«Господи Саваоф, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю» (Ис. 37:16).
«Исхудавший босой мужчина медленно идет со своими двумя сыновьями. Другая семья погрузила все свои пожитки на повозку, запряженную волами. Волов ведет мужчина, в то время как две женщины сидят на повозке. Тем, кому повезло меньше, у кого повозки нет, несут свое имущество на плечах.
Кругом вражеские воины. Мощный таран врезается в городские ворота. Лучники на верху тарана стреляют в обороняющихся, находящихся на стенах. Повсюду кровавая бойня.
Немного спустя… ассирийский царь величественно восседает на своем троне, принимая добычу и пленных. Некоторые пленники приближаются к нему с поднятыми руками, умоляя о милости. Другие становятся на колени и заискивающе припадают к земле. Описания этих сцен начинаются словами: „Син-аххе-эриб, царь земли, царь Ассирийский“ и продолжаются такими словами „сидел на троне, и добыча Лахиша проходила перед ним“» (John Malcolm Russell, The Writing on the Wall, pp. 137, 138).
Барельефы с этой надписью, которые некогда украшали стены «дворца, равных которому нет» царя Сеннахирима, сейчас находятся в Британском музее. Какую же историю они рассказывают о положении избранного народа Божьего?
Воскресенье | Нападение Ассирии (см. Ис. 36:1)
Что случилось с Иудеей? См. 4 Цар. 18:13; 2 Пар. 32:1; Ис. 36:1.
Когда умер неверный царь Ахаз, его благочестивый сын Езекия взошел на престол и унаследовал потерявшее независимость царство. Ахаз заручился помощью ассирийцев против союза Сирии и северного Израиля, из-за этого Иудея была вынуждена продолжать платить дань Ассирии за покровительство (см. 2 Пар. 28:16–21). Когда ассирийский царь Саргон II погиб на далеком поле битвы и его сменил в 705 году до Р. Х. Сеннахирим, Ассирия оказалась уязвимой. Ассирийские и библейские тексты свидетельствуют, что Езекия воспользовался этой возможностью и восстал (см. 4 Цар. 18:7), предпринимая агрессивные действия как лидер антиассирийского восстания среди малых народов его региона.
Но Езекия недооценил ассирийскую мощь. В 701 году до Р. Х., когда Сеннахирим присоединил другие территории к своей империи, он с опустошительной силой выступил против Сирии и Палестины, разорив Иудею.
Как Езекия приготовился к борьбе с Ассирией? См. 2 Пар. 32:1–8.
Узнав, что Сеннахирим намеревается захватить столицу Иерусалим, Езекия тщательно приготовился для противостояния Ассирии. Он укрепил крепостные сооружения, дополнительно вооружил и упорядочил армию, позаботился о защите водоснабжения Иерусалима (см. также 4 Цар. 20:20; 2 Пар. 32:30). Запись о замечательном Силоамском водном тоннеле повествует о его строительстве и датирует его приблизительно временем подготовки Езекии к осаде.
И, что не менее важно, чем руководство в военных и организационных вопросах, Езекия стал также духовным лидером, стремясь укрепить дух в народе в то опасное время. «Но иудейский царь решил организовать должное сопротивление врагу и, сделав все, что только было в человеческих силах и изобретательности, он собрал войска и призвал их быть мужественными» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 351).
Если Езекия так доверял Богу, почему он приложил столько личных усилий, чтобы приготовиться к борьбе? Отрицали ли дела царя его веру? Прочитайте Флп. 2:12, 13, где говорится о сотрудничестве человека с Богом, Который обеспечивает воистину действенной силой.
Понедельник | Пропаганда (см. Ис. 36:2–20)
Правители Ассирии были не только жестокими, но и умными. Их цель — богатство и власть, а не просто разрушение (ср. Ис. 10:13, 14). Зачем использовать армию для завоевания города, если можно убедить жителей сдаться? Поэтому Сеннахирим, осаждающий в то время Лахис, послал своего рабсака (военачальник или имя собственное: Рав-Шаке) взять Иерусалим с помощью пропаганды, идеологической диверсии.
Какие аргументы использовал Рабсак, чтобы запугать иудеев? См. Ис. 36:2–20. Прочитайте также 4 Цар. 18:17–35; 2 Пар. 32:9–19.
Рабсак привел несколько довольно сильных аргументов: Вы не можете надеяться на помощь Египта, потому что он слабый и ненадежный.
Вы не можете полагаться на Господа, ибо Езекия оскорбил Его, разрушив Его высоты и жертвенники по всей Иудее, повелев людям поклоняться только у одного жертвенника в Иерусалиме. Фактически Господь на стороне Ассирии, и Он повелел Сеннахириму разрушить Иудею. У вас даже нет достаточно подготовленных всадников, чтобы оседлать две тысячи лошадей.
Дабы избежать осады, когда не будет воды и еды, сдайтесь сейчас, и к вам будут хорошо относиться. Езекия не может спасти вас, а поскольку боги всех других побежденных Ассирией стран не спасли их, то можете быть уверены, что ваш Бог также не спасет вас.
Говорил ли Рабсак правду?
В своей речи Рабсак упомянул много реальных фактов, поэтому она казалась убедительной. Кроме того, имелись еще два невысказанных аргумента. Во-первых, Рабсак только что прибыл из Лахиса, находившегося всего в 48 км от Иерусалима; там ассирийцы продемонстрировали, что случается с хорошо укрепленным городом, осмелившимся сопротивляться им. Во-вторых, c Рабсаком прибыло мощное подразделение ассирийской армии (см. Ис. 36:2). Зная судьбу других армий и городов (включая Самарию, столицу Северного Израиля; см. 4 Цар. 18:9, 10), которые подчинились Ассирии, ни один иудей не имел бы причины, с человеческой точки зрения, сомневаться, что Иерусалим обречен (ср. Ис. 10:8–11). Рабсак также был прав, сказав, что Езекия разрушил места жертвоприношений, чтобы поклонение Богу совершалось в иерусалимском храме (см. 4 Цар. 18:4; 2 Пар. 31:1). Но разве эта реформа оскорбила Господа, Который был единственной надеждой народа? Захочет ли и сможет ли Он спасти иудеев? На этот вопрос мог ответить только Бог!
Находились ли вы когда-нибудь в подобной, казалось бы, безвыходной ситуации? В чем заключалась ваша единственная надежда? При желании поделитесь с классом своим опытом: как вы справились с ситуацией и чем все закончилось?
Вторник | Потрясен, но не оставлен (см. Ис. 36:21–37:20)
Как умная речь Рабсака повлияла на Езекию и его придворных? См. 4 Цар. 18:37–19:4; Ис. 36:21–37:4.
Потрясенный до самой глубины души и преисполненный скорби, Езекия обратился к Богу, смиренно полагаясь на ходатайство Исаии — того самого пророка, совет которого проигнорировал его отец.
Как Бог ободрил Езекию? См. Ис. 37:5–7.
Весть была краткой, но емкой. Бог был на стороне Своего народа. Исаия предсказал, что Сеннахирим услышит важную весть и не нападет на Иудею. Это предсказание сразу же исполнилось.
Но Сеннахирим, не собираясь надолго откладывать осаду, передал Езекии угрожающее послание: «Пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: „не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского“… Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их?» (Ис. 37:10, 12; см. также 2 Пар. 32:17).
В этот раз Езекия пошел в храм и развернул послание Сеннахирима перед Господом воинств, сидящим на херувимах (см. Ис. 37:14–16).
Как молитва Езекии показывает, что было поставлено на карту в это кризисное время? См. Ис. 37:15–20.
Сеннахирим подчеркнуто атаковал самую сильную защиту Езекии: веру в его Бога. Но, вместо того чтобы сдаться, Езекия воззвал к Богу, дабы Он явил Себя, «и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (Ис. 37:20).
Прочитайте молитву Езекии (см. Ис. 37:15–20). На каких характеристиках Господа сосредоточивается царь? Какие принципы, могущие воодушевить нас и дать силу оставаться верными в нашем личном кризисе, содержит эта молитва?
Среда | Конец истории (см. Ис. 37:21–38)
Как записал Сеннахирим в своей летописи, он взял 46 укрепленных городов, осадил Иерусалим и «Езекию-иудея… как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер» (James B. Pritchard, Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament, p. 288). Но, несмотря на свою любовь к пропаганде, подпитывающую его «я», ни в записях, ни на барельефах он не утверждает, что взял Иерусалим. С человеческой точки зрения отсутствие этого упоминания удивляет, учитывая жестокую власть Сеннахирима и тот факт, что Езекия возглавил восстание против него. Надежды восставших против Ассирии существовали недолго, и все заканчивалось ужасными казнями.
Ученые признают: даже если бы у нас не было библейских сведений, мы были бы вынуждены признать, что произошло чудо. Факт, что Сеннахирим покрыл стены «дворца, равных которому нет» барельефами, искусно изображающими успешную осаду Лахиса, свидетельствует о том, что царь хотел сохранить свое лицо как непобедимого монарха. Если бы не милость Божья, на этих барельефах изображался бы Иерусалим! Сеннахирим не рассказал о завершении истории, но Библия это сделала.
Как закончилась эта история? См. Ис. 37:21–37.
В ответ на молитву Езекии, которую он произнес с абсолютной верой, Бог послал абсолютное заверение для Иудеи в том, что Его ярость вскипела на гордого ассирийского царя, осмелившегося возвысить свой голос против Царя царей (см. Ис. 37:23). Затем Господь незамедлительно исполнил Свое обещание защитить Иерусалим (см. 4 Цар. 19:35–37; 2 Пар. 32:21, 22; Ис. 37:36–38). Великий кризис нуждается в великом чуде, и именно таким было это чудо — погибло 185 000 ассирийских воинов. Итак, Сеннахириму не оставалось ничего, как только вернуться домой, где он встретил свою смерть (ср. с пророчеством в Ис. 37:7–38).
«Бог евреев победил надменных ассирийцев. Честь Иеговы была восстановлена в глазах окружающих народов. В Иерусалиме народ был исполнен святой радостью» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 361). Кроме того, если бы Сеннахирим завоевал Иерусалим, он переселил бы народ, и Иудея утратила бы свою идентичность, как это случилось с северным Израилем. Тогда не было бы еврейского народа, в котором должен был родиться Мессия. История иудеев закончилась бы. Но Бог сохранил надежду живой.
Что вы можете ответить человеку, еще не верующему в Библию и в Бога Библии, задавшему такой вопрос: было ли справедливо, что ассирийские солдаты, родившиеся именно в то время и в том месте, должны были умереть в таком количестве? Как лично вы понимаете Божье деяние в этом случае?
Четверг | В болезни и в богатстве (см. Ис. 38, 39)
События, изображенные в Ис. 38 и 39 (см. 4 Цар. 20), происходили накануне избавления Господом Езекии от Сеннахирима, то есть еще не произошло освобождение, описанное в Ис. 37 (см. также 4 Цар. 19). Действительно, тексты Ис. 38:5, 6 и 4 Цар 20:6 указывают, что над Иудеей все еще нависает ассирийская угроза.
«Сатана решил добиться смерти Езекии, а затем привести к падению Иерусалим, полагая: если убрать Езекию с пути, его усилия в проведении реформы прекратятся, и тогда сразу произойдет падение Иерусалима» (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 240).
Как приведенная цитата свидетельствует о том, насколько важно, чтобы Божьем народом руководили верные Богу люди? Какое знамение дает Господь Езекии, чтобы укрепить его веру? См. 4 Цар. 20:8–11; Ис. 38:6–8.
Отвергнув предложенное Богом знамение (см. Ис. 7), Ахаз запустил цепь событий, которые привели к неприятностям с Ассирией. Езекия же попросилзнамения (см. 4 Цар. 20:8), и Бог укрепил царя этим знамением, чтобы он мог преодолеть кризис, к которому его отец привел Иудею. Действительно, вернуть тень на солнечных часах Ахаза было возможно только посредством чуда.
Вавилоняне изучали движение небесных тел и тщательно записывали информацию об этом. Они заметили странное явление и хотели узнать, что это означает. Факт, что в это время царь Меродах Валадан отправил послов в Иудею, не был случайным. Вавилоняне узнали о связи между исцелением Езекии и чудесным сдвигом тени на солнечных часах.
Теперь мы знаем, почему Бог выбрал это особенное знамение. Как Господь позднее использовал Вифлеемскую звезду, чтобы привести мудрецов с Востока, так Он использовал данное Езекии знамение, чтобы привести послов из Вавилона. Для них это была уникальная возможность узнать об истинном Боге. В течение всего своего царствования Меродах Валадан старался обрести прочную независимость от Ассирии. Ему нужны были мощные союзники, поэтому он желал общаться с Езекией. Если по просьбе Езекии произошло такое чудо, что тогда он мог сделать с Ассирией?
Каким образом Езекия упустил возможность прославить Бога и указать на Него вавилонянам? Каков был результат? (См. Ис. 39). Езекия, который должен был засвидетельствовать вавилонским послам о Боге, вместо этого указал им на свою славу. Какой урок мы можем извлечь из этого события?
Пятница | Для дальнейшего исследования
«Только прямое вмешательство Бога могло возвратить тень солнечных часов на десять ступеней назад, и это должно было стать для Езекии знамением того, что Господь услышал его молитву. „И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней“ (4 Цар. 20:8–11)» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 342).
«Прибытие послов царя далекой страны давало Езекии возможность превознести живого Бога. Как легко мог бы он рассказать им о Боге, Вседержителе всего сотвореного, о Том, Кто даровал ему жизнь тогда, когда уже не было никакой надежды на спасение!..
Но гордость и тщеславие овладели сердцем Езекии, и, упиваясь своим величием, он показал любопытным гостям сокровища, которыми Бог обогатил Свой народ. Царь „показал им дом сокровищ своих, серебро, и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом и все, что находилось в сокровищницах его; ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем“ (Ис. 39:2). Он поступил так не потому, что хотел прославить Бога, но для того, чтобы возвеличить себя в глазах чужеземных князей» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 344, 345).
Вопросы для обсуждения:
1. Чем сатана похож на ассирийского рабсака? Говорит ли дьявол правду, заявляя, что вы согрешили? (См. Зах. 3:1). Как Господь отвечает на это? (См. Зах. 3:2–5). В чем наша единственная надежда против обвинений врага? (См. Рим. 8:1).
2. Прекращает ли сатана свои обвинения, когда вы уже прощены? (См. Откр. 12:10). Если вы получили прощение, а сатана продолжает утверждать, что вы принадлежите ему из-за вашего греха, не следует ли расценить его обвинения как лжесвидетельство? (См. Втор. 19:16–21).
Заключение. В ответ на мольбу верного царя Бог спас Свой народ, показав тем самым, что Он — всемогущий Царь над Израилем и всей землей. Он не только уничтожает тех, кто пытается уничтожить Его народ, но и дает возможность каждому стать частью Его народа, даже если ты вавилонянин.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →