«Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
Какое чудесное обещание дал нам Иисус! Ведь кто из нас не чувствовал себя обремененным, но не столько работой (хотя и это часто бывает), сколько трудностями и неприятностями, которые преподносит нам сама жизнь? Иисус говорит нам о том, что Он знает, через что мы проходим сейчас, и Он может помочь нам, если мы Ему позволим.
Предложив нам понести Его бремя, Иисус говорит: «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Иными словами: избавьтесь от ига и бремени, которое несете вы (дайте его Мне), и возьмите Мое вместо своего, так как Мое нести легче.
Как мы можем обрести тот покой, о котором говорит Иисус? Ведь мы живем в мире, где, как сказал Господь Адаму после его грехопадения, «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). Мы познали, что означает трудиться и нести бремя, которое может казаться слишком тяжелым, чтобы выдержать его в одиночку.
Воскресенье | «Я успокою вас»
Прочитайте Мф. 11:20–28, где Иисус говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Каков контекст этого приглашения? Как Иисус успокаивает нас?
Чтобы понять данное высказывание Иисуса и избежать заблуждения, нам нужно учитывать контекст, в котором эти слова прозвучали.
Мф. 11 знаменует собой поворотный момент в Евангелии от Матфея. В этой главе содержатся самые резкие слова, осуждающие наиболее значимые города Галилеи из всех, что встречаются в этом Евангелии. Иисус не церемонится; Он наступает на больную мозоль. Его обвиняют в том, что Он общается с «неправильными» людьми (см. Мф. 9:9–13). Его заявления о прощении грехов воспринимаются религиозными лидерами как богохульство (см. Мф. 9:1–8).
Более того, Иисус произносит осуждающие слова со властью, сравнивает людей с Содомом, который тогда (как и сегодня) считался местом крайнего нечестия. «Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11:24).
Напряжение возрастает, и вот на самом пике Иисус меняет тему и предлагает истинный покой. Он заверяет, что может дать его, потому что «все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Способность Иисуса дать покой основывается на Его Божественности и Его единении с Отцом.
Прежде чем снять свои бремена, мы должны понять, что не можем нести их в одиночку. Большинство из нас не поймут этого до тех пор, пока не осознают своего истинного положения. Приглашение Иисуса основано на наших подлинных потребностях.
Его обращение в Мф. 11:28 начинается с наречия, которое с греческого можно перевести как «(идите) сюда!» (призыв или приказ). «Приидите» — это не один из вариантов для выбора, это необходимое условие для обретения покоя. «Приидите» означает то, что нам нужно отдать бразды правления нашей жизнью Иисусу. Сегодня, когда мы можем без труда контролировать многое в нашей жизни с помощью смартфона, прийти к Иисусу — это неестественное действие для нас. Покориться Его воле — самая сложная часть в христианской жизни для многих людей.
Мы любим говорить о том, что Бог делает для нас во Христе, и о том, как мы не можем спасти себя, и т. п. Все это правда. Но в итоге мы все равно должны сделать сознательный выбор «прийти» к Иисусу, что означает покориться Ему. Именно в этом проявляется значимость свободы воли в жизни христианина.
Какие бремена вы несете? Как вы можете научиться отдавать их Иисусу, чтобы обрести тот покой, который Он предлагает, да еще за такую уплаченную Им великую цену?
Понедельник | «Возьмите иго Мое на себя»
Прочитайте Мф. 11:29, 30. Почему Иисус повелевает нам взять Его иго сразу после того, как Он предложил нам отдать Ему наши бремена и обрести настоящий покой?
За первым приглашением «придите» в Мф. 11:28 следуют два глагола в повелительной форме — «возьмите» и «научитесь» (см. стих 29). Они сосредоточивают внимание слушателей (и читателей) на Иисусе. Мы должны взять Его иго и научиться от Него.
Близкие отношения между Богом Отцом и Богом Сыном (уже упомянутые в Мф. 11:25–27) объясняют метафору «ига» в этих стихах. Отец и Сын трудятся вместе, сообща, чтобы спасти человечество. Хотя «иго» — это символ подчинения и покорности (см. Иер. 27), это также метафора, указывающая на совместную цель. Мы берем Его иго и принимаем от Него задание служить окружающим нас. Мы не несем иго Иисуса сами; мы просто соединяемся с Ним в Его труде, потому что иго Его «благо» и бремя Его «легко» для нас (см. Мф. 11:30).
Следующее повеление: «Научитесь от Меня» повторяет эту идею. В греческом языке глагол «научитесь» связан с термином «ученик». Когда мы учимся у Иисуса, мы Его настоящие ученики. Послушание и преданность — это качества учеников.
Какая разница между «обремененными» (см. Мф. 11:28) и теми, кто берет Его иго (см. Мф. 11:29)?
Слово «иго» в иудаизме было обычной метафорой закона. В Деян. 15:10 оно используется, когда речь идет о законе обрезания. В Гал. 5:1 свобода, предлагаемая Иисусом, противопоставляется «игу рабства», то есть закону как средству спасения. Нести бремя с Иисусом означает быть послушным и преданным, идти по Его следам и принимать участие в Его миссии. Хотя мы не можем добавить что-либо ко спасению, которое Иисус приобрел для нас на кресте, но мы можем стать Его посланниками и поделиться Благой вестью с окружающими. Толкование Закона Иисусом, как показано в Нагорной проповеди (см. Мф. 5–7), даже более радикально, чем фарисейское. Оно требует изменения сердца и наших мотивов, при этом иго Иисуса благо, а бремя легко (см. Мф. 11:30).
Какое чудесное обетование! Покой душам вашим. Каким образом вы испытали такой покой? Чему он подобен? Глядя пристально на Иисуса и на то, что Он предлагает нам, как мы можем начать познавать Его покой?
Вторник | «Я кроток и смирен сердцем»
Сегодня кротость не ценят, а смирение высмеивают. Социальные сети приучили нас обращать внимание на шумное, яркое и экстравагантное. В действительности же многие стандарты общества противоположны тому, что Бог считает важным и ценным.
«Познание истины зависит не столько от силы интеллекта, сколько от чистоты намерений и простоты искренней веры. Ангелы Божьи приближаются к тем, кто в смирении сердца ищет Божественного руководства. И Святой Дух дан им для того, чтобы открыть неисчерпаемые сокровища истины» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 59).
Прочитайте Мф. 5:5; 1 Петр. 3:4 и Ис. 57:15. Какое бы вы дали определение словам «кротость» и «смирение» на основании этих стихов?
Во 2 Кор. 10:1 Павел указывает на «кротость и снисхождение» Христа. Кротость и смирение не характеризуют излишне мягких, слабовольных, бесхарактерных людей, не умеющих отстаивать свою позицию. Иисус не искал конфликтов и часто избегал их, потому что еще не исполнил Свою миссию (см. Ин. 4:1–3). Однако, когда в Его адрес высказывались претензии, Он отвечал твердо и смело, но в то же время вежливо. Оплакивая Иерусалим накануне Своего распятия, Иисус не проклинал его жителей, но со слезами на глазах говорил о его ужасном опустошении в будущем (см. Лк. 19:41–44).
В Новом Завете Иисус часто представлен как второй Моисей. Он возвещает с горы принципы Своего Царства (см. Мф. 5:1). Он с помощью чуда насыщает огромную толпу (см. Мф. 14:13–21). В книге Числа 12:3 Моисей назван «кротчайшим» человеком из всех людей на земле, что эхом повторяется в Евангелии от Матфея 11:29. Свидетели насыщения пищей пяти тысяч человек восклицали от удивления: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (Ин. 6:14), — это ссылка на Втор. 18:15 и на роль Моисея как пророка.
Кротость и смирение Иисуса значительно превосходят эти же качества Моисея. Ведь Он наш Божественный Спаситель. Хотя Моисей был готов отдать свою жизнь, чтобы спасти свой народ (см. Исх. 32:32), его смерть не выполнила бы этой задачи, так как Моисей был сам грешником и нуждался в Спасителе, Который заплатил бы за его грехи. Мы можем многому научиться у Моисея, изучая историю его жизни, но мы не можем обрести в нем спасение.
Нам нужен Спаситель, Который может заступаться за нас, причем не только как Ходатай, но и как наш Искупитель. Ходатайство нам необходимо, но только Бог, висящий на кресте как понесший наши грехи и принявший на Себя наказание за наши грехи, может спасти нас от юридических последствий нарушения Закона, которые наши грехи справедливо навлекли нас. Поэтому, каким бы великим примером ни был Иисус для нас, все это было бы напрасно без Креста и воскресения.
Среда | «Ибо иго Мое благо»
Мы уже отметили, что употребление Иисусом слова «иго» в Евангелии от Матфея отражает использование этого термина в иудаизме и что в Новом Завете оно относится к неправильному пониманию предназначения Закона.
Греческое слово, переведенное как «благо» в Мф. 11:30, может быть еще переведено как «хорошее, доброе, полезное». Многие люди считают Божий Закон деспотичным, трудновыполнимым, а иногда ненужным. Как мы можем помочь им открыть красоту этого Закона и пробудить любовь к Законодателю?
Родители хорошо помнят тот момент, когда их ребенок сделал свой первый шаг. За шатким первым шагом последовал второй робкий шаг, затем третий, а потом в большинстве случаев ребенок спотыкается и падает. У него может появиться синяк, и он может заплакать. Но как только ребенок почувствовал свободу движения, он встает и пытается снова. Идет, падает, встает, идет, падает, встает. Этот цикл повторяется множество раз, прежде чем ребенок сможет ходить уверенно. И все же, даже спотыкаясь и падая, он как бы радостно говорит: «Папа, мама, я умею ходить!»
Ходить с Иисусом не всегда легко, но это правильно и для нас всегда благо. Мы можем спотыкаться, мы даже можем упасть, но мы способны встать и продолжать идти с Ним рядом.
В Гал. 5:1 Павел написал: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». Что это означает? Как Иисус сделал нас свободными? В чем разница между игом, которое Христос просит нас нести, и «игом рабства», от которого нас предостерегает Павел?
Мы можем быть уверены, что Павел, говоря об «иге рабства», вовсе не имеет в виду послушание Божьему Закону — Десяти заповедям. Напротив, именно благодаря послушанию, вере и пониманию того, что мы спасаемся не Законом, а праведностью Христа, мы можем обрести истинный покой и свободу.
Почему жизнь в послушании Божьему Закону гораздо спокойнее, чем жизнь в непослушании?
Четверг | «Бремя Мое легко»
Иисус в конце своего приглашения в Мф. 11:30 использует образ несения бремени: «Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Моисей был счастлив видеть своего тестя Иофора после того, как Израиль покинул Египет и пересек море. Прочитайте Исх. 18:13–22. Что означает нести бремя с другим человеком в этом случае?
В Исх. 18:13 говорится о том, что люди приходили к Моисею на суд и стояли с утра до вечера. Когда тесть Моисея увидел это, он настойчиво просил своего зятя создать такую систему, которая позволила бы ему сосредоточиться только на важных делах, поручив другим заботиться о «малых делах». В Писании сказано, что Моисей послушался слов Иофора и изменил подход, что значительно облегчило его жизнь.
Когда Иисус сказал, что Его бремя легко, Он хотел напомнить нам, что мы можем положиться на Него, понесшего наши бремена. Подобно Моисею, нам необходимо осознать, что мы нуждаемся в других, чтобы разделить с ними наши бремена. Описание Павлом церкви как Тела Христова в 1 Кор. 12:12–26 — хороший пример того, как может выглядеть распределение бремени. Мы нуждаемся в живом и действенном теле, способном понести любой груз. Чтобы что-то нести, нам нужны ноги, руки, плечи, мышцы и сухожилия.
Прочитайте Гал. 6:2. Как ношение бремен друг друга помогает нам исполнить закон Христов?
Непосредственный контекст этого стиха может помочь нам понять эту истину. В Гал. 6:1 Павел учит: если брат или сестра впадет в согрешение, мы в духе кротости должны помочь исправиться этому человеку (ведь Иисус сказал в Мф. 11:29, что Он кроткий). В этом случае понести бремя другого означает помочь этому человеку увидеть Божественную благодать, дабы сбившийся с пути мог восстановиться в своем духовном состоянии. В другом случае это означает помощь друг другу, когда мы (или они) страдаем от жизненных невзгод. Греческое слово «бремя» может относиться к тяжелому грузу или камню. Это напоминание о том, что все мы несем бремя и всем нам нужны те, кто разделит его с нами. Разделение бремени — это предписанная Богом церковная деятельность, требующая мягкости и воспитывающая сострадание.
Вспомните, когда в последний раз кто-то помогал вам нести бремя, которое доставляло вам страдание. Почему это так много значило для вас? Чье бремя можете теперь понести вы?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Если вы считаете ваш труд слишком тяжелым, если вы жалуетесь на трудности и испытания, если вы говорите, что у вас нет сил противостоять искушению, что вы не можете победить свое раздражение и что христианская жизнь очень трудна, будьте уверены — вы не несете иго Христа, вы несете иго другого господина» (Э. Уайт. Воспитание детей, с. 267).
«Постоянное бодрствование, ревностное посвящение, основанное на любви, необходимы, но они только тогда придут естественно, когда душа через веру будет хранима Божьей силой. Мы не можем сделать ничего, абсолютно ничего, чтобы заслужить Божье благоволение. Мы не должны полагаться на себя и свои добрые дела, но когда, чувствуя себя заблуждающимися, греховными существами, приходим ко Христу, мы можем обрести покой в Его любви. Бог примет всякого, кто приходит к Нему, целиком полагаясь на заслуги распятого Спасителя. Любовь изливается в сердце. Это не восторженное состояние, но непреходящее спокойное доверие. Любое бремя становится легким, а иго, налагаемое Христом, является благом. Обязанность становится радостной, а жертва — приятной. Путь, прежде казавшийся мрачным, освещается яркими лучами Солнца праведности. Вот что значит ходить во свете, подобно как Христос во свете» (Э. Уайт. Вера и дела, с. 38).
Вопросы для обсуждения:
1. Помните ли вы момент в вашей жизни с Иисусом, когда вы наконец доверились и покорились Ему? Расскажите об этом моменте в классе и уделите особое внимание причине, по которой вы покорились Ему.
2. Вдумчиво прочитайте молитву Иисуса в Мф. 11:25–27 и обсудите в своем классе, как мы обретаем познание благодати. Почему Бог утаивает спасительный замысел («сие») от мудрых и разумных и открывает его младенцам?
3. Как мы на практике можем помочь окружающим, которым тяжело нести свое бремя, прийти к Иисусу и обрести покой?
4. Остановитесь подробно на идее «быть кротким и смиренным сердцем». Как это отражается на самооценке человека? Разве мы не должны быть довольны собой, особенно те, кто борется с неуверенностью в себе? Как сам крест и то, что он символизирует, могут помочь нам понять, что Иисус имеет в виду, говоря о кротости и смирении? То есть, глядя на крест, почему мы должны признать, что кротость и смирение — это настоящее отношение к ближним, которое мы должны проявлять?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →