Евр. 1:1–4; 2 Кор. 4:1–6; Ин. 1:14, 18; 14:1–14; Флп. 2:1–11; 2 Кор. 5:16–21.
Памятный стих:
«Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6).
Билли Грэм рассказывал историю о том, как он посещал солдат в полевом госпитале в сопровождении их генерала. Один молодой солдат «был настолько искалечен, что лежал на носилках лицом вниз». Доктор прошептал Грэму: «Я сомневаюсь, что он когда-нибудь снова будет ходить». Солдат обратился к генералу с просьбой: «Сэр… Я сражался за вас, но никогда вас не видел. Могу я увидеть ваше лицо?» Тогда генерал присел, на пол и поговорил с солдатом, глядя на него снизу. Грэм увидел, как слеза солдата упала на щеку генерала.
В то время, когда родился Иисус, человечество лежало искалеченным и истекающим кровью, нуждаясь в исцеляющем созерцании Бога. Человечество словно умоляло: «О Боже, можем ли мы увидеть Твое лицо?» Послав Своего Сына на эту планету, Отец послал главного Учителя с миссией: показать человечеству Его лицо. С тех пор для нас — счастье созерцать славу Божью в Иисусе Христе (см. 2 Кор. 4:6).
Наблюдая за жизнью главного Учителя на земле, чему мы можем научиться у Него?
Авторы Нового Завета постоянно подчеркивают значимую мысль: Иисус приходил на землю, чтобы показать человеческим существам, каков Отец. В прошлом Бог открывал Себя частично через пророков, однако в Иисусе было явлено окончательное и полное откровение Бога.
Кроме того, Иисус — «сияние славы» Божьей (Евр. 1:3). Как грешные люди мы не выдержали бы славы Божьей. Но Иисус, воплощенный Сын, отражает эту славу. Она приглушена в человеческой природе Христа, чтобы мы могли видеть ее и ясно понимать характер Бога.
Иисус также — «образ ипостаси Его» (Евр. 1:3). В данном тексте использовано греческое слово характэ́р, которое иногда употребляют для обозначения оттиска печати на воске или отчеканенного на монете изображения. Подобно этому Иисус является образом, отпечатком ипостаси (сущности, личности) Отца.
Желая познать Отца, мы должны внимательно слушать, что говорит о Нем главный Учитель, и наблюдать за Самим Учителем. Отец становится видимым в Сыне.
Сравните Евр. 1:1–4 со 2 Кор. 4:1–6. Что говорится в отрывке 2 Кор. 4:1–6 о том, Кто есть Иисус и чему мы учимся у Него?
Павел и его сотрудники, наставляя других о Боге, стремились изложить назидательное учение Иисуса об Отце. Как «образ (эйко́н) Бога» (2 Кор. 4:4) Иисус принес нам знание о Боге Отце. Подобным же образом Павел избегает хитрости и искажения Слова Божьего и вместо этого ясно излагает истину (см. 2 Кор. 4:2).
Подобно тому как Бог при сотворении использовал свет, чтобы рассеять тьму, Он даровал нам Своего Сына Иисуса, чтобы рассеять ложные взгляды о Боге Отце и явить нам истину о Нем. Именно в лице Иисуса мы получаем самые ясные знания о Боге (см. 2 Кор. 4:6).
Иисус в точности отражал Отца. Мы также призваны «подражать Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Что это значит и чему мы можем научиться у Иисуса о том, как подражать Богу?
Согласно Иоанну, каков результат того, что Христос стал Человеком? Какой свет Он принес как Слово? Какими качествами Он обладает для этого? См. Ин. 1:14, 18.
«Свет на земле появился, когда сгустилась тьма… чтобы восстановить понимание Бога, — оставалась только одна надежда.
Христос стал этой надеждой. Он пришел, переполненный вечной любовью, чтобы восстановить понимание Бога, чтобы упразднить ложные учения, поскольку те, кто следовали им и заявляли, что знают Бога, искаженно представляли Его. Он пришел показать природу Своего закона, явить в Своем характере красоту святости» (Э. Уайт. Воспитание, с. 74, 76).
Все, что Иисус совершал в Своей жизни на земле, имело единственную цель: «открытие Бога для духовного роста человечества» (там же, с. 82).
Сам Иисус говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). При каких обстоятельствах прозвучало это заявление Иисуса? Почему Он его сделал? См. Ин. 14:1–14.
Мы склонны критиковать просьбу Филиппа (см. Ин. 14:8). После нескольких лет тесного общения с Иисусом он все еще не понимал сути воплощения — что Иисус пришел явить характер Отца. Возможно, сегодня учителей может немного утешить факт, что один из учеников главного Учителя неверно Его понимал! Просьба Филиппа, вероятно, записана не для того, чтобы дать нам повод критиковать его, а чтобы предоставить нам возможность проверить себя. Как долго мы «ходим с Иисусом»? Поняли ли мы Иисуса лучше, чем Филипп? «Видевший Меня видел Отца».
Отрывок Флп. 2:1–11 — один из самых проникновенных во всей Библии. Здесь обсуждаются вечное предсуществование Христа, Его Божественность, воплощение, человеческая природа, смерть на кресте. В отрывке описан долгий, трудный, нисходящий путь, которым Иисус прошел с небес до Голгофы (см. Флп. 2:5–8). Но в этих текстах также изображено, как Отец возвышает Иисуса до положения вселенского поклонения Ему (см. Флп. 2:9–11). В данном отрывке собрано много удивительных истин.
Чем Павел предваряет отрывок Флп. 2:5–11? Отражения каких событий из жизни Иисуса, чествуемых им, он ожидает в жизни верующих? См. Флп. 2:6–11.
Павел надеется, что любящие спорить филиппийцы будут учиться у Иисуса. Если Он смог принять человеческий образ — «образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп. 2:7) — и даже покориться распятию, насколько более они должны покоряться друг другу из любви?
Апостол напоминает нам, что у главного Учителя Иисуса есть чему поучиться. Мы извлекаем уроки из вестей, которыми Он делился во время Своего земного служения, из совершенных Им чудес и Его поведения с окружающими. Мы можем стремиться моделировать наши отношения с людьми, следуя примеру Его великой снисходительности и сосредоточиваясь на Его готовности поменять славу небес на ясли (какой урок для нас!).
Мир, напротив, слишком часто приглашает нас превозносить себя, хвастаться своими достижениями. Возле яслей в Вифлееме и у главного Учителя мы учимся другому уроку, а именно: великое дело Божье по воспитанию, образованию и спасению выполняют не с помощью возвышения себя, а с помощью смирения перед Богом и служения другим.
Сталкивались ли вы с ситуацией, в которой ваше смирение дало вам прекрасную возможность отражать Христа для других?
Почему примирение лежит в основе воплощения Христа и Его роли главного Учителя? См. 2 Кор. 5:16–21.
Если мы чувствуем себя счастливыми, когда восстанавливаются наши отношения с другим человеком, какие возвышенные чувства мы должны испытывать, когда примиряемся с Богом?! В отрывке 2 Кор. 5:16–21 Павел ясно говорит, Кто осуществляет примирение: Бог Отец взял на Себя инициативу по исправлению наших разорванных отношений с Ним. Этот примирительный труд Он совершил Иисусом Христом (см. 2 Кор. 5:18). «Бог во Христе примирил с Собою мир» (ст. 19).
Опять подчеркнем: мы не просто являемся потребителями радостей примирения. Нам необходимо учиться у главного Учителя. Благодаря Своему воплощению Иисус участвовал в деле примирения. Мы тоже приглашены принять в этом участие. Бог примирил нас с Собой через Христа, и теперь нам вместе с Павлом дано «служение примирения» (2 Кор. 5:18).
Кол. 1:15–20 — еще один великий новозаветный отрывок о воплощении Христа. Первая половина отрывка (стихи 15–17), которую считают гимном, изображает роль Христа в Творении, тогда как вторая половина (стихи 18–20) сосредоточивается на роли Христа в искуплении. Через Христа как Творца-Искупителя Бог примиряет с Собой всё. Дело примирения, совершаемое Богом через Христа, имеет вселенские масштабы, воздействуя на «все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20).
Хотя нам никогда не достичь вселенских масштабов служения главного Учителя как Примирителя, мы приглашены участвовать в «служении примирения» в нашем кругу (см. 2 Кор. 5:18). Возможно, именно это имел в виду Иисус, когда молился: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18).
Как практически можно следовать миссии Бога-Примирителя? То есть в каких ситуациях мы можем помочь людям примириться друг с другом?
Представьте, что вы стоите с пастухами и заглядываете в ясли. Что бы вы увидели? См. Лк. 2:8–20.
Мы должны восхищаться первыми учениками главного Учителя — Иосифом, Марией и пастухами. Скромные условия рождения Иисуса никак не указывали на чудо воплощения — на то, что в личности этого Младенца Бог объединился с человечеством. Однако благодаря видениям, снам и ангелам первые Его ученики могут заглянуть за пределы видимого рождения Иисуса. Пастухи рассказывают другим о Младенце-Спасителе, «Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11; ср. Лк. 2:17).
Как мудрецы реагируют на известие о рождении Иисуса? Как реагирует Ирод? См. Мф. 2:1–12.
Прежде чем Он произнес Свою первую притчу или совершил Свое первое чудо, главный Учитель достоин нашего поклонения из-за того, Кем Он является. Чтобы в полной мере оценить дальнейшее наставническое служение Иисуса, мы должны присоединиться к этим первым ученикам и мудрецам в их поклонении главному Учителю. Тот, поучениями Которого мы восхищаемся, больше, чем просто мудрый педагог. Он — Бог, пришедший, чтобы жить с человечеством. Христианское образование коренится в поклонении Христу.
Вместе с мудрецами, пастухами и ангелами мы призваны поклоняться Христу, новорожденному Царю, и видеть в Младенце Иисусе Бога.
Подумайте о том, что означает воплощение Иисуса. Создатель безграничной Вселенной «смирил Себя», приняв человеческую плоть, прожил на земле короткую жизнь самоотверженного служения, а затем умер на кресте, приняв на Себя наказание за наши грехи. Почему это Благая весть?
«Учитель, посланный Богом, преподал нам уроки подлинной воспитательной работы. Об этой работе сегодня, как и о работе, начало которой Он положил восемнадцать столетий назад (эти слова были впервые опубликованы в 1903 году), говорил Сам Спаситель:
„Я есмь Первый и Последний, и живой“;
„Я есмь Альфа и Омега, начало и конец“ (Откр. 1:17; 21:6).
В присутствии такого Учителя, имея возможность Божественного воспитания, что может быть нерассудительнее стремления получить воспитание без Него, стремиться быть мудрым в стороне от Мудрости, быть верным, отвергая Истину, искать освещение в стороне от Света и существовать без Жизни, отвернуться от Источника живой воды и высекать водоемы, которые не сохраняют воду.
Спешите, пока Он все еще приглашает: „Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой“; „Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную“ (Ин. 7:37, 38; 4:14) » (Э. Уайт. Воспитание, с. 83).
«Дорогой учитель, когда ты обдумываешь свою нужду в силе и руководстве, нужду, которую никакой человеческий источник не может восполнить, я прошу тебя принять во внимание обетования Того, Кто является чудесным Советником.
„Вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее“ (Откр. 3:8).
„Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе“ (Иер. 33:3). „Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою“ (Пс. 31:8).
„И се, Я с вами во все дни до скончания века“ (Мф. 28:20).
Как на высочайшую подготовку к вашей работе я указываю вам на слова, жизнь и методы выдающегося из учителей. Я прошу вас учиться у Него. Он ваш настоящий идеал. Смотрите на Него до тех пор, пока Его Дух не завладеет вашим сердцем и жизнью.
„Как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ“ (2 Кор. 3:18).
Вот секрет власти над вашими учениками. Следуйте ему» (Э. Уайт. Воспитание, с. 282).
Вопросы для обсуждения:
- Какие ценности и действия будут важны для христианских учителей и учеников, которые серьезно относятся к идее обучения у главного Учителя?
- Христианские родители и учителя имеют высокую цель — отражать характер Бога, явленный в Иисусе. Что нам делать, если мы не достигаем этой цели?
- Обсудите в классе вопрос в конце урока за четверг. Что открывают нам о характере Бога рождение, жизнь и смерть Иисуса? Почему это должно быть утешением для нас, особенно во времена тяжелых испытаний?