«И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15).
Ключевые вопросы:
Почему Бог хотел, чтобы израильтяне построили святилище? Что святилище говорит нам о Христе как нашей заместительной Жертве? Что Иисус совершает на небе как наш Представитель?
В безлунный вечер, когда небо черно, как разлитые чернила, в кромешной тьме Фрэнк шел по пустым городским улицам. Немного погодя он услышал позади себя шаги; кто-то преследовал его в темноте. Вскоре человек поравнялся с ним и спросил: «Фрэнк, вы работаете в типографии?» — Да, это я. Но откуда вы знаете? — Вас я не знаю, — ответил незнакомец. — Но я очень хорошо знаю вашего брата, и даже в темноте ваши манеры, ваша походка, ваша фигура — все так напоминает его, и я просто догадался, что вы его брат, потому что он говорил мне о вас.
Эта история раскрывает великую истину о служении в израильском святилище. Библия называет его тенью, символом, образом настоящего. Тем не менее в тенях и образах содержалось достаточно, чтобы ясно предвозвещать и раскрывать истины, которые они должны были представлять: смерть и первосвященническое служение Христа в небесном святилище.
Воскресенье | Взаимоотношения
«И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:11, 12).
Ныне не вызывает сомнений один факт: как в ветхом завете, так и в новом Господь стремится к близким, основанным на любви взаимоотношениям со Своим народом. По сути, в основе своей эти заветы помогают определить «правила» подобных взаимоотношений.
Взаимоотношения важны для завета в любое время и в любой обстановке. Но для того, чтобы взаимоотношения существовали, необходимы взаимодействие, общение и связь, особенно для грешных, ошибающихся и сомневающихся человеческих существ. Господь, разумеется, зная это, взял дело в Свои руки. Он хотел быть уверенным в том, что явил нам Себя таким образом, чтобы мы, будучи падшими людьми, могли осмысленно вступить с Ним в эти отношения.
Прочитайте Исх. 25:8, где Господь дает повеление Израилю построить святилище. Почему Он так поступает?
В связи с этим возникает другой вопрос: почему Господь желает пребывать среди Своего народа? Ответ, по всей видимости, можно найти в двух вышеупомянутых стихах, предложенных на сегодня. Обратите внимание, Господь «поставит жилище» (или «будет жить») среди них; затем Он говорит, что не «возгнушается» ими. Далее Он говорит, что будет «ходить» среди них и будет их Богом, а они будут Его народом (см. Лев. 26:11, 12). Посмотрите на элементы, содержащиеся в этих текстах. И снова здесь очень ясно проявляется аспект взаимоотношений.
Выделите несколько минут на то, чтобы проанализировать Лев. 26:11, 12 и Исх. 25:8. Запишите, как эти различные компоненты согласуются с идеей о стремлении Господа к взаимоотношениям со Своим народом.
Обратите особое внимание на слова: «Душа Моя не возгнушается вами». Что именно предусмотрено в святилище, посредством чего падшие, грешные люди могут быть приняты Господом, и почему это так важно для процесса заключения завета?
Понедельник | Грех, жертва и принятие (см. Евр. 9:22)
Предназначенный Богом способ избавления от греха и вины для ветхозаветного грешника заключался в принесении в жертву животных. Обряды израильских жертвоприношений подробно описаны в Лев. 1–7. Пристальное внимание уделялось тому, как использовать и распределять кровь в различных видах жертвоприношений. Действительно, роль крови в жертвенных обрядах — одна из объединяющих черт в израильской системе жертвоприношений.
Человек, согрешивший и таким образом нарушивший отношения завета и закон, упорядочивающий их, мог восстановить полноценные отношения с Богом и обществом, принеся в жертву животное вместо себя. Жертвоприношения и сопутствующие им обряды были предназначены Богом для того, чтобы очищать от греха и освобождать от вины. Они были установлены, чтобы очистить грешника. Его личный грех и вина переносились в святилище посредством окропления кровью, и таким образом между кающимся и его личным Богом, Который есть Господь спасающий, во всей полноте восстанавливались отношения завета.
Как идеи, изложенные выше, помогают нам понять вопросы из материалов вчерашнего дня?
Что означало жертвоприношение животного с пророческой точки зрения? См. Ис. 53:4–12; Евр. 10:4.
Ветхозаветные приношения животных в жертву были предписаны Богом для избавления грешника от греха и вины. Они изменяли состояние грешника от виновного и заслуживающего смерти и переводили его на положение прощенного и восстановленного в отношениях завета между Богом и человеком. Но в жертвоприношениях животных заключался и другой смысл: они носили пророческий характер. В итоге ни одно животное не могло быть достойным замещением, чтобы искупить грех и вину человечества. Павел говорит об этом так: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Таким образом, жертва животного предваряла пришествие Богочеловека — Раба Божьего, Которому предстояло умереть заместительной смертью за грехи мира. Именно через нее грешник обретал прощение и был принят Господом, именно она полагала основу отношений завета.
Поставьте себя на место человека, живущего во времена Ветхого Завета, когда израильтяне приносили в жертву животных в святилище. Подумайте также о том, насколько важен был скот для их экономики, культуры и жизненного уклада в целом. Что говорили им жертвы животных о плате за грех?
Вторник | Замещение
«Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Гал. 1:4).
Нет никаких сомнений: одна из основных тем (если не основная тема) Нового Завета — Иисус Христос умер как Жертва за грехи мира. Эта истина лежит в основе всего искупительного замысла. Любое богословие, отрицающее искупление Кровью Христа, отрицает сердце и душу христианства. Крест без кровопролития никого не может спасти.
Поразмышляйте над сегодняшним текстом, а затем ответьте на эти вопросы: «Умер ли Иисус добровольно?», «За кого Он умер?», «Завершением чего была Его смерть?»
Замещение — ключ ко всему замыслу спасения. Из-за наших грехов мы заслуживаем смерти. Христос из любви к нам «отдал Себя Самого за грехи наши» (Гал. 1:4). Он умер смертью, которой заслуживали мы. Смерть Христа как заместительной Жертвы за грешников — величайшая истина, из которой вытекают все остальные. Наша надежда на восстановление, свободу, прощение и вечную жизнь на новой земле основана на том, что совершил Иисус, на том, что Он отдал Себя Самого за наши грехи. Без этого наша вера потеряла бы смысл: мы в таком случае могли бы с равным успехом возложить свою надежду и упование на статую рыбы. Спасение совершается только через Кровь Христа.
Прочитайте следующие тексты: Мф. 26:28; Еф. 2:13; Евр. 9:14; 1 Петр. 1:19. Что они говорят нам о крови? Какую же роль играет кровь в искупительном замысле?
«Богу неугодно, когда вы сомневаетесь и мучите себя страхом, что Бог не примет вас по причине вашей греховности и недостойности… Вы можете сказать: „Да, я знаю, что я грешник, но именно по этой причине я нуждаюсь в Спасителе… У меня нет заслуг или добрых дел, которые гарантировали бы мне спасение, но я представляю перед Богом все искупающую Кровь незапятнанного Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Это мой единственный довод”» (Э. Уайт. Отражая Христа, с. 75).
Задумайтесь над вышеприведенной цитатой из трудов Э. Уайт. Перескажите ее своими словами. Расскажите ее от своего лица. Вложите в эти слова ваши собственные страхи и боль, а затем запишите, что дают лично вам обетования, содержащиеся в них. Какая надежда появляется у вас благодаря крови нового завета?
Среда | Первосвященник нового завета
Земное святилище, в котором Бог решил обитать со Своим народом, было сосредоточено вокруг жертвоприношения животных. Но служение не заканчивалось со смертью этих сотворенных существ. Священник совершал служение, внося кровь в святилище от имени грешника после того, как жертву закалывали.
Но все это служение было лишь тенью, символом того, что Христу предстояло сделать для мира. Таким образом, подобно тому, как символы (служение в святилище) не заканчивались со смертью животного, так и служение Христа ради нас не закончилось Его смертью на кресте.
Изучите предложенные сегодня стихи Евр. 8:1–6. Поразмышляйте о них в молитве. Попросите Господа помочь вам понять, о чем здесь говорится и почему для нас важно это знать. После того, как вы окончите молиться, опишите своими словами, какова, по вашему мнению, весть Господа в этих стихах. Также спросите себя: как эти тексты помогают нам осмыслить новый завет?
Подобно тому, как существует святилище на земле, священство и служение ветхого завета, существует и небесное священство, и небесное служение нового завета. Но то, что было только символами, образами и тенью в ветхом завете (см. Евр. 8:5), осуществилось в новом. Кроме того, вместо лишенного нравственного чувства животного в качестве заместительной жертвы у нас есть безгрешный Иисус; вместо крови животных — кровь Христа; вместо святилища, построенного человеком, — «скиния истинная», «которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:2), и вместо грешного, ошибающегося человека-священника — Первосвященник Иисус, выполняющий служение ради нас. Помня все это, подумайте о словах Павла: «То как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении?..» (Евр. 2:3).
Поразмышляйте о том, что ради вас Иисус прожил безгрешную жизнь, ради вас Он умер и теперь пребывает на небесах, совершая ради вас служение Первосвященника в святилище. Все это было совершено для того, чтобы спасти вас от ужасных последствий греха. Запланируйте в ближайшее время рассказать об этом тому, кому, по вашему мнению, необходимо услышать об этой удивительной вести. Основываясь на сегодняшнем комментарии, продумайте заранее, что вы будете говорить.
Четверг | Небесное служение (см. Евр. 9:24)
Исследуйте Евр. 9:24 в контексте, поясняющем служение Христа на небе для нас после Его жертвенной смерти ради нас. Мы подробно рассмотрим эти высказывания в конце, где говорится, что ныне Христос предстоит за нас пред лицом Божьим.
Подумайте о том, что это значит. У нас, греховных падших человеческих существ, которые погибли бы от сияния Божьей славы, если бы сейчас предстали перед ней, независимо от того, какими ужасными мы были и насколько явно нарушали святой Божий закон, у нас есть Тот, Кто предстоит за нас пред лицом Божьим, Ходатай, предстоящий вместо нас пред Отцом. Подумайте о том, насколько любящим, прощающим и принимающим был Христос здесь, на земле. И на небе та же Личность выступает нашим Ходатаем!
Это вторая часть Благой вести. Иисус не только понес наказание за наши грехи, возложив их на Себя на Кресте (см. 1 Петр. 2:24), но сегодня предстоит в присутствии Божьем, Ходатай между небом и землей, между человечеством и Божеством. Это удивительно логично. Иисус как Бог и Человек (безгрешный совершенный Человек) — единственный, Кто может быть мостом над пропастью, образованной грехом, разделяющей человека и Бога. Во всем этом важно помнить, что ныне есть Тот, Кто пережил все наши испытания, боли и соблазны (см. Евр. 4:14, 15), Который представляет нас перед Отцом.
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» (1 Тим. 2:5, 6). О каких двух служениях Иисуса говорится в этом отрывке и как они были воплощены в служении в земном святилище?
Величайшая весть Нового Завета в том, что теперь благодаря Иисусу у раскаявшихся грешников есть Тот, Кто представляет их на небе перед Отцом, Тот, Кто приобрел для них то, чего они сами никогда не смогли бы приобрести, — совершенную праведность, единственную праведность, которая может устоять перед присутствием Бога. Иисус, с этой совершенной праведностью, приобретенной в жизни через страдания (см. Евр. 2:10), предстоит пред Богом и просит о прощении нас от греха и даровании силы над грехом, потому что без этого у нас не было бы надежды в настоящем, и уж точно ее не было бы на суде.
Поразмышляйте в молитве об Иисусе-Человеке, пережившем искушение согрешить и теперь предстоящем пред Богом на небе. Что это означает лично для вас? Какую надежду и ободрение это дает?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Наивысший ангел на небесах не имел власти оплатить выкуп хотя бы за одну погибающую душу. Херувимы и серафимы обладают лишь той славой, которой они наделены Создателем как Его творения, а примирение человека с Богом могло совершиться только с помощью заместительной жертвы и ходатая, равного Богу, обладающего достоинствами, позволяющими ему ходатайствовать пред всемогущим Богом за человека и, кроме того, открыть Бога падшему миру. Поручитель за человечество и его посредник должен обладать природой человека и быть связанным с человеческой семьей, которую он представляет; кроме того, будучи посланцем Бога, он должен обладать Божественной природой, иметь связь с Безграничным, дабы явить Бога миру и быть посредником между Богом и людьми» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 257).
«„Как вы исповедуете Меня пред людьми, так и Я исповедую вас перед Богом и святыми ангелами, — продолжает Иисус. — Вы должны быть Моими свидетелями на земле, посредниками, через которых Моя благодать будет изливаться для исцеления всего мира. Я же буду вашим представителем на небесах. Отец видит не пороки ваши: Он видит вас, облеченных в Мое совершенство. Я — Посредник, через Которого вам будут дарованы благословения неба, и всякого, кто исповедует Меня, принимая Мою жертву за погибших, того и Я исповедую как соучастника в славе и радости искупленных“» (Э. Уайт. Желание веков, с. 357).
Вопросы для обсуждения: 1. Прочитайте Рим. 5:2; Еф. 2:18 и Еф. 3:12. Что эти тексты говорят нам о нашем доступе к Отцу через Иисуса? 2. Прочтите вторую цитату из трудов Э. Уайт, приведенную выше. Обратите внимание, как она объясняет роль Посредника. Когда Отец взирает на нас, Он видит не наш порочный характер, а совершенство Христа. Подумайте о том, что это значит, и обсудите с классом. 3. В свете того, что мы изучили на этой неделе, спросите себя, как бы вы ответили на такой вопрос: «Значит, Христос находится в небесном святилище. И что? Какое значение это имеет для моей повседневной, обыденной жизни?»
Вывод: Ветхозаветная система жертвоприношений была заменена новой. Вместо животных, приносимых в жертву грешными священниками в земном святилище, у нас теперь есть Иисус, наша совершенная Жертва. Он представляет нас перед Отцом в небесном святилище — основе нового завета и его обетований.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →