Втор. 6:5; 31:9–27; Рим. 3:19–23; Откр. 12:17; 14:12; Мк. 6:25–27; Евр. 5:8.
Памятный стих:
«И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5).
Предостерегая галатов от законничества, Павел писал: «Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона» (Гал. 3:21). Если бы какой-нибудь закон мог «животворить», то есть давать жизнь, оживлять, это, конечно, был бы Божий Закон. Однако Павел считает, что для нас как грешников даже Божий Закон не может быть животворным. Почему? «Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал. 3:22).
Но если Закон не может оживотворить грешников, каково его назначение, кроме как показать нам нашу нужду в благодати? Разве у Закона только такое ужасное предназначение, неужели он дан только для того, чтобы показать нам наши грехи?
Нет, Закон необходим также для того, чтобы указать нам путь жизни, который можно найти только в Иисусе. Такую же роль выполняет истинное образование, указывающее нам на жизнь благодати, веры и послушания Христу. В течение недели мы будем исследовать роль Божьего Закона в христианском образовании. Мы узнаем, чему Закон может научить нас, повествуя о вере, благодати и любви нашего Бога к падшему человечеству, хотя сам по себе Закон не может спасти нас.
Прочитайте Втор. 31:9–13. Что означает бояться Господа?
Бог намеренно использовал определенные пути, которыми передавал Свой Закон Израилю. Он сделал все возможное, чтобы Его законы не были забыты. Итак, Господь — долготерпеливый Наставник, Воспитатель и Педагог. Он обучает, повторяет, посылает пророков и использует Своих слуг для передачи Своей вести. И делал это снова и снова. В самом деле, разве все писания Ветхого Завета не свидетельствуют о том, что Бог стремился научить Свой народ следовать путем жизни?
В приведенных стихах обратите внимание, как Моисей подчеркивает важность изучения Закона будущими поколениями. Моисей представляет это изучение как двухэтапный процесс. Сначала дети услышат Закон, а затем «научатся бояться Господа, Бога вашего» (Втор. 31:13).
Сначала дети слышат, а потом учатся бояться Бога. То есть изучение Закона предполагает, что страх (благоговение) не будет естественным результатом знания Закона. Моисей подразумевает, что страху Божьему необходимо учиться. Познание и страх (благоговение) — это процесс, а не немедленное воплощение причинно-следственной связи.
Что означает «бояться Бога» в контексте наибольшей заповеди: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5)? Возможно, мы лучше поймем эту взаимосвязь на примере ребенка, который любит и боится хорошего отца. Такой отец раскрывает свою любовь и заботу, показывая: он говорит то, что имеет в виду, и имеет в виду то, что говорит. Если вы поступите неправильно, то действительно будете страдать от последствий самого проступка. Да, мы можем и должны одновременно любить и бояться Господа. Это не противоречивые идеи. Чем больше мы познаем Бога, тем больше любим Его за благость; и в то же время чем больше познаем Бога, тем больше благоговеем перед Ним. Ведь мы осознаем, насколько Он свят и праведен, а мы, напротив, грешны и скверны. Тогда мы понимаем, что не уничтожены только по благодати — незаслуженной милости Господа.
Как вы понимаете, что значит одновременно любить и бояться Бога?
Прочитайте Втор. 31:14–27. Какие приготовления делает Моисей перед смертью? Каковы были главные опасения Моисея и как он устраняет их?
Здесь тон Моисея напоминает тон учителя, готовящего себе замену. Он знает, что его ученики плохо себя вели в его присутствии в классе; он не наивен, чтобы думать, что они будут лучше в его отсутствие. Вождь дает указание левитам, носящим ковчег завета, положить книгу закона рядом с ковчегом, чтобы она стала «свидетельством». Моисей передает своему преемнику не просто план урока, а свидетельство. Вождь говорит о книге закона как о живом существе, способном обличать сердца людей.
Подумайте о Законе как о «свидетельстве против» вас. Как эта мысль отражена в Новом Завете? См. Рим. 3:19–23. Каким образом Закон указывает на нашу нужду в благодати?
В 31-й главе Второзакония сказано, что Бог поручает Моисею записать песню, которой Он научил вождя. Потом он должен научить этой песне израильтян, чтобы она «была Мне свидетельством на сынов Израилевых» (ст. 19). Вновь мы встречаемся с Божьими указаниями в виде песни. Когда песню поют, ее легче передавать и распространять. Если песня является свидетельством, она обладает способностью побуждать людей смотреть на себя и видеть, что она говорит о них.
Даже если мы стремимся соблюдать Божий Закон всеми данными нам Господом силами, каким образом этот Закон действует как «свидетельство против» нас? Что это свидетельство открывает нам о необходимости Евангелия в нашей жизни?
Прочитайте Нав. 1:7, 8. Что Господь говорил Иисусу и как изложенные в текстах принципы применимы к нам сегодня?
Когда Иисус Навин входит в Ханаан, Господь говорит ему: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни, и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих» (Нав. 1:7).
Такое представление об успехе как следствии послушания может показаться противоречащим тому, чем в современном мире измеряется успех. Многие сегодня считают признаками успешности умение создавать что-то новое, творческий подход и независимость. Чтобы добиться успеха в конкретной отрасли, часто требуются неординарный талант и умение рисковать.
Тем не менее Господь провозглашает, что успех требует иного набора качеств.
Прочитайте Откр. 12:17; 14:12; Рим. 2:12, 13; 7:7; Иак. 2:10–12. Что эти стихи говорят нам сегодня о послушании Божьему Закону? Но если мы не спасаемся повиновением Божьему Закону, почему так важно его соблюдать?
Как христиане, верящие Библии, мы призваны повиноваться Божьему Закону. Нарушение Закона, также известное как грех, приведет лишь к боли, страданиям и, в случае нераскаянности, к вечной смерти. Кто лично не знает или не видел результатов греха, результатов нарушения Божьего Закона? Как древний Израиль преуспевал бы и поступал благоразумно (см. Нав. 1:7), повинуясь Божьему Закону (хотя и они нуждались в благодати), так может быть и с нами сегодня. Следовательно, еще одна из задач христианского образования — научить сохранять Божий Закон как неотъемлемый компонент жизни по вере и упования на Божью благодать.
Каков был ваш личный опыт, связанный с последствиями греха? Что вы узнали, чем могли бы поделиться с другими, чтобы они не совершили тех же ошибок?
Прочитайте 2 Пар. 31:20, 21. Каковы были основные причины успеха Езекии, упомянутые в отрывке?
В каком бы учебном заведении ни находились, мы должны подчеркивать важность послушания. Наши ученики не глупы. Рано или поздно они заметят суровый факт, что некоторые люди верные, любящие и послушные, однако их также постигают беды. Как мы можем это объяснить?
Дело в том, что мы не способны все объяснить, поскольку живем в мире греха и зла, где происходит великая борьба, и никто из нас не защищен от бед.
Что сообщают нам приведенные тексты относительно этого сложного вопроса? См. Мк. 6:25–27; Иов. 1, 2; 2 Кор. 11:23–29.
Без сомнения, хорошие, верные и законопослушные люди не всегда процветают, по крайней мере так, как мир понимает процветание. И в этом также может заключаться частичный ответ на этот сложный вопрос, который возникает у учеников, когда мы стремимся преподать им важность Закона. Что именно мы подразумеваем под «процветанием»? Что сказал псалмопевец? «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс. 83:11). Даже те, кто верен Богу и послушен Его Закону, не всегда «процветают» (согласно нормам этого мира), по крайней мере на данный момент. Мы искажаем реальность греховного мира, если говорим нашим ученикам иное.
Прочитайте Евр. 11:13–16. Как эти стихи помогают нам понять, почему верные люди все еще страдают в жизни?
Прочитайте следующие отрывки: Лк. 2:51, 52; Флп. 2:8; Евр. 5:8; Ин. 8:28, 29. Что в них говорится о послушании Христа на протяжении всей Его жизни?
Возможно, именно Иоанн сказал об этом наилучшим образом: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6). Когда мы останавливаем свой взгляд на жизни Христа и Его служении на земле, легко увидеть, как Он угождал Отцу Своим послушанием. Христос исполнял пророчества и придерживался Божьих законов на протяжении всей Своей земной жизни.
Бог повелел Моисею записать Свой закон в книгу. Подобно тому как этот закон был свидетельством для Израиля, так Христос стал живым воплощением свидетельства для Его апостолов, учеников, грешников и святых. Теперь, вместо того чтобы просто следовать ряду правил, у нас есть пример Иисуса, Человека из плоти и крови, — пример, которому также нужно следовать.
Какой лучший пример для подражания мы как учителя можем представить ученикам, чем пример Иисуса и Его повиновения Отцу?
«Так называемая вера во Христа, которая освобождает человека от необходимости повиноваться Богу, не есть вера, но самонадеянность. „Благодатью вы спасены через веру“ (Еф. 2:8). Но „вера, если не имеет дел, мертва сама по себе“ (Иак. 2:17). Иисус сказал о Себе еще до того, как пришел на землю: „Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце“ (Пс. 39:9). А незадолго до Своего вознесения на небо Он объявил: „Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви” (Ин. 15:10). В Писании сказано: „А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди… Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал” (1 Ин. 2:3–6)» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 61).
Что вы можете сделать, чтобы лучше следовать примеру Христа во всех сферах своей жизни и быть лучшим учителем для других? Почему наши дела говорят гораздо громче наших слов?
Вторая заповедь, так же как и первая, гласит: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“ (Мф. 22:39). Закон любви призывает нас посвятить свои тело, ум и душу служению Богу и ближним. Это служение, являясь благословением для окружающих, приносит величайшее благословение нам самим. В основе правильного развития человека лежит бескорыстие. Бескорыстное служение — залог высочайшей культуры развития всех наших способностей. Только так мы приближаемся к Божественной природе, готовимся к небесному жительству, потому что наши сердца приобретают отпечаток вечности» (Э. Уайт. Воспитание, с. 16).
Вопросы для обсуждения:
- Подобно древнему Израилю, мы должны одновременно любить и бояться Бога (см. Мф. 22:37; Откр. 14:7). Обсудите на уроке, как мы можем делать и то, и другое. Почему эти две заповеди не противоречат друг другу?
- Что такое стандарт? Насколько человеческие правила отвечают стандартам, установленным Самим Богом? Что говорит Писание об установлении высоких стандартов для себя, своей семьи, своей церкви?
- Как нам, с одной стороны, показать важность послушания Божьему Закону, с другой — раскрыть, почему послушание не дает нам спасения?
- Прочитайте Пс. 118 и отметьте, сколько раз было сказано о послушании, свободе, законах, правилах и заповедях. Что автор псалма хочет сообщить об этих понятиях?