Быт. 3:19; Втор. 16:15; Исх. 25:10–30:38; Гал. 5:22–26; Еккл. 9:10; 1 Кор. 10:31.
Памятный стих:
«Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).
Труд — это замысел Бога. В совершенном мире до грехопадения Бог поручил Адаму и Еве ухаживать за садом (см. Быт. 2:15). Как и их Создатель, по образу Которого они были сотворены, наши прародители должны были заниматься творческим трудом и самоотверженным служением. Даже в непорочном мире, мире без греха, смерти и страданий, человечество должно было трудиться.
Сегодня, как и на протяжении всего периода времени — после идеального мира и в преддверии обещанного, нам необходимо рассматривать труд как одно из Божьих благословений. В древнем Израиле каждого ребенка учили ремеслу. Считалось, что отец, который не учил своего сына ремеслу, воспитывал преступника. Даже Иисус, Сын Божий, провел много лет, исполняя волю Своего Отца в честном труде как искусный ремесленник, возможно, обеспечивая жителей Назарета необходимой мебелью и сельскохозяйственными орудиями (см. Мк. 6:3). Все это также было частью воспитания, чтобы подготовить Его к предстоящему служению. В течение полутора лет изготавливая вместе с Акилой и Прискиллой палатки, апостол Павел выполнял дело Господа так же верно, как и дискутируя по субботам в синагоге (см. Деян. 18:1–4; 2 Фес. 3:8–12). На этой неделе мы рассмотрим тему труда и его роли в христианском образовании.
Слово «труд» — веское, твердое слово. Всего один слог, но он имеет несколько значений. В силу необходимости мы трудимся, чтобы на наших столах была пища, чтобы оплатить счета и отложить немного на трудные времена. Потерять работу зачастую хуже, чем мириться с неблагоприятной ситуацией на работе.
Работа может дать человеку чувство значимости. Труд — обычный способ ответить на вопрос «Чем ты занимаешься?» или даже «Кто ты?». Большинство пенсионеров продолжают трудиться неполный рабочий день столько, сколько могут, будь то за плату или по доброй воле. Работа дает повод вставать по утрам. Дайте подростку работу, и на одного правонарушителя станет меньше.
Прочитайте Быт. 3:19. Каков контекст этого стиха и что он говорит нам об иной стороне труда, по крайней мере для некоторых?
Труд, данный до грехопадения, внезапно меняется после грехопадения. В тексте содержится упоминание об иной стороне труда. Для некоторых труд означает лишь бремя ежедневных тяжелых работ, которые окончатся смертью. Люди трудятся на рабочих местах, к которым относятся с презрением, надеясь уйти на пенсию, пока у них еще есть здоровье. У других труд может даже стать центром жизни, всеобъемлющим источником их индивидуальности. Вдали от своей работы такие люди чувствуют себя подавленными или дезориентированными, неуверенными в том, что делать и куда двигаться. На пенсии они могут слабеть физически и психологически и скоро умирают.
Христиане должны научиться работать согласно Божьим методам. Труд — это больше, чем экономическая необходимость. Человек — больше, чем просто работник. Правильно понимаемое дело всей жизни человека — это путь служения, выражение связи с Господом (см. Кол. 3:23). Часть задачи учителя состоит в том, чтобы помочь ученикам найти работу, в которой их навыки и данные Богом способности пересекаются с потребностями мира.
Чем вы занимаетесь, что делаете в своей жизни и как можете лучше прославлять Господа своим трудом?
Что приведенные тексты сообщают о работе, используя слово «руки» в качестве символа?
Втор. 16:15
Еккл. 9:10
Притч. 21:25
Иер. 1:16
Бог дал нам «дело рук наших», чтобы мы могли обрести удовлетворение и радость (см. Притч. 10:4; 12:14). В психологии понятие «самоэффективность» означает веру в эффективность собственных действий и ожидание успеха от их реализации. Самоэффективность не повышается повторением: «Я думаю, что могу!» Фактически только выполнение какого-либо дела повышает самоэффективность.
Хотя «дело рук наших» является Божьим благословением (см. Пс. 89:17) и позволяет нам жить полноценной жизнью, конечный план Господа заключается в том, чтобы это дело благословляло других. Павел призывает нас трудиться, делать что-то полезное своими руками, дабы иметь чем поделиться с другими. Несомненно, апостол жил по этому принципу: «Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: „блаженнее давать, нежели принимать“» (Деян. 20:34, 35).
Простая молитва Неемии должна стать и нашей молитвой: «Потому ныне укрепи мои руки» (Неем. 6:9; ИПБ — сноска, в ряде переводов это выражение передано как молитва Неемии к Богу).
Как вы относитесь к своей работе? Как можете использовать свою работу, чтобы быть бо́льшим благословением для других?
Когда Бог повелел Моисею построить «для Него» скинию (шатер), Моисей мог сказать: «Нет проблем, Господи! Я ставлю шатры с тех пор, как сорок лет назад убежал из Египта… Через несколько минут шатер будет готов!» Для любого человека, живущего в полукочевой мадианитянской культуре того времени, установка шатра была простым делом. Он мог бы сделать это с завязанными глазами, по привычке, размышляя о других, гораздо более важных вещах. Чего Моисей, возможно, никак не ожидал, — это очень подробного набора чертежей и длинной «инструкции по сборке», касающейся каждого предмета внутреннего убранства, а также одежд священника, — почти 150 пошаговых инструкций. Чтобы сделать простой стол, Моисей должен был выполнить семиступенчатую процедуру сборки (см. Исх. 25:23–30).
Внимание Бога к деталям строительства скинии (а позже и к указаниям для ритуалов жертвоприношений) свидетельствует о преобладающем духе совершенства, стремлении создать не что иное, как шедевр. Материалы были высочайшего качества, дизайн — безупречный, работа — выдающейся; все свидетельствовало: Бог не принимает небрежную работу! (См. Иер. 48:10).
И хотя стандарт казался высоким, Господь Сам выбрал людей для его достижения. Мы читаем в Исх. 31:1–6; 35:30–36:1, что Он Сам даровал людям необходимые навыки. Эти люди были «исполнены Духом», Который давал им способности и знания во всех видах тонких работ, дабы создание скинии и ее убранства происходило так, как «повелел Господь» (Исх. 36:1). Более того, те же два главных мастера также были наделены «способностью учить» (Исх. 35:34), чтобы их знания и навыки оставались в израильском обществе. Хотя эти двое выделены в данной истории как избранные Богом руководители, другие люди также получили подобные дары и присоединились к работе (см. Исх. 36:2).
Таким образом, то, что человек — падшее, греховное существо, не может быть веским оправданием для решения любой задачи с чем-либо меньшим, чем максимальная преданность делу. Бог ожидает, что мы всегда будем действовать наилучшим образом, используя наши таланты, навыки, время и образование во благо, для достижения великих целей.
Прочитайте Гал. 5:22–26. Какие упомянутые Павлом качества присущи вам и отражаются в вашем труде?
«Толковый словарь Нового Завета» определяет духовного человека как «того, кто проявляет плод Духа свойственным ему образом». Благодаря нашей связи со Христом мы будем действовать как верующие во всех аспектах своей жизни.
Во Флоридском госпитале лежал умирающий пациент, а его лучший друг дежурил у его постели. Медсестры часто заходили в палату, заботясь о нуждах пациента. Желая поддержать разговор, друг спрашивал медсестер, где они проходили обучение. Многие говорили, что получили образование в колледже Флоридского госпиталя.
Это произвело на друга большое впечатление. Впоследствии он несколько раз посетил колледж Флоридского госпиталя, желая узнать, что он из себя представляет. Почему? По словам этого человека, медсестры, обучавшиеся в данном учебном заведении, всегда проявляли к его умирающему другу больше нежной заботы, чем медсестры, обучавшиеся в другом месте. Он отметил большую разницу в отношении тех и других к его умирающему другу.
Поэтому он задал много вопросов о колледже, его миссии и в итоге оставил дар в размере ста тысяч долларов для обучения новых медсестер, таких как те, которых увидел в больнице. Да, духовность — это образ жизни.
Как вы проявляете свою духовность в повседневных задачах жизни? Как вы считаете, какое впечатление вы производите на окружающих?
Многие, когда их просят прокомментировать христианское управление, ограничивают свои размышления финансовой ответственностью христианина. Хотя деньги, безусловно, являются важным аспектом управления, ограничивать его только деньгами слишком узко. В теории организация управления означает ответственность руководства за разработку и правильное использование всех имеющихся ресурсов.
Какими ресурсами Бог благословил нас как церковь? Петр утверждает, что у каждого человека есть дары, которыми его наделил Творец. Апостол относится к таким одаренным христианам как к «священству святому» (1 Петр. 2:5), ответственному перед Богом за управление всеми Божьими дарами: деньгами, временем, энергией, талантами и др.
Прочитайте Еккл. 9:10 и 1 Кор. 10:31. Какая весть содержится в этих стихах о том, как мы должны трудиться и обучать людей труду?
Одна из распространенных ловушек сегодняшней жизни — склонность разделять различные аспекты жизни. Существует трудовая жизнь, семейная, духовная и даже жизнь на досуге. В некоторых случаях привычка отделять разные сферы жизни так, чтобы они мало или совсем не пересекались между собой, желательна. Например, нехорошо приносить домой работу, которая мешает выполнению семейных обязанностей. Стремление к досугу не должно сокращать время, которое мы проводим с Богом.
Однако такое ограничение нельзя применять к нашей духовной жизни. Трудовая деятельность христианина проистекает из общения и труда с Богом. Труд — один из способов, с помощью которого мы можем на опыте познавать присутствие Бога. Отделить нашу религиозную жизнь, ограничить Бога одним днем, одним часом или даже одной областью жизни означает отвергнуть само присутствие Бога в других областях.
Проанализируйте свою жизнь: не разделяете ли вы ее на духовную и другие сферы? Если вы это делаете, как можно научиться позволять духовности господствовать во всех сферах жизни?
Труд — проклятие или благословение? Кажется, что он стал частью проклятия греха (см. Быт. 3:17). Более внимательное прочтение показывает, что проклята была земля, а не труд. Эллен Уайт говорит, что Бог предназначил труд как благословение: «Из любви к человеку с тех самых пор была определена жизнь, полная труда и забот. Появление столь суровой школы было необходимо вследствие совершенного человеком греха, дабы научить его обуздывать свои страсти и аппетит, развивать самообладание. Это также являлось частью великого замысла Божьего в возрождении человека из бездны греха и вырождения» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 60). Возможно, мы сами сделали труд проклятием из-за монотонности, переутомления или переоценки его роли в нашей жизни. В какой бы ситуации ни находились, мы должны научиться надлежащим образом относиться к труду. А христианское образование должно учить людей осознавать ценность труда и в то же время не делать из него кумира.
Вопросы для обсуждения:
- Прочитайте Еккл. 2:18–24. Почему Соломон говорит о труде как о благословении и проклятии в одном и том же библейском отрывке? Какие намеки содержатся в этих текстах на то, что может иметь значение для нашего отношения к труду?
- Именно посредством труда мы заботимся о наших семьях. Как мы можем передать положительное отношение к труду нашим семьям?
- Грань между превосходным выполнением работы и трудоголизмом иногда очень тонка. Как нам удержаться от пересечения этой грани? См. Еккл. 2:23.
- Павел весьма ясно заявил: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Этот принцип, конечно, весьма разумен. Существуют ли ситуации, когда он не применим? То есть почему мы должны стараться не делать его железным правилом, которое никогда не следует нарушать?