«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев. 23:3).
С одной стороны, мы слышим всевозможные аргументы против соблюдения седьмого дня, субботы, не так ли? Мы слышим, что Иисус заменил субботу на воскресенье, или Иисус отменил субботу, или Павел ее отменил, или апостолы заменили субботу на воскресенье в честь воскресения Иисуса, и т. п. В последние годы некоторые из этих аргументов стали более утонченными и изощренными. Например, Иисус — это и есть наш субботний покой, поэтому нам вообще не нужно святить какой-то определенный день. И, как ни странно, всегда будет звучать такой аргумент: отдыхая в седьмой день, мы каким-то образом стремимся проложить себе путь к небесам.
С другой стороны, некоторых христиан уже стала больше интересовать тема отдыха и дня покоя. Хотя они утверждают, что этим днем является воскресенье или любой другой день, они восприняли само библейское понятие отдыха и его важность.
Конечно, как адвентисты седьмого дня мы понимаем, что нравственный Закон Бога вечный, неизменный и что послушание четвертой заповеди прокладывает наш путь к небу ничуть не больше, чем послушание пятой, шестой, первой или любой другой заповеди.
На этой неделе мы поговорим о покое, который Бог дал нам в заповеди о субботе, и о его важности.
Воскресенье | Суббота и Творение
Из всех Десяти заповедей только четвертая начинается с глагола «помни» или «вспоминай». Не написано: «Помни о том, что ты не будешь воровать», или: «Помни о том, что ты не пожелаешь чужого». Только: «Помни день субботний».
Идея «воспоминания» подразумевает историю, предполагает, что в прошлом случилось такое, о чем нам нужно помнить. Когда мы вспоминаем, мы выстраиваем связь с прошлым, и заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его» прямо указывает именно на те шесть дней, за которые «Господь создал небо и землю».
Прочитайте Быт. 1:26, 27 и Быт. 9:6. Что эти стихи говорят о нашей уникальности как живых существ и о том, как мы разительно отличаемся от всех остальных Божьих существ на земле? И почему нам так важно понимать эту особенность?
Когда мы вспоминаем о Творении, мы вспоминаем о том, что созданы по образу Божьему. Больше ни о ком так не говорится из всех сотворенных существ, как о нас. Ясно, что мы разительно отличаемся от любого другого существа на нашей планете, несмотря на то что ДНК человека и некоторых животных очень похожи. И вопреки популярным мифам мы не являемся всего лишь усовершенствованным видом обезьян или более высокоразвитыми версиями каких-то первобытных приматов. Как люди, созданные по образу Бога, мы уникальны среди всех тех, кого Господь создал в этом мире.
Как история о Творении напоминает нам о нашем прямом отношении к ней? Быт. 2:15, 19.
Осознание того, что Бог создал наш мир, напоминает нам также о нашей ответственности перед творением. Мы должны «владычествовать» над творением. Владычествовать вовсе не означает использовать, не задумываясь о последствиях. Мы должны управлять как Божьи соправители. Нам необходимо взаимодействовать с миром природы так, как это сделал бы Бог.
Да, грех все испортил и перевернул вверх дном, но наша планета все равно остается творением Бога, и никто не дает нам права нещадно ее использовать, особенно во вред другим людям, что происходит довольно часто.
Помимо того, что суббота — это памятник Богу как Творцу, как ее соблюдение может помочь нам лучше осознать нашу потребность быть добросовестными защитниками окружающей среды?
Понедельник | Праздник свободы
Суббота не только указывает на дни Творения. Во второй раз мы слышим, как произносятся Десять заповедей, когда Моисей вспоминает жизнь Израиля в пустыне в течение сорока лет. На этот раз в качестве причины для соблюдения святой субботы указано освобождение из рабства в Египте (Втор. 5:12–15), а не Творение.
Хотя сегодня мы не рабы в Египте, однако можем столкнуться с другим видом рабства, которое в некотором смысле может быть таким же гнетущим.
С какими другими видами рабства мы сталкиваемся сегодня? Прочитайте Быт. 4:7; Евр. 12:1; 2 Петр. 2:19.
Суббота — это праздник свободы от всего, что держит нас в узах рабства. Суббота напоминает нам о том, что есть свобода от греха благодаря не нашей силе, а силе всемогущего Бога, дарованной нам по вере. Она также напоминает нам о том, что мы не заслужили этой свободы. Все первенцы израильтян были спасены кровью агнца, помазанной на косяках дверей вечером перед их выходом из Египта (см. Исх. 12). Мы также уже спасены кровью Агнца и получили свободу во Христе Иисусе.
Прочитайте Рим. 6:1–7. Как все то, о чем здесь говорит Павел, связано с соблюдением субботы?
Слова во Втор. 5:15: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою» снова напоминают людям о том, что их спасла именно крепость и сила Божья. Насколько серьезно следует нам, христианам, воспринять тот факт, что мы освобождаемся от греха только благодаря силе Христа и Его воздействию на наши сердца?
Эта заповедь призывает нас обрести покой в спасении, которое Бог обрел для нас Своей крепкой рукой. Мы освобождаемся от наших собственных попыток достичь праведности, так как помним о том, что Бог — наш Творец, и мы можем доверить Ему наше преобразование и освобождение от рабства греха здесь и сейчас, если позволим Ему совершить Свою работу в нас.
Когда лично вы пережили освобождение от рабства греха? Как мы можем научиться применять к себе те обещания освобождения от рабства греха, которые дал нам Иисус?
Вторник | Пришелец в вашем доме
Прочитайте Исх. 19:6. Что этот стих говорит нам о статусе древнего Израиля? См. также 1 Петр. 2:9.
Израиль был призван из Египта, чтобы стать Божьим народом завета, через который Евангелие распространилось бы по всему миру, если бы он остался верным Господу. Несомненно, Бог заботился о них, им были даны особые возможности и в то же время особые обязанности.
Прочитайте Исх. 23:12. Что этот стих говорит нам об отношении Бога не только к израильтянам, но и ко всем остальным людям на земле?
Многие люди не обращают внимания на универсальность субботы. Наиболее распространенное заблуждение заключается в том, что она была только для евреев. Первые две главы книги Бытие развенчивают этот миф. Ведь Бог создал всех людей, поэтому все люди должны помнить день субботний.
Хотя нам всегда следует помнить, что означает суббота для нас, мы также должны учесть и то, что она говорит нам о других. В некотором смысле наш отдых и отношения с нашим Создателем и Искупителем побуждают нас смотреть на других новыми глазами, видеть в них существ, созданных тем же Богом, Который создал и нас, любимых тем же Богом, Который любит нас и умер за них, как за нас. Как мы видим, всем слугам, всем пришельцам и даже всем животным следует предоставлять возможность отдыхать в субботу (см. Исх. 20:10; Втор. 5:14).
Тот факт, что даже люди, пришлые на их земле, то есть даже те, кто (еще) не принял обещаний завета, данных Израилю, должны наслаждаться субботним покоем, говорит о многом. Человек, и даже животные, никогда не должны подвергаться угнетению и жестокому обращению. Каждую неделю еврейскому народу (и нам тоже) нужно серьезно напоминать о том, как много общего есть у нас с другими людьми. Наслаждаясь благословениями и возможностями, которых нет у других, мы должны помнить о том, что мы по-прежнему — часть одной человеческой семьи. Поэтому мы должны относиться к другим с уважением к их достоинству.
Как ваше соблюдение субботы может стать благословением для тех, кто ее не соблюдает? Как вы можете использовать субботу для свидетельства о Творце и Спасителе другим?
Среда | Служение другим превозносит Божью субботу
В новозаветном мире религиозные власти превратили соблюдение субботы в изящное искусство, лишенное практической пользы. Было установлено множество запретов и правил, призванных «помочь» соблюсти субботу в святости.
Запрещалось, например, завязывать или развязывать что-либо, выдергивать нити, тушить пожар, переносить любую вещь из своего дома в общественное место или нести что-нибудь дальше определенного расстояния.
В чем обвинили Иисуса? Прочитайте Ин. 5:7–16.
Невзирая на то невероятное чудо, которое сотворил Иисус, и ту свободу от болезни, которую Он дал этому человеку, духовенство обратило внимание лишь на то, что исцеленный человек на глазах у всех нес свою постель в субботу. Вместо того чтобы увидеть, как «господин субботы» (Мк. 2:28) использовал этот особый день, они стремились придерживаться своих собственных правил и норм. Нам нужно быть осторожными, чтобы в нашей жизни мы не совершали подобных ошибок.
Каков Божий замысел о соблюдении субботы? См. Ис. 58:12–14.
Бог не хочет формального поклонения и благочестивого уединения в субботу. Он желает видеть, как Его народ служит другим людям, особенно угнетенным, обездоленным и безработным.
Исаия ясно об этом пишет: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис. 58:13, 14).
«Исполнение прихотей» своих (или «потакание» им — ИПБ, или преследование «собственных интересов» — англ. перевод) равносильно «попранию субботы» (ИПБ). Эгоистичные человеческие планы, вынашиваемые или осуществляемые в субботу, — это не Божье представление об идеальной субботе. Нам нужно позаботиться о тех, кому трудно, кто находится в плену своих привычек, кто голоден и наг, кто живет во тьме и о ком никто не вспоминает. Суббота должна больше, чем любой другой день недели, отвлечь нас от самих себя и нашего собственного эгоизма и побудить заботиться о нуждах других.
Четверг | Знак нашей принадлежности Богу
Во время Второй мировой войны Англия ожидала неминуемого вторжения немецкой армии. Было предпринято всё для лучшей защиты острова. Вдоль пляжей были сооружены дополнительные укрепления. Дороги, по которым противник мог быстро достичь своих целей, в стратегических местах были забаррикадированы. А когда вся работа была завершена, английские власти, чтобы замедлить продвижение противника и запутать его, убрали дорожные знаки и указатели с автодорог и железных дорог. Ориентиры, высеченные на камне или на зданиях, которые невозможно было убрать, залили цементом.
Знаки играют важную роль. Они служат в качестве ориентиров и помогают находить путь. До появления GPS у всех были карты, и мы искали указатели.
Знаком чего является суббота? Прочитайте Исх. 31:13, 16, 17. Каким образом мы можем применить сказанное здесь к себе как к человеку, который верит в неизменность Закона Божьего?
Хотя эти слова были сказаны специально для древнего Израиля, мы принадлежим Христу, поэтому мы семя Авраамово «и по обетованию» наследники (см. Гал. 3:29), поэтому суббота и сегодня остается знамением между Богом и Его народом. В Исх. 31 суббота обозначена как знак вечного завета с Богом (см. Исх. 31:16, 17). Этот знак помогает нам познать нашего Создателя, нашего Искупителя и нашего Первосвященника. Он похож на флаг, который поднимается каждый седьмой день и служит нам напоминанием, поскольку мы склонны забывать. Божья суббота — это постоянное напоминание о нашем происхождении, нашем освобождении, нашей судьбе и нашей ответственности перед отверженными и обездоленными. На самом деле суббота настолько важна, что она каждую неделю без исключения напоминает нам о том, кто мы такие, Кто нас создал, что Он делает для нас и что желает в конечном счете сделать, когда создаст новые небеса и новую землю.
Святой Бог предлагает Своим детям, причастникам завета, подумать о том, что действительно имеет значение, — о спасительных отношениях между Создателем, Искупителем и Его своенравным творением. Каждую неделю с силой и властью, которые исходят от Бога, нам велено войти в покой, который был дарован нам во Христе Иисусе, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест» (Евр. 12:2).
Как вы можете научиться переживать более глубокий опыт общения с Богом в субботу?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«На протяжении всей недели мы должны помнить о субботе и готовиться к тому, чтобы праздновать ее в соответствии с заповедью. Нам следует не просто соблюдать субботу как законное дело» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 353).
«Все Небо хранит субботу, не пребывая, однако, в безразличии и праздности. В этот день нужно пробудить всю энергию души, ведь мы должны встретиться с Богом и нашим Спасителем Христом, не так ли? Мы можем созерцать Его верой. Он же страстно желает восстановить и благословить каждую душу» (там же, с. 362).
«В субботу Бог ожидает от нас даже большего, нежели в другие дни. В этот день Его народ оставляет свои обыденные занятия и проводит время в размышлении и молитве. У Него просят в субботу больше милости, нежели в другие дни. У Него просят особенного внимания к себе. Люди умоляют Бога излить на них особые благословения. И Господь не ждет, пока пройдет суббота, чтобы выполнить эти просьбы. Служение Бога никогда не прекращается, никогда не должен отдыхать от добрых дел и человек. Суббота не предназначена для бессмысленного времяпрепровождения. Закон запрещает мирские труды в день покоя Господня. Нужно прекращать труд ради заработка. Всякая деятельность, направленная на получение житейских удовольствий или выгоды, противоречит заповеди об этом дне. Но точно так же, как Господь прекратил дела Творения, и почил в субботу, и благословил этот день, так и человек должен оставить повседневные занятия и посвятить священные часы здоровому отдыху, служению Богу и совершению дел, угодных Ему. Исцеляя больных, Христос действовал в полном согласии с законом. Эти дела прославляли субботу» (Э. Уайт. Желание веков, с. 207).
Вопросы для обсуждения:
1. Забота об окружающей среде стала предметом острых политических дебатов во многих странах. Как мы, адвентисты, можем быть настоящими защитниками природы, не ввязываясь в политические споры?
2. Служение начинается в мыслях. Как мы можем настроиться на более ревностное служение окружающим (в наших семьях, церквах и общинах)? Как суббота дает нам больше возможностей для этого?
3. Каждая суббота нам напоминает о том, что все человечество было создано Богом. Это помогает нам смотреть на людей глазами Бога. Как суббота должна помогать нам помнить о том, что не имеют значения ни расовые, ни этнические, ни социально-экономические, ни гендерные различия, когда речь идет о том, что мы сотворены по образу Божьему и Он любит нас?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →