«И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный» (Исх. 31:16).
Ключевые вопросы:
Каковы истоки субботы? Какое имеется доказательство, что суббота существовала до Синая? Что делает субботу знамением завета?
Седьмой день, суббота, подобен будильнику, который с непрерывной регулярностью еженедельно возвращает нас к основам нашего существования в этом мире, помогая переосмыслить то, кем мы являемся и кем должны быть. Мы так заняты жизнью, что не успеваем жить. Мы суетимся, бегаем туда-сюда, зарабатываем деньги, тратим деньги… А затем приходит суббота и вновь присоединяет нас к нашему основанию — Творению. Творение — это отправная точка, которая определяет всю нашу жизнь, потому что Бог сотворил нас и этот мир для нас.
С непрестанной регулярностью и без каких-либо исключений суббота бесшумно приходит и освящает все уголки нашей жизни. Она напоминает нам, что вся наша жизнь принадлежит Создателю, Тому, Кто поместил нас сюда, Тому, Кто «в начале» сотворил небо и землю, — деяние, которое остается неопровержимым основанием всей христианской веры, и его знамение — седьмой день, суббота.
На этой неделе мы рассмотрим субботу в контексте синайского завета.
Воскресенье | Происхождение
Часто мы слышим фразу «еврейская суббота». Однако Писание ясно показывает, что суббота существовала задолго до того, как появился еврейский народ. Ее происхождение берет начало непосредственно в неделе Творения.
Прочитайте Быт. 2:2, 3 и Исх. 20:11. В какой контекст эти тексты ясно и недвусмысленно помещают происхождение субботы?
Хотя Быт. 2:2, 3 не определяет «седьмой день» как субботу (такое определение впервые появляется в Исх. 16:26, 29), это явно подразумевается во фразе «почил в день седьмой» (Быт. 2:2). Глагол «почил» (евр. шават) связан с существительным «суббота» (евр. шабба́т). «Слово „суббота“ не используется [в Быт. 2:2, 3], но, несомненно, автор хотел заявить, что Бог благословил и освятил седьмой день как субботу» (G. Waterman, TheZondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible, vol. 5, p. 183). Очевидно, что Быт. 2:2, 3 говорит о Божественном происхождении и учреждении субботы как дня благословения для всего человечества. Прочитайте Мк. 2:27. Иисус говорит, что суббота была создана (буквально) «для человека», подразумевая человечество в целом, а не только евреев.
Почему Сам Бог отдыхал в седьмой день? Он нуждался в этом? Какой еще цели мог служить Его покой?
Хотя некоторые комментаторы предположили, что Бог нуждался в физическом отдыхе после Творения, истинная цель Божьего покоя заключалась в том, чтобы показать человечеству Божественный пример. Люди также должны работать шесть дней, а затем отдыхать в седьмой день, субботу. Богослов Карл Барт предположил, что Божий покой по завершении Творения был частью «завета благодати», в котором люди были приглашены «отдыхать с Ним… стать причастниками [Божьего] покоя» (Church Dogmatics, vol. 3, part 1, p. 98).
Бог в Своей любви призвал мужчину и женщину на следующий день после их сотворения к общению в покое, чтобы они пребывали в близком общении с Тем, по Чьему образу были созданы. Такие отношения и общение должны были длиться вечно. После падения человечества суббота стала и остается лучшим временем для общения человека со Спасителем.
Если бы кто-нибудь спросил вас: «Как соблюдение субботы влияет на ваши отношения с Господом?», что бы вы ответили?
Понедельник | Суббота до Синая
«И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра» (Исх. 16:23).
Просмотрите Исх. 16. В этой главе рассказывается о манне, ниспосланной Израилю в пустыне до Синая. Обратите внимание на то, что раскрывает это повествование:
1. Ежедневно можно было использовать одну меру манны, но в шестой день нужно было собирать двойную меру. 2. В субботу манна не выпадала. 3. Дополнительная мера, предназначенная для субботы, сохранялась с пятницы неиспорченной, чего не происходило в другие дни.
Что эта история сообщает о святости субботы до того, как был дан закон на Синае? См. Исх. 16:23–28.
«Соответствие субботы седьмому дню, утверждение о том, что Господь дал израильтянам субботу, и запись о том, что народ по повелению Божьему отдыхал в седьмой день, — все это безошибочно указывает на первоначальное [при сотворении] учреждение субботы» (G. Waterman, TheZondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible, vol. 5, p. 184).
В Исх. 16 о субботе говорится намного больше, чем кажется на первый взгляд. Посмотрите, о чем эта глава сообщает нам:
1. Какой день назван днем приготовления к субботе? 2. Каким днем недели является суббота? 3. Откуда появилась суббота? 4. Каким днем должна быть суббота? 5. Является ли суббота днем поста? 6. Является ли суббота испытанием на верность Богу?
Как ваше современное понимание субботы соответствует тому, что говорится о субботе в Исх. 16?
Вторник | Знамение завета
«И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх. 31:16, 17).
Четыре раза в Писании суббота обозначена как «знамение» (см. Исх. 31:13, 17; Иез. 20:12, 20). Знамение — это не символ в смысле чего-либо, что естественным образом представляет или напоминает что-то еще, потому что оба обладают схожими качествами (например, символ кулака часто обозначает мощь или силу). В Библии суббота в качестве знамения функционировала как знак, условия или объект, предназначенный для передачи особой вести. Суббота сама по себе не связывала человека с заветом. Суббота была знамением завета («между Мною и вами в роды ваши», Исх. 31:13) только потому, что так сказал Бог.
Почему Господь использовал субботу как знамение завета? Помня, что важнейший аспект завета — спасение по благодати, ответьте, что такого особенного в субботе, что делает ее столь подходящим символом спасительных отношений с Богом? См. Быт. 2:3; Евр. 4:1–4.
Что удивительно в отношении субботы как знамения завета благодати, так это то, что на протяжении веков евреи понимали субботу как знамение мессианского искупления. Они видели в субботе предвкушение спасения, которое осуществит Мессия. Зная, что искупление происходит только от благодати и что завет — это завет благодати, связь между субботой, искуплением и заветом становится явной (см. Втор. 5:13–15). Таким образом, вопреки распространенному мнению суббота — это знамение спасительной благодати Бога, а не знамение спасения по делам.
Как вы понимаете, что значит «покоиться» в субботу? Как вы «покоитесь» в субботу? Что вы делаете иначе в этот день, что делает его «знамением»? Может ли кто-нибудь, кто знает вас, глядя на вашу жизнь, увидеть, что суббота действительно особенный день для вас?
Среда | Знамение освящения
«Субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13).
Отрывок Исх. 31:12 очень много сообщает о субботе. Он следует за повелением Господа построить святилище и установлением служения в нем (см. Исх. 25:1 — Исх. 31:11). Концепция субботы как знамения — видимого, внешнего и вечного знамения между Богом и Его народом — впервые выражена здесь таким образом. Сам текст содержит несколько интересных идей, достойных нашего исследования. В этом тексте объединены две новые идеи:
1. Суббота как знамение знания. 2. Суббота как знамение освящения.
Рассмотрим аспект этого знамения, связанный со знанием. Еврейское понимание знания включает в себя интеллектуальные, социальные и эмоциональные аспекты. «Знать» означало не просто знать какой-либо факт, особенно когда в процесс познания был вовлечен человек. Это также означало наличие значимых отношений с тем, кого знали. Таким образом, знать Господа означало быть в правильных отношениях с Ним: служить Ему (см. 1 Пар. 28:9), бояться Его (см. Ис. 11:3), верить Ему (см. Ис. 43:10), уповать на Него, искать Его (см. Пс. 9:11) и призывать Его имя (см. Иер. 10:25).
Найдите каждый текст, упомянутый в предыдущем абзаце. Каким образом эти тексты помогают нам понять, что значит «знать» Господа?
Кроме того, суббота имеет значение как знамение освящения. Она означает, что Господь «освящает» Свой народ (см. Лев. 20:8), делая его «святым» (см. Втор. 7:6).
Процесс освящения — это такая же работа Божьей искупительной любви, как и Божий труд по спасению и искуплению. Праведность (оправдание) и освящение — деяния Бога: «Я Господь, освящающий вас» (Лев. 20:8). Таким образом, суббота — это знамение, передающее знание о Боге как об освящающем Боге. «Суббота, свидетельствующая миру о Боге как о Творце, также свидетельствует о Нем как об Освящающем нас» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 350).
Поразмышляйте о дне субботнем и процессе освящения, то есть об обретении святости. Какую роль в этом процессе играет соблюдение субботы? Как Господь может использовать наш опыт соблюдения субботы в деле нашего освящения?
Четверг | Помня субботу
«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8).
Суббота была (и есть) знамением для человека, дабы тот «помнил». Использование слова «помнить» может выполнять разные функции. Во-первых, помнить что-либо подразумевает взгляд назад, в прошлое. В данном случае суббота указывает нам на Творение, вершиной которого стало учреждение субботы как еженедельного дня покоя и особого общения с Богом.
Предписание помнить имеет значение и для настоящего. Мы должны не только «помнить» субботу (см. Исх. 20:8); мы должны «наблюдать» и «хранить» ее (см. Втор. 5:12). Таким образом, суббота имеет большое значение для нас сегодня, в настоящем.
Наконец, памятование о субботе также обращает наш взор в будущее. Человек, помнящий и соблюдающий субботу, имеет многообещающее, насыщенное и значимое будущее с Господином субботы. Человек остается в отношениях завета, потому он остается в Господе. Опять же, когда мы понимаем завет как отношения между Богом и людьми, суббота, которая может во многом помочь укрепить эти отношения, приобретает особое значение.
Действительно, помня о творении и о его Творце, народ Божий также помнит Божьи милосердные деяния спасения (см. Втор. 5:14, где суббота рассматривается в данном контексте как знамение избавления от Египта, символ окончательного спасения, заключенного в Боге). Творение и пересотворение неразрывно связаны. Первое делает возможным второе. Суббота — это знамение, говорящее о том, что Бог — Творец этого мира и Творец нашего спасения.
«Сохраняя святость субботы, мы можем показать, что мы — Его народ. Его Слово говорит, что суббота — отличительный знак народа, соблюдающего заповеди… Соблюдающие Закон Божий объединятся с Ним в великой борьбе, начавшейся на небе между сатаной и Богом» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 2, с. 160). Прочитайте еще раз высказывание Э. Уайт. Что же такого особенного в субботе, благодаря чему она становится чем-то, что отличает нас как «народ, соблюдающий заповеди», сильнее, чем, возможно, любая из других заповедей?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте комментарии Э. Уайт в книге «Библейский комментарий АСД», т. 7 (с. 968–970); в книге Э. Уайт «Свидетельства для Церкви», т. 6, главу «Соблюдение субботы» (с. 349–351); в книге «Патриархи и пророки» главу «От Красного моря к Синаю» (с. 295–297).
Десять заповедей всеобъемлющи. Они определяют отношения между Богом и человеком, а также отношения между людьми. В центре Десятисловия — заповедь о субботе. Она особым образом указывает на Господина субботы и свидетельствует о Его сфере власти и собственности. Обратите внимание на эти два аспекта: 1) личность Божества: Яхве (ГОСПОДЬ), Который есть Творец (см. Исх. 20:11; Исх. 31:17) и Который поэтому занимает уникальное место; 2) сфера Его собственности и власти — «небо и земля, море и все, что в них» (см. Исх. 20:11; ср. Исх. 31:17). В этих двух аспектах заповедь о субботе имеет признаки, отражающиеся на печатях на международных древних ближневосточных договорных документах. Эти печати, как правило, находились в центре договорных документов и содержат: 1) личность божества (обычно языческого бога) и 2) сферу собственности и власти (обычно ограниченную географическую зону).
«Освящение Духом оповещает о разнице между теми, кто имеет печать Бога, и теми, кто соблюдает ложный день покоя. Когда придут испытания, будет ясно показано, что это за знак зверя. Это соблюдение воскресенья… Бог объявил седьмой день Своей субботой [Исх. 31:13, 17, 16]. Таким образом проводится различие между верными и неверными. Те, кто желает иметь печать Божью на своих челах, должны соблюдать четвертую заповедь — субботу» (Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 980, 981).
Вопросы для обсуждения: 1. Прочитайте Лев. 19:30. Обратите внимание, как этот стих связывает святилище и субботу. Учитывая, что мы узнали о том, знамением чего является суббота, почему эта связь имеет такой глубокий смысл? 2. Задайте себе вопрос: «Помогает ли мне соблюдение субботы укрепить мои отношения с Господом?» Если нет, что вы можете и намерены изменить?
Вывод: Суббота — это знамение завета, которое простирается вперед до того времени, когда искупительный замысел будет завершен. Она напоминает о Творении и как знамение завета благодати указывает нам на новое Творение: когда Бог после уничтожения греха пересотворит мир.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →