«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12).
Многие люди отчаянно пытаются найти хоть немного тишины и покоя. Они даже готовы за это платить. Во многих больших городах можно снять комнаты без интернета с почасовой оплатой, в которых необходимо соблюдать жесткие правила: никакого шума и никаких посетителей. Люди платят за то, чтобы посидеть в тишине и просто подумать или вздремнуть. Сейчас популярны спальные капсулы для отдыха в аэропорту, шумопоглощающие наушники для сна. Даже можно купить специальные складные ограждения для уединения, чтобы оградить себя от других и сделать маленький перерыв на рабочем месте.
Истинный покой тоже имеет цену. СМИ убеждают нас поверить в то, что мы сами можем управлять своей жизнью, определять судьбу и достигнуть гармонии и покоя — это всего лишь вопрос выбора и планирования. Но если честно подойти к этому вопросу, то мы понимаем нашу неспособность обрести истинный покой. В IV веке Августин в своей известной «Исповеди» лаконично написал о покое как о Божьей благодати: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин Аврелий. Исповедь. М.: ДАРЪ, с. 576).
На этой неделе мы рассмотрим жизнь мужа по сердцу Божьему, чтобы выяснить, как он познал настоящую цену Божьего покоя.
Воскресенье | Изнуренный и усталый
Теплым весенним вечером обеспокоенный царь Давид разгуливал по крыше своего дворца. Он должен был возглавлять свою армию на другом берегу Иордана. Он должен был вести народ Божий к победе над аммонитянами и наконец принести мир царству.
Пребывание Давида не там, где он должен был быть, открыло дверь для искушения. Прочитайте историю во 2 Цар. 11:1–5. Что произошло и какой тяжкий грех совершил Давид?
Прогуливаясь по крыше, Давид увидел «очень красивую женщину», принимающую ванну. В тот вечер его греховные порывы взяли верх. Давид силой взял Вирсавию — жену своего верного воина Урии и прелюбодействовал с ней. Как и все древние цари, Давид обладал абсолютной властью. Но трагичная история его семьи после этого ужасного преступления напоминает нам о том, что, даже будучи царем, он должен был признать власть Закона Божьего выше своей власти.
Закон предназначен для защиты и охраны, поэтому, когда Давид нарушил его, он столкнулся с ужасными последствиями во всех сферах своей жизни. Царь рассчитывал, что о его прелюбодеянии никто не узнает, но Вирсавия забеременела в отсутствии своего мужа.
Прочитайте 2 Цар. 11:6–27. Как Давид пытался скрыть свой грех?
Хитрый замысел Давида был такой: Урия должен прийти домой и провести время со своей женой Вирсавией. Но его план потерпел неудачу. Урия был человеком с блестящей репутацией, поэтому на тонкие намеки Давида он отвечал так: «Ковчег, и Израиль, и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав, и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой есть, и пить, и спать со своею женою!» (2 Цар. 11:11). В конечном счете отчаявшийся Давид прибегает к «дистанционно управляемому» убийству, чтобы скрыть свой грех.
Трудно поверить в то, что Давид, которого Бог так щедро благословлял, мог так опуститься. Независимо от того, кто мы и какое положение в обществе мы занимаем, какое предостережение для нас содержится в этой истории?
Понедельник | Сигнал тревоги
Во время одного из самых мрачных периодов жизни Давида Бог посылает к нему Своего пророка Нафана. Они хорошо знали друг друга. Ранее Нафан давал советы Давиду относительно его планов по строительству храма (см. 2 Цар. 7). Однако теперь пророк пришел к своему царю по другому делу.
Как вы думаете, почему Нафан предпочел рассказать историю, а не обличить Давида сразу, называя вещи своими именами? Прочитайте 2 Цар. 12:1–14.
Нафан знал, что сказать, и сказал это так, чтобы Давид смог понять. Он рассказал ему историю про овец как бывшему пастуху. Пророк знал, что у Давида очень развито чувство справедливости и чести. Поэтому можно сказать, что Нафан устроил Давиду ловушку, и тот в нее попался.
Когда Давид неосознанно выносит себе смертный приговор, Нафан говорит ему: «Ты — тот человек» (2 Цар. 12:7). Существуют разные способы сказать: «Ты — тот человек». Можно кричать, обвинять и тыкать пальцем прямо в лицо другому человеку, а можно выражать обеспокоенность и заботу. Слова Нафана, скорее всего, были пронизаны милосердием. В тот момент Давид, должно быть, почувствовал ту боль, которую Бог испытывает тогда, когда кто-то из Его сыновей или дочерей сознательно нарушает Его волю. Что-то Давид вдруг понял. А потом что-то случилось с его сердцем. Он словно очнулся.
Почему Давид отвечает: «Согрешил я пред Господом», а не: «Я согрешил против Вирсавии» или: «Я убийца» (2 Цар. 12:13; см. также Пс. 50:6)?
Давид осознал, что грех, вызывающий беспокойство в его сердце, прежде всего является оскорблением Бога, Создателя и Искупителя. Согрешая, мы причиняем себе вред и оказываем разрушающее влияние на других. Мы бесчестим наши семьи и церкви. Но в конечном счете мы причиняем боль Богу и вбиваем еще один гвоздь в грубое древо, стоящее на Голгофе и устремленное в небо.
«Слова пророка глубоко тронули сердце Давида. Совесть его пробудилась, и стала очевидной вся чудовищность его вины. Его душа в раскаянии склонилась пред Богом. Дрожащими губами он произнес: „Согрешил я пред Господом“. Всякое зло, причиненное другим, возвращается от обиженных к Богу. Тяжек был грех Давида перед Урией и Вирсавией, и он глубоко сознавал это. Но сколь бесконечно велик был его грех перед Богом!» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 722).
Вторник | Прощенный и забытый?
После того как Давид, сам того не желая, вынес приговор самому себе (см. 2 Цар. 12:5, 6), Нафан указывает на чудовищность его греха. Сердце Давида разбито, и он исповедует свой грех. Нафан сразу заверяет его в том, что Господь снял с него грех (см. 2 Цар. 12:13) и что он прощен. Для Божьего прощения нет периода ожидания. Давиду не нужно доказывать, что он действительно искренен, чтобы получить прощение.
Однако Нафан, который уже предсказал последствия греха Давида во 2 Цар. 12:10–12, продолжает и заявляет, что родившийся ребенок умрет (стих 14).
Как понять, что Бог снял с Давида его грех? Он просто его стер? Все просто о нем забыли? Прочитайте 2 Цар. 12:10–23, размышляя над этими вопросами.
Давид, скорее всего, тоже задавался этими вопросами, когда видел, как его мир рушится: младенец мертв, его семья в смятении (истории Амнона и Авессалома — две наглядные иллюстрации реальных семейных проблем), его будущее неопределенно. И все же, несмотря на последствия своего греха, коснувшиеся таких невинных людей, как Урия и новорожденный ребенок, Давид начинает понимать, что Божьей благодати достаточно для того, чтобы он нашел покой своей обеспокоенной совести и чтобы со всеми последствиями греха рано или поздно было покончено.
В чем Давид чувствует свою реальную нужду? Чего он жаждет? Прочитайте Пс. 50:1–8.
В Пс. 50 Давид открывает свое сердце и публично исповедует свои грехи. Царь взывает о милости к неизменной любви Бога и Его великому состраданию. Он жаждет обновления.
Когда мы рассматриваем цену покоя в Иисусе, сначала необходимо признать, что нам нужна помощь свыше. Мы грешники и нуждаемся в Спасителе; мы признаем наши грехи и взываем к Единственному, Кто может омыть нас, очистить и обновить. Если мы совершили грех: прелюбодеяние, обман, убийство или нарушили все Десять заповедей одновременно, мы можем набраться смелости, воззвать о помощи и надеяться на прощение, которое Бог обещал нам дать.
Если Бог простил Давида за то, что он сделал, какая надежда есть и для нас?
Среда | Нечто новое
После того как Давид признал свой грех, не пытаясь найти оправдание или скрыть его, он продолжает обращаться к Богу. О чем он просит Господа? Прочитайте Пс. 50:9–14.
Упоминая окропление иссопом, Давид использует терминологию, знакомую каждому израильтянину, посещавшему святилище. Ссылаясь на обряд очищения, описанный в законе Моисея (см. Лев. 14:4–7), он признает силу той Жертвы, Которая явится в будущем, чтобы взять на Себя грехи всего мира.
Давид также просит о «радости» и «веселии» (см. Пс. 50:10). Не кажется ли эта просьба дерзкой при всей чудовищности совершенного им греха?
Возможно, она означает следующее: «Скажи мне, что я прощен и снова могу войти во святилище, где услышу радость и веселие тех, кто поклоняется Тебе».
Когда Адам и Ева согрешили, они скрылись от лица Господа Бога (см. Быт. 3:8). Как вы думаете, почему поведение Давида после его грехопадения прямо противоположное? Прочитайте Пс. 50:13, 14.
Давид не хочет терять осознание того, что он живет в присутствии Бога. Царь понимает, что без Святого Духа он бессилен. Давид осознает: поскольку он так легко впал в грех с Вирсавией, то с легкостью может впасть в любой грех снова. Его самоуверенности больше нет места.
Давид понимает, что будущие победы не будут одержаны им самим; они будут только от Бога и только в том случае, если царь будет полностью зависеть от Него.
Победоносная христианская жизнь — это точно не о нас. Это все об Иисусе. Мы жаждем Его присутствия; мы желаем Его Духа; мы хотим Его радости спасения. Мы осознаем нашу потребность в обновлении и восстановлении. Нам нужен Его покой — Божественное деяние по воссозданию Его образа в нас. Обретение покоя близко к прощению. «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12) — здесь используется терминология Творения. В Ветхом Завете только Бог может «творить», и как только мы будем воссозданы, мы сможем обрести покой.
Если вы еще не испытали радости освобождения от угрызений совести, что вас удерживает от этого? Если это вина, то чему вы можете научиться из этой истории, которая призвана вам помочь?
Четверг | Отражатели Божьего света
Самое естественное, что мы хотим сделать после того, как совершили досадную ошибку и получили прощение, — это пытаться забыть об этом событии так, будто оно никогда не происходило. Воспоминания о неудаче могут быть болезненными.
Что хочет сделать Давид со своим болезненным опытом? Прочитайте Пс. 50:15–21.
Когда чаша или драгоценная ваза падает и разбивается на куски, мы обычно вздыхаем и выбрасываем бесполезные осколки. В Японии существует кинцуги — традиционное искусство реставрации керамических изделий. Драгоценный металл, например жидкое золото или серебро, использовался для украшения склеенных осколков и превращения разбитого предмета в нечто красивое и ценное.
Каждый раз, когда Бог прощает наши проступки и воссоздает Свой образ в нас, что-то меняется. Драгоценное Божье прощение склеивает наш сокрушенный дух, а видимые разрывы могут привлечь внимание к Его благодати. Мы можем стать «громкоговорителями» Бога. «Язык мой будет громко воспевать Твою праведность» (Пс. 50:17; англ. перевод). Мы не пытаемся «реставрировать» или улучшать себя самостоятельно. Наш сокрушенный дух, наши кающиеся сердца — этого достаточно для прославления Бога, ведь это те лучи света, которые мир может видеть вокруг нас. Наш опыт прощения привлекает всех тех, кто ищет его.
Какая связь между Пс. 50 и 1 Ин. 1:9?
1 Ин. 1:9 — это краткий пересказ Пс. 50. Давид знает, что Бог не отвергнет «сердца сокрушенного и смиренного» (Пс. 50:19), а Иоанн убеждает нас: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Мы можем верить Богу на слово.
Давид не смог возместить тот огромный ущерб, который он нанес своей семье своими действиями и примером. Он пострадал от последствий своих решений и действий. И все же Давид знал, что он прощен. Царь знал, что ему нужно верить в то, что однажды истинный Агнец Божий придет и пострадает за его грехи.
Как вы можете применять обетование, данное в 1 Ин. 1:9, в своей личной жизни? Что вы должны почувствовать после того, как сделаете это и узнаете, что это обетование предназначено и для вас?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Раскаяние Давида было искренним и глубоким. Он не сделал ни одной попытки оправдать свое преступление. К молитве его побуждало не желание избежать грозивших ему судов… Он видел скверну своей души и ненавидел свой грех. Он просил не только о прощении, но и о чистоте сердца… В обетованиях Божьих, данных раскаявшимся грешникам, он видел доказательство того, что Бог простит и примет его… „Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже“ (Пс. 50:19). Хотя Давид пал, Господь поднял его… Давид смирился, исповедал свой грех, а Саул презрел обличения и ожесточил свое сердце в нераскаянии.
Эта история из жизни Давида… одна из самых ярких иллюстраций, показывающих нам битвы и искушения, выпадающие на долю человека, истинное раскаяние перед Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа. Во все века… тысячи детей Божьих, которые согрешили и впали в отчаяние, вспоминая о том, как искреннее раскаяние и исповедание Давида было принято Богом… находили в себе мужество покаяться и стремились вновь идти путем заповедей Божьих.
Всякий, кто… смиряет свою душу исповеданием и раскаянием, как это сделал Давид, может быть уверен, что для него есть надежда… Господь никогда не отринет истинно раскаявшуюся душу» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 725, 726).
Вопросы для обсуждения:
1. Как мы можем найти баланс между осознанием присущей нам греховности и потребностью в прощении и в то же время жить как прощенные сыновья и дочери Царя Вселенной?
2. Почему всякий грех в конечном счете — грех против Бога? Что означает грешить против Бога?
3. Что мы можем сказать неверующему человеку, которому трудно понять, почему пострадали невинные люди, такие как Урия или новорожденный сын Давида и Вирсавии? Как мы можем объяснить любовь и справедливость Бога в такой ситуации? Как понимание великой борьбы помогает в этом вопросе?
4. Почему в Библии посвящено две главы этой неприглядной истории о Давиде и Вирсавии? Какой цели служит этот рассказ?
5. Задумайтесь о том, что грех разлучает нас с Богом, как сказано в Пс. 50:13, 14. Как вы пережили это на собственном опыте? Как бы вы объяснили кому-нибудь, что это за состояние (жизнь вне Бога) и почему это внушает беспокойство? Почему обетование благодати — единственное лекарство от вины?
Пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →