Гал. 6:14; Рим. 6:23; 1 Ин. 5:11, 13; Рим. 4:1–7; Лев. 7:18; Лев. 17:1–4; Рим. 5:1.
Памятный стих:
«А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11).
Ключевые вопросы:
Почему спасение — это дар? Почему только Тот, Кто равен Богу, может искупить нас? Почему Авраам стал примером веры? Что означает вменяемая или «приписанная» нам праведность? Как мы можем принять обетования и надежду, заключенные в Кресте, как данные нам лично?
За семь столетий до рождения Христа сказитель Гомер написал «Одиссею» — поэму о великом воине, который, разграбив Трою в Троянской войне, отправился в десятилетнее морское плавание, пытаясь вернуться на Итаку. Плавание было продолжительным, потому что он столкнулся с кораблекрушениями, бунтами, штормами, чудовищами и другими препятствиями, мешавшими ему достичь своей цели. В конце концов, решив, что Одиссей достаточно настрадался, боги согласились позволить усталому воину вернуться домой к семье. Они признали, что его испытаний достаточно для искупления его ошибок.
В определенном смысле мы, подобно Одиссею, долго находимся на пути домой. Но существенное различие заключается в том, что мы никогда не сможем «достаточно настрадаться», чтобы заслужить право вернуться. Расстояние между небом и землей слишком велико, чтобы мы могли искупить свои ошибки. Если мы и попадем домой, это произойдет только по благодати Божьей.
Воскресенье | Размышления о Голгофе
Раскрытый в Ветхом Завете путь спасения, предусмотренный заветом с Моисеем, ничем не отличается от описанного в Новом Завете пути спасения, предусмотренного новым заветом. В ветхом или новом завете спасение обретается только через веру. Если бы оно обреталось через что-либо иное, например через дела, спасение стало бы обязательной оплатой, чем-то, что Творец был обязан нам дать. Только те, кто не понимает серьезности греха, могут поверить в то, что Бог был обязан спасти нас. Напротив, если уж на то пошло, существовало лишь одно обязательство, а именно то, что мы должны получить по нарушенному закону. Мы, конечно, не можем выполнить это обязательство; к счастью, Иисус исполнил его за нас.
«Когда люди смогут полнее постичь величие жертвы, принесенной Творцом неба и земли ради человека, тогда искупительный замысел будет возвеличен и размышления о Голгофе пробудят нежные, священные и живые чувства в сердце христианина. Хвала Богу и Агнцу будет в их сердцах и на их устах. Гордость и самолюбие не найдут места в душах, глубоко запечатлевших события, происшедшие на Голгофе. Те, кто по достоинству оценивает великую цену, уплаченную за искупление человека, то есть драгоценную кровь дорогого Сына Божьего, уже не будут дорожить этим миром. Все земные богатства не могут искупить даже одной погибающей души. Кто в состоянии измерить ту любовь, которую испытывал Христос к потерянному миру, когда Он висел на кресте, страдая за грехи виновных людей? Эта любовь неизмерима и безгранична.
Христос доказал, что Его любовь сильнее смерти. Он совершал спасение человека, и хотя Он вступил в самую страшную борьбу с силами тьмы, Его любовь становилась все сильнее и сильнее. Он вынес даже то, что Отец сокрыл от Него Свой лик, когда в душевной горести Он воскликнул: „Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?“ (Мф. 27:46). Десница Его доставила спасение. Цена за искупление человека была уплачена, когда в последней душевной схватке Христос произнес благословенное слово, которое, как казалось, прокатилось эхом во всем творении: „Совершилось!“ (Ин 19:30).
События, случившиеся на Голгофе, должны пробудить самые глубокие и сильные чувства. Будет вполне уместно и оправданно, если эта тема вызовет у тебя сильный подъем и воодушевление. Мы никогда не сможем полностью постичь и вместить в себя тот факт, что Христос, не имеющий равных по Своим нравственным качествам и абсолютно невинный, должен был вкусить столь мучительную смерть и понести на Себе всю тяжесть грехов этого мира! Мы не в силах постичь всю широту и долготу, глубину и высоту такой любви. Размышления о несравненной глубине любви Спасителя никак не умещаются в сознании, но трогают и умиляют душу, очищают и облагораживают чувства и изменяют характер» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 212, 213).
Помолитесь о том, о чем здесь писала Эллен Уайт. Помня об этих строках, прочитайте Гал. 6:14 и затем спросите себя: «Как я могу прославить Крест Христов»?
Понедельник | Завет и Жертва
«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр. 1:18, 19). Что здесь имеет в виду Петр, когда говорит, что мы искуплены?
Когда Петр говорит об искупительной смерти Христа на кресте, идея «выкупа» или платы, на которую он ссылается, вызывает воспоминание о древнем обряде освобождения раба из рабства после того, как за него была уплачена определенная плата (часто родственником). Христос, напротив, искупил нас от рабства греха и его конечного следствия — смерти, но Он совершил это Своей «драгоценной кровью», Своей заместительной и добровольной смертью на Голгофе. Опять же, таково основание всех заветов: без нее завет становится пустым и недействительным, потому что Бог тогда не мог бы исполнить Свою часть соглашения, которая представляет собой дар вечной жизни, ниспосланный всем верующим.
Прочтите следующие стихи: Рим. 6:23; 1 Ин. 5:11, 13. Что их объединяет?
У нас есть обетование вечной жизни, потому что только Иисус смог восстановить тот разрыв, из-за которого мы прежде всего потеряли вечную жизнь. Почему? Потому что только праведность и бесценная жизнь одного Творца могли списать наш долг перед нарушенным законом — вот насколько велик был разрыв, вызванный грехом. В конце концов, что бы можно было сказать о серьезности вечного нравственного Божьего закона, если бы некое смертное, не вечное и сотворенное существо могло понести наказание за его нарушение? Только Тот, Кто равен Самому Богу, Кто есть Сама Жизнь, изначальная и вечная, мог заплатить выкуп, необходимый для освобождения нас от долга перед законом. Вот каким образом исполняются все обетования завета; вот каким образом мы имеем и ныне обетование вечной жизни; вот как мы были искуплены от греха и смерти.
Представьте, что чей-то ребенок в картинной галерее бросает воздушный шарик с чернилами внутри в картину Рембрандта, и она безнадежно испорчена. Картина стоит миллионы; даже если родители продадут все, что у них есть, они не соберут и малой части для выплаты этого долга. Как эта иллюстрация помогает нам понять, насколько серьезным является ущерб, нанесенный грехом, и насколько мы беспомощны, чтобы исправить его и причину, по которой только Сам Господь может возместить долг?
Вторник | Вера Авраама, часть 1
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6).
Этот стих — один из наиболее глубоких текстов во всем Писании. Он помогает понять важнейшую истину библейского вероисповедания — мы оправдываемся только верой, и делает это за много веков до того, как Павел написал об этом в Послании к римлянам. Оно полностью посвящено доказательствам того, что со времен Едема спасение всегда осуществлялось одним и тем же путем. Непосредственный контекст этого стиха помогает нам понять, насколько велика была вера Авраама в Божье обещание о сыне, несмотря на все очевидные свидетельства того, что это обещание, казалось бы, невозможно было исполнить. Это вера, осознающая свою полную беспомощность, вера, требующая полного подчинения своего «я», вера, которая предполагает полное повиновение Господу, вера, которая ведет к послушанию. Такова была вера Аврама, и она вменилась ему «в праведность».
Почему в Библии сказано, что это «вменилось» ему или, по другому переводу, «было приписано» ему в праведность? Был ли сам Авраам «праведным» в смысле Божьей праведности? Что он сделал вскоре после того, как Бог провозгласил его праведным, и как это помогает нам понять, почему эта праведность была вменена ему, вопреки тому, кем он был на самом деле?
Насколько бы жизнь Авраама ни была жизнью веры и послушания, ее нельзя назвать жизнью совершенной веры и совершенного послушания. Иногда он проявлял слабость то в одном, то в другом. Похоже на нас, не правда ли? Все это ведет к ключевому моменту, а именно: спасающая нас праведность — это праведность, которая нам «вменяется», праведность (используя причудливый богословский термин), которая засчитывается нам. Это означает, что нас провозгласили праведными перед лицом Божьим, несмотря на наши ошибки; это означает, что Бог неба видит нас праведниками, даже если мы не таковы. Вот что Он сделал с Авраамом, и вот что Он совершит со всеми, кто придет к Нему с верой Авраама (см. Рим. 4:16).
Прочитайте Рим. 4:1–7. Посмотрите на контекст, в котором Павел приводит Быт. 15:6. Поразмышляйте в молитве над этими стихами и напишите своими словами, что, по вашему мнению, они говорят вам лично.
Среда | Вера Авраама, часть 2
Еще раз взглянув на Быт. 15:6, мы можем увидеть, что в различных переводах слово «вменил» (еврейское хаша́в) переводится как «счел за», «приписал» или «рассматривал как».
Это же слово встречается в других текстах Пятикнижия. Человека или вещь «считали за» или «рассматривали как» кого-то или что-то, или чем этот человек или вещь не являлись. Например, в Быт. 31:15 Рахиль и Лия утверждают, что отец их «почитал за» («рассматривал как» или «считал за») чужих, хотя они были его дочерьми. Десятина левитов «почиталась за» («рассматривалась как» или «считалась за») хлеб с гумна, хотя очевидно, что это не хлеб (см. Числ. 18:27, 30).
Как идея вменяемости выражена в контексте жертвоприношений? См. Лев. 7:18; Лев. 17:1–4.
Для перевода еврейского слова хаша́в используется слово «вменил». Если мясо особой жертвы («мирной жертвы») не съедали к третьему дню, то она теряла свою ценность и не «вменялась» (Лев. 7:18; еврейское хаша́в) приносившему ее. В Лев. 7:18 описана ситуация, в которой жертва «вменялась» во благо грешнику (ср. Лев. 17:1–4), который затем предстоит пред Богом, облеченный в праведность. Бог рассматривает грешного как праведного, хотя на самом деле человек неправеден.
Поразмышляйте над этой удивительной истиной, что, несмотря на наши ошибки, Бог нас «рассматривает как» праведных, «приписывает» нам праведность. Опишите своими словами, что, по вашему мнению, это значит.
Великая истина — быть провозглашенными праведными не потому, что мы можем что-то совершить, а исключительно по вере в то, что Христос сделал для нас, — такова суть выражения «праведность по вере». Но не сама вера делает нас праведными, скорее, благодаря вере мы обретаем дар праведности. Вот, в сущности, красота, тайна и слава христианства. Все, во что мы верим, будучи христианами, последователями Христа, коренится в этой чудесной истине. Через веру мы считаемся праведными в глазах Бога. Все остальное, что следует за этим: послушание, освящение, святость, изменение характера, любовь, должно рассматриваться с точки зрения этой важной истины.
Как вы ответите тому, кто хочет быть христианином, но говорит: «Я не чувствую себя праведным»?
Четверг | Полагаясь на обетования
О знаменитом кардинале Беллармине — великом инквизиторе католической церкви, редакторе латинской Вульгаты, всю свою жизнь выступавшем против идеи оправдания через вмененную праведность, рассказывают такую историю. Когда он лежал на смертном одре, ему принесли распятие и заслуги святых с целью укрепить его перед смертью. Но Беллармин сказал: «Унесите их. Думаю, что надежнее положиться на заслуги Христа».
Многие люди, приближающиеся к концу жизни, оглядываются назад и видят, насколько тщетны, пусты и бесполезны их дела и труды ради того, чтобы святой Бог даровал им спасение, и, следовательно, насколько сильно они нуждаются в праведности Христа.
Но Благая весть заключается в том, что нам не нужно ждать приближения смерти, чтобы ныне обрести безопасность в Господе. Весь завет основан на надежных обетованиях Божьих для настоящего, обетованиях для нас сегодня, обетованиях, которые могут сегодня изменить к лучшему нашу жизнь.
Прочитайте следующие стихи и ответьте на вопросы о развитии, сохранении и укреплении ваших с Богом отношений завета:
Пс. 35:8 (Как вы можете испытать Божью милость?) Мф. 11:30 (Что совершил Христос, чтобы сделать наше иго легким?) Рим. 5:1 (Как оправдание соотносится с миром Божьим?) Флп. 2:7, 8 (Что вы узнали из опыта жизни Христа?)
Спросите себя: «Что я делаю для того, чтобы укрепить свои взаимоотношения с Богом? Что вредит им? Что мне нужно изменить?»
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Единственный для него [грешника] путь обретения праведности лежит через веру. Верою он может представить Богу заслуги Христа, и Господь вменяет грешнику послушание Своего Сына. Праведность Христа принимается Богом вместо греховности человека, и Бог принимает, прощает и оправдывает раскаявшуюся, уверовавшую душу, относясь к человеку как к праведному и любя его, как Он любит Своего Сына. Вот каким образом вера вменяется в праведность» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 367).
«Когда через покаяние и веру мы принимаем Христа как нашего Спасителя, Господь прощает наши грехи и снимает с нас наказание за нарушение закона. Теперь грешник предстоит перед Богом как непорочный человек; он обрел благоволение Небес и посредством Духа имеет общение с Отцом и Сыном.
Но должна совершиться еще одна работа, которая имеет длительный характер. Душа должна освящаться через истину. И это также достигается посредством веры, потому что лишь благодать Христова, которую мы получаем по вере, способна изменить характер человека» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 3, с. 191).
Вопросы для обсуждения: 1. Каковы различия между живой и мертвой верой? (См. Иак. 2:17, 18.) Как Павел описывает живую веру? (См. Рим. 16:26.) Какое ключевое слово помогает уяснить, что подразумевает вера? 2. Как вы отвечаете на довод (который вполне обоснован логически), что если мы спасены только через вмененную праведность, а не через нашу собственную, какое значение имеет то, что мы делаем или как мы поступаем? 3. «Бог принимает нас только благодаря Своему возлюбленному Сыну, а наши добрые дела являются результатом действия Его любви, прощающей грех. Эти дела не засчитываются нам, и мы не можем представить их в качестве своих заслуг, дарующих спасение нашим душам… Он [верующий] не может представить свои добрые дела как довод для спасения своей души» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 3, с. 199). Помня это высказывание Э. Уайт, ответьте, почему же тогда добрые дела являются столь важной частью христианского опыта?
Вывод: Ветхий завет и новый завет говорят об одном: Иисус оплатил долг перед законом, дабы мы могли предстоять, облеченные в праведность, пред лицом Божьим.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →