Дан. 3; Откр. 14:6–12; Пс. 77:1–17; Ин. 4:7–26; 1 Пар. 16:1–36; Мк. 7:1–13.
Памятный стих:
«Воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лицо Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его» (1 Пар. 16:29).
Поклонение является частью природы человека, его натуры, даже падшей человеческой натуры. Мы были созданы Богом как свободные существа, которые будут поклоняться Ему, ибо любят Его и знают, что Он достоин поклонения. Такое поклонение, конечно, было легким в мире перед грехопадением, где люди имели непосредственный доступ к Богу среди творения, не омраченного грехом, смертью и разрушением, — творения, которое мы, знающие только о падшем мире, едва ли можем себе представить.
Сегодня, хотя в нас все еще остается врожденная потребность в поклонении, она, как и всё в окружающем мире, была искажена грехом. А это означает, что мы как поклоняющиеся существа можем в конечном счете поклоняться не Богу или же поклоняться Ему не так, как должно (см., например, Мк. 7:1–13; Иер. 7:4).
Следовательно, поскольку поклонение занимает центральное место в христианском опыте, христианское образование должно заниматься вопросом поклонения. Именно эта тема будет предметом нашего исследования в течение недели.
Мы все поклоняемся — чему-либо, кому-либо. На протяжении всей истории человечества и даже сегодня люди практикуют поклонение. В Древнем Египте некоторые поклонялись фараону; в другие времена в других странах поклонялись статуям рыб, многоголовых богов, мнимых божеств, а также солнцу, луне, звездам.
Сегодня большинство людей хорошо образованны, чтобы склониться перед изображением лягушки (но, по-видимому, не перед изображением святого). Однако вряд ли это означает, что люди, даже светские, не поклоняются чему-либо: деньгам, власти, сексу, себе, рок-звездам, актерам, политикам. Всё, что мы любим больше всего, на чем сосредоточиваем основное внимание, ради чего живем, — это объект нашего поклонения. И, как предупреждал американский писатель Дэвид Фостер Уоллес, если вы поклоняетесь не тому, чему следует поклоняться, оно «съест вас заживо».
Что сообщает нам история в Дан. 3 о важности истинного поклонения?
Три молодых иудея воспринимали вторую заповедь (см. Исх. 20:4–6) серьезно, как повелел Бог. В конце концов, это часть Десяти заповедей, наряду с запретами на убийство, воровство и так далее. Надлежащее поклонение настолько важно, что становится главной проблемой и в последние дни перед Вторым пришествием Христа. Таким образом, христианское образование должно включать в себя весь вопрос поклонения: что это такое, как мы его совершаем, почему оно важно и кому мы поклоняемся?
Прочитайте Откр. 14:6–12. Что отрывок сообщает нам о том, насколько значимым будет вопрос поклонения во время последнего кризиса перед возвращением Христа?
Псалмы — это в основном стихи, тексты песен. Еврейское слово тэхилли́м, переводимое как «псалмы», означает «песни хвалы». И когда мы поем хвалу Богу или делаем что-то другое, мы поклоняемся Господу.
Прочитайте Пс. 77:1–17. Какова основная весть отрывка и как она согласуется с вопросом образования и поклонения?
Для вести псалма 77 существует отдельное определение. В стихе 2 Асаф упоминает о том, как мы будем делиться гаданиями из древности. Словом «гадания» передано использованное в тексте оригинала слово хида́ — загадка, притча, трудное высказывание. В других переводах это слово передано как «тайны» (см. переводы ИПБ; РБО). Дело в том, что образование в Израиле обязательно включало в себя преподавание детям историй из прошлого о том, как Господь обращался с избранным народом.
Прочитайте отрывок Пс. 77:6–17. Какие конкретные уроки евреи должны были преподавать своим детям? Какова была конечная цель такого образования?
Как свидетельствует отрывок, одна из целей образования заключалась в том, чтобы дети научились доверять Богу и соблюдать Его заповеди. Каким образом текст Откр. 14:12 отражает ту же мысль в контексте нашего времени?
Прочитайте Ин. 4:7–26. Что Иисус сказал самарянке о поклонении? С чего они начали разговор о поклонении?
Хотя самарянка пыталась сменить тему, заговорив о поклонении, Иисус использовал ее же слова, чтобы изложить некоторые глубокие истины об этой теме. Возможно, наиболее важными для нашего понимания вопроса поклонения являются слова в Ин. 4:24: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Истинное поклонение Господу должно быть «в духе», то есть проистекать из любви к Нему, из личного опыта познания Его. «Лишь религия, источник которой в Боге, — единственный путь, ведущий к Нему. Чтобы правильно служить Ему, мы должны родиться от Духа Божьего. Это очистит сердце, обновит ум, возродит в нас способность познавать и любить Бога. В таком случае мы будем добровольно повиноваться всем Его требованиям. В этом и заключается истинное поклонение. Это и есть плод действия Святого Духа» (Э. Уайт. Желание веков, с. 189).
В то же время поклонение должно быть «в истине». Нам необходимо иметь достоверные знания о Боге, о том, Кто Он и чего требует от нас. Другими словами, учение также важно. Насколько важно, например, знать, что мы поклоняемся Богу, Который не обрекает людей на вечные муки в аду.
Итак, поклонение включает два элемента: опыт, который приходит от познания Бога и повиновения Ему, и объективные истины, открытые нам о Боге. Дух без истины может привести к поверхностной сентиментальности, основанной на непостоянных эмоциях. С другой стороны, истина без духа может привести к безжизненному формализму. Следовательно, для подлинного поклонения нам необходимы обе составляющие.
Как можно помочь кому-то поклоняться «в духе и истине»? В каких случаях для разных людей нам может потребоваться более подчеркнуть одну составляющую, чем другую?
Местом поклонения была скиния, где Бог обитал с древним Израилем и им был открыт спасительный замысел. Таким образом, центральное место в поклонении и обучении поклонению должны занимать Иисус и план спасения, что было предвозвещено в служении скинии. Все, что Бог совершил для нас, заслуживает восхваления и поклонения, а особенно мы благодарим и прославляем Его за надежду на вечную жизнь, предложенную нам жертвенной и заместительной смертью Иисуса на кресте.
Также обратите внимание на «благовестническую» направленность этого отрывка: весь мир должен был узнать о Боге Израиля.
Прочитайте 1 Пар. 16:29: «Воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лицо Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его». Благолепие святыни? Что это может означать?
Подумайте о том, насколько безобразен, вреден и унизителен грех. Нам трудно сейчас представить, насколько злыми, ужасными и унизительными были культовые обряды народов вокруг Израиля; их практики включали, среди всего прочего, приношение в жертву детей (см. Иер. 32:35; Иез. 16:21). Без сомнения, эти обряды отражали вероучения людей, которые практиковали их.
Древний Израиль, напротив, должен был оставаться святым народом, отделенным от порочных обычаев соседей. Израильтянам надлежало быть святыми в своих сердцах и умах; именно это наделяло их поклонение смыслом и благолепием перед Богом. Снова и снова ветхозаветные пророки выступали против людей, которые якобы поклонялись Господу, но их сердца были отчуждены от Него.
Следовательно, истинное поклонение истинному Богу было важной частью защиты евреев от приобщения к окружавшему их идолопоклонству и ложному поклонению. Однако, несмотря на все предупреждения, израильтяне не раз перенимали идолопоклоннические практики, против которых их конкретно предостерегали.
А что можно сказать о нас сегодня? Почему поклонение истинному Богу, отражающее нашу благодарность и любовь за все, что Он совершил для нас, так же важно, особенно перед лицом опасностей современного идолопоклонства?
Прочитайте Мк. 7:1–13. Какой принцип мы находим в стихах 7–9? Как этот принцип следует применять сегодня в контексте христианского образования и опасности ложных учений, которые могут негативно повлиять на опыт нашей веры?
Многие из «великих» интеллектуальных идей в современном мире основаны на натуралистическом взгляде на действительность. Многие дисциплины в современной школе изучают именно с такой перспективы, а это часто означает, что излагаемые преподавателями идеи будут противоречить Священному Писанию. У нас может возникнуть искушение «поклоняться» теориям, которые были выдвинуты, изучены и реализованы на практике. Мы также можем обожествить блестящие умы основоположников этих идей — философов, ученых, математиков. Проблема заключается в том, что часто такие идеи могут вступать в противоречие с Писанием, но, поскольку в настоящее время их преподают и в их безошибочность верят, люди пытаются внедрить их в христианское образование. Однако единственный способ сделать это — исказить Писания, дабы привести их в соответствие с современными идеями, а это подрывает основы христианской веры.
Каковы некоторые из современных популярных верований, противоречащих Писанию, и каким образом мы как церковь можем защитить себя от внедрения их в нашу систему образования?
Вопросы для обсуждения:
- Из отрывка Мк. 7:1–13 мы узнали, что основной проблемой ложного поклонения является состояние сердца. Бог не принимает такого поклонения, когда люди чтут Его своими устами, а их сердца далеко от Него. Почему благая весть о подвиге Христа является самым мощным средством, открывающим сердца для истинной любви к Богу?
- Подробнее остановитесь на идее поклонения Богу «в духе и истине». Возможно ли одно без другого или истинное поклонение требует и того, и другого? Если так, то почему?
- Да, наши сердца должны быть праведными, чтобы истинно поклоняться Богу, но что это значит? Нужно ли нам ждать, пока мы полностью не соединимся с Господом и наша жизнь не станет совершенной, прежде чем сможем поклоняться Ему? С другой стороны, как истинное поклонение содействует нашему духовному совершенствованию?