«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26, 27).
Ключевые вопросы:
Что Библия говорит о происхождении? Каких отношений с человечеством желал Бог? Каково было предназначение дерева познания добра и зла? Какая надежда была дана Адаму и Еве сразу после того, как они согрешили?
Библейское повествование о сотворении человечества — это повествование о совершенном мире, исполненном счастья и надежды. Каждый день Творения завершался Божественным провозглашением — «хорошо». Разумеется, это не включало ураганы, землетрясения, голод и болезни. Шестой же день Творения завершился Божественным провозглашением: «Хорошо весьма». Почему? Потому что в этот день Господь сотворил живое существо по Своему образу и подобию — человека, и это Он не сделал ни с кем другим. Адам и Ева были совершенны во всех отношениях, ведь они были созданы по образу Божьему, и именно таков был замысел Творца. По этой причине среди них не могло быть лжецов, воров и убийц. Но что же произошло? На этой неделе мы будем исследовать то, что говорит Библия о творении до грехопадения, и то, что произошло с творением после грехопадения. Мы также затронем тему этого квартала, а именно — что делает Бог, чтобы все исправить.
Воскресенье | Пирамида из черепах
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).
Ученый едва завершил лекцию о вращении планет вокруг Солнца и о вращении Солнца вокруг центра галактики, как поднялась пожилая женщина и сказала, что Земля — это плоский диск, лежащий на спине черепахи. Ученый шутя спросил, на чем стоит черепаха, и женщина ответила, что она стоит на другой черепахе. «Сударыня, — с улыбкой продолжил ученый, — на чем же тогда стоит та черепаха?» Женщина ответила: «На еще одной черепахе», но, прежде чем он успел задать очередной вопрос, на чем стоит эта черепаха, она погрозила ему пальцем и проговорила: «Побереги силы, сынок, черепахи — до самого низа».
Как бы ни была забавна эта история, она касается самой важной проблемы человеческого существования — природы самой Вселенной. Что это за мир, в котором мы находимся не по нашей воле? Почему мы здесь? Как мы сюда попали? И куда мы все идем?
Это основные вопросы бытия, ответы на которые определяют то, как мы живем.
Прочитайте следующие тексты: Быт. 1:1; Пс. 99:3; Ис. 40:28; Деян. 17:26; Еф. 3:9; Евр. 1:2, 10. Как они отвечают на некоторые из приведенных выше вопросов? Что их объединяет?
Интересно, что в Быт. 1:1 (как и в других текстах) Господь не пытается доказать, что Он — Творец. Тут нет никаких доказательств. Вместо этого тут содержится простое и ясное изложение, показывающее Бога Творцом. Читатель либо принимает это на веру, либо нет. Вера, по сути, — это единственный способ, каким мы можем принять этот библейский факт, по той причине, что никто из нас не присутствовал во время Творения. Действительно, с точки зрения логики было бы невозможно нам присутствовать при нашем же творении. Даже те, кто не придерживается библейского взгляда о происхождении мира, вынуждены это признать.
Бог не просто желает, чтобы мы слепо верили в Него как в Творца, но и предоставляет нам веские причины для нашей веры. Почему разумнее верить в то, что мы сотворены Богом, а не в то, что мы — результат чистой случайности?
Понедельник | По образу Создателя (см. Быт. 1:27)
Библия утверждает, что Бог сотворил человечество — мужчин и женщин — «по образу Своему» (Быт. 1:27). Исходя из этого, ответьте на следующие вопросы:
1. Что значит, что Бог создал нас «по образу Своему»? В каком смысле мы Его «образ»?
2. Что наше сотворение по Его образу говорит об исключительном положении человека в сотворенном мире? К каким выводам мы можем прийти на основании этого?
3. Что еще отличает человеческий род от всего остального сотворенного мира? См. Быт. 2:7, 18–25.
Хотя мы и говорим о Боге понятным для нас языком, мы не должны забывать, что Он — Существо духовное (см. Ин. 4:24) с присущими Ему Божественными свойствами. Поэтому мы всего лишь неким образом отражаем нашего Создателя, но многое о Нем по-прежнему является для нас тайной. В то же время Библия подчеркивает присущие исключительно человеку духовные и интеллектуальные свойства разума, которые делают возможным особенные отношения с Богом, — то, что все остальные Божьи творения на земле не в состоянии обрести.
Обратите также внимание на повествование о том, как Бог создал женщину. И мужчина, и женщина в равной степени обладают невероятной честью быть созданными по образу Божьему. В их сотворении нет и намека на более низкое положение одного по отношению к другому. Бог с самого начала создал их равными и вовлек в особые отношения с Собой. У них была одинаковая возможность развивать свои Богом данные способности так, чтобы прославлять Его.
«Сам Бог дал Адаму спутницу. Он позаботился о „помощнике, соответственном ему“, — помощнице, достойной его спутнице, которая в любви и взаимопонимании была бы с ним единым целым. Еву сотворили из ребра, взятого у Адама. Это означало, что она не должна была ни управлять им, как голова, ни быть брошенной к его ногам и униженной; она должна была стать рядом с ним как равная ему, которую он должен был любить и защищать» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 46).
Вторник | Бог и человечество вместе (см. Быт. 1:28, 29)
Обратите внимание на первый разговор Бога с человеком, записанный в Библии. Бог сообщает им, что они смогут рождать потомство. Он повелевает им наполнять планету, обладать ею и владычествовать над землей. Он также указывает им на растения, которые они могут есть. Как мы видим, первые слова Бога, с которыми Он обратился к мужчине и женщине, касаются их отношений с окружающим миром.
Что Быт. 1:28, 29 говорит нам о том, как Бог относится к этому миру? Подразумевает ли это, что материальный мир ущербен, а наше обладание материальным дурно? Как мы должны относиться к сотворенному Богом миру на основании первого разговора Бога с человеком?
Более того, в этих словах Бог делает первые шаги к установлению отношений с людьми. Он разговаривает с ними, дает им повеления, говорит им, что делать. Он наделяет их ответственностью. Бог просит их владычествовать над чудесным миром, который Он создал.
В Быт. 1:28 говорится, что Бог благословил Адама и Еву. Что это означает? Какие отношения между ними и их Создателем это подразумевает?
Бог обращался к Адаму и Еве как к разумным существам, которые могли ответить на Его доброту, вступить в общение и отношения с Ним. К тому же Адам и Ева зависели от благословения и заботы своего Творца-Отца, как дети зависят от родителей. Он предоставил все, что им было нужно. Они не сделали ничего, чтобы заслужить то, что Он дал им. Они получали в дар то, что не заработали.
Бог желает, чтобы сотворенные Им мужчины и женщины имели сегодня такие же отношения с Ним, какие были у Адама и Евы до грехопадения. Просмотрите материал этого дня и отметьте те параллели, которые помогают нам понять, как относиться к Богу даже в нашем несовершенном состоянии.
Среда | У дерева
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16, 17).
Испытание, которому подверглись Адам и Ева, открывало им возможность проявить свободу воли и доказать их верность Творцу. Оно также показывает, что Бог создал их свободными, нравственными существами. В конце концов, если бы у них не было возможности ослушаться, зачем Господь их предупредил о последствиях непослушания?
«Все предшествующее в этой главе подготовило почву для этого наивысшего момента (см. Быт. 2:16, 17). Будущее человеческого рода определяется всего лишь одним запретом. Адама и Еву не должно смущать множество повелений. Им необходимо помнить только об одном Божественном установлении. Ограничивая запрет одним-единственным повелением, Яхве заверяет в Своей милости. И, чтобы указать, что это единственное повеление дано не для того, чтобы их опечалить и обременить, Господь провозглашает его, указывая на щедрое позволение: „От всякого дерева в саду ты будешь есть“» (C. Leupold, Exposition of Genesis, vol. 1, p. 127).
Призывая Адама и Еву повиноваться Его воле, Бог как бы сказал: «Я ваш Творец. Я создал вас по Своему образу, и Я поддерживаю вашу жизнь, ибо Мною вы живете, движетесь и существуете. Я обеспечил вас всем для вашего благополучия и счастья. Я сделал вас правителями этого мира под Моей властью. Если вы желаете подтвердить такие отношения со Мной, потому что любите Меня, тогда Я буду вашим Богом и вы будете Моими детьми. Вы можете подтвердить эти отношения и доверие, какое они подразумевают, просто повинуясь этому конкретному повелению».
В конце концов, наши отношения с Богом могут быть действенными и продолжительными, только если мы добровольно решим принять Его волю. Отказ от Его воли, по сути, требует независимости от Него. Этот отказ указывает на то, что мы верим, будто не нуждаемся в Боге. Это выбор, который приводит к познанию зла, а зло ведет к отчуждению, одиночеству, разочарованию и смерти.
Испытание Адама и Евы, которое допустил Бог, было испытанием верности и веры. Будут ли они верны своему Творцу, Который дал им все, в чем они нуждались, или же они пойдут своим независимым от Его воли путем? Будет ли у них достаточно веры в Него, чтобы поверить Ему на слово? Их верность и вера были испытаны с помощью дерева познания добра и зла. Где мы сталкиваемся с подобными испытаниями в нашей жизни? Какие заповеди из Закона Божьего мы можем увидеть в повелении из Быт. 2:16, 17?
Четверг | Разорванные отношения
Мы склонны верить людям, которых знаем, и инстинктивно не доверять тем, кого не знаем. Ева, естественно, не доверяла сатане. Более того, любой прямой выпад против Бога насторожил бы ее. Что сделал сатана, чтобы усыпить бдительность Евы? См. Быт. 3:1–6.
«Прегрешение Евы не вовлекало человеческий род в наказание за ее преступление. Именно сознательный выбор Адама с полным пониманием ясно выраженного повеления Бога, а не ее выбор сделал грех и смерть неизбежной участью человечества. Ева была обманута, но Адам — нет» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 231). В результате этого вопиющего прегрешения и пренебрежения Божьим повелением отношения между Богом и человечеством теперь разрушены. Они изменились: открытое общение с Богом сменилось бегством в страхе от Его присутствия (см. Быт. 3:8–10). На смену общению и близким отношениям приходят отчуждение и разделение. Возник грех, и за всем этим последовали страшные последствия. Пока не были приняты необходимые меры, человечество направлялось к вечной гибели.
Какие слова надежды говорил Бог и какие обетования Он дал в разгар этой трагедии? См. Быт. 3:15.
Пророческое слово Бога о надежде говорит о вражде между змеем и женщиной, между его потомком и ее Потомком. Оно достигает высшей точки в победоносном появлении наделенного властью Потомка (Мессии) женщины, Который наносит смертельный удар в голову сатаны, в то время как тот сможет лишь ужалить Его в пяту.
Совершенно беспомощные Адам и Ева должны были обрести надежду в этом мессианском обетовании — надежду, которая преобразила бы их жизнь, потому что эта надежда была дана Богом и воплощена Богом. Обетование о рождении Мессии и Его победе над искусителем, хотя и было высказано в то время неопределенно, рассеяло мрак, в который их погрузил грех.
Прочитайте Быт. 3:9. Бог задает вопрос Адаму и Еве: «Где ты?» Бог, разумеется, знал, где они. В Его словах не было осуждения. Он звал Своих детей, охваченных чувством вины, чтобы заверить в Своей любви. Первые слова Бога падшему человечеству принесли надежду на Его благодать и милость. Каким образом мы обнаруживаем в своей жизни стремление Бога привлечь нас к Своей милости и благодати?
Пятница | Для дальнейшего исследования
В Библии записано множество призывов к грешникам и отступникам. См. Пс. 94:7, 8; Ис. 55:1, 2, 6, 7; Лк. 15:3–7; Лк. 19:10. Какие еще подобные стихи вы можете привести? Прочитайте в книге Э. Уайт «Патриархи и пророки» главы «Творение» (с. 44–51), «Искушение и падение» (с. 52–62) и «План искупления» (с. 63–70).
«Проповедь Евангелия была в этих двух Божественных словах, когда они проникли в самую гущу зарослей и достигли слуха трепещущих беглецов: „Где ты?“. Бог твой не желает потерять тебя; Он пришел, чтобы найти тебя, точно так же, как вскоре Он придет в личности Своего Сына не только для того, чтобы найти, но и спасти то, что ныне потеряно» (Charles Spurgeon, The Treasury of the Bible, Old Testament, vol. 1, p. 11).
Вопросы для обсуждения: 1. Поскольку добрый и заботливый Бог — Тот, Кто ищет человека, как можем мы откликнуться на такое выражение Его любви? Какого ответа ожидает от нас Господь? 2. Сравните библейское описание человечества как павшего с возвышенного места в Божьем творении и нуждающегося в искуплении с эволюционным представлением о происхождении человека. Какая картина более обнадеживает и почему? 3. Насколько важны близкие отношения для счастья человека? Почему связь с Богом необходима для таких отношений? Обсудите влияние здоровых человеческих отношений на людей в следующих парах: родитель—ребенок, друг—друг, муж—жена, работодатель—работник и т. д.
Вывод: Бог создал нас «по Своему образу и подобию», чтобы между Ним и нами могли существовать близкие, основанные на любви отношения. Грех разрушил эти отношения, но Бог стремится восстановить их в Своем спасительном замысле. Мы зависим от Бога, поэтому наша жизнь приобретает истинное значение и целостность только в отношениях с нашим Творцом.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →