«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36).
Вы когда-нибудь представляли себе, какая это честь — услышать проповедь Иисуса или одного из апостолов? У нас есть письменные отрывки и краткие обзоры некоторых их проповедей, но они дают лишь ограниченное представление о том, каково было услышать их вживую. Однако Бог сохранил в Священном Писании по крайней мере одну полную проповедь для нас — Послание апостола Павла к евреям.
Павел назвал свое письмо «словом увещания» (Евр. 13:22). Это выражение использовалось для обозначения проповеди как в синагоге (см. Деян. 13:15), так и во время христианского богослужения (см. 1 Тим. 4:13). Поэтому можно утверждать, что Послание к евреям — самая ранняя полная христианская проповедь, которая у нас есть. Это послание было адресовано верующим, которые приняли Иисуса, но затем столкнулись с трудностями. Некоторых публично оскорбляли и преследовали (см. Евр. 10:32–34). Другие переживали финансовые проблемы (см. Евр. 13:5, 6). Многие устали и начали сомневаться в своей вере (см. Евр. 3:12, 13). Знакомо ли это нам сегодня?
Однако в своей воодушевляющей проповеди апостол призывал их (а в более широком смысле и нас) сохранять стойкость в вере и устремлять свои взоры на Иисуса, ныне пребывающего в небесном святилище.
Воскресенье | Славное начало
Чтобы понять Послание к евреям и применить его к себе, нам нужно понять историю данной группы верующих и их положение, когда они получили от апостола эту проповедь.
Прочтите тексты Евр. 2:3, 4. Каким был опыт еврейских слушателей, когда они впервые обратились в христианство? Что способствовало укреплению их веры?
Этот отрывок подразумевает, что слушатели Послания к евреям не слышали проповедей Самого Иисуса. Они получили Евангелие от других «евангелистов», возвестивших им весть о «спасении». Павел также говорит, что евангелисты «утвердили» в них Благую весть и Сам Бог явил свидетельство «знамениями и чудесами, и различными силами». Это означает, что Бог подтвердил Евангелие видимыми знамениями и другими проявлениями Своего могущества, в том числе «раздаянием Духа Святого». В Новом Завете говорится, что такие знамения, как чудесные исцеления, изгнание бесов и излитие духовных даров, часто сопровождали проповедь Евангелия в новых местах.
В период образования христианской церкви Господь излил Свой Дух на апостолов в Иерусалиме, чтобы они могли провозглашать Евангелие на ранее неизвестных им языках и творить чудеса (см. Деян. 2, 3). Согласно книге Деяния апостолов Филипп совершал подобные чудеса в Самарии (гл. 8), Петр — в Иоппии и Кесарии (гл. 9, 10), Павел на протяжении всего своего служения — в Малой Азии и Европе (гл. 13–28). Эти могущественные проявления были видимым свидетельством, подтверждающим весть о «спасении», весть об установлении Царства Божьего, о спасении от грехов и власти злых сил (см. Евр. 12:25–29).
Святой Дух дал первым христианам уверенность в том, что их грехи прощены. Поэтому они не боялись суда, их молитвы были дерзновенными и уверенными, а религиозный опыт радостным (см. Деян. 2:37–47). Дух также освободил порабощенных злыми силами, что было убедительным доказательством превосходства силы Бога над силами зла и свидетельствовало, что в их жизни наступило Царство Божье.
Какова история вашего обращения? Каким образом вы утвердились в своей вере в Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа? Почему важно и полезно вспоминать, как мы пришли к Богу?
Понедельник | Борьба
Когда верующие исповедали свою веру во Христа и присоединились к церкви, они установили пограничный знак их отличия от остального общества. К сожалению, это стало источником конфликта, поскольку неявно осуждало окружающее их общество и его ценности.
Прочитайте Евр. 10:32–34; 13:3. Какие сложности испытали слушатели Послания к евреям после своего обращения?
Перечислите сложности и страдания, которые вы лично претерпели, последовав за Иисусом?
Очень вероятно, что читатели Послания к евреям морально и физически пострадали от рук толпы, возбужденной противниками (см. Деян. 16:19–22; 17:1–9). Верующих бросали в тюрьмы и не исключено, что их также избивали, поскольку правители зачастую могли одобрять наказание и заключение в тюрьму без соблюдения соответствующих правовых норм (см. Деян. 16:22, 23).
Прочитайте Евр. 11:24–26 и 1 Петр. 4:14, 16. Как опыт Моисея и читателей Первого послания Петра помогает нам понять, почему верующие христиане подвергались гонениям?
Исходя из прочитанных стихов, какие преимущества обнаруживают для себя христиане в страданиях за свою веру?
Нести «поношение Христово» означало назвать себя христианином и перенести позор и оскорбления, которые подразумевало это звание. Общественная неприязнь к христианам была следствием их особых религиозных убеждений. Окружающих могут оскорбить религиозные обряды, которых они не понимают, или люди, образ жизни и мораль которых заставляют других чувствовать себя виноватыми или пристыженными. В середине первого века нашей эры древнеримский историк Тацит считал христиан виновными в «ненависти к роду человеческому» (Тацит. Анналы XV.44.1). Какой бы ни была точная причина этого безусловно ложного обвинения, многие ранние христиане, как и адресаты Павла, страдали за свою веру.
Страдают все люди — и христиане, и нехристиане. Но что значит страдать за Христа? Сколько страданий, с которыми сталкиваемся, мы переносим за веру во Христа, а сколько из них — следствие наших решений?
Вторник | Изнеможение
Читатели Послания к евреям успешно сохранили свою веру и преданность Христу, несмотря на отвержение и гонения. Однако борьба повлияла и на них. Они верно сражались и победили, но все же истощились в этой борьбе.
Прочитайте тексты Евр. 2:18; 3:12, 13; 4:15; 10:25; 12:3, 12, 13; 13:1–9, 13. С какими трудностями сталкивались верующие?
Послание к евреям сообщает, что читатели продолжали испытывать трудности, они подвергались словесным и, вероятно, другим нападкам (см. Евр. 13:13). Некоторые верующие все еще находились в тюрьме (см. 13:3), и это могло истощить церковь в финансовом и психологическом плане. Они ослабели (см. 12:12, 13) и легко могли «изнемочь» (см. 12:3).
Это свойственно и отдельным личностям, и коллективам: когда проходит азарт победы, психологические и другие виды защиты ослабевают, поэтому люди становятся более уязвимыми для нападения со стороны своих врагов. Во второй раз сложнее собраться с прежними силами, чтобы противостоять надвигающейся угрозе.
Прочитайте 3 Цар. 19:1–4. Какие переживания испытал Илия сразу после своей победы на горе Кармил?
«Но часто твердая вера и блестящие успехи сменяются чувством сомнения. В таком положении оказался и Илия. Он опасался, что начавшееся на Кармиле пробуждение не продлится долго, и отчаяние охватило его. Под защитой Всевышнего он выдержал жесточайшие испытания веры, но в этот час отчаяния, когда угрозы Иезавели раздавались в его ушах и казалось, что сатана одержит над ним победу благодаря заговору этой нечестивой женщины, он утратил надежду на Бога. Его вера достигла наивысшей точки, но последующая реакция была ужасна. Забыв Бога, Илия все бежал вперед, пока наконец не оказался в пустыне один» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 161).
Подумайте о тех временах, когда вы потерпели неудачу в своей христианской жизни, и попытайтесь понять обстоятельства и причины, которые способствовали этому. Что бы вы могли сделать по-другому?
Среда | Сплотитесь
Что апостол посоветовал своим читателям с учетом их ситуации? Какие уроки мы можем извлечь из Послания к евреям? Как Бог помог Илии оправиться от разочарования? Прочитайте 3 Цар. 19:5–18. Что сделал Бог для восстановления веры Илии?
История взаимоотношений Бога с Илией после Кармила вызывает глубокий интерес, ибо открывает нежную заботу и мудрость, с которыми Бог служит находящимся в беде и борющимся за восстановление веры. Господь многое сделал для Илии. Во-первых, Он позаботился о физических потребностях пророка: накормил его и дал отдохнуть. Затем в пещере ласково упрекнул его: «Что ты здесь, Илия?» — и помог ему глубже понять, как Он действует и выполняет Свои цели. Бог явился ему не в бушующем ветре, землетрясении или огне, а в тихом веянии ветра. Затем Он поручил Илии работу и успокоил его.
Прочитайте Евр. 2:1; 3:12–14; 5:11–14; 10:19–25. Перечислите советы, которые апостол дает в этих текстах верующим для укрепления их веры:
В Послании к евреям мы можем найти несколько наставлений, которые апостол дал читателям, чтобы помочь им обрести первоначальные силу и веру. Один из подчеркнутых Павлом вопросов — забота о физических нуждах единоверцев. Он предлагает проявлять гостеприимство и навещать узников, что подразумевает удовлетворение их нужд. Апостол призывает своих читателей к щедрости, помня, что Бог не оставит их (см. Евр. 13:1–6). Павел также обличает их и ободряет. Он предостерегает верующих, чтобы они не отпали (см. 2:1), не имели «сердца лукавого и неверного» (3:12), и призывает их возрастать в вере (см. 5:11–6:3). Он также отмечает важность постоянного посещения церковных собраний (см. 10:25). Подводя итог, апостол предлагает читателям сплотиться, ободрять друг друга, проявлять любовь и творить добрые дела. Он также возвышает Иисуса и Его служение в небесном святилище (см. 8:1, 2; 12:1–4).
Четверг | Последние дни
Прочитайте Евр. 1:2; 9:26–28; 10:25, 36–38; 12:25–28. Как в этих стихах апостол описывает время?
Апостол упоминает важный момент, подчеркивающий безотлагательность его увещевания: читатели живут в «последние дни» (Евр. 1:2) и обетования вот-вот исполнятся (10:36–38).
Учитывая время, в которое сегодня мы живем, какие духовные советы вы дали бы: своим детям
своей церкви
неверующим
себе
Интересно, что на протяжении всего послания Павел сравнивает своих читателей с поколением пустыни, которое стояло прямо перед границей Ханаана и было готово войти в Землю обетованную. Апостол напоминает своим читателям: «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10:37). А затем ободряет их: «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души» (ст. 39). Это последнее увещевание напоминает читателям и нам об опасностях, которые угрожают народу Божьему перед самым исполнением Божьих обетований.
Именно об этом говорит книга Числа. Библейское повествование гласит, что дважды прямо перед входом в Землю обетованную Израиль терпел серьезные поражения. Первый случай, записанный в главах 13 и 14 книги Числа, был связан с сомнениями, распространенными несколькими вождями, которые и привели к падению веры Израиля. В результате собрание решило назначить нового вождя и вернуться в Египет как раз в тот момент, когда они уже почти вошли в Ханаан.
Во второй раз израильтяне увлеклись блудодеянием и поклонением Ваал-Фегору (см. Числ. 24, 25). Хотя Валаам не смог проклясть израильтян, сатана использовал сексуальные искушения, чтобы привести Израиль к ложному поклонению и греху и навлечь на народ гнев Божий.
Апостол Павел предостерегает читателей Послания к евреям от обеих опасностей. Во-первых, он увещевает их твердо держаться исповедания своей веры и устремлять взоры только на Иисуса (см. Евр. 4:14; 10:23; 12:1–4). Во-вторых, Павел настраивает их против безнравственности и корыстолюбия (см. 13:4–6). Наконец, он призывает их помнить своих наставников и повиноваться им (см. 13:7, 17).
Мы знаем: как только спасенные закроют глаза в смертном сне, следующее, что они увидят, — Второе пришествие. Учитывая адвентистское понимание состояния мертвых, почему можно утверждать, что все люди живут в «последние дни»?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Профессор Нового Завета Дэвид де Сильва объясняет, почему первые христиане подвергались гонениям: «Христиане приняли такой образ жизни… который считался антиобщественным и даже вредительским. Верность богам, выражавшаяся в ревностном участии в жертвоприношениях и подобных ритуалах, рассматривалась как символ верности государству, властям, друзьям и семье. Поклонение божествам было чем-то вроде символа преданности отношениям, поддерживающим стабильность и процветание общества. Воздерживаясь от поклонения им, христиане (как и евреи) вызывали подозрения, их считали потенциальными нарушителями законов и враждебными элементами внутри империи» (Perseverance in Gratitude, с. 12.)
«Для разочарованных существует надежное лекарство — вера, молитва и труд. Вера и работа вселяют в душу человека растущие изо дня в день уверенность и удовлетворение. Вас одолевают мрачные предчувствия или полнейшее отчаяние? В самые беспросветные минуты жизни не бойтесь. Сохраняйте веру в Бога. Он знает вашу нужду. Он всесилен. Он неутомим в Своей безграничной любви и сострадании. Не опасайтесь того, что Он не исполнит Своего обетования. Он — вечная истина. Он никогда не нарушит завета, который заключил с любящими Его. Он поможет Своим верным рабам в той мере, в какой это необходимо им. Апостол Павел свидетельствует: „Но Господь сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“… Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен“ (2 Кор. 12:9, 10)» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 164, 165).
Вопросы для обсуждения: 1. Возможно ли оставаться «другими» из-за нашей преданности Христу и при этом не быть обвиненными в «отгораживании» себя от других и пренебрежении к ним? Если да, то как?
2. Слово «увещевать» означает «уговаривать, советуя и убеждая», «просить», «взывать», «наставлять». Как мы используем весь спектр значений этого слова, чтобы поддержать павшего духом человека?
3. Какие сходства вы находите между опытом читателей Послания к евреям и опытом Лаодикийской церкви из Откр. 3:14–22? В чем наш опыт сегодня, две тысячи лет спустя, похож на их опыт и чему это нас учит?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2022
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →