Быт. 3:1–11; Рим. 5:11–19; Быт. 28:10–17; Ин. 1:1–14; Мф. 15:21–28; Мк. 10:46–52.
Памятный стих:
«Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге» (Мк. 10:52).
Кому из нас никогда не было стыдно за себя? Кто из нас не совершал ничего такого, о чем нам больно вспоминать, и не испытывал ужас от мысли, что об этом узна́ют другие? Скорее всего, все мы пережили подобное, не так ли?
Подумайте, как чувствовали себя Адам и Ева после того, как съели плод с запретного дерева. Или Иаков, когда обманул своего отца, чтобы тот оказал ему предпочтение перед Исавом, а потом Иакову пришлось бежать от гнева брата. Как ему спалось ночью? Или вспомните о женщине, уличенной в прелюбодеянии. О чем думала она, стоя перед своими обвинителями и непорочным Спасителем? Через подобный опыт прошел и царь Давид, поэтому впоследствии написал псалом 31.
Разумеется, это одна из причин того, почему Евангелие универсально и почему Христос умер за все человечество. Каковы бы ни были различия между людьми, нас объединяет одно — общая греховность.
Следовательно, истинное христианское образование должно указывать на единственное решение этой всеобщей проблемы человечества. В данном уроке мы сосредоточим внимание на Том, Кто является единственным решением, — на нашем главном Учителе.
Традиционные истории о грехопадении изображают плод как яблоко. Однако библейский текст сообщает, что это был просто плод дерева (см. Быт. 3:3). Вид плода не имеет значения. Бог заповедал нашим прародителям не есть плодов дерева, и это был для них единственный запрет. Нарушение запрета означало бы, что человек отстраняется от Бога и заявляет: «Я сам могу управлять собственной жизнью. Я могу быть Богом для себя. У меня есть власть над словом Бога».
Как и следовало ожидать, когда змей уговорил Адама и Еву съесть плод дерева, их жизнь сбилась с нужного курса. Затем, услышав голос Господа, они попытались спрятаться «между деревьями рая» (Быт. 3:8).
Бог спросил Адама: «Где ты?» Несомненно, Он знал, где Адам. Возможно, Господь задал вопрос, чтобы помочь нашим прародителям осознать: их желание спрятаться было результатом нарушения Божественного запрета. То есть Господь помогал людям увидеть печальные результаты их действий.
Прочитайте Рим. 5:11–19, где Павел неоднократно прямо связывает проступок Адама в Едеме с подвигом Иисуса на кресте. Что это говорит о том, каким образом благодаря Иисусу решается проблема греха Адама?
Можно утверждать, что план спасения — это отклик Бога на реакцию Адама и Евы. Они прятались от Господа, чувствуя стыд и вину за свой грех, поэтому Он пришел спасти их. Фактически мы, совершая грех, делаем то же самое, и Христос пришел спасти нас. Следовательно, вопрос «где ты?» может быть задан и нам. То есть где ты со своими грехом и виной, в каких отношениях ты с Иисусом и что Он совершил ради твоего спасения?
Что бы ни подразумевало христианское образование, почему оно должно подчеркивать факт, что прятаться от Бога — это наше естественное состояние, а затем указывать нам на Иисуса как на решение?
В своих отношениях с остальными членами семьи Иаков с помощью своей матери использовал обман и теперь расплачивается за это. Его брат дышит угрозами против него, поэтому Иаков становится беглецом, направившись к дому своего дяди в Харран. Все зыбко и страшно.
В один из дней Иаков бредет в сумерках, а затем в темноте. Он в пустынном, глухом месте, вместо крыши у него — небо. Положив голову на камень вместо подушки, беглец засыпает. Однако ночное забытье вскоре прерывается. Господь послал Иакову чудесное сновидение: он видит лестницу, простирающуюся от земли до небес. Ангелы поднимаются и спускаются по ней. Затем он слышит голос, говорящий: «Я Господь, Бог Авраама». Этот голос повторяет обетования, хорошо знакомые Иакову из рассказов родителей: «Твои потомки станут великими. Они будут благословением для всех племен земных». «И вот Я с тобою, — продолжает голос, — и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь… ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Быт. 28:15).
Эллен Уайт написала о том, что Павел тысячелетия спустя «видит лестницу из видения Иакова, символизирующую Христа, Который соединяет землю с небом и смертного человека — с бессмертным Богом. Его вера укрепляется, когда он вспоминает, как патриархи и пророки полагались на Того, Кто является его опорой и утешением и за Кого он отдает свою жизнь» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 512).
Иаков просыпается и говорит: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт. 28:16). То, что здесь произошло, страшно. Он никогда не забудет это место и нарекает ему имя. Затем клянется в пожизненной верности Богу.
Что мы можем узнать из прочитанной истории о том, как Бог во Христе стремится достичь нас, несмотря на наши грехи? Почему в христианском образовании этот принцип всегда должен быть основным?
Прочитайте Ин. 1:1–14. Что отрывок сообщает нам о том, Кто такой Иисус и что Он совершил в мире? Что это говорит нам об Иисусе как о великом примере учителя?
Тот же Самый Бог, Который говорил с Адамом и Евой в саду и с Иаковом в пустынном месте, теперь появляется как Человек. Новый Завет сообщает, что Иисус — воплотившийся Бог. Благодаря Иисусу мы можем узнать о Божьей воле и Божьем пути.
Далее в этой главе говорится следующее: Иоанн Креститель был настолько убедительным проповедником, что даже религиозные лидеры из Иерусалима подозревали, что он может быть кем-то особенным. Однако Креститель готовил путь для Кого-то более великого, чем он сам. Должен был появиться Некто поразительно особенный, и он, Иоанн, «недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:27).
На следующий день Иоанн увидел Иисуса и объявил Его Сыном Божьим. В тот день, а также день спустя он назвал Иисуса Агнцем Божьим.
Двое учеников Иоанна Крестителя решили последовать за Иисусом. Когда Иисус спросил, что им надобно, в ответ они назвали Его «Равви» (что значит: „учитель“)» (Ин. 1:38).
Иисус был Раввином, Учителем, но никогда среди людей не было подобного Ему учителя, ибо Он — Бог. Бог сошел в мир как Человек и действовал как Раввин, Учитель. Неудивительно, что Эллен Уайт назвала Иисуса «величайшим Учителем, Которого когда-либо видел мир» (Э. Уайт. Советы родителям, учителям и учащимся, с. 50).
Учитывая, Кем был Иисус, почему необходимо заимствовать у Него наилучшие способы обучения духовной истине? Что мы можем узнать от Иисуса о том, почему для преподавания важны не только теоретические знания, но и практическое их применение?
Прочитайте историю встречи Иисуса с хананеянкой из области Тира и Сидона (см. Мф. 15:21–28; Мк. 7:24–30). Обратите внимание: ученики нетерпимы к этой женщине и даже Иисус, кажется, отклоняет ее просьбу. Что вы думаете о настойчивости хананеянки? Что эта история открывает нам о том, как Сам Иисус учил людей?
Иисус находился близ Тира и Сидона. Он посетил места, где было много чужеземцев и преобладала межэтническая напряженность. Грекоязычные обитатели городов смотрели свысока на земледельцев-евреев из сельской местности, а земледельцы-евреи в ответ смотрели свысока на них.
Незадолго до этого Ирод, марионеточный правитель Галилеи, родных земель Иисуса, казнил Иоанна Крестителя. Но Иоанн был человеком, чье видение Иисус в значительной степени разделял, поэтому казнь пророка казалась зловещей для миссии Спасителя.
Иисус, «войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал» о Его месте пребывания (Мк. 7:24), но хананеянка нашла Его.
В культуре тех времен и мест женщина не имела права заявлять о себе. Более того, хананеянка принадлежала к культурной и этнической группе, которую евреи недолюбливали, и это поставило ее в еще более невыгодное положение.
Но дочь этой женщины была больна. Мать желала помощи и настойчиво просила о ней.
Иисус отклонил ее просьбу. «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», — сказал Он (Мф. 15:26). Такое замечание могло ранить ее чувства.
И тут произошло нечто примечательное. Женщина возразила. Она была осведомлена о собаках (в отличие от евреев, которые не стали бы держать их в качестве домашних животных), поэтому сказала: «Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). В оригинале здесь говорится о маленьких собачках, которых держат в комнатах, а не на улице.
Ответ хананеянки открывает ее глубокую веру, мужество и смирение. Она выдержала испытание. Иисус удовлетворен и исцеляет ее дочь.
«Да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15:28). Как мы понимаем эти слова? Однако как мы реагируем, когда все происходит не по нашему «сценарию»?
Иисус более всего желал принести миру надежду. Но Он знал, что иудейские лидеры, обладающие наибольшей властью и привилегиями, сделают все возможное, чтобы воспрепятствовать Его миссии. Они не хотели, чтобы Он добился Своей цели.
Что касается двенадцати учеников Иисуса, они были на стороне Иисуса, но в то же время казались сбитыми с толку или духовно слепыми. Например, в Мк. 8:31–33 величайший Учитель рассказывает ученикам о Своей приближающейся смерти, однако они не понимают Его. То есть во многих отношениях они все еще были духовно слепы к тому, что действительно имело значение (см. Мк. 8:37).
Все это служит подоплекой встречи Иисуса с тем, кто действительно видел.
Прочитайте историю об исцелении Иисусом Вартимея — слепого нищего (Мк. 10:46–52). Каким образом желание слепого видеть приводит его к решению следовать за Иисусом? Как вы думаете, возможно, Марк проводит сравнение между Вартимеем и остальными учениками? Как эта история проливает свет на то, что значит откликаться на действия величайшего Учителя?
Вартимей хотел увидеть завиток в волосах ребенка и цвет пшеницы во время жатвы. Но термин «видеть» включает в себя не только физическую составляющую. Другими словами, эта история — о духовном видении. Она повествует о его обретении — о понимании духовных истин, изложенных великим Учителем. Физическое зрение важно, и Господь это знает. Однако Он также знает, что самым глубоким желанием духовного человека является новая, лучшая жизнь.
Прочитайте Евр. 5:12–14. Что этот отрывок говорит нам об истинном образовании?
Эллен Уайт подчеркивает: отвечая на призыв Учителя, «мы полны желания отражать Его образ, исполняться Его Духом, творить Его волю и угождать Ему во всем» (Путь ко Христу, с. 58). С таким Учителем обязанности, по ее словам, «становятся радостью» (с. 59). Нагорная проповедь Христа (см. Мф. 5–7) — великий свод принципов величайшего Учителя и Царства, которое Он пришел основать. Учитель желает, чтобы Его ученики жили по этим принципам.
Вопросы для обсуждения:
- Как Господь обращался к Адаму и Еве, а также к Иакову, так обращается и к нам. Он видит наши глубинные желания и побуждает нас (как Вартимея) пересмотреть, кто мы и куда идем. В данном контексте подумайте о том, как мы преподаем Библию нашим детям и друг другу. В чем разница между заурядным, посредственным обучением Библии и увлекательным обучением, которое действительно меняет жизнь людей?
- Является ли вопрос о том, где вы находитесь на жизненном пути, сугубо личным или было бы полезно обсудить его с людьми, которым вы доверяете? Как идея церкви как «тела Христова» (1 Кор. 12:27) предполагает, что беседа с другими людьми может быть одним из способов узнать, что Христос желает вам сообщить?
- В уроке за четверг мы подчеркнули: как только Вартимей был спасен от своей физической и духовной слепоты, он последовал за Иисусом по дороге в Иерусалим. На этой дороге он ежедневно слышал мудрость главного Учителя. Теперь Вартимей желал отражать образ Иисуса, исполняться Его Духом, творить Его волю. Почему человек будет получать радость, как говорится в книге «Путь ко Христу», следуя столь высокому стандарту, изложенному Иисусом в Нагорной проповеди?
- Подробнее остановитесь на вопросе в конце урока за вторник. Почему нам необходимо заимствовать у Христа наилучшие способы обучения духовной истине? Почему для преподавания важны не только теоретические знания, но и практическое их применение?