Втор. 1:29–31; Ос. 11:1; Откр. 5:9; Втор. 29:10–13; Исх. 19:5, 6; Рим. 6:1, 2; Откр. 14:12; Рим. 10:3.
Памятный стих:
«Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» (Исх. 19:4).
Ключевые вопросы:
Какие образы использовал Господь, чтобы описать Свои отношения с Израилем? Какие существуют параллели между историей об исходе и Синае и нашим личным спасением? Какова была роль закона в синайском завете?
«С маленьким мальчиком, одним из семи детей в многодетной семье, произошел несчастный случай, и его доставили в больницу. В его доме редко бывало чего-либо в достатке. Ему никогда не доставалось больше, чем половина стакана молока. Если стакан был полон, его делили на двоих детей, и тот, кто пил первым, должен был быть осторожным, чтобы не выпить слишком много. Когда малыша устроили в больнице, медсестра принесла ему большой стакан молока. Несколько мгновений он тоскливо смотрел на него, а затем, помня о нужде, царившей дома, спросил: „Сколько мне можно отпить?“ Медсестра со слезами на глазах и с комом в горле сказала: „Выпей весь, малыш, выпей весь!“» (H. Richards, «Free Grace», Voice of Prophecy News, June 1950, p. 4).
Подобно этому мальчику, у древнего Израиля, как и у нас, было преимущество — пить вдоволь из колодца спасения. Избавление Израиля от многовекового рабства и угнетения было чудесным проявлением благодати Божьей. Подобным же образом благодать Божья участвует в нашем собственном освобождении от греха.
Воскресенье | На орлиных крыльях
Израиль как народ в течение долгих, трудных веков пребывания в Египте находился под пагубным влиянием язычества. Пережив подобный опыт, евреи, без сомнения, утратили познание Бога, Его воли и Его благости.
Как Господь мог вернуть их Себе?
Во-первых, Он продемонстрировал Свою искреннюю любовь к израильтянам, освободив их посредством Своих великих деяний. Он призвал народ ответить на Его любовь взаимностью и принять предложение завета. У Синая Бог сначала напомнил народу о Своих милосердных деяниях ради них.
В каких образах представлен способ, которым Господь привел Израиль из Египта к Синаю, в приведенных ниже стихах?
Исх. 19:4; Втор. 32:10–12 Втор. 1:29–31; Ос. 11:1
Как эти образы раскрывают Израилю (и нам) природу Божьего отношения к Своему народу?
Данные образы показывают, что наш Бог очень хорошо понимает нашу беспомощность. Прочитайте Пс. 102:13, 14. В образах орла и родителя, носящих свое дитя, мы чувствуем заботу Бога о нашем благополучии. Его ласковое, подкрепляющее, защищающее и ободряющее желание — привести нас к полной зрелости.
«Орел был известен необычной преданностью птенцам. Он тоже жил на горных вершинах. Обучая своих птенцов летать, он нес их на своей спине к тем огромным высотам, с которых открывался вид на долину Синая, а затем сбрасывал их вниз в бездну. Если птенец был еще слишком мал и не справлялся, орел падал камнем вниз, подхватывал его на свои могучие крылья и снова поднимался вместе с ним в гнездо высоко на скалах. Об этом говорит Господь — „из Египта вызвал сына Моего“» (George Knight, Theology of Narration, p. 128).
Сравните интерес Бога к нам с нашим интересом друг к другу. Как Его забота о нас должна влиять на нашу заботу о других?
В каких образах вы можете описать бескорыстный интерес Бога к нам? Придумайте несколько образов, исходя из собственного опыта, учитывая вашу культуру. Поделитесь ими с классом.
Понедельник | Пример спасения
«Передай израильтянам Мои слова: „Я Господь! Я выведу вас из неволи египетской, освобожу вас от рабства, от угнетения избавлю рукою простертой и судами великими. Я усыновлю вас: вы станете Моим народом, а Я — Богом вашим. И после всего, что произойдет, вы убедитесь в том, что Я — Господь, Бог ваш, Бог, Который освободил вас из египетской неволи“» (Исх. 6:6, 7; ИПБ).
Какой принцип изложен в этих стихах, касающийся, как и прежде, роли Бога по отношению к человечеству в отношениях завета (обратите внимание на количество местоимения «Я» в тексте)?
Избавление Израиля от египетского рабства и избавление Ноя и его семьи от потопа — два великих спасительных события в Пятикнижии. Они оба позволяют глубже понять спасительный замысел. Но именно исход служит основным примером.
Когда Бог говорит Израилю (через Моисея): «Спасу вас» (Исх. 6:6), Он буквально говорит: «Я буду действовать как искупитель-родич», или гоэ́ль.
«Слово спасу в стихе 6 [Исх. 6] относится к члену семьи, выкупающему или искупающему другого члена семьи, когда тот находился в рабстве за долги или собирался продать себя в рабство. Очевидно, что у Израиля не было земных родственников, которые могли бы выкупить его, но теперь Бог стал его родственником-искупителем» (Bernard Ramm, His Way Out, p. 50).
Как вы понимаете идею Бога, «искупающего», или выкупающего Свой народ из рабства? Какую цену Ему пришлось заплатить? Что это говорит нам о нашей ценности? См. Мк. 10:45; 1 Тим. 2:6; Откр. 5:9.
В Исх. 3:8 Бог говорит, что Он «сошел» (ИПБ), чтобы спасти Израиль. Этот еврейский глагол обозначает взаимодействие Бога с человечеством. Бог на небесах, а мы на земле, и только когда Бог «сходит» на землю, Он может искупить нас. Мы были искуплены, когда Иисус родился, жил, пострадал, умер и воскрес ради нас. «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14) — это еще один способ сказать, что Бог сошел, чтобы спасти нас.
Вторник | Синайский завет
Книга Исход обращает внимание читателя на три основных события. Подобно трем горам — сам исход, установление завета и строительство скинии-святилища, они возвышаются над предгорьями других менее значимых событий. Заключение завета, записанное в Исх. 19–24, было «Эверестом» среди этих трех «гор». Обзор Исх. 19–24 показывает последовательность и взаимосвязь событий. Даже если у вас нет времени прочитать все стихи, перечисленные ниже, сосредоточьтесь на последовательности событий:
1. После освобождения от египтян Израиль приходит и располагается станом у Синая (см. Исх. 19:1, 2). 2. Бог предлагает Израилю завет (см. Исх. 19:3–6). 3. Израиль соглашается вступить в завет (см. Исх. 19:7, 8). 4. Непосредственные приготовления к вступлению в завет (см. Исх. 19:9–25). 5. Провозглашение Десяти заповедей (см. Исх. 20:1–17). 6. Моисей выступает как посредник завета (см. Исх. 20:18–21). 7. Изложение принципов завета (см. Исх. 20:22—Исх. 23:22). 8. Утверждение завета (Исх. 24:1–18).
Данный завет играет основную роль в искупительном замысле. Это четвертый завет, описанный в Библии (ему предшествовали заветы с Адамом, Ноем и Авраамом), и в нем Бог раскрывает Себя более полно, чем прежде. В частности, когда утверждается строительство святилища и служения в нем. Таким образом, святилище становится средством, с помощью которого Бог объясняет Своему народу искупительный замысел, о котором он должен были поведать миру.
Искупив израильтян от египетского рабства, Господь хотел, чтобы они поняли, что искупление имело большее значение, чем просто свобода от рабства. Он желал искупить их от греха — от основного рабства. Они могли получить свободу только через жертву Мессии, как было им открыто в образах и символах служения в святилище. Поэтому неудивительно, что вскоре после их искупления им был дан закон, было дано указание построить святилище и совершать в нем служение, потому что в них Бог открыл им искупительный замысел, который является подлинным смыслом и целью этого завета. Ибо этот завет — не что иное, как завет спасения, который Господь предлагает падшему человечеству. Таким завет был в Эдеме, и таким же он был на Синае.
Почему был необходим завет между Богом и израильским народом? (См. Втор. 29:10–13, еще раз обратите внимание на роль взаимоотношений в завете.)
Среда | Бог и Израиль
«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх. 19:5, 6).
В этих стихах Господь предлагает Свой завет сынам Израиля. Хотя Господь призвал их, само призвание должно было стать их собственным выбором. Они должны были сотрудничать с Ним, как и при освобождении из Египта: если бы они не сделали того, что сказал Господь (например, не помазали дверные косяки кровью агнца), они бы погибли.
Так и здесь Господь не говорит им: «Нравится вам это или нет, но вы будете Моим царством священников и народом святым». Господь предлагает, а народ принимает предложение.
Прочитайте Исх. 19:5, 6. Как вы понимаете слова Божьи в контексте спасения по вере? Сводит ли содержащееся в нем повеление слушаться Господа на нет идею спасения по благодати? Как следующие тексты помогают вам ответить на эти вопросы? См. Рим. 3:19–24; Рим. 6:1, 2; Рим. 7:7; Откр. 14:12.
«Мы не заслуживаем спасения своим послушанием. Бог дает спасение даром, и оно принимается верой. Послушание же — это плод веры» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 61).
Поразмышляйте о том, что Господь был готов сделать для израильского народа: Он не только чудесным образом избавил их от египетского рабства, но и хотел сделать их Своим драгоценным уделом, нацией священников. Основывая их отношения с Собой на Его спасении (как временном, от египетского рабства, так и вечном), Господь стремился поднять их на духовный, интеллектуальный и нравственный уровень, который сделал бы их великим народом древнего мира (см. Втор. 4:5–8). И все это для того, чтобы Израиль стал глашатаем Евангелия всем народам. Все, что им нужно было сделать в ответ — быть верными Ему.
Как вы сотрудничаете с Господом?
Четверг | Обетования, обетования… (см. Исх. 19:8)
На первый взгляд все выглядит хорошо. Господь избавляет Свой народ, предлагает им обетования завета, и они соглашаются: они сделают все, что Господь просит их сделать. Это союз, «брак, заключенный на небесах», не так ли?
Прочитайте следующие тексты. Какое понимание они дают нам относительно отклика Израиля на завет?
Рим. 9:31, 32 Рим. 10:3 Евр. 4:1, 2
Что бы Бог ни просил нас сделать, наши отношения с Ним должны основываться на вере. Вера — это основание, за ней следуют дела. Сами по себе дела, из каких бы чистых побуждений они ни совершались, какими бы ни были искренними и сколько бы их ни было, не могут обеспечить нам спасение у святого Бога. Они не могли сделать этого во времена Израиля, не могут сделать этого и в наше время.
Если Библия снова и снова обращает внимание на дела, то почему дела не могут обеспечить нам спасения? См. Ис. 53:6; Ис. 64:6; Рим. 3:23.
К сожалению, еврейский народ считал, что их послушание стало средством, а не результатом спасения. Они искали праведности в своем послушании закону, а не в праведностиБожьей, которая появляется по вере. Синайский завет, хотя и сопровождался гораздо более подробным перечнем постановлений и законов, был устроен как завет благодати, так же как и все предыдущие заветы. Именно благодать, ниспосланная даром, приводит к изменению сердца, что ведет к послушанию. Проблема заключалась не в их попытке слушаться (завет требовал, чтобы они слушались); проблема была в том, каким было по сути их «послушание», которое в действительности вовсе не было послушанием, как показала история этого народа.
Внимательно прочитайте Рим. 10:3, особенно последнюю часть стиха. Что желает сказать этим Павел? Что происходит с людьми, которые стремятся утвердить свою собственную праведность? Почему эта попытка неизбежно ведет к греху, неправедности и восстанию? Взгляните на нашу собственную жизнь. Грозит ли нам опасность делать то же самое?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главы «Исход» (с. 281–290); «От Красного моря к Синаю» (с. 291–302); «Закон, данный Израилю» (с. 303–314).
«Дух рабства порождается стремлением жить в соответствии с законнической религией, через усилия исполнить требования закона нашими собственными силами. Мы обретаем надежду только тогда, когда заключаем такой же завет, какой заключил Авраам, — завет благодати по вере во Христа Иисуса. Евангелие, проповеданное Аврааму, через которое он обрел надежду, было тем же Евангелием, которое проповедуется нам сегодня, через которое мы обретаем надежду. Авраам взирал на Иисуса — Автора и Совершителя нашей веры» (Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1077).
«За годы рабства в Египте многие израильтяне в значительной мере утратили познание о Законе Божьем, смешав его предписания с языческими обычаями и традициями. Бог привел их к Синаю и там Сам провозгласил Свой закон» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 334).
Вопросы для обсуждения: 1. Каким образом отношения завета были направлены на сохранение физических и духовных свобод Израиля? (См. Лев. 26:3–13; ср. Втор. 28:1–15.) 2. Прочитайте еще раз Исх. 19:5, 6. Обратите внимание, что Господь делает такое утверждение: «Моя вся земля». Почему Он сказал это, в частности, в данном контексте, говоря о стремлении заключить завет с этими людьми? Как сюда вписывается наше понимание субботы и что она означает? 3. Мы понимаем, что нам прощаются грехи только по благодати Божьей. Как мы понимаем роль благодати Божьей в обеспечении возможности для нас жить жизнью веры и послушания?
Вывод: Завет, заключенный Богом с Израилем на Синае, был заветом благодати. Дав множество доказательств Своей милосердной любви и заботы благодаря необычайному избавлению от египетского рабства, Бог пригласил народ вступить с Ним в завет, который будет хранить их свободу и развивать ее. Хотя Израиль дал положительный ответ, ему не хватало истинной веры, движимой любовью. Более поздняя история народа показывает, что они, по большей части, не смогли понять истинную природу этого завета и превратили его в систему спасения по делам. Нам не нужно повторять ошибок Израиля и пренебрегать дивной благодатью, которая была предоставлена грешникам.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →