«Когда будешь жертвовать собой ради голодного и насытишь страждущую душу, тогда свет твой воссияет во тьме и мрак твой в полдень обратится» (Ис. 58:10; ИПБ).
Еврейскому кантору (человек, ведущий богослужение в синагоге) и его жене, которые жили в городе Линкольн, штат Небраска, стали поступать телефонные звонки с угрозами и непристойной бранью. Они обнаружили, что звонки были от лидера Ку-клукс-клана. Супруги могли обратиться в полицию, однако решились на более радикальный шаг. Узнав о том, что этот человек покалечился, они появились у его двери с обедом. Он был совершенно ошеломлен. Его ненависть растаяла от их любви. Пара продолжала посещать его, и их дружба крепла. Лидер Ку-клукс-клана даже начал думать о том, не стать ли ему евреем!
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой…» (Ис. 58:6, 7). Удивительно, но упомянутая семейная пара из Линкольна соблюдала такой пост, делясь праздничной едой со своим обидчиком, таким образом освобождая его от уз несправедливых предубеждений!
В течение недели мы будем размышлять над этой важной духовной практикой, описанной пророком Исаией.
Воскресенье | Покупать что-либо без платы? (См. Ис. 55:1–7)
Подумайте над текстом: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис. 55:1). Какое противоречие вы здесь замечаете?
Предположим, вы возьмете пищу, станете на улице в большом городе и объявите голодным и бездомным: «Эй, у кого нет денег, подходите, покупайте и ешьте!» Но как они могут купить, если у них нет денег?
Однако, если вы, подобно Исаии, добавите: «без серебра и без платы» (Ис. 55:1), идея станет яснее. Исаия призывает людей принять прощение даром (ст. 7). И все же слово «купить» подчеркивает: Бог предлагает людям нечто ценное для удовлетворения их нужд и желаний; получение этих благ требует определенной сделки (обмена на что-то ценное). Господь предлагает прощение даром в рамках восстановленных отношений завета со Своим народом, но не потому, что Ему это ничего не стоило: Он приобрел это ценой пролитой крови Его собственного Сына. Спасение бесплатно, это дар для людей, однако Сам Он уплатил за него весьма высокую цену.
Какова была цена нашего спасения? 1 Петр. 1:18, 19.
Каков подход Исаии к вопросу спасения по сравнению с подходом нового завета? (См. Еф. 2:8, 9).
Исаия излагает Евангелие в Ветхом Завете, и оно такое же, как и Евангелие в Новом Завете. Не было никакого «ветхозаветного» спасения по делам, замененного затем «новозаветным» спасением по благодати. С тех пор как Бог дал Адаму и Еве обетование об Избавителе (см. Быт. 3:15), всегда был только один путь спасения: по благодати через веру (см. Еф. 2:8). «Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Начиная от героя древнего шумерского и аккадского эпоса Гильгамеша, который совершал героические подвиги в напрасных попытках достичь вечной жизни, и до современных деятелей, верящих в реинкарнацию (ложную теорию о переселении души умирающего человека в другого человека), люди искали различные пути к спасению, но все они бесплодны. Вот почему им надо узнать об Иисусе и о том, что Он совершил для них на кресте.
Спасение дается даром — в том смысле, что мы ничего не можем сделать, чтобы заработать его. Наши дела никогда не могут быть достаточно хорошими, чтобы спасти нас. И в то же время спасение может стоить нам всего. Что это означает? Прочитайте, например, тексты Мф. 10:39; Лк. 9:23; 14:26; Флп. 3:8.
Понедельник | Высокие мысли и пути (см. Ис. 55:6–13)
Почему Бог говорит, что Его мысли и пути выше наших, «как небо выше земли» (Ис. 55:8, 9)? Что это означает?
Вне всякого сомнения, Бог, создавший Вселенную, в которой даже самые простые вещи содержат такие тайны, которые наш разум неспособен постичь, — это Бог, Чьи пути выше всего, что мы в состоянии когда-либо понять. Следовательно, осознание Его бесконечного превосходства должно убедить нас смиренно принять Его помощь (см. Ис. 57:15).
Прочитайте Ис. 55:6–9. В каком контексте Господь говорит, что Его пути и мысли выше, чем мы можем вообразить? Какое Его деяние нам труднее всего постичь?
Из всех непостижимых тайн Вселенной, величайшей, несомненно, является замысел спасения — тайна, которую мы только едва начинаем понимать (см. Еф. 6:19). Создатель Вселенной уничижает Себя, чтобы облечься в человеческую плоть, проживает жизнь, полную тяжких трудов и страданий, и потом умирает за нас, становясь жертвой за грех. И все это для того, чтобы Он мог простить нас и проявить к нам милость. Эта истина будет вызывать трепет в сердцах сотворенных Богом существ в течение всей вечности.
«Тема искупления является темой, в которую желают проникнуть ангелы. Она будет предметом изучения и воспевания искупленными на протяжении всей вечности. Разве она не достойна тщательного исследования и изучения сейчас?
Этот предмет неисчерпаем. Изучение истин о воплощении Христа, Его искупительной жертве и посредническом служении будет занимать разум прилежного исследователя в течение бесконечного времени. И, глядя в небеса с их неисчислимым возрастом, он будет восклицать: „Великая благочестия тайна!“» (Э. Уайт. Моя жизнь сегодня, с. 360).
Вспомните свои плохие поступки: причиненные ближним обиды, сказанные вами недобрые слова, моменты, когда вы разочаровывали других, не говоря уже о себе. И все же благодаря Иисусу вы можете быть прощены и прямо сейчас стать совершенными и праведными в глазах Бога. Разве это не величайшая тайна?
Вторник | Друзья поста (см. Ис. 58:1–8)
О каком «посте» говорится в Ис. 58:3?
Очевидно, это пост в День искупления — единственный заповеданный Богом пост (см. Лев. 16:29, 31; 23:27–32; Деян. 27:9). Эта мысль подтверждается в Ис. 58:3 параллельным выражением «смиряем души свои» — терминология, взятая из книги Левит. Смирение себя относится к различным формам самоотречения, включающим пост (ср. Пс. 34:13; Дан. 10:2, 3, 12).
Постановление о Дне искупления в книге Левит объясняет повеление Божье в Ис. 58:1: «Возвысь голос твой, подобно трубе». В такую трубу (бараний рог, евр. шофар) нужно было трубить для напоминания в течение десяти дней перед Днем искупления (см. Лев. 23:24). Более того, каждый пятидесятый год в День искупления этот звук объявлял начало юбилейного года свободы (Лев. 25:9, 10; ср. Ис. 27:13).
Прочитайте Ис. 58:3–7. В чем Господь укоряет иудеев? Что было не так с их «постом»?
Очевидно, люди ожидали, что Господь похвалит их за «благочестие». Но Он обличает их в неправедности во время поста. Самоотречение в День искупления должно было выражать благодарность и верность Богу в этот день, когда первосвященник являлся перед Ним, чтобы очистить святилище и тем самым очистить народ от их уже прощенных грехов (см. Лев. 16; ср.и главу 4). Иудеи должны были совершать все эти действия в знак благодарности и признательности Богу, Который спас их в день суда, а не для того, чтобы получить Божье одобрение за свое «благочестие» и «посвящение». В конце концов, именно грехи людей делали нечистым Божье святилище. Его необходимо было очищать кровью, пролитой из-за их беззакония.
Один из наиболее важных уроков в отрывке Ис. 58:3–7 указывает на разницу между двумя понятиями: быть просто религиозным человеком или быть истинным последователем Христа. В чем заключается эта разница? Как лично мы можем избежать такой же проблемы, как и у тех людей, кто был упомянут в этой главе: верить, что наши религиозные обряды каким-то образом свидетельствуют, что мы действительно следуем за Господом так, как Он этого ожидает от нас?
Среда | Во время поста бить других (см. Ис. 58:1–12)
После того как в течение десяти дней звук трубы напоминал Божьему народу, что Господь является их Царем, во время самого Дня искупления, когда их смирение через самоотречение должно было подтвердить их верность Ему как Царю, пророк возвышает свой голос, подобно трубе, дабы провозгласить, что они восстают против Господа (см. Ис. 58:1).
Прочитайте Ис. 58:6–12. Какие действия Господь считает истинным актом самоотречения? В конце концов, что труднее — пропустить несколько приемов пищи или использовать свое время и средства, чтобы накормить бездомных в вашем городе? Какой принцип виден в этих поступках? Почему такие действия являются частью истинной религии?
Любой может быть религиозным, любой может совершать религиозные обряды, даже правильные обряды, в правильное время, со всеми правильными предписаниями. Но Господь хочет не только этого. Взгляните на жизнь Иисуса. Хотя Иисус верно исполнял религиозные обряды Своего времени, евангельские писатели больше сосредоточивались на Его делах милосердия, исцеления, насыщения и прощения нуждающихся, чем на Его верности обрядам.
Господь желает, чтобы Его церковь состояла из людей, которые будут проповедовать истину миру. Но что лучше привлечет людей к истине, какой она есть в Иисусе: строгое следование законам питания или стремление помочь голодным? Строгие требования к отдыху в субботу или готовность посвятить время и силы заботе о нуждающихся?
Прочитайте тексты Мф. 25:40 и Иак. 1:27. О чем они нам говорят?
Обратите внимание на благословения, провозглашенные Господом в Ис. 58, которые Он изольет на тех, кто стремится служить менее удачливым. Как вы думаете, что хочет сказать нам Господь? Являются ли эти благословения обетованиями сверхъестественного вмешательства в нашу жизнь, если мы будем выполнять записанные здесь повеления? Или, возможно, Бог говорит о естественных благословениях, которые мы получаем, отдавая себя другим, вместо того чтобы быть эгоистичными, жадными и поглощенными собой? Объясните свой ответ.
Четверг | Время для нас (см. Ис. 58:13, 14)
Почему пророк говорит о субботе в Ис. 58:13, 14? Каким образом суббота связана с установлениями Дня искупления, упомянутыми в предыдущих стихах?
Ежегодный День искупления был субботним днем. Эта особая церемониальная суббота была подобна еженедельной субботе тем, что любая работа была запрещена (см. Лев. 23:27–32). Поэтому первыми адвентистами седьмого дня было признано: период отдыха в День искупления от захода солнца до захода (см. Лев. 23:32) означает, что этот же принцип необходимо применять и к еженедельной субботе. Подобным образом, хотя первоначальный контекст Ис. 58:13, 14 относится к церемониальной субботе Дня искупления, его весть также применима к еженедельной субботе.
Прочитайте Ис. 58:13. Каким днем должна быть суббота? Как мы можем сделать наш опыт проведения субботы подобным описанному здесь?
Глава 58 книги Исаии освещает три важные темы: самоотречение, доброта к другим и суббота. Как они взаимосвязаны?
Во-первых, все три темы включают в себя сосредоточенность на Боге и Его приоритетах, а также признание своей зависимости от Него. Во-вторых, будучи причастными ко всем трем темам, люди стремятся к святости, подражая Богу (см. Лев. 19:2), Который, будучи в человеческой плоти, уничижил Себя Самого (см. Флп. 2:8), проявлял самопожертвование и доброту (см. Ин. 3:16), а также прекратил труд в субботу в конце недели Творения (см. Быт. 2:2, 3; Исх. 20:11).
Обратите внимание и на другие связи между этими тремя темами: субботняя свобода от тяжких еженедельных трудов должна сопровождаться проявлением доброты к людям, позволяя им отдохнуть и освежить свои силы (см. Исх. 23:12; Мк. 2:27); Иисус показал, что добрые дела уместно совершать в субботу (см. Мк. 3:1–5; Ин. 5:1–17); истинное соблюдение субботы приносит такую же радость (см. Ис. 58:14), как и помощь другим (см. Ис. 58:10, 11). Что должно измениться в вашей жизни, чтобы вы лично могли испытать эти благословения?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Никто не может проявлять настоящую благотворительность без самоотвержения. Только простой самоотверженной жизнью и строгой экономией мы можем выполнить дело, порученное нам как представителям Христа. Гордость и мирское честолюбие должны быть удалены из наших сердец. Наша работа должна строиться по принципу бескорыстия, явленному в жизни Христа. На стенах наших домов, картинах и домашней обстановке мы должны читать: „Скитающихся бедных введи в дом“. На наших шкафах мы должны видеть начертанное как бы перстом Божьим: „Когда увидишь нагого, одень его“. В столовой на столе, заставленном изобилием пищи, мы должны узреть слова: „Раздели с голодным хлеб твой“ (Ис. 58:7)» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 206).
Вопросы для обсуждения:
1. Обратите внимание на вопрос, который Исаия задал своим современникам: «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает?» (Ис. 55:2). Подумайте: возможно, мы поступаем так же, трудясь ради того, что не насыщает? Почему так легко попасть в эту ловушку?
2. Если самоотречение, проявление доброты к другим и соблюдение субботы были так важны в День искупления во дни Исаии, не являются ли они столь же важными в День искупления последнего времени (см. Дан. 8:14), по завершении которого Божья юбилейная труба возвестит окончательную свободу при Втором пришествии Христа (см. 1 Кор. 15:52; ср. с Лев. 25:9, 10)? Объясните свой ответ.
3. Обсудите в классе, каким должно быть соблюдение субботы. Что, по-вашему, имеет в виду Исаия, когда говорит, что нам нужно воздерживаться от своих прихотей в субботу и пустословия (речь идет в том числе об обсуждении профессиональных тем и совершении торговых сделок), и при этом называет ее «отрадою» (см. Ис. 58:13)? Как мы можем совместить одно с другим? Учитывайте контекст всей 58-й главы.
Заключение. В Ис. 55 и 58 пророк призывает народ оставить свои мысли и пути и возвратиться к Богу, Чей идеал счастья для них намного выше, чем их собственный. Он милостиво прощает и затем настаивает, чтобы прощенные тоже проявляли милость в гармонии с духом Дня искупления и субботы, ведь дар Божьего прощения (если он правильно принят) изменяет сердце.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →