Рим. 1:18–21; Пс. 18:1–6; 95:9; Быт. 3:6; 1 Тим. 6; Притч. 1; Иов. 38.
Памятный стих:
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).
Образование включает в себя гуманитарные и естественные науки. Но когда мы изучаем или преподаем эти науки с библейской точки зрения, что это подразумевает? Мы просто предлагаем отдельные библейские стихи, которые относятся, например, к определенному аспекту современной медицины или истории искусств? При этом мы можем связать наши практические уроки с удивительной силой Бога, явленной в создании нашего сложно устроенного мира. Однако простое цитирование текстов Священного Писания в уроке из учебника — это лишь малая часть истинного образования, спасительного и искупительного.
Чтобы такое образование действительно функционировало, мы нуждаемся в Слове Божьем, дабы внести его учение в каждую дисциплину — от гуманитарных наук до молекулярной биологии. Без этого мы можем потерять из виду величие Бога, Его суверенитет как Творца и Хранителя нашего мира. Осознавая, что Господь рассматривает Свое творение как взаимосвязанное и значимое, мы приближаемся к пониманию того, как можно и нужно преподавать определенные дисциплины.
На этой неделе мы рассмотрим некоторые принципы преподавания гуманитарных и естественных наук с христианской точки зрения.
Рассмотрим, к примеру, период беременности женщины. Биология учит, что новая разумная человеческая жизнь возникает из одной оплодотворенной яйцеклетки и развивается до полного созревания в течение девяти месяцев. В течение всего этого цикла проявляются признаки присутствия любящего Творца. О любви и благости Бога свидетельствует даже место развития плода — прямо под постоянно бьющимся сердцем матери. По мере увеличения плода увеличивается и живот матери. Будущая мать всегда осведомлена о своем ребенке, как и наш Небесный Отец все и всегда знает о Своих детях.
Прочитайте Рим. 1:18–21; Пс. 18:1–6 и Неем. 9:6. Что эти тексты сообщают о деятельности Бога как нашего Творца?
Даже после шести тысяч лет греха и тысячелетий после всемирного опустошительного потопа существует чрезвычайно убедительное свидетельство не только о Боге как о нашем Творце, но и о Его силе, любви и благоволении. Действительно, это свидетельство настолько мощно, что Павел в Рим. 1:18–21 заявляет: отвергающие Бога будут «безответны» в день суда, поскольку о Нем можно достаточно узнать из Его творений. Другими словами, люди не смогут оправдаться незнанием!
Особенно теперь, когда многие люди поклоняются творению, а не Творцу, насколько важно, чтобы христианское образование в области гуманитарных и естественных наук всегда основывалось на предпосылке, что Бог — Творец, Вседержитель и Хранитель всего сущего. В конце концов, любые идеологии и теории, которые отрицают или исключают Бога, могут привести только к заблуждению. Почти все светское образование построено на отрицании существования Бога; христианское образование не должно попадать в эту ловушку и даже завуалированно исходить из принципов, основанных на предположении, что Бога не существует. Иначе люди обречены на заблуждение.
Подумайте о невероятных чудесах и красоте нашего мира даже после грехопадения. Как мы можем научиться извлекать из этого надежду и утешение, особенно во время личных испытаний и страданий?
Оскар Уайлд сказал, что «красота в глазах смотрящего», но мы не должны забывать, Кто именно создал глаз (см. Притч. 20:12). Хотя нам следует быть осторожными, чтобы не поклоняться самому творению, его красота свидетельствует о Боге-Творце и Его любви к красоте. Если наш падший мир до сих пор выглядит так красиво, кто может представить, каким он был до грехопадения? И это убеждает нас в том, что Бог действительно является Творцом всего прекрасного.
Поэтому изучение гуманитарных и естественных наук может и должно приблизить нас к познанию характера Господа. Являясь частью Божьих произведений искусства и научным феноменом, мы можем больше узнать о нашей собственной идентичности во Христе.
«Бог желает, чтобы Его дети ценили Его дела и наслаждались простой, тихой красотой, которой Он украсил наш земной дом. Он любит все прекрасное, но красота характера для Него превыше внешней привлекательности. Он хотел бы, чтобы мы совершенствовали в себе чистоту и простоту, которые так привлекают нас в цветах» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 85).
Прочитайте Быт. 3:6. Что текст сообщает нам о том, что красота и привлекательность сами по себе необязательно хороши или святы? См. также Притч. 6:24, 25; 31:30.
К сожалению, у нас есть враг, который извращает все сотворенное и использует это в своих интересах. Поэтому неудивительно, что красота и понятие красоты могут быть использованы против нас. Таким образом, христианское образование, руководствуясь Священным Писанием, должно помочь нам (особенно в области гуманитарных наук) научиться быть осторожными и понимать: не все прекрасное обязательно является хорошим или святым.
Что из «прекрасного» необязательно свято и хорошо? А что, являясь прекрасным, может быть превращено в несвятое и плохое в зависимости от обстоятельств? Какой стандарт мы используем, чтобы различать это?
В 1 Тим. 6 нам даны не только четкие указания относительно того, чего следует избегать, но и обширное объяснение причин этого. От каких занятий предостерегает Павел в стихах 9 и 10?
Прочитайте остальную часть 1 Тим. 6. Какие основные занятия поддерживает Павел?
В стихе 1 Тим. 6:20 Павел предостерегает против «лжеименного знания» (т. е. знания, которое не имеет ценности). Хотя апостол писал данные слова в контексте своего времени, этот принцип применим до сих пор. Подумайте обо всех не только современных учениях, верованиях и информации, но и существовавших на протяжении истории человечества, которые были ложными. Люди действительно могут быть мастерами обмана.
В течение почти двух тысяч лет самые умные люди в мире, специалисты, считали, что Земля неподвижно стоит в центре Вселенной, в то время как все звезды и планеты вращаются вокруг нее идеальными кругами. Чтобы подкрепить это убеждение, использовались некоторые очень сложные математические и естественно-научные вычисления, при том что оно оказывалось неверным практически во всех случаях. Следовательно, мы можем сказать, что эти специалисты заблуждались, и это учение, безусловно, было «лжеименным знанием».
Современная биологическая наука основывается на предположении, что жизнь появилась миллиарды лет назад, случайно, без Бога и без стоящего за ней замысла. В то же время появилось невероятное количество сложной детализированной научной литературы, основанной на этом учении. Какие уроки мы можем извлечь из подобных примеров относительно того, как люди, даже специалисты, могут быть мастерами обмана? Как осознание этого должно влиять на христианское образование в целом и преподавание науки в частности?
Библия постоянно противопоставляет глупость и мудрость. Книга Притчей справедливо напоминает нам об опасностях безрассудного поведения и пребывания в обществе глупцов. Различие очевидно: Бог желает, чтобы Его народ искал небесной мудрости, дорожил и обогащался ею.
Студенты, изучающие гуманитарные и естественные науки, используют свои таланты, чтобы получить знания и стремиться к совершенству в учебе. Подобным же образом поступают преподаватели этих дисциплин. Благодаря знаниям и способностям мы можем быть способны на творческие успехи и научные достижения.
И все же с христианской точки зрения что в действительности значат познания в гуманитарных и естественных науках, если они не включают в себя знаний о том, каковы различия между правильным и неправильным, добром и злом, истиной и заблуждением? Иногда достаточно просто прочитать немного о жизни некоторых из считающихся величайшими художниками мира, чтобы увидеть: обладание замечательным умением и талантом не равносильно нравственной или честной жизни. Также можно утверждать, что великие ученые, занимающиеся созданием биологического или химического оружия массового уничтожения, могут быть высокообразованными и весьма одаренными, но каковы плоды их труда? Как мы уже говорили ранее, знания сами по себе необязательно являются чем-то хорошим.
Прочитайте Притч. 1:7. Что является ключом к истинному христианскому образованию?
Один лауреат Нобелевской премии, атеист, изучающий Вселенную и стоящие за ней физические силы, писал: «Чем более постижимой представляется Вселенная, тем более бессмысленной она кажется». Что это должно сказать нам о том, каким образом знания сами по себе могут не только не иметь смысла, но и, что еще хуже, привести к вопиющим заблуждениям?
«Многие учат, что материя обладает жизненной силой и наделена определенными свойствами, поэтому может действовать благодаря собственной энергии; что явления природы пребывают в полной гармонии с неизменными законами, над которыми не властен даже Сам Бог. Это — ложная наука, и Слово Божье не подтверждает ее. Природа — слуга своего Создателя… Природа свидетельствует о наличии разума, активной энергии, проявляющихся в ее законах и через них. В природе непрестанно действуют Отец и Сын. Христос говорит: „Отец Мой доныне делает, и Я делаю“ (Ин. 5:17)» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 114).
К сожалению, как говорилось ранее, большинство наук исходит из атеистических, материалистических предпосылок. А это означает следующее: ученый может созерцать нечто невероятно красивое или невероятно сложное, даже нечто невероятно красивое и сложное одновременно, и при этом утверждать, что оно возникло случайно, без какого-либо предварительного замысла или намерения.
Фактически ученые с таким мировоззрением утверждают это постоянно. Жизнь на земле во всей ее красоте и сложности — от бабочек до людей — они объясняют не чем иным, как результатом химических реакций, миллиарды лет назад случайно создавших простейшую форму жизни, которая благодаря случайной мутации и естественному отбору превратилась во все живое, что сегодня движется и дышит.
Наука в ее сегодняшнем виде утверждает, что сама идея сверхъестественного Творца является ненаучной, поскольку не может быть проверена научными методами, и, следовательно, наука не может иметь дело с такой идеей. Такое предположение — не то, чему учит сама наука (фактически наука, казалось бы, учит противоположному: вся красота и сложность мира действительно должны указывать на Творца), но является философской позицией, навязанной научной дисциплине самими учеными.
Однако Священное Писание учит, что Бог не только создал, но и поддерживает все (см. Кол. 1:17). Это означает, что любое истинное христианское образование в области естественных наук должно основываться на радикально иных предпосылках, чем заявленных такой наукой. Столкновения неизбежно случаются, особенно когда дело доходит до первопричин, или истоков.
Если рассматривать первую причину (то есть поиск ответов только в мире природы), она подходит для отслеживания ураганов, однако абсолютно бесполезна для объяснения первопричины, начинающейся со слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Что может наука, отрицающая сверхъестественное в происхождении, преподать нам о происхождении, которое было абсолютно сверхъестественным?
А постоянство природы? Это кажется логичным, за исключением того, что текст Рим. 5:12 («Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили») подразумевает: природная среда непостоянна и качественно отличается от всего, с чем сегодня сталкивается наука. Мир, в котором не существовало смерти, радикально отличается от всего, что мы сегодня изучаем, поэтому предположение, что эти два мира были очень похожи, когда они не были таковыми, также приведет к заблуждению.
Следовательно, наука ошибочно понимает первопричину, истоки, ибо отрицает два важнейших аспекта Творения: сверхъестественную силу, стоящую за ним, и радикальный физический разрыв между состоянием первоначального творения и нынешнего.
Вопросы для обсуждения:
- Поговорите науроке о красоте. Что такое красота? Как мы ее определяем? Почему христианин может определять и понимать красоту иначе, чем нехристианин?
- Христос мог прийти наземлю как блестящий ученый и быть щедро вознагражденным за Свои исследования, вызывающие переворот в мире науки. Он мог бы получить широчайшую известность как виртуозный музыкант. Однако вместо этого Он пришел и стал скромным ремесленником. Иисус принимал участие в сотворении Вселенной, но на земле трудился в мастерской и послушно исполнял Свои обязанности. Какую моральную поддержку этот факт оказывает нам в нашей учебе или профессиональной деятельности?
- Хотя не каждый христианин призван преподавать в школах, христиане всегда, намеренно или не осознавая этого, учат других словом и делом. Какие же привычки должен развивать христианин как ученик Христа и учитель для мира?