«И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3).
Кто может представить себе, как выглядел процесс создания света среди тьмы, океанов, наполненных жизнью, и птиц, порхающих в голубом небе? А сотворение Адама и Евы? Мы не способны постичь, как это сделал Бог.
После всего этого животворного действия сотворения Бог обратил Свое внимание на нечто другое. На первый взгляд оно не казалось таким зрелищным, как выныривающие из воды киты или птицы с разноцветными перьями. Бог просто создал день, седьмой день, а затем Он сделал его особенным. Еще до того, как человечество погрузилось в свою самодовольную напряженную жизнь, Бог предусмотрел средство от забывчивости. Господь хотел, чтобы этот день стал для нас временем, когда мы останавливаемся и осознанно радуемся жизни, — днем, чтобы «быть, а не делать», радоваться траве, воздуху, зверям, воде, людям, но прежде всего почитать Создателя всех этих даров.
Его приглашение осталось в силе даже после того, как первая пара была изгнана из Едема. И чтобы это приглашение не утратило своего значения спустя много тысячелетий, Бог с самого начала вплел его, словно нить, в ткань времени.
В течение этой недели мы будем изучать чудесное приглашение Бога входить в действенный покой снова и снова — каждый седьмой день.
Воскресенье | Начало покоя
В начале был Бог. Он сказал — и сделалось. Свет отделяет день от ночи; твердь между водами появляется на второй день; суша и растительность — на третий. Бог формирует основные временны́е и географические рамки, а затем заполняет их в течение следующих трех дней. Светила управляют небом днем и ночью. В отличие от сказаний большинства древних культур библейское повествование о сотворении совершенно ясно дает понять, что Солнце, Луна или звезды — это не боги. Они появляются только на четвертый день и подчиняются слову Творца.
Описание Моисеем пятого и шестого дня (см. Быт. 1:20–31) наполнено жизнью и красотой. Птицы, рыбы, наземные животные — все они заполняют пространство, подготовленное Богом.
Как оценивает Бог все то, что Он творит? Прочитайте Быт. 1:1–31.
Бог создал не просто какое-то пространство, но идеальное место обитания. Землю наполняет множество существ. Словно припев к запоминающейся песне, после завершения каждого дня Бог повторяет, что это «хорошо».
Чем отличается сотворение человека от сотворения всех остальных существ на Земле? Прочитайте Быт. 1:26, 27 и Быт. 2:7, 21–24.
Бог cклоняется и начинает лепить его из праха земного. Создание человека по образу и подобию Бога — наглядный урок единения и близости. Бог склоняется и вдыхает жизнь в нос Адаму, и он становится «душою живою». Создание Евы особым образом, из ребра Адама, добавляет еще один важный элемент к неделе Творения. Брак — часть Божьего замысла для человечества, священное доверие и партнерство между мужчиной (евр. иш) и женщиной (евр. ишша́).
И вот теперь, в шестой день, когда Бог обозревает все сотворенное Им, звучат слова: «И вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).
Только подумайте, насколько сильно библейская история создания мира отличается от популярных теорий происхождения жизни, отвергающих Слово Божье. О чем это нам говорит? Насколько нам нужно полагаться на Слово Божье для понимания истины?
Понедельник | Повеление отдыхать
Возможно, творение и «хорошо весьма», но это еще не все. Творение завершается покоем Бога и особым благословением седьмого дня, субботы. «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3).
Суббота — неотъемлемая часть Творения Бога. Фактически это вершина Творения. Бог дает покой и создает такое пространство, где человечество (в те дни это первая семья, Адам и Ева) могло прекратить свои повседневные дела и отдохнуть вместе со своим Создателем.
К сожалению, грех вошел в этот мир и все изменил. Больше нет прямого общения с Богом. Вместо этого болезненные роды, тяжелая работа, хрупкие и неблагополучные отношения и так далее — длинный перечень проблем, о которых мы все так хорошо знаем, ибо живем в этом падшем мире. Но среди всего этого Божья суббота остается неизменным символом Творения, надежды и обещания нашего восстановления. Если первым людям был нужен субботний покой еще до грехопадения, то насколько больше нужна суббота после него?
Много лет спустя, когда Бог освобождает Своих детей из рабства в Египте, Он снова напоминает им об этом особенном дне.
Прочитайте Исх. 20:8–11. Что этот отрывок говорит нам о важности субботы и ее отношении к Творению?
С помощью этой заповеди Бог призывает нас помнить о нашем происхождении. Мы — не случайный результат неких безразличных и слепых сил, как в это верят многие. Напротив, мы существа, созданные по образу и подобию Божьему. Мы созданы, чтобы общаться с Богом. Неважно, что к израильтянам относились, как к ничтожным рабам. Каждую субботу Господь особенным образом призывал их вспомнить, кем они были на самом деле: людьми, созданными по образу и подобию Божьему.
«Поскольку суббота напоминает о процессе Творения, она свидетельствует о любви и силе Христовой» (Э. Уайт. Желание веков, с. 281).
Подумайте о том, насколько важна доктрина о сотворении мира за шесть буквальных дней. Насколько важно для нас Божье повеление еженедельно посвящать седьмую часть нашей жизни тому, чтобы вспоминать об этом факте? Насколько важно помнить о нашем истинном происхождении, описанном в книге Бытие?
Вторник | Новые обстоятельства
После сорока лет скитаний по пустыне выросло новое поколение, которое смутно помнило или совсем не знало египетского рабства. Их жизненный опыт отличался от опыта их родителей. Это новое поколение стало свидетелем неоднократного неверия своих родителей, и в итоге им тоже пришлось скитаться по пустыне до тех пор, пока поколение их родителей не вымерло.
Им выпала честь жить в стане, в центре которого находилось святилище. Они могли видеть облако, стоящее над скинией и указывающее на присутствие Бога. Когда оно поднималось — они понимали, что пора собирать вещи и следовать за ним. Облако, что давало тень днем, а свет и тепло — ночью, было постоянным напоминанием о Божьей любви и заботе о них.
Что было у народа в качестве напоминания о субботнем покое? Прочитайте Исх. 16:14–31.
В противовес общепринятой точке зрения эти стихи доказывают, что седьмой день, суббота, был выделен для отдыха еще задолго до дарования Десяти заповедей на горе Синай.
Что произошло? Особая пища, которую давал Бог, была ежедневным напоминанием о том, что Творец обеспечивает Свое творение всем необходимым. Бог восполнял их нужды необычным способом. Каждый день был днем чудес: когда выпадала манна. Каждый раз, когда кто-нибудь пытался запастись ею на следующий день, она портилась и пропадала. А вот каждую пятницу ее хватало на два дня, и то, что оставалось на субботу, было всегда свежим.
Теперь у Израиля были служение во святилище, законы и постановления, записанные в книгах Левит и Числа. Тем не менее седой Моисей созывает весь народ, повторяет их историю и перечитывает законы, данные Богом (см. Втор. 5:6–22).
Новое поколение наконец было готово войти в Землю обетованную. В Израиле должна была произойти смена руководства, и пожилой Моисей хотел, чтобы это поколение запомнило, кем они являются и какова их миссия. Он не желал, чтобы они повторили ошибки своих родителей. Поэтому Моисей повторяет Божьи законы. Он повторяет все Десять заповедей, чтобы это поколение, уже готовое завоевать Ханаан, их не забыло.
Второе пришествие Иисуса произойдет не позже чем через несколько мгновений после нашей смерти. Поэтому Его возвращение всегда близко, возможно, даже ближе, чем мы можем себе представить. Как соблюдение субботы напоминает нам не только о том, что Бог уже совершил для нас, но и о том, что Он сделает для нас, когда вернется?
Среда | Еще один повод отдыхать в субботу
Израильтяне расположились лагерем на восточной стороне Иордана. Они уже овладели землями царя васанского и двух царей аморрейских (см. Втор. 4:44–47). И снова в этот решающий момент Моисей созывает Израиль и напоминает им, что завет, заключенный на Синае, был заключен не только с их родителями, но и с ними. Затем он вновь повторяет Десять заповедей уже для нового поколения.
Сравните Исх. 20:8–11 и Втор. 5:12–15. Найдите отличия в провозглашении одной и той же заповеди о субботе.
В Исх. 20:8 эта заповедь начинается со слова «помни». Втор. 5:12 начинается со слова «наблюдай» (или «соблюдай» — ИПБ). Слово «помни» появляется немного позже в самой заповеди (см. Втор. 5:15). В этом стихе говорится о том, чтобы они помнили, что были рабами. Хотя это поколение выросло свободным, но, если бы не то чудесное освобождение, они бы все тоже родились и остались в рабстве. Заповедь о субботе должна была напоминать им о том, что Тот Самый Бог, Который их создавал, участвовал и в их освобождении: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою» (Втор. 5:15).
Эта истина соответствовала той ситуации, когда израильтяне стояли на границе Земли обетованной во второй раз, приблизительно через сорок лет после того, как первое поколение потерпело такое ужасное поражение. Они были такими же беспомощными в завоевании этой земли, как их предки, вышедшие из Египта. Им нужен был именно такой Бог, Который действует «рукою крепкою и мышцею высокою».
Еще одно обстоятельство послужило поводом для субботнего покоя. Господь есть Бог-Освободитель — вот еще одна причина, по которой Израиль должен соблюдать субботу (см. Втор. 5:15).
Конечно, тема сотворения сохранила свое место в заповеди о субботе во Втор. 5, несмотря на другую причину ее соблюдения — освобождение Израиля. В некотором смысле избавление Израиля из египетского рабства и есть начало сотворения нового человека, подобного тому, что описано в книге Бытие. Освобожденный израильский народ — это новое творение Бога (см. Ис. 43:15).
И поскольку исход рассматривается как прообраз свободы от греха, то есть искупления от греха, мы можем считать субботу прообразом и Творения, и искупления. Следовательно, суббота действительно указывает нам на Иисуса Христа как на нашего Создателя и Искупителя.
Прочитайте Ин. 1:1–13. Что эти стихи говорят нам об Иисусе как о нашем Творце и Искупителе?
Четверг | Соблюдение субботы
Бог повелевает Своим детям соблюдать субботу. Наряду с заповедями «не убивай», «не кради» есть заповедь «помни день субботний», хотя Библия не дает нам детальных указаний относительно того, как именно ее соблюдать.
Какой дух нам следует создавать и поддерживать в субботу? См. Пс. 91 и Ис. 58:13.
Поскольку соблюдать субботу означает отмечать праздник Творения и искупления, в этот день должен царить дух радости и счастья в Господе и не должно быть никакого уныния.
Воспоминание о субботе не начинается в седьмой день. Поскольку первая суббота была вершиной недели Творения, мы должны «помнить день субботний» всю неделю и планировать все так, чтобы можно было отложить нашу будничную работу с наступлением субботы и «святить» ее. Особая подготовка в течение недели, особенно в пятницу (см. Мк. 15:42), очень важна и дарует радость, когда предвкушение этого особенного дня нарастает.
Какая важная причина для соблюдения субботы подчеркивается в Лев. 19:3?
Соблюдение субботы также означает развитие и укрепление отношений с семьей и друзьями. Бог дает время для того, чтобы мы уделили основное внимание общению со всей семьей, и оно включает отдых даже для слуг и домашних животных (см. Исх. 20:8–11). Суббота и семья идут рука об руку.
Отдых и досуг в кругу семьи — это важно, однако соблюдение субботы также подразумевает участие в общем поклонении Богу вместе с нашей церковной семьей. Иисус посещал богослужения и руководил ими, находясь на земле (см. Лев. 23:3; Лк 4:16; Евр. 10:25).
Хотя наш будничный распорядок дня может быть насыщенным, все равно в глубине души мы жаждем настоящего субботнего покоя, настоящего общения с нашим Создателем. Если не забывать прекращать все наши дела и планировать свое время с Богом, укреплять наши отношения, то можно войти в субботний ритм и покой.
Как удается соблюдать субботу лично вам и какие благословения вы получаете? Что еще вы могли бы сделать для того, чтобы этот отрезок времени был воистину священным?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Бог дал человеку субботу как напоминание о Своей созидательной силе для того, чтобы человек мог видеть Бога в делах Его рук. Суббота предназначена для созерцания славы Творца в сотворенном Им мире… В день святого покоя, более чем в любой другой день, мы должны с особенным вниманием постигать все то, что Бог являет через природу… Когда мы приближаемся к природе, Христос совершенно реально присутствует среди нас и говорит о Своем мире и любви нашим сердцам» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 25).
«Господь избавил израильтян от рабства в Египте еще для того, чтобы они могли соблюдать Его святую субботу… Судя по всему, Моисей и Аарон возобновили учение о святости субботы, потому что фараон обвинил их: „Вы отвлекаете его [т. е. народ] от работ его“ (Исх. 5:5). Это указывает на то, что Моисей и Аарон начали реформу субботы в Египте… Однако суббота должна была соблюдаться не из-за их рабства в Египте, но праздноваться в память о сотворении и включать в себя радостное воспоминание о том, что они были освобождены от религиозного гнета в Египте, когда было трудно соблюдать субботу. Избавление от рабства должно было навеки разжечь в их сердцах нежное отношение к бедным и угнетенным, сиротам и вдовам» (Дополнение с примечаниями к книге Ellen White. From Eternity Past, p. 549).
Вопросы для обсуждения:
1. Некоторые христиане, включая даже и некоторых адвентистов, считают теистическую эволюцию приемлемым объяснением Творения. Как суббота показывает, что теистическая эволюция противоречит учению адвентистов седьмого дня? Какой смысл святить седьмой день в честь миллиардов лет, если Слово Божье определенно говорит о том, что он стал святым после первых шести дней Творения?
2. Что вы ответите на такой аргумент: не имеет значения, какой именно день, главное, чтобы был один день в неделю для отдыха? Или как ответить на такое заявление: Иисус — наш субботний покой, и поэтому нет необходимости соблюдать какой-либо день в качестве дня отдыха?
3. Как соблюдение субботы в святости может быть напоминанием о свободе и воле? Как нам избежать формализма в соблюдении субботы: чтобы суббота состояла из всякого рода ограничений?
4. Некоторые заявляют, что соблюдение седьмого дня, субботы, — это попытка проложить себе путь к небесам. Но как именно, покоясь в седьмой день, мы прокладываем себе этот путь?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →