«А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10:6).
В Музее современного искусства (Нью-Йорк, США) находится самая большая в мире архитектурная модель города, на которой изображены все здания Нью-Йорка. В масштабе 1:1200 (где 2,5 сантиметра соответствуют 33 метрам) она покрывает почти 870 квадратных метров. Более трех лет над ней работала команда мастеров из ста человек. Первоначально она была завершена к 1964 году, затем обновлена к 1990-м годам, поэтому не отражает городской пейзаж 2021 года. Это удивительно сложная и подробная копия оригинала.
Но копия все равно остается копией, миниатюрным отражением чего-то более грандиозного и величественного, гораздо более сложного, чем сама модель.
Любая модель — не оригинал, она лишь копия оригинала. Модель помогает нам понять суть оригинала, но никогда не сможет его заменить. Скорее, она нужна для того, чтобы помочь людям лучше воспринять все то, что представляет собой оригинал.
Священное Писание содержит в себе много миниатюрных моделей, указывающих на большее — на небесные реалии. Послание к евреям, четвертая глава, помогает нам открыть одну из этих реалий, поскольку она связана с библейским вопросом о покое.
Воскресенье | Крестившиеся в Моисея
Прочитайте 1 Кор. 10:1–11. О чем хотел сообщить Павел своим читателям в Коринфе, когда он ссылался на «образы»?
В 1 Кор. 10:6 используется греческое слово тю́пос (а также его аналогичная форма в 1 Кор. 10:11), которое в большинстве английских переводов переведено как «пример» (в русском Синодальном переводе — «образ», «образец», в ИПБ — «пример». — Прим. пер.). Слово «тип» произошло от этого греческого существительного. Тип (или пример) — не оригинал, это копия или отображение его. Это модель чего-то другого.
В Послании к евреям 8:5 хорошо показано соотношение модели и оригинала: священники ветхозаветного храмового служения «служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: „смотри“, сказано, „сделай все по образу, показанному тебе на горе“».
В этом стихе подчеркивается прямая связь между небесной и земной реальностями и цитируется Исх. 25:40, где Бог повелел Моисею построить святилище в пустыне «по тому образцу» (евр. тавни́т — план, образец, чертеж), который он видел на горе. Дело в том, что земное святилище со всеми его ритуалами и процедурами было «примером», символом, моделью того, что происходит на небесах, где Иисус как наш Первосвященник совершает служение в небесном святилище.
Учитывая это, мы можем лучше понять, о чем Павел говорит в 1 Кор. 10. В этих стихах апостол пересматривает некоторые ключевые события, произошедшие с народом Божьим в пустыне на пути в обетованную Землю. «Наши отцы» относятся к их предкам-евреям, которые покинули Египет, были под облаком, прошли через море, и, таким образом, все крестились в новую жизнь, свободную от рабства.
Павел рассматривает эти важные этапы путешествия по пустыне как прообраз или пример личного крещения. Следуя логике Павла, упоминание «духовной пищи» должно относиться к манне (сравните с Исх. 16:31–35). Израиль пил из камня, который Павел называет Христом (см. 1 Кор. 10:4). Подумайте об Иисусе, например, как о «хлебе жизни» (см. Ин. 6:48) и как о «воде живой» (см. Ин. 4:10), и все эти метафоры обретают истинный смысл. Таким образом, мы видим здесь использование Павлом истории Ветхого Завета в качестве примера для раскрытия духовных истин, которые могут быть применены к отдельным христианам сегодня.
Вспомните опыт израильтян в книге Исход. Какие духовные уроки мы можем извлечь из их «примеров», как хороших, так и плохих, которые они нам оставили?
Понедельник | Обряды и жертвоприношения
Ветхозаветная система обрядов и жертвоприношений, подробно раскрытая в книге Левит, содержит больше примеров того, что мы рассмотрели вчера, — символы Ветхого Завета, указывающие на истины Нового Завета. Хотя современные читатели Библии часто пренебрегают изучением ритуальной системы Израиля, она содержат много важных духовных истин.
Прочтите указания относительно приношения жертвы за грех для обычного израильтянина в Лев. 4:32–35. Чему мы можем научиться из этого обряда, даже если у нас нет святилища или храма с жертвенником, где мы могли бы приносить жертвы за наши грехи? Свяжите этот ритуал с Ин. 1:29 и 1 Петр. 1:18–21.
Обряд — наилучший способ передачи важных ценностей и информации, который нужно понимать в контексте. Чтобы он оказал нужное влияние на человека, для его совершения обычно требуется определенное время, конкретное место и заранее установленная последовательность действий. Когда мы читаем библейские предписания о жертвоприношениях в Ветхом Завете, то обнаруживаем, что Бог дал очень конкретные подробности того, что именно можно было принести в жертву, когда и где именно и что за чем следует совершать.
Средоточием многих ритуалов, конечно же, было пролитие крови и окропление кровью. Это вызывает не лучшие чувства, но так и должно было быть, ведь мы все имеем дело с самой ужасной проблемой во Вселенной — с грехом. Какую роль играла кровь и почему ею нужно было помазать рога жертвенника? Хотя большинство обрядов, совершаемых во святилище, представлены в виде указаний на то, как их следует совершить, в них не всегда содержатся подробное описание и объяснение всех деталей. Возможно, это связано с тем, что люди понимали их значение (см. Лев. 17:11 — значение крови).
Однако пример, взятый из Лев. 4:32–35, содержит важное объяснение: «И так очистит его священник от греха, которым он согрешил, и прощено будет ему» (Лев. 4:35). Таким образом, кровь имела решающее значение во всем процессе искупления — это единственное средство, благодаря которому мы, грешники, можем примириться со святым Богом. Таким образом, то, что мы видим в этих жертвах, — это пример, прообраз смерти Христа и его служения ради нас.
Подумайте о том, каким ужасным должен быть грех, что для его искупления потребовалась жертва Сына Божьего. Чему это должно научить нас и почему мы должны полагаться только на благодать, а не на дела? В конце концов, разве мы можем что-то добавить к тому, что Христос уже сделал для нас?
Вторник | «Символ» покоя
Помимо примеров, которые мы уже рассмотрели, идея типов и символов может применяться и по отношению к библейскому понятию покоя. Чтобы убедиться в этом, мы обратимся к Посланию к евреям в Новом Завете.
Прочитайте Евр. 4:1–11. На что указывает оставшееся в силе обещание войти в Божий покой? Как опыт Израиля во время исхода и странствий по пустыне позволяет понять идею вхождения «в покой Его»?
В этом отрывке затрагивается очень важная тема о стойкости и верности. Хотя речь идет о седьмом дне, субботе, основное внимание в этих стихах (и тех, что были раньше, см. Евр. 3:7–19) направлено на самом деле на призыв к народу Божьему сохранить веру, то есть оставаться верным Господу и Евангелию.
Уроки, полученные от Божьего водительства в прошлом, необходимо серьезно усвоить, «чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:11). Обратите внимание на такую вероятность! Израиль как раз услышал Евангелие, но слово не принесло им пользы. Вместо того чтобы укрепить свою веру доверием и послушанием, они выбрали восстание (сравните с Евр. 3:7–15) и, следовательно, никогда не испытали того покоя, которого Бог желал для них.
В Евр. 4:3 указана тесная связь между верой и покоем. Мы сможем войти в Его покой только в том случае, если верим и доверяем Ему — Тому, Кто обещал даровать покой и Кто сможет выполнить это обещание, и это, конечно же, наш Господь Иисус Христос.
Прочитайте Евр. 4:3 снова. В чем заключалась основная проблема упомянутых здесь людей? Какой урок можем извлечь для себя мы, которым «была возвещена Благая Весть, как и тем, которые вышли из Египта» (Евр. 4:2; ИПБ)?
Раннехристианская община приняла верой предшествующее откровение Бога (то, что мы называем «Ветхим Заветом»), что Иисус Христос был Агнцем Божьим, жертвой за их грехи. А верой в эту Жертву они могли получить спасение в Иисусе и тот покой, который нам сейчас предлагается в Нем.
Как понимание того, что значит быть спасенными кровью Иисуса, может помочь нам войти в тот покой, который мы можем обрести в Нем, зная, что мы спасены по благодати, а не по делам?
Среда | Не ожесточайте сердец ваших
Прочитайте Евр. 4:4–7 и Пс. 94:8–11. Какое предостережение здесь дается и что оно говорит нам сегодня?
В Послании к евреям 4:3–7 есть ссылка на сотворение мира и на псалом 94:11 в контексте рассказа о неверности израильтян и, следовательно, их неспособности войти в покой, которого Бог желал для них.
По сути, Пс. 94:8–11 связывает поведение Израиля в пустыне с Божьим покоем и включает в себя Божественную клятву, что неверный Израиль не войдет в Его покой, который сначала относился к Земле обетованной.
Конечно, Израиль все же вошел в Землю обетованную. Новое поколение перешло границу и с Божьей помощью захватило все города и укрепления той земли и поселилось там.
Однако они не вошли в покой Божий. Многие так и не ощутили на себе реальность спасения в Иисусе, потому что их неверие проявилось в вопиющем непослушании. Хотя покой был связан с этой землей, он не ограничивался только местом проживания людей.
Послание к евреям 4:6 утверждает, что те, кто слышал о Божьем обещании истинного покоя, не вошли в него из-за непослушания. Какая связь между непослушанием и отказом от Божьего покоя?
Слово «сегодня» выражает неотложность. «Сегодня» означает, что больше нет времени для колебаний и сомнений. «Сегодня» требует ответа прямо сейчас.
Павел в своем послании отмечает греческое слово сэ́мэрон (сегодня, ныне) и подчеркивает его важность в контексте отдыха. Псалом 94:7, 8 — это предупреждение и призыв к народу Божьему не повторять ошибок своих предков и войти в настоящий покой, который можно найти только в спасении, предлагаемом нам Богом.
Что означает этот стих для нас, живущих в нынешнее время: «Сегодня, если услышите Его голос: „Не ожесточайте ваших сердец…“» (англ. перевод)? Что такого важного в этих словах? Хотя книга Псалтирь была написана тысячи лет тому назад, тем не менее почему псалмы так же важны для нас сегодня, как и для тех, кто слышал их в древние времена?
Четверг | Покорение небесного города
Развитие ключевых идей в Послании к евреям, глава 4, становится особенно очевидным при чтении Евр. 4:8–11. Иисус Навин не мог даровать покой Израилю. Следовательно, поскольку Бог — не лжец, для народа Божьего должен быть еще один «покой». Божий народ не состоит исключительно из верующих евреев. Сюда входят все те, кто уверовал в Иисуса, своего личного Спасителя.
Прочитайте Гал. 3:26–29 и обратите внимание на описание народа Божьего после крестной смерти и воскресения Христа. Что значит нет ни еврея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины в контексте, что пишет Павел?
Иногда одни ссылались на четвертую главу Послания к евреям, чтобы подчеркнуть необходимость соблюдения седьмого дня, субботы, в то время как другие опирались на нее, чтобы оспорить законность субботнего покоя в свете того факта, что существует еще один покой, который наступит в вечности. Ни одно из этих толкований не отражает должным образом этот библейский отрывок. Эта глава указывает на то, что внимание особому Божьему покою уделяется еще от создания мира и что празднование субботы позволяет еженедельно вкусить лишь частичку вечного покоя. Действительно, иудеи воспринимали субботу как малую предвестницу олам хаба («грядущего мира»).
Субботство, остающееся для народа Божьего, — это отражение Божьего покоя в первую субботу в истории земли. Это означает, что мы можем прекратить наши собственные дела и доверить Ему исполнение Своего обещания спасти нас.
Вопреки доказательствам некоторых исследователей Библии контекст главы не поддерживает мысль о том, что заповедь о субботе уже была исполнена в оставшейся части спасения, которое принес Христос, и что христианам уже не нужно повиноваться ей. Окончательный покой, обещанный нам через то, что Христос сделал для нас, не заменяет седьмой день — субботу, напротив, он повышает ее значимость.
Мир высоко ценит предприимчивых людей, добившихся успехов своими собственными силами и усердным трудом. Покой в Иисусе и вера в то, что Его благодати достаточно, чтобы спасти и преобразовать нас, воистину бросает вызов ценностям господствующей культуры.
Как вы можете помочь другим обрести покой в Иисусе, если они думают, что их грехи слишком тяжки, что их сердца невозможно изменить и их положение безвыходно? Какой библейский стих вы бы посоветовали им прочитать?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Мы не всегда охотно приходим к Иисусу со своими испытаниями и затруднениями. Иногда мы изливаем свои беды в уши человеческие, рассказываем о своих несчастьях тем, кто не может нам помочь, и не поверяем все Иисусу, Который способен превратить скорбный путь в путь радости и мира. Самоотречение, самопожертвование воздают славу и победу кресту. Как драгоценны обетования Бога! Мы должны изучать Его Слово, если хотим познать Его волю. Богодухновенные слова, если их тщательно исследовать и исполнять на деле, выведут нас на ровную дорогу, на которой мы не преткнемся. О, если бы все, служители и народ, несли свои бремена и трудности к Иисусу, Который ожидает, чтобы принять их и дать им мир и покой! Он никогда не покинет тех, кто уповает на Него» (Э. Уайт. Знамения времени, 17 марта 1887 г., с. 161).
«Можете ли вы, дорогая молодежь, ожидать с радостной надеждой того времени, когда Господь, ваш праведный Судья, исповедует ваше имя пред Отцом и пред святыми ангелами? Самое лучшее приготовление, которое вы можете совершить ко Второму пришествию Христа, — покоиться с твердой верой в великое спасение, принесенное Им в Его Первое пришествие. Вы должны верить в Христа как личного Спасителя» (Э. Уайт. Наше высшее призвание, с. 368).
Вопросы для обсуждения:
1. Что есть такого особенного в седьмом дне, субботе, что он служит прообразом Божьего небесного покоя для Его народа? То есть как субботний покой дает нам предвкушение вечности?
2. Искупление означает примирение и указывает путь возвращения к Богу. Прочитайте Рим. 5:11: «И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение». Что бы вы ответили, если бы кто-то спросил вас: «Что значит примириться с Богом и что это изменило в вашей жизни»?
3. Как мы можем избежать постоянного обсуждения второстепенных вопросов в нашей христианской жизни? И почему нам нужно взглянуть на всю картину в целом, как она представлена в Слове Божьем?
4. Подумайте еще раз о неверии израильтян и обо всех проступках, которые они совершили в пустыне. Хотя их проблемы отличаются от наших (мы не блуждаем по бескрайней пустыне), что у нас общего? Как в нашем христианском пути мы можем столкнуться с теми же проблемами, что и они, и как нам избежать их ошибок?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →