«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9).
Ключевые вопросы:
Какие обетования завета дал Господь Израилю? На каких условиях? Насколько народ был им верен? Что произошло, когда Израиль ослушался?
«В одном городке в витрине ювелира остановились часы без пятнадцати девять. Многие горожане полагались на эти часы, чтобы узнать время. Шедшие на работу люди, дети, бежавшие в школу, были удивлены, обнаружив, что у них еще есть немного свободного времени. В то утро многие люди опоздали, потому что в витрине ювелира остановились одни маленькие часы» (C. Paddock, God’s Minutes, p. 244).
Насколько точно эта история отображает неудачу древнего Израиля! Господь поместил Израиль «среди народов» (Иез. 5:5) — на стратегическом пути между тремя континентами (Африкой, Европой и Азией). Они должны были стать духовными «часами» мира.
Но Израиль, подобно часам в витрине ювелира, остановился. Тем не менее это не было полной неудачей, ибо тогда, как и сегодня, у Бога есть Его верный Остаток. Материал этой недели посвящен самобытности и роли истинного Израиля в каждую эпоху, включая нашу.
Воскресенье | «Из всех народов»
«Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор. 7:6).
Нет никаких сомнений в том, что Господь избрал еврейский народ, чтобы тот был Его «собственным» представителем на земле. Слово сегулла́, переведенное как «собственный» в вышеприведенном стихе, может означать «ценное имущество» или «особенное сокровище». Важно помнить, что это избрание было исключительно действием Бога, выражением Его благодати. В самих людях не было ничего такого, что позволяло бы им заслужить эту благодать. Этого и не могло быть, потому что благодать — это нечто такое, что обретается незаслуженно.
Прочитайте Иез. 16:8. Как этот стих помогает объяснить избрание Господом Израиля?
«Почему Израиль был избран Яхве? Это было непостижимо. Группа людей, не обладающая великой культурой и особым статусом, не владеющая никакими уникальными качествами, которые оправдывали бы такой выбор. Избрание было делом одного лишь Бога… Конечная причина этого выбора лежит в тайне Божественной любви. Тем не менее факт остается фактом: Бог действительно любил Израиль и избрал его, тем самым выполняя Свое обещание отцам… Израиль был избран благодаря любви Яхве. Израиль был освобожден из рабства в Египте проявлением силы Яхве. Израиль однажды удостоился наблюдать Божьи великие деяния, и тогда он понял, что он действительно святой и весьма драгоценный народ. Поэтому любая склонность с его стороны к отказу от столь благородного статуса была в высшей степени печальна» (J. Thompson, Deuteronomy, pp. 130, 131).
Согласно Божественному замыслу, израильтяне должны были быть царским и священническим родом. В мире зла они должны были быть нравственными и духовными царями, в том смысле, что они должны были преобладать над царством греха. Как священники они должны были приближаться к Господу в молитве, прославлении и жертвоприношении. Как посредники между Богом и язычниками они должны были служить наставниками, проповедниками и пророками и должны были стать примером святой жизни — небесными представителями истинной религии.
Посмотрите на фразу в сегодняшнем стихе, в которой Господь говорит, что они должны быть «народом из всех народов, которые на земле». Учитывая все, чему учит Библия о смирении и гордости, что, по вашему мнению, означает этот стих? Каким образом они должны были быть «народом из всех народов»? Следует ли нам применять эту идею и к нам как церкви? Если да, то как?
Понедельник | Договор о земле (см. Быт. 35:12)
Обещание, что народу Божьему, Израилю, будет дана земля, было сначала дано Аврааму, а затем повторено Исааку и Иакову. В словах Иосифа на смертном одре это обещание повторилось (см. Быт. 50:24). Однако Бог сообщил Аврааму, что пройдет четыреста лет, прежде чем семя Авраама вступит во владение этой землей (см. Быт. 15:13, 16). Исполнение данного обещания началось во времена Моисея и Иисуса Навина. Моисей повторил Божественное повеление: «Вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю» (Втор. 1:8).
Прочитайте Втор. 28:1, 15. Что подразумевается в этих словах? Короче говоря, эта земля будет дана Израилю как часть завета. Завет подразумевает обязательства. Какие обязательства были у Израиля?
В первой части Втор. 28 описываются благословения, которые получат израильтяне, если будут следовать Божьей воле. Другой раздел главы посвящен проклятиям, которые постигнут их, если они этого не сделают. Эти проклятия были «в значительной степени, хотя и не полностью, вызваны тем, что греху просто давали возможность вызвать его собственные злые последствия… „Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление“ (Гал. 6:8). Подобно воде, которая, предоставленная сама себе, не перестанет течь, пока не достигнет своего предела; подобно часам, которые, предоставленные сами себе, не перестанут идти, пока полностью не исчерпают себя; подобно дереву, которое, оставленное расти, не может не приносить соответствующего ему плода, — так и у греха есть предел, которого нужно достичь; ход, который нужно исчерпать; плод, который нужно произвести; и „конец их — смерть“ (Рим. 6:21)» (H. Spence and Joseph Exell, ThePulpit Commentary: Deuteronomy, vol. 3, p. 439).
Несмотря на все обетования о земле, они не были безусловными. Они являлись частью завета. Израиль должен был выполнить свои условия договора, в противном случае обетования могли быть аннулированы. Господь неоднократно давал ясно понять, что если они не послушаются, то земля будет отнята у них. Прочитайте Лев. 26:27–33. Трудно представить, как Господь мог более ясно выразить Свои слова.
Как христиане мы с нетерпением ожидаем нового неба и новой земли. Они были обещаны нам, как Земля обетованная была обещана евреям. Разница в том, что, как только мы придем туда, мы ее уже никогда не утратим (см. Дан. 7:18). В то же время существуют определенные условия для того, чтобы мы туда попали. Как вы понимаете, что это за условия, особенно в контексте спасения по вере?
Вторник | Израиль и завет
«Но они не слушались и не приклоняли уха своего, а ходили каждый по упорству злого сердца своего: поэтому Я навел на них все сказанное в завете сем, который Я заповедал им исполнять, а они не исполняли» (Иер. 11:8).
Посмотрите на приведенный выше текст. Господь говорит, что навел на них «все сказанное в завете сем». Хотя мы склонны думать, что завет предлагает нам только нечто хорошее, есть и обратная сторона. Этот принцип был виден в завете с Ноем. Бог предложил Ною защиту от уничтожения в водах потопа, но Ной должен был повиноваться, чтобы получить благословения Божьей благодати. Если бы он этого не сделал, он бы погиб.
Сравните приведенный выше текст с Быт. 6:5, в котором говорится о состоянии мира до потопа. Что в них общего? Что эти стихи говорят о том, насколько важно для нас следить за своими мысли?
К сожалению, история Израиля как народа по большей части представляла собой повторяющуюся схему отступничества, за которым следовали Божественные суды, покаяние и период послушания. Лишь на малое время, под правлением Давида и Соломона, Израиль в полной мере владел обетованной землей.
Взгляните на эти тексты из книги пророка Иеремии, касающиеся отступничества Израиля. «Говорят: „если муж отпустит жену свою и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?“ А ты со многими любовниками блудодействовала, — и, однако же, возвратись ко Мне, говорит Господь… Но, поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев — говорит Господь» (Иер. 3:1, 20).
Это подводит нас к тому, о чем говорилось ранее: завет, который Бог желает заключить с нами, — это не просто формальное юридическое соглашение между деловыми людьми, стремящимися заключить наилучшую для себя сделку. Отношения завета — это обязательство, столь же серьезное и священное, как брак, и поэтому Господь использует именно такой образ.
Отступничество израильтян состояло не в том, что они не были послушны Богу, а в разорванных отношениях с Ним. Именно отсутствие отношений привело к непослушанию, которое в итоге навлекло на них наказание.
Почему личные взаимоотношения с Господом так важны в христианской жизни? Почему мы так легко впадаем в грех и непослушание, когда наши отношения с Богом разрушены? Что бы вы сказали тому, кто задал вам такой вопрос: «Как мне развить глубокие, близкие отношения с Богом?»
Среда | Остаток
Невзирая на повторяющийся цикл: отступничество Израиля — Божьи суды — покаяние народа, какая надежда содержится в этих стихах?
Ис. 4:3 Мих. 4:6, 7 Соф. 3:12, 13
Хотя своим непослушанием древний Израиль и помешал осуществлению Божьего замысла, но он никогда не был полностью расстроен. Среди сорняков еще росло немного цветов. Ветхозаветные пророки говорят о верном Остатке, который Бог соберет Себе как прекрасный букет.
Цель Бога в создании и сохранении верного Остатка была такой же, какой она была и для всего Израиля, — использовать их в качестве Богом избранных «сосудов» для возвещения «народам славы» Божьей (Ис. 66:19). Тем самым другие присоединятся к верным «для поклонения Царю, Господу Саваофу» (Зах. 14:16). Таким образом, независимо от того, насколько ухудшилось духовное состояние народа, у Бога всегда были верные люди, которые, несмотря на отступничество большинства, твердо держались своего звания и избрания (см. 2 Петр. 1:10). Одним словом, каким бы ни было состояние народа в целом, оставались те, кто старался наилучшим образом, насколько мог, исполнять свои обязательства завета (см., например, 3 Цар. 19:14–18). И хотя они страдали вместе со всем народом (например, плен), последнее и окончательное обетование завета будет исполнено для них — обетование вечной жизни.
Прочитайте Ин. 10:27, 28. О чем говорит Иисус? Примените Его слова и содержащиеся в них обетования к ситуации с отступничеством в древнем Израиле. Как эти слова помогают объяснить существование верного Остатка?
Несколько лет назад одна молодая женщина полностью отказалась от христианской веры, потому что ее обескуражили грех, отступничество и лицемерие, которые она увидела в своей поместной церкви. «Эти люди в действительности не были христианами», — сказала она, используя это как оправдание для своего решения. Основываясь на сегодняшнем комментарии, ответьте, почему ее оправдание недопустимо?
Четверг | Духовный Израиль
Несмотря на ошибки и грехи древнего Израиля, Господь продолжил осуществлять замысел о призвании верного народа для служения Ему. По сути, ветхий завет выражал надежду на то время, когда Господь создаст духовный Израиль — церковь — верных Ему евреев и язычников, которые продолжат проповедовать Евангелие миру.
Прочитайте Гал. 3:26–29. 1. О каком обетовании говорит Павел в стихе 29? 2. Что делает человека наследником этих обетований? См. Гал. 3:26. 3. Почему Павел говорит о незначимости различий по признаку пола, национальности и социального статуса? 4. Что означает быть «одно во Христе»? 5. Прочитайте Рим. 4:16, 17. Как эти стихи помогают нам понять, что говорит Павел в Гал. 3:26–29?
Как сын Авраама Христос стал, в особом смысле, наследником обетований завета. Через крещение мы обретаем родство со Христом и через Него приобретаем право на обетования, данные Аврааму. Таким образом, все, что Бог обещал Аврааму, содержится во Христе, и эти обетования становятся нашими не из-за национальности, расы или пола, но по благодати, которую Бог дарует нам по вере.
«Наследие Авраама и его семени охватывало не только Ханаан, но и всю землю. Так говорит апостол: „Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры“ (Рим. 4:13). Библия ясно учит, что обетования, данные Аврааму, должны исполниться через Христа… Все последователи Христа… наследники „наследства нетленного, чистого, неувядаемого, хранящегося на небесах для вас“, — земли, очищенной от проклятий греха (1 Петр. 1:4)» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 170). Это обетование исполнится буквально, когда святые будут жить на новой земле во веки веков со Христом (см. Дан. 7:27).
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Пророки и цари» главы «Виноградник Божий» (с. 15–22), «Надежда для язычников» (с. 367–378) и «Дом Израилев» (с. 703–721).
«Бог не признает никаких национальных, расовых или кастовых различий. Он — Творец всего человечества. Все люди сотворены как одна семья, каждый член которой искуплен. Христос пришел разрушить всякую стену разделения, устранить всякую преграду во дворах храма, чтобы каждая душа имела свободный доступ к Богу. Его любовь настолько широка, глубока и полна, что она проникает повсюду. Она освобождает из-под сатанинского влияния тех, кто был обманут дьяволом, и подводит их к престолу Божьему, окруженному радугой обетования. Во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 369, 370).
Прочитайте 1 Петр. 2:9, 10, чтобы узнать, какие четыре звания Петр применяет к церкви. Большинство этих званий отражено в следующих текстах Ветхого Завета, относящихся к Израилю, — Исх. 19:6 и Ис. 43:20. Что каждое из этих званий говорит о взаимоотношениях церкви с Богом (например, звание «избранный народ» подчеркивает тот факт, что Бог избрал церковь и имеет для нее особое предназначение)?
Вопросы для обсуждения: 1. В древнем Израиле священники приносили в жертву животных, что указывало на Мессию. Как члены «царственного священства» какие «жертвы» должны приносить члены церкви? (См. 1 Петр. 2:5). 2. Бог отделил Израиль от мира, чтобы он стал святым народом. Израильтяне также должны были делиться с миром истинами спасения. То же верно и для церкви сегодня. Как это возможно — быть отделенным от мира и в то же время быть в состоянии делиться Евангелием с миром? Как опыт Израиля и пример Иисуса помогают нам ответить на этот вопрос? 3. Бог всегда поддерживал Остаток в древнем Израиле. Поразмышляйте об Илии и Остатке, существовавшем в его время (см. 3 Цар. 19; обратите особое внимание на стих 18). Почему часто легче быть верным Богу среди мирских людей, чем среди отступающих членов своей церкви?
Вывод: Божий истинный Израиль (будь то до или после Креста) — это люди, которые живут в духовных отношениях завета с Богом. Такие люди действуют как Его представители, неся миру Евангелие Его спасительной благодати.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →