«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).
Лоф Фук, китайский христианин, был движим состраданием к своим соотечественникам, которые, нанимаясь на работу на южноамериканские шахты, фактически попадали в рабство. Он хотел дать им надежду, проповедуя Евангелие, но как он мог попасть к ним? Лоф решил отправиться на пять лет в такое же рабство. Его отвезли в Демерару (ныне входит в Гайану, государство на северо-востоке Южной Америки), где он тяжело трудился на шахтах и рассказывал об Иисусе тем, кто работал вместе с ним.
Лоф Фук умер, но перед этим 200 человек были освобождены от безнадежности, уверовав в Иисуса как своего Спасителя.
Какое удивительное самопожертвование ради блага других! Какой пример!
Совершив немыслимое, то есть «приняв образ раба» (Флп. 2:7), Иисус также достиг недостижимого — вас, и меня, и весь мир, погрязший и потерянный в пропасти греха. В течение недели мы будем размышлять об этом невероятном событии, предсказанном за сотни лет до его осуществления.
Воскресенье | Испытывающая истина Исаии (см. Ис. 50:4–10)
Если бы Исаия намеревался только передать информацию, он бы сразу изложил все детали относительно Мессии. Но чтобы научить, убедить и предоставить своей аудитории возможность встретиться с Рабом Господним, пророк создает богатое произведение повторяющихся тем в симфонической форме. Он открывает Божью весть шаг за шагом, чтобы каждый аспект был воспринят в его связи с общей картиной. Исаия — художник, чьим холстом является душа его слушателя.
Прочитайте Ис. 50:4–10. Обобщите, о чем говорят эти тексты. Каким вы видите Иисуса в этом отрывке?
Из Ис. 49:7 мы узнали, что презираемый и поносимый Раб Господень — «раб властелинов», но «цари увидят и встанут; князья поклонятся». А в Ис. 50 мы узнаем, что этот Учитель, Чьи слова «подкрепляют изнемогающего» (Ис. 50:4), незаслуженно пострадает. Путь к оправданию проходит через физическое насилие и унижение (см. Ис. 50:6).
В культуре древнего Ближнего Востока честь для человека и людей его круга была вопросом жизни и смерти. Если бы вы кого-то оскорбили или унизили, вам нужно было бы найти надежную защиту; при малейшей возможности пострадавший и/или его клан непременно отомстили бы.
Царь Давид напал на землю аммонитскую и завоевал ее (см. 2 Цар. 10:1–12), потому что ее царь просто взял «слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их» (2 Цар. 10:4). Но в Ис. 50 люди избивают Раба, вырывают волосы из Его бороды и плюют Ему в лицо. Что делает эти действия конфликтом международного, космического масштаба, так это то, что Жертва — Посланник Божественного Царя царей. Фактически, сравнивая Ис. 9:6, 7 и Ис. 11:1–16 с другими отрывками о Рабе, мы обнаруживаем, что Раб — это Царь, могущественный Избавитель! Но, имея всю силу и славу, Он по какой-то немыслимой причине не спасает Самого Себя! Такое поведение настолько странное, что люди не поверили в это. У креста Иисуса духовные вожди иудейского народа издевались над Ним: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23:35); «Пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:42).
Прочитайте тексты Ис. 50:4–10. Сформулируйте и запишите содержащиеся здесь духовные принципы, которые следует применить в нашей жизни. Взгляните на себя в свете составленного списка. Какие сферы вашей жизни вы могли бы улучшить? Если вы пали духом, продолжайте изучать урок на этой неделе.
Понедельник | Песнь о страдающем Рабе (см. Ис. 52:13–53:12)
Отрывок Ис. 52:13–53:12, известный как «Песнь о страдающем Рабе», по праву наделяет Исаию статусом евангельского пророка. Состязуясь с величием Евангелия, эта песнь возвышается над другими литературными произведениями. Хотя она краткая, каждая фраза исполнена глубокого смысла, открывающего суть непостижимого Божьего стремления спасти людей, погрязших в грехе.
К восприятию этой песни Исаия приготовил свою аудиторию заранее, развивая тему о Мессии с первых частей книги. Описывая в общих чертах жизнь Мессии на земле, пророк начал с Его зачатия и рождения (см. Ис. 7:14), представил Его как Божественного Царя из рода Давидова (см. Ис. 9:6, 7), описал Его деяния по восстановлению Израиля (см. Ис. 11:1–16) и изобразил смиренное служение освобождения от несправедливости и страданий (см. Ис. 42:1–7). Затем Исаия показал, что великая драма Мессии включает в себя контраст: трагедия перед превознесением (см. Ис. 49:1–12; 50:6–10). Песнь о страдающем Рабе погружается в глубину трагедии.
Еще раз прочитайте главы, упомянутые в предыдущем абзаце о Мессии Иисусе. Как они подготавливают нас к принятию вести, содержащейся в главах 52 и 53? Или же они просто усиливают то, что описано в 52-й и 53-й главах?
Отрывок Ис. 52:13–53:1 — это вступление к песни, содержащее изумляющий контраст: Раб будет благоуспешен и возвысится, но Его лик будет обезображен до неузнаваемости. Кто может в это поверить? Глава 53 начинается со слов о болезненном самоуничижении Раба — от происхождения и простой внешности до Его скорбей и отвержения (ст. 2, 3). Стихи 4–6 объясняют, что Его страдания — это на самом деле наше наказание, которое Он несет на Себе, дабы исцелить нас. Тексты 7–9 продолжают описывать путь невинного Раба до Его смерти и погребения.
В стихах 10–12 Раб оживает, чтобы получить награду и положение, предсказанное в начале песни (см. Ис. 52:13), при этом открывается истина, что Его жертва ради спасения других была волей Божьей.
Сравните эту песнь с описанием самоуничижения и последующего превозношения в Флп. 2:5–11, где сначала Иисус назван образом Божьим, а затем повествуется, как Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям; смирил Себя даже до смерти, и до самой унизительной из всех смертей — крестной. Поэтому Бог высоко превознес Его, чтобы каждый исповедал Его Господом (ср. с Ис. 49:7).
Прочитайте Ис. 52:13–53:12. Запишите все сказанное в песни о том, что Иисус совершил для нас. Подумайте, что эти деяния означают для нас.
Вторник | Кто поверил? (См. Ис. 52:13–53:12)
В Ис. 52:13 Божий Раб высоко превознесен, но следующий стих описывает Его внешность настолько обезображенной, что в Нем невозможно узнать одного из «сынов человеческих». Новый Завет описывает, что именно «изъязвило» внешность Иисуса: бичевание, терновый венец, распятие на кресте, но более всего — возложенные на Него грехи человечества. Грех никогда не определялся как нечто естественное для человека, и, неся его, «Сын Человеческий» стал непохожим на человека.
Сравните это описание с историей Иова, который внезапно потерял положение человека, обладающего большим богатством, честью, властью, и стал жалким, обездоленным страдальцем, сидящим на земле в пепле и «скоблящим черепицей» свои болезненные раны (см. Иов. 1, 2). Разница между прошлым и настоящим была настолько велика, что даже друзья Иова не сразу узнали его (см. Иов. 2:12). Вопрос в следующем: почему страдал Иов? Почему должен был страдать Мессия? Он тоже не заслужил этого. Оба невиновны. Почему же они страдали?
Прочитайте песнь о страдающем Рабе и выпишите выражения, где говорится о невинных, страдающих за виновных. Какую важную весть мы находим в этих стихах для себя?
Подумайте над вопросами, звучащими в Ис. 53:1. Они подчеркивают трудность — верить в невероятное (ср. с Ин. 12:37–41) и настраивают дочитать эту историю до конца. Но в вопросах также содержится и призыв — верить слышанному. Эти вопросы открывают следующую истину — Божья мышца / сила спасения (ср. с Ис. 52:10) открыта для тех, кто поверит слышанному. Хотите ли вы испытать Божью спасающую силу? Тогда верьте слышанному.
Внимательно прочитайте Ис. 53:6. Какая особая весть содержится в тексте? Что он говорит лично вам, дабы дать вам надежду, несмотря на прежние грехи и ошибки?
Среда | Заместительная Жертва (см. Ис. 53:3–9)
Подобный уязвимому растению, явно не имеющему особой ценности, презираемый (см. Ис. 53:2, 3) — вот как описан здесь страдающий Раб. Исаия быстро проводит читателя через невинную юность к «мужу скорбей». Даже зная, что последует за страданиями (см. Ис. 52:13), мы не можем смириться с судьбой Раба. Исаия учит нас дорожить рожденным для нас Младенцем, верховным Князем мира. Другие презирают Его, но мы знаем, Кто Он на самом деле.
Как некто сказал: «Мы встретили врага, и это мы сами». Раб не первый, кто был презираем, отвержен и страдал. Все это испытал царь Давид по собственной вине, когда убегал от своего сына Авессалома (см. 2 Цар. 15:30). Но страдания, перенесенные этим Рабом, не были результатом Его греха. Он также не несет их за какого-то одного человека. «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6).
Ответ на вопрос «почему?» — это испытывающая истина Исаии. Поскольку Бог есть любовь, Мессия изберет страдания. Почему? Исаия дает ответ: Он изберет страдания, чтобы достичь недостижимых, а недостижимые — это мы!
Те, кто этого не понимает, считают Раба наказуемым Богом (см. Ис. 53:4). Как друзья Иова думали, что его страдания вызваны его грехом, как ученики Иисуса спросили Его: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9:2), так и видевшие Иисуса висящим на кресте думали, что Он страдает за грехи. Разве Моисей не сказал: «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Втор. 21:23; ср. Числ. 25:4)?
Однако все это было Божьей волей (см. Ис. 53:10). Почему? Потому что «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [проклятием]» (Гал. 3:13). «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).
«На Христа, нашего Ходатая и Искупителя, были возложены грехи всех нас. Он был причислен к злодеям, чтобы спасти нас от осуждения закона. Вина всех потомков Адама угнетала Его сердце. Отвращение Бога ко греху, Его ужасный гнев на всякое нечестие наполняли скорбью душу Его Сына. Всю Свою жизнь Христос провозглашал в этом падшем мире благую весть о милосердии Отца и Его всепрощающей любви. Он всегда говорил, что спасение возможно даже для самого великого грешника, но теперь, когда Он понес ужасное бремя вины всего человечества, Ему не дано было видеть участливое лицо Отца Небесного. В час наитягчайших мучений не склонился над Спасителем Божественный лик, и это пронзило Его сердце скорбью, которую никогда не понять людям» (Э. Уайт. Желание веков, с. 753).
«Что за цена была уплачена за нас! Взгляните на крест и на Жертву, вознесенную на нем. Посмотрите на Его руки, пронзенные грубыми гвоздями. Посмотрите на Его ноги, прибитые зазубренными гвоздями ко кресту. Христос понес наши грехи на Своем теле. Эти страдания, эта агония — цена вашего искупления» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 479).
Вся тяжесть вины, наказание за грехи всего мира — за каждый грех каждого грешника — одновременно пали на распятого Христа как на единственное средство нашего спасения! Если за наше искупление от греха нужно было заплатить такую цену, что это говорит нам о том, насколько ужасен грех? Что говорит нам о любви Бога тот факт, что Он пожелал совершить это для нас даже такой огромной ценой?
Четверг | Подвиг души Его (см. Ис. 53:10–12)
Сможет ли могила удержать Победителя греха (Ис. 53:10)?
Будучи «отторгнут от земли живых» (Ис. 53:8; ср. Дан. 9:26), полностью отдав Себя в жертву и совершив ради нас подвиг спасения, Раб восстанет от смерти, чтобы быть возвеличенным, «увидит он потомство», и «продлятся дни его» (Ис. 53:10–12; ИБП).
Какую картину будущего Иисус не упускал из виду? См. Ис. 53:11.
«Что поддерживало Сына Божьего во время Его жертвенной и многотрудной жизни на этой земле? Он заглядывал в будущее и видел, что не зря претерпевает муки, видел счастье людей, которые получат прощение и жизнь вечную благодаря Его уничижению. Он слышал счастливые возгласы искупленных, прекрасную песнь Моисея и Агнца » (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 601).
«Затем я увидела, как Иисус повел искупленных к вратам города. Ворота послушно отворились, плавно скользя на сверкающих петлях, после чего Иисус предложил народам, соблюдавшим истину, войти внутрь. В городе все радовало глаз. Повсюду святые видели ослепительную славу. Иисус взглянул на Своих искупленных святых — их лица сияли славой, и, устремив на них Свой исполненный любви взор, Он сказал Своим звучным, мелодичным голосом: „На подвиг души Моей Я смотрю с довольством. Теперь вы будете вечно наслаждаться этой ослепительной славой. Вашим скорбям пришел конец. Смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет“» (Э. Уайт. Ранние произведения, с. 288, 289).
Проанализируйте приведенные тексты. Как каждый из них отражает основную весть 53-й главы книги Исаии?
Пс. 31:1, 2
Рим. 5:8
Гал. 2:16
Флп. 3:9
Евр. 2:9
1 Петр. 2:24
Если бы кто-то попросил вас кратко передать благую весть, содержащуюся в Ис. 52:13–53:12, что бы вы написали?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Христос вознес наши грехи телом Своим на древо… Что же тогда есть грех, если искупление не мог совершить ни один смертный человек? Каково же проклятие греха, если только Бог мог снять его? Крест Христов свидетельствует каждому человеку, что возмездие за грех — смерть… О, видимо, есть какая-то околдовывающая сила, которая сковывает моральное восприятие, ожесточая его против воздействия Духа Божьего» (Э. Уайт. Наше высшее призвание, с. 44).
«Закон Божьего правления надлежало возвеличить смертью единородного Сына Божьего. Христос понес вину за грехи мира. Наша состоятельность заключена лишь в воплощении и смерти Сына Божьего. Он мог переносить страдания, подкрепляемый Божеством. Он смог претерпеть до конца, потому что был без единого пятна порока или неверности. Христос одержал победу ради человечества, понеся справедливое наказание за грех. Он подарил людям вечную жизнь, прославил и возвысил закон» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 302).
Вопросы для обсуждения:
1. Весть Ис. 53:7–9 нисходит до глубин бездны, изображая смерть и погребение Божьего Раба. Сколько пророческих описаний, упомянутых в этих стихах, исполнилось в конце земной жизни Иисуса? См. Мф. 26:57–27:60; Мк. 14:53–15:46; Лк. 22:54–23:53; Ин. 18:12–19:42.
2. Еще раз прочтите вторую из приведенных цитат Эллен Уайт о том, что смерть Христа возвеличила закон. Что она имела в виду? Каким образом смерть Господа является доказательством неизменности закона?
Заключение. Рассказав о рождении, статусе и служении Искупителя, Исаия в конце раскрывает величайшую трагедию, дарующую нам надежду: чтобы достичь, спасти и исцелить погибших, включая нас, Раб Божий добровольно понес на Себе наши грехи и наказание за них.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →