«И поставлю завет Мой между Мною и тобою [Авраамом] и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:7).
Ключевые вопросы:
Каково Божье имя? Что оно означает? Какие имена использовал Бог, чтобы открыть Себя Авраму, и каково их значение? Почему Бог изменил имя Аврам на Авраам? Почему имена важны? Какие условия и обязательства прилагались к завету?
Помните ли вы болезнь, которой переболели в детстве и которая могла привести к осложнениям и более серьезным последствиям? В долгие, беспокойные ночи вы просыпались и видели уставших маму или папу, сидящих у вашей кровати в мягком свете ночника.
Подобным образом Бог сидел у постели больного грехом мира, когда спустя какое-то время после потопа вновь начала сгущаться моральная тьма. По этой причине Бог призвал Аврама. Через Своего верного слугу Он задумал избрать народ, которому мог бы доверить познание о Себе и даровать спасение миру.
Поэтому Бог вступил с Аврамом и его потомками в завет, расширивший понимание Божьего замысла спасения человечества от последствий греха. Господь не собирался оставлять мир, который так в Нем нуждался, без присмотра. Исследуя материал этой недели, мы увидим, как раскрываются новые обетования завета.
Воскресенье | Яхве и завет с Авраамом
«И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение» (Быт. 15:7).
Имена похожи на названия компаний и их продуктов. Названия связаны в нашем разуме с определенными характеристиками. Например: «Мерседес» — престиж, «Найк» — удобство и т. д. Так же и с именами. Какие характеристики приходят вам в голову, когда вы слышите эти имена: Альберт Эйнштейн, Мартин Лютер Кинг, Ганди или мать Тереза?
В библейские времена народы Ближнего Востока придавали большое значение имени. «Евреи всегда считали, что имя указывает либо на личные характеристики названного, либо на мысли и эмоции того, кто дает имя, либо на сопутствующие обстоятельства в то время, когда это имя было дано» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 523). Когда Бог впервые вступил в отношения завета с Аврамом, Он открыл Себя патриарху под именем Яхве (Господь, см. Быт. 15:7). Таким образом, буквально это текст звучит так: «Я Яхве, Который вывел тебя из…» (Быт. 15:7).
Имя Яхве, хотя и встречается в Ветхом Завете 6 828 раз, отчасти окутано тайной. По-видимому, это форма глагола хайя (быть), и в данном случае она будет означать Вечный, Сущий, Самосущий, Самодостаточный или «Тот, Кто живет вечно». Божественные атрибуты, которые, похоже, подчеркиваются этим глаголом, — это самобытность и верность. Они указывают на Господа как на живого Бога, Источника жизни, в отличие от языческих богов, которые существовали только в воображении тех, кто им поклонялся.
Сам Бог объясняет значение Яхве в Исх. 3:14: «Я есмь Тот, Кто есть» (ИПБ). Это значение выражает реальность безусловного существования Бога и в то же время предполагает Его власть над прошлым, настоящим и будущим.
Яхве — это также личное имя Бога. Определение Яхве как Того, Кто вывел Аврама из Ура, относится к провозглашению Божьего завета с ним в Быт. 12:1–3. Бог желает, чтобы Аврам узнал Его имя, потому что оно раскрывает аспекты Его личности, природы и характера, и, исходя из этого знания, научился доверять Его обетованиям (см. Пс. 9:11; 90:14).
Когда вы размышляете об имени Яхве или слышите его, какие качества или характеристики сразу же приходят на ум? Любовь, доброта, забота или страх, строгость и дисциплина? Какие мысли приходят вам в голову, когда вы размышляете об имени Иисус (значение имени Иисус, евр. Егошуа — Яхве спасает)?
Понедельник | Эль-Шаддай
«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1).
До этого Яхве являлся Авраму несколько раз (см. Быт. 12:1, 7; Быт. 13:14; Быт. 15:1, 7, 18). Теперь, в вышеприведенном тексте, Яхве снова является Авраму («Господь явился Авраму»), открывая Себя как «всемогущий Бог» — имя, которое используется, за двумя исключениями, только в книгах Бытие и Иова. Имя всемогущий Бог состоит в первую очередь из эль, которое в семитских языках означает «бог». Хотя точное значение слова шаддай не вполне понятно, его можно перевести как «Крепкий» или «Сильный», перевод «Всемогущий» обязан греческому переводу этого слова как Пантократор, например, в Иов. 5:17 (ср. Ис. 13:6 и Иоил. 1:15). Ключевая идея использования этого имени, похоже, заключается в противопоставлении могущества и силы Бога слабости и немощи человечества.
Прочитайте Быт. 17:1–6. Почему в это время Господь хотел обратить внимание Аврама на Свое могущество и силу? Что говорил Бог, что побудило Аврама поверить в Его могущество и силу? Обратите особое внимание на стих 6.
Буквальный перевод Быт. 17:1–6 будет таким: «Когда Авраму было девяносто девять лет, явился ему Яхве и сказал: „Я — Эль-Шаддай (евр. Бог могучий). Ходи в присутствии моем и будь непорочен, так чтобы Я установил мой союз между Мной и тобой — Я приумножу тебя чрезвычайно… С моей стороны, так как Мой союз с тобою, Я сделаю тебя отцом множества народов. Имя твое больше не будет Аврам, но будет имя твое Авраам, потому что Я сделаю тебя отцом множества народов. Я сделаю тебя необычайно плодовитым“». Имя Аврам означает «отец превознесен», а Авра(х)ам, согласно тексту этой главы, — «отец множества». Это же имя встречается также в Быт. 28:3, где Исаак говорит, что Эль-Шаддай благословит Иакова, «расплодит и размножит» его.
Подобное обетование, которое дает Эль-Шаддай, можно найти в Быт. 35:11; Быт. 43:14 и Быт. 49:25. В этих стихах говорится о щедрости, проявляемой Богом: Эль — Бог всесильный и всемогущий, и Шаддай — Бог, владеющий неисчерпаемыми богатствами, которые Он готов даровать тем, кто ищет Его в вере и послушании.
«Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет» (У. Шекспир. Ромео и Джульетта, пер. Б. Пастернака). Здесь сказано, что имя не имеет значения. Тем не менее сколько бы уверенности и надежды было у вас, если бы Господа звали Немощный Бог или Слабый Бог? Прочитайте библейский текст выше. Замените «Бог Всемогущий» этими именами. Если бы Господь открыл Себя подобным образом, то как это повлияло бы на вашу веру и доверие Ему? В то же время как имя Эль-Шаддай укрепляет вас?
Вторник | Аврам становится Авраамом (см. Быт. 17:4, 5)
Не только имена Бога имеют духовное и богословское значение, но и имена людей. Для нас сегодня не так важно, какое имя дать девочке: Мария или Сусанна. Однако для древних семитов имя было исполнено духовного значения. Все семитские имена что-то означают и обычно состоят из фразы или короткого предложения, в которое входят пожелания или выражения благодарности со стороны родителя. Например: Даниил (евр. Дани-Эль) — «Судья — мой Бог», Иоиль (евр. Йоэль)— «Яхве—Бог» и Нафан (евр. Натан) — «Дар (Божий)».
Из-за значимости, придаваемой именам, их меняли, чтобы отразить важные изменения, произошедшие в жизни.
Прочитайте следующие тексты. Какие обстоятельства в них описаны и почему именно в этих обстоятельствах имена были изменены? 1. Быт. 32:28 2. Быт. 41:45 3. Дан. 1:7
Для нас сегодня не так уж и сложно понять связь имени с самим человеком. Если кого-то постоянно называть глупым или некрасивым, то рано или поздно это «имя» повлияет на то, как человек себя воспринимает. И наоборот, называя человека определенным именем или меняя его, можно изменить отношение человека к себе и повлиять на его поведение.
Учитывая это, не так сложно понять, почему Бог пожелал изменить имя Аврам на Авраам. Имя Аврам означает «Отец превознесен». Бог изменил его на Авраам, что означает «Отец множества». Когда мы читаем обетование завета, в котором Бог говорит: «Тьмы тем потомков Я дам тебе: произойдут от тебя народы, и царями будут потомки твои» (Быт. 17:6; ИПБ), эта смена имени имеет бо́льший смысл. Возможно, так Бог хотел помочь Аврааму поверить обетованию завета, данному 99-летнему мужчине, женатому на пожилой женщине, которая оставалась бесплодной. Одним словом, Бог сделал это, чтобы помочь Аврааму укрепить веру в обетования, данные ему.
Среда | Три этапа завета (см. Быт. 12:1, 2)
В этих двух стихах раскрывается первый этап обетования завета, данного Богом Авраму. Бог явился Авраму, дал ему повеление, а затем дал ему обещание. Такая последовательность показывает милостивое избрание Богом Аврама в качестве первой ключевой фигуры Его особого завета благодати. Повеление включает в себя испытание полного доверия Богу (см. Евр. 11:8). Обещание (см. Быт. 12:1–3, 7), хотя и данное конкретно потомкам Аврама, в итоге включает в себя обетование для всего человечества (см. Быт. 12:3; Гал. 3:6–9).
Второй этап завета Бога с Аврамом описан в Быт. 15:7–18. В каких стихах мы находим те же шаги, что появились на первом этапе? Выпишите эти стихи. Бог является человеку.
Бог призывает человека к послушанию.
Бог дает обетование.
На втором этапе Господь явился Авраму в торжественном ритуале и прошел между правильно разложенными частями животных. Каждое из трех животных было заклано и рассечено пополам. Две части помещены одна напротив другой на некотором расстоянии друг от друга. Птиц убили, но не рассекли. Вступавшие в завет должны были пройти между рассеченными частями, тем самым давая обет вечного послушания положениям, торжественно согласованным подобным образом.
Опишите, что происходило на третьем этапе Божественного завета, заключаемого с Авраамом. См. Быт. 17:1–14.
Значение имени Авраам подчеркивает желание и замысел Бога спасти все народы. «Многие народы» будут включать и евреев, и язычников. Новый Завет совершенно ясно дает понять, что истинные потомки Авраама — это те, кто обладает верой Авраама и полагается на заслуги обещанного Мессии. (См. Гал. 3:7, 29.) Таким образом, еще во времена Авраама Господь намеревался спасти как можно больше людей, в каких бы странах они ни жили. Несомненно, сегодня ничего не изменилось.
Прочитайте весть первого ангела в Откр. 14:6, 7. Какие параллели вы можете найти между словами ангела и заветом с Авраамом? В отношении чего вопросы остаются теми же?
Четверг | Обязательства завета
«Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем» (Быт. 18:19).
Завет — это всегда завет благодати, завет Бога, Который делает ради нас то, что мы никогда не смогли бы сделать ради себя. Завет с Авраамом не исключение.
По Своей благодати Бог избрал Авраама Своим орудием для содействия в провозглашении искупительного замысла миру. Исполнение Богом обетований завета было связано с готовностью Авраама поступать праведно и повиноваться Ему верой. Без послушания Авраама Бог не смог бы использовать его.
В Быт. 18:19 показана связь благодати и закона. Этот стих начинается с благодати («Я избрал его»), а за ним следует тот факт, что Авраам будет повиноваться Господу, и его семья также будет повиноваться Ему. Таким образом, вера и дела представлены здесь в тесном союзе, как и должно быть. (См. Иак. 2:17).
Обратите внимание на Быт. 18:19, в частности, на заключительные слова. Что здесь говорится о послушании Авраама? Хотя послушание не является средством спасения, какое значение ему здесь придается? Согласно этому тексту, мог ли завет быть исполнен без послушания? Поясните свой ответ.
Благословениями завета нельзя было пользоваться, как и нельзя было их сохранить, если получатели не соблюдали определенные условия. Хотя эти условия не были необходимы для заключения завета, они должны были быть ответом любви, веры и послушания. Они должны были быть проявлением отношений между человечеством и Богом. Послушание было средством, с помощью которого Бог мог выполнить Свои обетования завета, данные людям. Нарушение завета вследствие непослушания — это неверность установленным взаимоотношениям. Когда завет нарушается, нарушается не условие дарения, а условие исполнения.
В вашем собственном опыте с Господом видите ли вы, почему послушание так важно? Можете ли вы привести какие-либо примеры из Библии или из собственного опыта, когда непослушание делает невозможным исполнение обетований завета? Как стать послушным?
Пятница | Для дальнейшего исследования
Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главу «Призвание Авраама» (с. 125–131), в книге «Деяния апостолов» главу «Иудей и язычник» (с. 188–200).
Радуга — это знамение Божьего завета с Ноем. Прочитайте Быт. 17:10, чтобы узнать, каким было знамение Божьего завета с Авраамом. Обрезание «предназначалось для того, чтобы: 1) потомки Авраама отличались от язычников (см. Еф. 2:11), 2) увековечить память о завете Яхве (см. Быт. 17:11), 3) способствовать воспитанию нравственной чистоты (см. Втор. 10:16), 4) отображать праведность по вере (см. Рим. 4:11), 5) указывать на обрезание сердца (см. Рим. 2:29) и 6) предвосхищать христианский обряд крещения (см. Кол. 2:11, 12)» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 322, 323).
Радуга останется знамением Божьего обетования до конца мира, но обрезание — нет. По словам апостола Павла, обрезание было принято Авраамом как знак праведности, который он получил по вере в Бога (см. Рим. 4:11). Однако спустя столетия обрезание стало означать спасение через повиновение закону. Ко времени Нового Завета обрезание утратило свое значение. Вера в Иисуса Христа, а не обрезание изменяет жизнь и ведет к послушанию. Прочитайте Гал. 5:6; 6:15 и 1 Кор. 7:18, 19.
Вопросы для обсуждения: 1. Обсудите взаимосвязь между верой и делами. Может ли одно существовать без другого? Если нет, то почему? 2. «В наши дни многие подвергаются тем же испытаниям, что и Авраам. Конечно, голос Божий не обращается к ним прямо с неба. Но Он призывает их посредством истин Своего Слова и обстоятельств, которые создает Провидение. Возможно, они должны будут оставить свою карьеру, сулящую им богатство и честь, выгодные связи и даже родственников, чтобы пойти тропой самоотречения, лишений и жертв. По замыслу Божьему им необходимо выполнить определенную работу, но беспечная жизнь, влияние друзей и родных будут мешать им развивать черты характера, которые необходимы для этого. Он призывает их освободиться от человеческого влияния и помощи, чтобы они чувствовали нужду в Его помощи и зависели только от Него, чтобы Он мог открыть Себя им. Кто готов ответить на призыв Провидения, отрекаясь от взлелеянных планов и дружеских связей?» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 126, 127). Если возможно, вспомните тех, кого вы знаете, кто прислушался к такому призыву.
Вывод: Бог призвал Авраама к особым отношениям с Ним, которые откроют искупительный замысел миру.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →