатаны.
Как понимание того, что Иисус — Правитель Вселенной, может утешить нас, особенно в испытаниях?
Понедельник | Иисус — Наш Посредник
Во всем Ветхом Завете прослеживается интересная мысль — обещанный Царь из рода Давидова будет представлять народ перед Богом.
Сравните приведенные тексты: Исх. 4:22, 23 и 2 Цар. 7:12–14; Втор. 12:8–10 и 2 Цар. 7:9–11; Втор. 12:13, 14 и Пс. 131:1–5, 11–14. Какие обетования, данные Израилю, будут выполнены через обещанного Царя из рода Давидова?
Израиль был сыном Бога, Который дал Своим детям место, где они могли отдохнуть от врагов. Господь также выбрал место, где обитало Его имя. Эти обетования Израилю теперь должны были исполниться через обещанного Царя из рода Давидова. Он будет усыновлен Богом, Который даст ему покой от врагов, и он построит храм Богу на Сионе, где будет пребывать Его имя. Это означает, что Господь исполнит Свои обещания Израилю через обещанного Царя из рода Давидова; Он будет представлять Израиль перед Богом.
Включение посредника в отношения между Богом и Израилем привело к увековечению отношений завета. Завет с Моисеем требовал верности от всех израильтян, чтобы они могли получить Божью защиту и благословения (см. Нав. 7:1–13).
К сожалению, в большинстве цари из рода Давидова не были верны, и Бог не мог благословить Израиль так, как хотел. Ветхий Завет полон рассказов о том, насколько неверными на самом деле были многие из этих царей.
Добрая весть заключается в том, что Бог послал Своего Сына родиться потомком в доме Давидовом, и Он был совершенным и верным. Следовательно, Господь может исполнить в Нем все обетования, которые дал Своему народу. Когда Бог благословляет царя, весь его народ также получает благословение. Вот почему Иисус — Посредник Божьих благословений. Через Него Божьи благословения изливаются на нас. Наша единственная надежда на спасение сосредоточена только в Иисусе и в том, что Он совершил для человечества.
Подумайте, насколько часто вы были неверны своим обещаниям. Как это свидетельствует о том, что в деле спасения мы должны полагаться исключительно на Иисуса?
Вторник | Иисус — наш Защитник
Прочитайте 1 Цар. 8:19, 20. Какие ожидания были у израильтян от их царей?
Прочитайте Евр. 2:14–16. Как эти пожелания исполнились в Иисусе?
Израильтяне хотели, чтобы царь был их судьей и предводителем, поскольку забыли, что их Царь — Сам Бог. Полное восстановление Божьей власти над Своим народом пришло с Иисусом. Как наш Царь Иисус идет перед нами в битве с врагом.
В отрывке Евр. 2:14–16 Иисус изображен как Защитник слабых людей. Он сражается с дьяволом, побеждает его в одиночном бою и тем самым избавляет нас от рабства. Это описание напоминает нам битву между Давидом и Голиафом. После того, как Давид был помазан на царство (см. 1 Цар. 16), он спас своих собратьев от рабства, победив Голиафа. По условиям битвы победитель поединка поработит народ побежденного (см. 1 Цар. 17:8–10). Таким образом, Давид действовал как защитник Израиля и выступал от имени всего народа.
Прочитайте Ис. 42:13; 59:15–20. Как Господь изображает Себя в этих текстах?
Отрывок Евр. 2:14–16 намекает на то, что Бог спасет Израиль в единоборстве. Обратите внимание на слова пророка Исаии: «Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу» (Ис. 49:25).
Вспомните и опишите случай из вашей жизни, когда вы точно ощущали, что Бог сражается за вас:
Как христиане мы часто думаем, что сражаемся с сатаной в одиночку. Читая отрывок Еф. 6:10–18, понимаем: да, мы сражаемся с дьяволом. Но Бог — наш Защитник, и Он идет на битву впереди нас. Мы — часть Его армии, поэтому должны использовать Его доспехи. Кроме того, мы не сражаемся в одиночку, ибо являемся частью церкви. Местоимение «вы» в Еф. 6 — это личное местоимение множественного числа. Мы как церковь берем доспехи и сражаемся вместе, а перед нами идет наш Защитник — Сам Бог.
Что означает «облечься во всеоружие Божие»? В нашей повседневной борьбе с собой, искушениями и другими препятствиями как мы можем воспользоваться силой, которая позволяет нам быть верными?
Среда | Иисус — наш Первосвященник
В главах 5–7 Послания к евреям говорится о еще одной важной роли Иисуса. Он — наш Первосвященник. Автор послания объясняет: таким образом исполняется обетование, данное Богом Царю из рода Давидова, что Он будет «священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4, цитируется в Евр. 5:6; 7:17, 21).
Священник поставлялся от лица людей, чтобы представлять их и служить посредником в их отношениях с Богом. Итак, священник был посредником. Это было верно для любой системы священства, будь то еврейская, греческая, римская и любая другая. Священник давал человеку возможность общаться с Богом, и благодаря его служению осуществлялось общение между людьми и Богом.
Священник приносил жертвы от имени людей. Люди не могли лично принести эти жертвы Богу. Священник знал, как принести «приемлемую» жертву, чтобы Господу были угодны дары человека и принесли ему очищение и прощение.
Кроме того, священники учили народ Закону Божьему. Они были знатоками Божьих заповедей и отвечали за их толкование и применение.
На священников также была возложена обязанность благословлять людей во имя Господа. Через них Бог выражал Свое благоволение и волю для народа.
Как вы считаете, почему Писание в памятном стихе данного урока называет «главным» тот факт, что Иисус является нашим первосвященником (Евр. 8:1)?
Однако в тексте 1 Петр. 2:9 верующие в Иисуса также названы «царственным священством». Эта роль предполагает невероятные права. Священники могли приближаться к Богу в святилище. Сегодня мы можем с уверенностью приближаться к Богу через молитву (см. Евр. 4:14–16; 10:19–23). Но эта роль также предполагает и важные обязанности. Мы должны сотрудничать с Богом в Его деле по спасению мира. Господь желает, чтобы мы возвещали и объясняли Его законы и заповеди людям, а также приносили угодные Ему жертвы хвалы и добрых дел. Какая честь и какая ответственность!
Как понимание того, что мы действительно «царственное священство», должно повлиять на нашу жизнь?
Четверг | Иисус — Ходатай лучшего завета
Главы 8–10 Послания к евреям сообщают о служении Иисуса как Ходатая нового завета. Ветхий завет стал лишь предвестником грядущих благословений. Его институты были задуманы, чтобы представить будущее служение Иисуса. Итак, священники были прообразом Иисуса, однако не были полностью безгрешными, как Иисус, но оставались грешными, смертными людьми. И служили они в святилище, которое являлось «образом и тенью» (Евр. 8:5) истинного небесного святилища.
Иисус служит в истинном святилище и открывает нам доступ к Богу. Жертвоприношения животных указывали на жертву Иисуса за нас, но их кровь не могла очистить совесть человека. Только Кровь Иисуса очищает нашу совесть; через Него, имея веру в Него и принимая Его посредническое служение ради нас, мы можем смело приближаться к Богу (см. Евр. 10:19–22).
Прочитайте Евр. 8:8–12. Что Бог обещает нам в новом завете?
Благодаря Своей Голгофской жертве Христос стал Первосвященником, учредив новый завет, в котором должно было осуществиться то, что ветхий завет мог только предполагать. Новый завет предлагает нам такие благословения, которые может даровать лишь совершенный вечный Священник-Богочеловек. Этот Первосвященник не только объясняет Закон Божий, но и укореняет его в наших сердцах. Он принес жертву, дарующую истинное прощение. Этот Священник очищает и преображает нас. Он превращает наши сердца из камня в плоть (см. Иез. 36:26) и воссоздает нас (см. 2 Кор. 5:17). Этот Священник благословляет нас самым невероятным образом, давая нам возможность предстать пред лицом Самого Отца.
Бог задумал ветхий завет, чтобы указать на будущее, на служение Иисуса. Этот завет был прекрасен по своему замыслу и назначению. Тем не менее некоторые неправильно поняли его цель. Не желая оставить символы и прообразы и принять истины, на которые эти символы указывали, они упустили чудесные преимущества, дарованные служением Иисуса.
«Христос есть основание и сердце храма. Служение в храме являлось прообразом жертвы Сына Божьего. Институт священства был установлен для образного воплощения посреднического служения Христа. Система жертвоприношений символизировала будущую крестную Жертву во имя искупления мира. Жертвоприношения утрачивали значение после того, как свершится великое событие, на которое они указывали в течение многих веков» (Э. Уайт. Желание веков, с. 165).
Пятница | Для дальнейшего исследования
Несмотря на все благие и обнадеживающие истины в Послании к евреям, в нем присутствует также ряд предупреждений, которые достигают своего апогея в главах 10–12. В этих главах есть по меньшей мере два общих элемента. Во-первых, они сравнивают поколение пустыни с читателями Послания к евреям. Во-вторых, они призывают нас верить.
Поколение пустыни — это люди, которые видели удивительную силу Бога, проявившуюся в знамениях и чудесах при освобождении израильтян из Египта. Они слышали, как Бог провозгласил Десять заповедей с горы Синай, созерцали огненный столп ночью и защищающий от жары облачный столп днем. Эти люди ели манну, хлеб небесный; и где бы ни останавливались, пили текущую из скал воду. Но, подойдя к границе Земли обетованной, они не смогли довериться Богу. Им не хватало веры, «а без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).
Павел говорит, что мы, как и поколение пустыни, также находимся на границе Земли обетованной (см. Евр. 10:37–39). Однако у нас еще больше прав и обязанностей. Мы не слышали, как Бог говорил на горе Синай, но увидели в Писании откровение Бога, большее, чем это, на горе Синай: мы увидели Бога во плоти — Иисуса Христа (см. Евр. 12:18–24). Вопрос в том, имеем ли мы веру? Павел призывает нас последовать примеру большого списка героев веры, величайшим из которых является Сам Иисус.
Вопросы для обсуждения: 1. Мы узнали, что Иисус — наш Защитник, идущий впереди нас на битву с дьяволом. Как мы можем сплоченно сражаться вместе как церковь, следующая за нашим Защитником? Что мешает нашему единству? Как сатана может ослабить нас как церковь? Каким образом сатана ослаблял Израиль в прошлом?
2. Мы, верующие, — собрание священников под начальством Бога. Каким образом ваша поместная церковь может приносить Богу лучшие жертвы хвалы и добрых дел? Пожалуйста, будьте конкретны и практичны в своих ответах.
3. В чем наша ситуация похожа на ситуацию поколения пустыни перед входом в Землю обетованную? Какие уроки мы можем извлечь из этого сходства?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →