«Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).
Ключевые вопросы:
Что означает слово «завет»? Из чего состоит завет? Какой завет Бог заключил с Ноем? Какая надежда была заключена в завете с Авраамом? Какую роль в завете играют вера и дела со стороны человека? Завет — это просто договор или у него есть аспекты взаимоотношений? В чем суть нового завета?
В этом квартале мы исследовали тему завета, которая (если свести ее к самой простой и чистой форме), по сути, звучит так: «Бог говорит: вот как Я спасу вас от греха».
Хотя окончательное исполнение обетования завета — вечная жизнь в обновленном мире, нам не нужно ждать его, чтобы наслаждаться благословениями завета сегодня. Господь заботится о нашей сегодняшней жизни, и Он желает лучшего для нас сейчас. Завет — это не просто какая-нибудь сделка, в которой вы что-то делаете и за это получаете вознаграждение. Вознаграждение — это благословения, которыми те, кто верой вступает в отношения завета, могут наслаждаться здесь и сейчас. Это дар.
Материал этой недели, последний в нашей серии тем о завете, рассматривает некоторые из этих непосредственных благословений и обетований, данных по благодати Божьей и излитых в наши сердца, потому что, услышав, как Он стучит к нам, мы открыли дверь. Несомненно, подобных благословений намного больше, чем мы можем коснуться на этой неделе. Но это только начало — начало того, что поистине никогда не закончится.
Воскресенье | Радость
«И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1:4).
Взгляните на то, что написал здесь Иоанн. Несколькими простыми словами он выражает то, что должно быть одним из величайших преимуществ, которыми мы как народ завета обладаем, — это обетование радости.
Как христианам нам часто говорят, чтобы мы не поддавались чувствам, что вера — не чувство и нам необходимо быть выше своих эмоций. Все это верно. Но в то же самое время мы не были бы людьми, если бы у нас, сотворенных существ, не было чувств, эмоций и настроения. Мы не можем игнорировать наши чувства, нам просто нужно понимать их, отводить им надлежащую роль и, насколько возможно, контролировать их. Но отрицать их — значит отрицать, что мы люди (мы с таким же успехом могли бы говорить кругу, что он не должен быть круглым). Действительно, как говорит этот стих, у нас не только должны быть чувства (в данном случае радость), но они должны быть совершенными. Это вряд ли звучит как призыв пренебрегать чувствами, не так ли?
Прочитайте вышеприведенный стих в контексте, с начала главы. Что, согласно обращению Иоанна к христианам, сделает их радость совершенной? И почему это должно вызывать у них радость?
Иоанн был одним из первых двенадцати учеников. Он последовал за Иисусом почти с самого начала Его служения, длившегося три с половиной года. Он был свидетелем самых удивительных событий из жизни Иисуса (Иоанн также был у креста, в Гефсимании и на горе Преображения). Таким образом, как очевидец он, безусловно, имел все права говорить об этом.
Но обратите внимание, что важен не он, а то, что Иисус сделал для учеников, чтобы у них были взаимоотношения не только друг с другом, но и с Самим Богом. Иисус открыл нам путь, чтобы мы могли войти в тесные взаимоотношения с Господом, и один из результатов этого близкого общения — радость. Иоанн желает, чтобы они знали, что все слышанное ими об Иисусе — правда (он видел, касался, чувствовал и слышал Его), и поэтому они тоже могут вступить в исполненные радости отношения со своим Небесным Отцом, Который любит их и отдал Себя в Своем Сыне ради них.
В определенном смысле Иоанн говорит о своем личном опыте. Каково ваше свидетельство о личных взаимоотношениях с Иисусом? Что бы вы могли сказать такого, что помогло бы кому-либо умножить радость в Господе, как это стремился сделать Иоанн?
Понедельник | Невиновные
«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).
Была зверски убита молодая женщина. Ее убийца не найден. Полиция, устраивая засаду, установила на ее могиле скрытый микрофон. Однажды вечером, много месяцев спустя после ее смерти, к могиле подошел молодой человек. Он опустился на колени и, плача, умолял женщину о прощении. Полиция, прослушав его слова, конечно же, арестовала его за преступление.
Что привело человека на могилу? Чувство вины. Хотя никто из нас (надеемся) никогда не совершал ничего столь тяжкого, как тот молодой человек, мы все виновны, мы все совершали поступки, за которые нам стыдно, поступки, которых мы хотели бы не совершать, но совершили.
Благодаря Иисусу и крови нового завета никто из нас не должен жить с чувством вины. Согласно сегодняшнему тексту, нам нет никакого осуждения. Главный Судья рассматривает нас как невиновных, как если бы мы никогда не совершали того, за что чувствуем себя виноватыми.
Как эти стихи помогают нам понять Рим. 8:1? См. Ин. 5:24; Рим. 3:24, 25; 2 Кор. 5:21.
Одно из великих обетований о жизни в отношениях завета с Господом заключается в том, что нам больше не нужно жить под бременем вины. Благодаря крови завета мы — те, кто решил вступить в эти отношения завета с Богом и соблюдать условия веры, покаяния, послушания, можем быть избавлены от бремени вины. Когда сатана нашептывает нам на ухо, что мы злы, что мы плохи, что мы слишком грешны, чтобы быть принятыми Богом, мы можем сделать то, что сделал Иисус, когда сатана искушал Его в пустыне: мы можем цитировать Писание, и один из лучших стихов для этого — Рим. 8:1. Это не означает отрицания реальности греха в нашей жизни, напротив, это означает, что благодаря отношениям завета, которые мы имеем с Господом, мы больше не живем под осуждением за этот грех. Иисус понес наказание за нас, и теперь Он предстоит пред Отцом, ходатайствуя за нас Своей собственной кровью, представляя Свою собственную праведность вместо наших грехов.
Насколько важно в вашей жизни то, что Господь простил вас за все ваши грехи, которые вы могли совершить? Как осознание этого помогает вам в общении с другими, согрешившими против вас? Каким образом это должно влиять на то, как вы общаетесь с этими людьми?
Вторник | Новый завет и новое сердце
«Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:17–19).
Как показали предыдущие темы этого квартала, новый завет — это завет, в котором Господь вкладывает закон в наши сердца (см. Иер. 31:31–33). В них есть не только закон, но, согласно сегодняшним текстам, есть и Христос, что, конечно, логично, поскольку Христос и Его закон весьма тесно взаимосвязаны. Таким образом, с законом Христовым в нашем сердце и Христом, вселившимся в него (греческое слово, переведенное в вышеприведенном тексте как «вселиться», также означает «жить, обитать, поселиться» и несет идею постоянства), мы обретаем второе величайшее преимущество завета — новое сердце.
Для чего нам новое сердце? Какие изменения произойдут в тех, у кого новое сердце?
Снова прочитайте сегодняшние тексты. Обратите внимание, что Павел выделяет любовь, говоря, что мы должны быть «укорененными и утвержденными» в ней. Эти слова подразумевают стабильность, твердость и постоянство как основание любви. Наша вера не имеет смысла, если она не укоренена в любви к Богу и в любви к ближним (см. Мф. 22:37–39; 1 Кор. 13). Эта любовь не появляется на пустом месте. Напротив, она возникает, потому что мы получаем некоторое представление о Божьей любви к нам (любви, «превосходящей разумение»), явленной в Иисусе. В результате этого наша жизнь меняется, меняются наши сердца, и мы становимся новыми людьми с новыми мыслями, новыми желаниями и новыми целями. Наш отклик на Божью любовь к нам меняет наши сердца и вселяет в них любовь к другим. Возможно, именно это имеет в виду Павел, хотя бы отчасти, когда говорит об исполнении нас «всею полнотою Божиею».
Прочитайте 1 Ин. 4:16. Как этот текст соотносится с тем, что написал Павел в Еф. 3:17–19?
Взгляните на тексты, которые мы изучали сегодня. Что вы можете сделать, чтобы позволить этим обетованиям исполниться в вас? Есть ли то, что вам нужно изменить, то, что, возможно, мешает вам испытать «полноту Божию» (Еф. 3:19)? Составьте список того, что вам нужно изменить в вашей жизни. Сделайте один список лично для себя и, если вы желаете, сделайте еще один, которым вы могли бы поделиться с классом. Как вы можете помочь друг другу измениться?
Среда | Новый завет и вечная жизнь
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25, 26).
У вечной жизни есть два измерения: настоящее и будущее. Измерение настоящего приносит верующему опыт жизни с избытком сегодня (см. Ин. 10:10), включая в себя многочисленные обетования, данные нам для нашей сегодняшней жизни.
Измерение будущего — это, конечно, вечная жизнь — обетование телесного воскресения (см. Ин. 5:28, 29; Ин. 6:39). Хотя это событие будущего, это единственное событие, которое придает ценность всему остальному, единственное событие, которое превосходит все наши упования как христиан.
Прочитайте стих, предлагаемый сегодня. О чем здесь говорит Иисус? Где обретается вечная жизнь? Как мы понимаем Его высказывание о том, что те, кто живет и верит в Него, даже если умрут, оживут? См. Откр. 2:11; Откр. 20:6, 14; Откр. 21:8.
Конечно, все мы умрем, но, по словам Иисуса, смерть — это только сон, временный перерыв, который завершится воскресением к жизни для тех, кто верит в Него. Когда Христос вернется, мертвые во Христе воскреснут бессмертными, а живущие последователи Христа в мгновение ока облекутся в бессмертие. И мертвые, и живые, принадлежащие Христу, будут обладать обновленным телом. Для народа Божьего в то время начнется бессмертие.
Какая великая радость знать, что наша жизнь не заканчивается могилой, что у новой жизни нет конца, потому что она будет длиться вечно!
«Христос стал одно с нами по плоти, чтобы мы стали одно с Ним по духу. Благодаря именно этому союзу мы выйдем из могилы — и не потому только, что Христос проявит Свою силу, но потому, что через веру Его жизнь стала нашей жизнью. Те, кто постиг истинную суть Христа и принял Его в свое сердце, имеют жизнь вечную. Христос обитает в нас Духом, и Дух Божий, принятый в сердце верою, есть начало жизни вечной» (Э. Уайт. Желание веков, c. 388).
Как мы можем наслаждаться преимуществами вечной жизни сегодня? Другими словами, что это обетование дает нам сейчас? Запишите некоторые из преимуществ, которые обетование вечной жизни дает лично вам, в вашей повседневной жизни. Как вы можете рассказать об этой надежде и обетовании тому, кто, например, не может смириться со смертью любимого человека?
Четверг | Новый завет и миссия
«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19, 20).
По всему миру люди часто борются с тем, что южноафриканский писатель Лоренс ван дер Пост назвал «бременем бесполезности». Люди сталкиваются с даром жизни, но не знают, что с ним делать, не знают, с какой целью был дан этот дар, и не знают, как его использовать. Это подобно тому, как предоставить человеку библиотеку, полную редких книг, но не для чтения, а для разжигания костров. Какая чудовищная растрата ценностей!
Христианам нового завета с этой проблемой бороться не нужно. Ведь те, кто знает (и лично пережил) удивительную весть о распятом и воскресшем Спасителе, умершем за грехи каждого человека, чтобы все могли иметь жизнь вечную, познали радость. Принимая во внимание недвусмысленный призыв в Мф. 28:19, 20, верующий, несомненно, имеет свою миссию в жизни, а именно — распространять по миру удивительную истину, которую он лично пережил во Христе Иисусе. Какая честь! Бо́льшая часть всего того, что мы делаем в этом мире, погибнет вместе с этим миром. Но проповедь Евангелия другим людям — это труд, который оставит след в вечности. Обсудите смысл миссии, определенной Христом!
Снова прочтите стихи, предложенные сегодня. Что конкретно, по словам Иисуса, мы должны делать и что подразумевается под каждым из Его повелений? Какие обетования дают нам веру и мужество для исполнения повелений Христа?
Сам Господь дал нам, христианам нового завета, определенный наказ. Кем бы мы ни были, какое бы место в жизни ни занимали, чем бы ни были ограничены, все мы можем внести свой вклад в проповедь Евангелия. Вы чем-то занимаетесь сейчас? Можете ли вы сделать больше? Что вы можете сделать вместе со своим классом, чтобы исполнить более значительную роль в этой работе?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Великая борьба» главу «Избавление народа Божьего» (с. 635–645); в книге «Путь ко Христу» главу «Радость в Господе» (с. 115–126).
«Святой Сын Божий был свободен от греха и скорбей; Он нес скорби других, ибо на Него было возложено беззаконие всех нас. Он связывает себя с человеком посредством Божественного сострадания и, будучи представителем рода человеческого, соглашается на то, чтобы с Ним обращались, как с преступником. Он, глядя в бездну страданий, созданную для нас нашими грехами, предлагает устранить пропасть разделения между человеком и Богом» (Э. Уайт. Библейское эхо и знамения времени, 1 августа 1892 г.).
«Приди, брат мой, приди таков, как есть, грешный и оскверненный. Возложи бремя своей вины на Иисуса и верой положись на Его заслуги. Приди сейчас, пока время милости еще не окончилось; приди с раскаянием и сокрушенным сердцем, и Бог милостиво простит тебя. Не отваживайся отвергнуть еще одну возможность. Прислушайся к голосу милости, который ныне умоляет тебя воскреснуть из мертвых, чтобы Христос просветил тебя. Создается впечатление, будто каждое мгновение непосредственно связано с судьбами невидимого мира. Так не допусти же, чтобы гордость и неверие еще дальше отодвинули от тебя предлагаемую милость. Если такое случится, ты в конце концов будешь стенать и рыдать: „Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены“» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 353).
Вопросы для обсуждения: 1. Франциско Хосе Морено писал: «Мы соотносим себя со Вселенной и осознаем свое невежество и полное бессилие; отсюда чувство незащищенности. В результате мы испытываем страх» (Between Faith and Reason: Basic Fear and the Human Condition, p. 7). Сравните это утверждение с тем, что вы изучали на этой неделе в Еф. 3:17–19. Обсудите различия между этими двумя высказываниями. 2. Бог обещает нам радость, так как мы верим в Иисуса. Радость и счастье — это одно и то же? Должны ли мы всегда быть счастливыми? Если мы несчастливы, означает ли это, что с нашим христианским опытом что-то не в порядке? Как жизнь Христа помогает нам ответить на эти вопросы? 3. Продолжите обсуждение мысли об исполнении «полнотой Божией» (Еф. 3:19). Что это значит? Как мы можем испытать это в нашей жизни?
Вывод: Завет — это не просто некое глубокое богословское понятие, это отношения со Христом. Завет определяет их составляющие. Подобные отношения — чудесная радость будущего, когда Иисус вернется на землю.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →