«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис. 6:1).
«Когда один из учеников Конфуция спросил его, в чем кроется успех правления, он ответил: — Достаточное количество еды, достаточное количество оружия и доверие простого народа. — Но предположим, — спросил ученик, — что нужно отказаться от одной из этих составляющих, чем бы вы пожертвовали? — Оружием, — сказал Конфуций. Его ученик продолжал: — Предположим, вы вынуждены обойтись без одного из двух оставшихся элементов, от чего бы вы тогда отказались? Конфуций ответил: — От еды. Издревле голод был уделом всех людей, но народ, который больше не доверяет своему правителю, действительно погиб» (Edited by Michael P. Green, 1500 Illustrations for Biblical Preaching, p. 215).
Люди действительно хотят сильного, достойного доверия руководства. Однажды, когда солдат подписывал договор о службе на второй срок, офицер спросил, почему он хочет продолжить службу. «Я жил обычной гражданской жизнью, — сказал солдат, — но там никто не несет ответственности».
На этой неделе мы рассмотрим кризис в руководстве в Иудее и его печальные последствия.
Воскресенье / Царь умер. Да здравствует царь!
Текст Ис. 6:1 сообщает о смерти царя Озии. Прочитайте 2 Пар. 26 и ответьте на вопрос: какое значение имела смерть Озии?
В связи со смертью царя Озии имеет смысл обдумать некоторые сравнения и противопоставления.
1. Хотя правление Озии было долгим и процветающим, «но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его» (2 Пар. 26:16), и он попытался воскурить фимиам в храме. Священники справедливо остановили Озию, поскольку он не был потомком священников по линии Аарона (см. 2 Пар. 26:18), но царь разгневался. Когда царь отверг справедливое порицание, Господь тотчас поразил его проказой, и он оставался «прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме, и отлучен был от дома Господня» (2 Пар. 26:21). Как иронично, что Исаия видел в видении чистого бессмертного Божественного Царя в Его доме/храме именно в тот год, когда умер нечистый земной царь!
2. Мы видим поразительный контраст между Озией и Исаией. Озия пытался достигнуть святости, проявляя самонадеянность и следуя побуждениям гордого сердца. В результате он стал ритуально нечистым и был отделен от святости. Исаия, напротив, позволил Божьей святости открыться ему. Он смиренно признал свою немощь и жаждал моральной чистоты, которую получил (см. Ис. 6:5–7). Подобно мытарю в притче Иисуса, он пошел в дом свой оправданным, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).
3. Мы также замечаем удивительную параллель между пораженным проказой царем Озией и моральным разложением народа: «От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны» (Ис. 1:6).
4. Смерть Озии около 740 года до н. э. знаменует собой глубокий кризис в руководстве Божьим народом. Смерть любого абсолютного правителя грозит стране незащищенностью во время перехода власти. Но Иудее угрожала особая опасность, поскольку за несколько лет до этого, в 745 году до н. э., на трон в Ассирии взошел Феглаффелласар (Тиглатпаласар) III, который тотчас начал военные действия. В результате его народ стал непреодолимой силой, угрожавшей независимости всех стран Ближнего Востока. В это кризисное время Бог ободрил Исаию, показав пророку, что всё по-прежнему в Его власти.
Внимательно прочитайте 2 Пар. 26:16. Каким образом каждый из нас может встретиться с чем-то подобным? Почему, постоянно взирая на Голгофский крест, мы можем уберечься от падения?
Понедельник / «Свят, Свят, Свят» (Ис. 6:1–4)
Обратите внимание, о чем повествуют первые четыре стиха 6-й главы книги Исаии. Царь умирает во время серьезных политических потрясений, когда ассирийцы начали войну. Это было время настоящих опасностей, а Исаия не был уверен, кто управляет всем происходящим.
Что же происходило затем? Будучи восхищен в видении, Исаия созерцал великолепную славу Бога, сидящего на троне, слушал захватывающее пение сияющих серафимов, взывающих «Свят, Свят, Свят», и от гласа восклицающих чувствовал колебание земли под ногами. Он вглядывался сквозь клубящийся дым курений, наполняющий храм. Это был ошеломляющий опыт для пророка. Несомненно, теперь Исаия знал, Кто контролировал ситуацию, несмотря на происходящие события.
Где находится Господь в этом видении? (См. Ис. 6:1). Почему Господь решил явить Себя пророку именно здесь, а не где-нибудь в другом месте? См. Исх. 25:8; 40:34–38.
Иезекииль, Даниил и Иоанн находились в изгнании, когда Бог давал им видения (см. Иез. 1; Дан.7:9, 10; Откр. 4, 5). Подобно Исаии, они нуждались в особом утешении и ободрении, дабы убедиться в том, что Бог по-прежнему все контролирует, хотя их мир рушился (Даниил и Иезекииль были пленниками языческого народа, поработил и убивал их собственный народ, а Иоанн был сослан враждебной политической властью на пустынный остров). Несомненно, полученные видения укрепили их и помогли остаться верными Богу даже во время кризиса.
«Когда Исаия созерцал это откровение славы и величия Господа, он был преисполнен осознания чистоты и святости Бога. Какой разительный контраст между несравненным совершенством Творца и греховной жизнью тех, кто, как и сам Исаия, столько времени был в числе избранного народа Израиля и Иуды!» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 307). Непостижимая святость Бога, имеющая особое значение в видении Исаии, лежит в основе его вести. Бог свят, и Он ожидает святости от Своего народа — святости, которую Он Сам даст им, если только они раскаются, отвернутся от своих злых путей, покорятся Ему в вере и послушании.
Мы все порой попадаем в разочаровывающие ситуации, когда кажется, что все пропало. Даже если вы не получали видения о славе Божьей, как произошло с Исаией, расскажите, каким образом Господь поддерживал вас и вашу веру во время кризиса? Какие уроки вы извлекли из этого опыта? Поделитесь ими в вашем классе субботней школы.
Вторник / Новая личность (см. Ис. 6:5–7)
Во святилище/храме только первосвященник имел право являться в День искупления в присутствие Божье во Святом святых, находясь под защитой воскуряемого фимиама, иначе он мог бы умереть (см. Лев. 16:2, 12, 13). Исаия видел Господа, хотя не был первосвященником и не воскурял благовония! Храм был наполнен курениями (см. Ис. 6:4), напоминающими облако, в котором Божья слава являлась в День искупления (см. Лев. 16:2). Преисполненный благоговейного страха и думая, что ему пришел конец (сравните Исх. 33:20; Суд. 6:22, 23), пророк воскликнул в отчаянии, осознавая собственную греховность и греховность своего народа: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа… с нечистыми устами» (Ис. 6:5), это напоминало исповедание первосвященника в День искупления (см. Лев. 16:21).
«Окруженный светом Божественного присутствия во внутреннем святилище, он осознал, что в своем несовершенстве и несостоятельности он будет явно неспособен выполнить возложенную на него миссию» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 308).
Почему серафим взял горящий уголь с жертвенника, чтобы очистить уста Исаии? (См. Ис. 6:6, 7).
Серафим объяснил, что благодаря этому прикосновению к устам пророка, его вина и грех были удалены (см. Ис. 6:7). Здесь не был назван какой-то конкретный грех, не следует ограничиваться пониманием лишь греховной речи, поскольку уста символизируют не только речь, но и всего человека, произносящего ее. Получив моральное очищение, Исаия теперь мог воздавать чистую хвалу Богу.
Огонь — очищающее средство, ибо сжигает нечистое (см. Числ. 31:23). Но серафим использовал уголь, взятый из особого, святого огня на алтаре, т. е. на золотом жертвеннике курения (см. Исх. 30:6–8). Таким образом, серафим очистил и освятил Исаию. Более того, во время богослужения в святилище или храме уголь с жертвенника брали для того, чтобы поджечь фимиам. Сравните действия серафима с текстами Лев. 16:12, 13, повествующими о том, как первосвященник брал полную кадильницу углей с жертвенника и поджигал благовоние. Однако серафим прикоснулся горящим углем к пророку, а не к фимиаму. В то время как Озия хотел воскурить фимиам, Исаия сам стал подобен фимиаму! Как святой огонь поджигает благовонное курение и дом Божий наполняется святым ароматом, так этот огонь воспламеняет дух пророка, чтобы распространять святую весть. Поэтому не случайно в следующих стихах 6-й главы (см. Ис. 6:8 и далее) Бог посылает Исаию благовествовать Его народу.
С молитвой прочитайте отклик Исаии на небесное видение (см. Ис. 6:5). Как здесь отражена основная проблема грешных людей, живущих во Вселенной, созданной Богом, Который «Свят, Свят, Свят» (Ис. 6:3)? Почему Иисус, взошедший на крест, является единственным возможным ответом на эту проблему?
Среда / Царское поручение (см. Ис. 6:8)
«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6:8).
После своего очищения Исаия незамедлительно откликнулся на Божий призыв стать вестником, посланным от имени Бога. Выражаясь языком Нового Завета, Исаию можно было бы назвать апостолом, то есть «посланным».
Интересно, что книга Исаии, в отличие от некоторых других пророческих книг, не начинается с описания пророком своего призвания (ср. Иер. 1:4–10; Иез. 1–3). Он, очевидно, уже был призван к пророческому служению еще до событий 6-й главы. Библия сообщает, что встреча с Богом может воодушевить пророка даже после начала его служения (Моисей: Исх. 34; Илия: 3 Цар. 19). Также в отличие от других примеров, когда Бог призывал людей к пророческому служению, в 6-й главе книги Исаии пророк сам вызвался исполнять особую миссию.
Итак, главы 1–5 книги описывают состояние народа в то время, когда Исаия был призван впервые, после чего Господь делает его служение более действенным, вдохновив в храме и еще раз подтвердив поручение, данное Исаии как Божьему пророку.
Бог ободрил и укрепил Исаию в Своем храме. Есть ли еще в Библии свидетельства о том, что храм Божий является местом ободрения? См. Пс. 72:17; Евр. 4:14–16; 10:19–23; Откр. 5. О чем говорят нам приведенные тексты?
Божье святилище обладает мощной, внушающей благоговение силой; кроме того, оно является местом, где слабые, несовершенные люди, такие как мы, могут найти прибежище. Мы вновь получаем заверение в том, что Бог трудится ради нашего спасения через Христа, нашего Первосвященника.
Иоанн также видел Иисуса, представленного в образе жертвенного, как бы закланного (то есть со смертельной раной на горле) Агнца (см. Откр. 5:6). Это не было приятным зрелищем. Однако такое описание раскрывает истину о том, что Иисус, хотя и воскрес из мертвых и вознесся на небеса, постоянно носит в Себе событие, произошедшее на кресте. Он все еще вознесен от земли, чтобы привлекать всех людей к Себе у Своего жертвенника.
В вере и с молитвой входя в Божий небесный храм, находили ли вы для себя вдохновение и ободрение? Текст Евр. 4:16 приглашает нас с дерзновением приступать к Божьему престолу, «чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Если бы кто-то спросил вас, как вы получили благодать и милость в трудное время, что бы вы ответили?
Четверг / Ужасающее воззвание (см. Ис. 6:9–13)
Вновь поручая Исаии служение, почему Бог повелел пророку провозгласить такую странную весть Своему народу? См. Ис. 6:9, 10.
Дабы мы не подумали, будто Исаия плохо расслышал весть или она не была важной, Иисус процитировал ее, объясняя, почему Он учил притчами (см. Мф. 13:13–15).
Бог не желает, чтобы кто-либо погиб (см. 2 Петр. 3:9), именно поэтому Он послал Исаию к иудейскому народу, а Иисуса — в наш мир. Божье желание — не губить, а спасать для вечности. Одни люди откликаются на Его призыв, другие становятся еще более непреклонными в своем сопротивлении. Тем не менее Бог продолжает взывать к ним, вновь и вновь даруя возможность покаяться. Однако чем больше они сопротивляются, тем ожесточеннее становятся. В этом смысле результатом Божьих деяний по отношению к этим людям становится ожесточение их сердец, хотя Господь стремится смягчить их. Божья любовь к нам неизменна, решающим становится наш ответ на нее.
Роль служителя, как видно на примере Моисея, Иеремии, Иезекииля и Самого Христа, заключается в том, чтобы продолжать взывать к людям, даже если они отвергают весть. Бог сказал Иезекиилю: «Будут ли они слушать или не будут, ибо они — мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них» (Иез. 2:5). Задача Господа и Его слуг — предоставить людям выбор и дать ясное предостережение (ср. Иез. 3:16–21), даже если они в конце концов выберут погибель и изгнание (см. Ис. 6:11–13).
Учитывая все вышесказанное, как мы понимаем роль Бога в ожесточении сердца фараона? См. Исх. 4:21.
В тексте Исх. 4:21 содержатся такие слова Бога: «А Я ожесточу сердце его». Это первый из девяти случаев, когда Бог сказал, что ожесточит сердце фараона. Но есть и другие девять текстов, где говорится, что фараон сам ожесточал свое сердце (например, Исх. 8:15, 32; 9:34).
Из этих текстов ясно видно, что фараон проявлял свободную волю, иначе он не мог бы ожесточать свое сердце. Но утверждение, что Бог ожесточал сердце фараона, означает: Господь создавал обстоятельства, на которые фараон отвечал, делая свой выбор — отвергнуть данные ему Богом знамения. Если бы фараон открыл свое сердце для этих знамений, оно бы не ожесточилось, а смягчилось благодаря им.
В своем личном опыте с Богом вы когда-нибудь чувствовали ожесточение сердца по отношению к Святому Духу? Подумайте, что было причиной этого? Если тогда вы не считали такое состояние пугающим (ведь, по сути, это начало ожесточения сердца), то как смотрите на это сейчас? Где искать выход? См. 1 Кор. 10:13.
Пятница / Для дальнейшего исследования
«Среди всех сословий настолько процветало беззаконие, что и те немногие, кто оставался верен Богу, часто подвергались искушению потерять самообладание и впасть в отчаяние и разочарование. Казалось, что Божественный замысел относительно Израиля вскоре потерпит неудачу, и возмутившийся народ ожидает участь, подобная судьбе Содома и Гоморры.
Неудивительно поэтому, что Исаия, будучи призванным Богом в последние годы царствования Озии нести иудейскому народу Божью весть предостережения и обличения, уклонился от ответственности. Он прекрасно сознавал, что встретит упорное сопротивление. Осознавая собственную беспомощность, зная упрямство и неверие своего народа, для которого ему предстояло трудиться, он считал свою задачу невыполнимой. Отказаться ли ему в отчаянии от своей миссии и тем самым допустить, чтобы иудейский народ погибал в идолопоклонстве? Должны ли боги Ниневии и дальше царствовать на земле, а Бог небесный быть отвергнутым?» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 306, 307).
Вопросы для обсуждения: 1. Если бы скептик или атеист задал вам вопрос: «Как вы можете доказать, что ваш Бог заботится обо всех и обо всем?», что бы вы ответили? 2. Если Бог обо всем печется, почему страдают невинные? Означают ли стихи Ис. 1:19, 20, что в этой жизни с верными Богу людьми должно случаться только хорошее, а с непокорными Ему — только плохое? (Ср. с Иов. 1, 2; Пс. 36, 72). Можно ли и нужно ли рассматривать характер Бога в контексте несчастий, которые случаются с людьми? 3. Почему в Ис. 6 так много общего с Днем искупления? Рассмотрите факт, что в этот ежегодный Судный день Бог очищал Свой народ, снимая грех с верных (см. Лев. 16:30) и удаляя из народа неверных (см. Лев. 23:29, 30).
Заключение. Во время опасности, когда слабость человеческого руководства проявилась так болезненно очевидно, Исаии было дано величественное видение Верховного Правителя Вселенной. Замерший от собственного недостоинства, но очищенный и наделенный силой по милости Божьей, Исаия был готов идти в этот враждебный мир в качестве Божьего посланника.
Пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2021
Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда.
Пусть Бог заботится о Своём
Разговор в этой теме об участии человека в деле спасения. Необходимо ли прилагать собственные усилия для спасения? Можно ли разделить работу по спасению человека на Божью и нашу? Каково наше участие?
(читать полностью...)
Величайшие дни для мира еще впереди
Бог знает, как привлечь внимание! Он посылает четырёх ангелов одного за другим. Каково предназначение Трёхангельской вести? Звучала ли она раньше или весть уникальна?
(читать полностью...)
Независимо от дел закона
Почему Бог наделяет праведностью верующего человека независимо от его дел? Есть ли отличие между тем, что делаем мы и тем, что "делает" в нас Христос? Являются ли добрые дела дополнением к прощению нас Богом или всё же его следствием?
(читать полностью...)
Корпоративно едины «во Христе»
Никто не отрицает, что "во Христе" Бог примирил с Собою мир, сделав Его одно с нами. Поэтому Его жертва была действенна для всего мира, для всех. И сегодня мы можем быть коллективно едины "во Христе". Можем ли мы, в связи с этим, ощущать коллективную ответственность? Можем ли, ощущая такую ответственность, говорить о корпоративном (коллективном) покаянии?
(читать полностью...)
Жемчужины вести
Бог призывает ко многим изменениям людей, вошедших в состав комитетов, советов и так далее, и эти люди, составляющие данные комитеты, советы и тому подобное, являются теми людьми, которым и предстоит совершать эти изменения. Но как эти люди смогут совершать необходимые изменения в процессах, в которые они вовлечены, если сперва они не изменятся сами? Единственный способ совершить какое-то изменение заключается в изменении самих людей... Бог был отдалён от участия в Своём деле, от управления Своим делом в общем смысле, в работе советов, комитетов, церквей и так далее. Мы служили другим богам, потому что мы поместили людей, которые позволили поместить себя, между Богом и Его делом. Бог будет продвигать Своё дело в любом случае, но если вы не уступите Ему дорогу, не позволив Ему исполнять Свои намерения, то тем самым гнев Божий будет навлечён на тех, кто стоит на Его пути. Люди остаются, а также позволяют другим людям оставлять их на тех местах, которые они уже давно должны были оставить. Если мы уйдём с дороги, позволив Богу действовать, Он будет действовать Своей нежной рукой. Нам нет нужды навлекать на себя наказание плетью. →
Однажды маленький мальчик в Чикаго подошёл к незнакомцу и сказал ему: "Знаете ли вы, что вы являетесь величайшим грешником в мире?" Незнакомец удивился, и спросил, почему он является таковым. Ведь он никого не убивал, не совершал никаких преступлений. Мальчик сказал ему: "Величайшая заповедь гласит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими." Знаете ли вы об этом? Можете ли вы о себе такое сказать?" Он ответил: "Нет, я не могу о себе такого сказать". "Но ведь эта заповедь является величайшей из всех заповедей" - сказал маленький собеседник, - "Вы нарушаете самую великую заповедь, и поэтому являетесь самым великим грешником." →
Но почему древний Израиль ходил по пустыне? - По причине неверия. Они не увидели того, что Господь приготовил для них. А не увидели они этого потому, что не поверили Богу. Если бы они поверили Богу, то они бы увидели то, чего не увидели. И эта проблема характерна для Божьего народа и в наше время. Мы также не поверили в то, что было сказано древнему Израилю. Сказанное Израилю относится и к нам в такой же мере, как и к ним. Точно такое же Евангелие, которое было проповедано им, проповедано и нам. "Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие..." То, что удерживало их от обетованной земли, удерживает от этой земли и нас. Как я говорил прошлым вечером, мы находимся здесь совершенно необоснованно, потому что нас уже не должно было быть в этом мире. →