Быт. 1:26, 27; Ис. 11:1–9; 2 Тим. 3:14–17; 3 Цар. 4:29–34; Ин. 14:17; 1 Кор. 2:1–16.
Памятный стих:
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).
Библия рассказывает долгую историю о Боге и Его народе. Иногда ее рассматривают как историю безответной любви, по крайней мере, до времени. Или же ее можно воспринимать как историю об Отце и Его мятежных детях, которые в конце концов одумались.
Но, исследуя урок текущей недели в контексте образования, мы обнаружим в библейской истории другую тему, а именно тему учителя и его учеников. Ученики продолжают «проваливать» свои тесты, но учитель снова и снова терпеливо объясняет уроки, пока наконец некоторые не усваивают их.
Библейская история мало чем отличается от наших, хорошо известных нам человеческих историй, за одним исключением. История Бога и Его народа обеспечена хорошим финалом, она достигает своей цели. Именно благодать Бога к Его народу делает такой исход возможным. Ответственность человека в этих отношениях часто была неправильно понята и даже пугала многих, считавших ее обременительной. Но на самом деле библейская история — это, по сути, приглашение познать Бога и понять Его волю. Более того, учеба с целью познания Бога является нашим главным откликом на Его благодать. Мы не можем заслужить Божью благодать, однако можем усвоить ее; и именно благодати должно учить христианское образование.
Словосочетание «образ Божий» в течение веков озадачивало толкователей Библии. Что это за образ, по которому были созданы первые люди? Означает ли это, что Бог изваял Свое новое творение внешне похожим на Себя? Или же что люди более похожи на Бога, чем все остальные формы жизни? А может, выражение «образ Божий» подразумевает интеллектуальное сходство и совместимость между Творцом и Его человеческим творением? Библия не дает точного объяснения этому выражению, хотя исследователи извлекли из нее множество его толкований. Однако мы можем видеть, что после грехопадения этот образ изменился, поэтому Эллен Уайт сказала, что цель образования — восстановить в человеке образ его Создателя (см. Воспитание, с. 14–16).
Как христианское образование может достичь столь примечательной цели?
Мы должны помнить, что Господь создал нас для отношений с Ним, подобных отношениям между родителями и их детьми. Бог создал нас по Своему образу (как и дети похожи на родителей, соответствуют их образу — см. Быт. 5:3), чтобы Он мог воспитывать нас и мы были Его детьми, принадлежащими к Его семье. Господь может общаться с нами и вступать в длительные отношения. Следовательно, образ Божий — это скорее образ мышления, который позволяет общаться Богу и человеку. Именно это и происходит в процессе воспитания и образования: сначала дома между родителями и детьми, а затем в школе, когда учителя берут на себя труд по образованию. Бог задумал этот процесс обучения, когда, выделяя нас из многих других форм жизни, Он создавал нас по Своему образу. Господь совершил это, чтобы мы могли учиться у Него, все больше познавая Его.
История искупления — это история воспитания и образования от Творения до пересотворения. Бог — Учитель, а небеса — школа на все времена (см. Э. Уайт. Воспитание, с. 301). Как эта идея должна влиять на наши обязательства в отношении христианского воспитания и образования дома, в церкви, школе, университете и в течение всей жизни?
Следовательно, труд учителя был для Иисуса особенно подходящим способом совершать Свое общественное служение. В некотором роде Его дело искупления сходно с делом наставления. Более того, это было предсказано пророком Нового Завета Иоанном Крестителем.
Прочитайте Ис. 11:1–9. Что здесь говорится о роли Иисуса как Наставника?
Одно из самых поразительных мессианских пророчеств в Священном Писании содержится в Ис. 11. Стихи 1–3 изображают грядущего Мессию c помощью терминов из сферы образования как обладающего знаниями, советами, мудростью и разумением. Отрывок заканчивается примечательным обетованием: «Земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:9). Возможно, именно эти поучения Священного Писания вдохновили Эллен Уайт отметить, что дело воспитания/образования и дело искупления составляют одно целое (см. Воспитание, с. 30).
Прочитайте тексты Ин. 3:1–3. Никодим обратился к Иисусу как к Раввину. Кроме того, на основании Его чудес и понимания смысла жизни Никодим распознал, что Его дары наставничества исходят от Бога.
Конечно, наставничество, или преподавание, — дар Божий. Этот дар принял Иисус, и ученики признали Божественный авторитет Его дара. То же самое должно характеризовать также современных учителей и учеников.
Какую роль мы играем в исполнении пророчества о том, что ведение Господа распространится по всей земле?
Слово «Тора» — название первых пяти книг Священного Писания — иногда переводят как «Закон», отчасти потому, что в этих книгах много законов. Но термин «тора» означает также «учение» или «наставление». Такое понимание очень отличается от того, что многие подразумевают под «законом» в Библии, считая, что закон — это правила и предписания, которым мы должны следовать, дабы не потерять благосклонности Бога. Однако Закон предназначен для использования в качестве учебного и практического материала о том, как, применяя Божьи принципы, прожить успешно и безопасно в отношениях завета, задуманных Богом еще при сотворении человека.
Следующая часть еврейской Библии состоит из двух разделов. «Пророки» сообщают, насколько хорошо Божий народ овладел этим учебным материалом и жил согласно ему (Ранние пророки, или исторические книги), а также что они должны были извлечь из этого учебного материала (Поздние пророки). Оставшаяся часть Ветхого Завета (называемая на еврейском языке «Писания») полна примеров успешных и менее успешных учителей и учащихся, а также их опыта в сфере образования. Примерами успешных учителей и учащихся в этих книгах можно назвать Есфирь, Руфь, Даниила и Иова. Среди потерпевших неудачу оказались четверо друзей Иова. Безусловно, книга Псалтирь — это сборник гимнов, но даже она содержит наставления: например, псалмы 1, 36, 72.
В Евангелиях много материала для образовательных целей, особенно притчи Иисуса. Многие послания Павла начинаются с сильного провозглашения Благой вести, но заканчиваются методическим материалом, практическими уроками для повседневной жизни христиан. Книга Откровение полна учебного материала. Например, полностью представлено будущее церкви Христовой в книге, которую может раскрыть только Агнец Божий — Иисус, величайший Учитель (см. Откр. 5:1–5).
Некоторые могут сказать, что не все учебные материалы из книг Моисея применимы в наше время, и это правильно. Например, отрывок Втор. 17:14–20 содержит некоторые весьма четкие инструкции об избрании кого-либо на царский престол. Сегодня, конечно, мы не назначаем царей (но участвуем в выборах). Как мы определяем, насколько применим весь учебный материал Священного Писания в наше время?
Прочитайте 3 Цар. 4:29–34. Что этот отрывок говорит нам о важности мудрости?
Царя Соломона считают очень мудрым человеком, который говорил о жизни животных и растений, изрекал мудрые притчи; он слыл мудрейшим из людей (см. 3 Цар. 4:29–34). Книги Притчей и Екклесиаста содержат много мудрых наставлений по многочисленным предметам, приписываемых Соломону, а также другим мудрым учителям древности (см. Притч. 1:1; 25:1; 30:1; 31:1).
Согласно Библии, образование призвано умудрять учащихся. Каждый человек учится мудрости у родителей и учителей, особенно в молодости (см. Еккл. 12:1), но на самом деле человек накапливает мудрость в течение всей жизни. Мудрость, как правило, имеет практическую сторону, например, Соломон призывает учиться у муравьев, которые летом заготавливают пищу на зиму (см. Притч. 6:6–8).
Библейская мудрость не только практична, но также опирается на теоретическую основу, поскольку начинается с веры в Бога и следует определенным основополагающим принципам (см. Притч. 1:7).
Мудрость помогает нам жить ответственно, для блага других и содействует нашей защите от несчастья. Наконец, как и современное образование, мудрость не отвечает на все наши вопросы, но она дает нам возможность быть довольными уже полученными знаниями и продолжать искать неизвестное. А это хорошая позиция, с которой мы можем учиться познавать Бога и доверять Его благодати. Согласно Иер. 18:18, роль мудрого учителя приравнивается к роли священника и пророка. В случае их повиновения Божьим принципам все трое передают вести от Бога Его народу в форме наставления в законе, советов по образованию и особых вестей от Бога.
Как мы можем научиться мудрости и затем передать ее тем, кто придет после нас? Почему для нас, людей, это так важно?
Но Иисус знал, что Его ученики должны продолжить обучение, поэтому он обеспечил Своих последователей непрерывным образованием под попечительством Святого Духа. В других местах этот Учитель и Посредник назван Утешителем или Ходатаем (в греческом языке пара́клетос), Который пребудет с последователями Иисуса вовек (см. Ин. 14:16, 17). Он является Духом истины. Хотя Святой Дух не назван Просветителем, Его труд, безусловно, обучающий, особенно в том, что касается поиска и нахождения истины. В слове «посредник», как можно перевести слово «параклет», есть нужный смысл: тот, кто служит для передачи знаний, посредничает в просвещении.
Прочитайте 1 Кор. 2:1–16. Какие важные истины излагает Павел, особенно в контексте образования?
Павел начинает с такого напоминания коринфянам: впервые придя к ним, он не говорил ни о чем, кроме Иисуса Христа, Его распятия и воскресения (см. 1 Кор. 2:2), — никаких мудрствований, а только провозглашение Благой вести. Но апостол не ограничился этим (см. 1 Кор. 2:6), поскольку, как только новообращенные христиане повзрослеют, он вернется, чтобы преподать им сокровенную премудрость, предназначенную Богом прежде веков (см. 1 Кор. 2:7), и даже глубины Божьи (см. 1 Кор. 2:10). Коринфяне будут всё изучать под руководством Духа Божьего, когда Он соединится с духом учащегося.
Насколько глубоким будет это изучение и насколько познание будет открыто для водимых Духом? Глава завершается цитатой из книги пророка Исаии: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него, и учил Его?» (Ис. 40:13). Пророк, разговаривая со своими современниками, сказал, что никто не может этого сделать. Но Павел добавляет: «…мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:16), подчеркивая, что исполненные Духом христиане имеют доступ к духовным знаниям и их пониманию (стихи 10–13), необходимому для постижения пути праведности.
Причина, по которой христиане всегда учатся, заключается не просто в интеллектуальной любознательности или стремлении овладеть знаниями, а, скорее, в том, что христианская жизнь и вера проникают в каждый уголок повседневной жизни. Ведь еще так много необходимо познать! Поэтому в посланиях Нового Завета содержатся как провозглашение об Иисусе (иногда называемого новозаветным словом кэ́рюгма — 1 Кор. 1:21), так и обучение всему, чему христиане должны научиться (иногда называемое новозаветным словом дида́ско — Деян. 1:1). Хороший пример провозглашения можно увидеть в 1 Кор. 2:2–4, тогда как наставления начинаются с 1 Кор. 4 и продолжаются в оставшейся части послания. Так чему же христиане должны учиться?
Работа, отдых, социальные вопросы, общественные отношения, церковь и богослужение, экономика, благотворительность, отношения с властями, консультирование, семейные отношения и воспитание детей, пища и ее приготовление, одежда, даже старение и подготовка к завершению жизни — все это и многое другое должен познавать христианин. Такие знания не приходят сами собой, этому необходимо учиться.
Вопросы для обсуждения:
- Насколько важна для миссии церкви просветительская деятельность?
- Что имела в виду Эллен Уайт, когда писала: «Небеса — это… школа» (Воспитание, с. 301)?
- Еще раз прочитайте 1 Кор. 2:1–16. Согласно словам Павла, что Бог открывает нам Святым Духом? Поразмышляйте о его утверждении о том, что власти и мудрость века приходящи. Если апостол выразился так в свое время, то что можно сказать о «мудрости» нашего века?