Быт. 3:1–15; 2 Кор. 4:6; Лк. 1:26–38; Мф. 1:18–24; Еф. 4:15; 1 Ин. 3:18; Втор. 6.
Памятный стих:
«Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Притч. 1:8).
Мы, люди, непрестанно учимся. По сути, сама жизнь — это школа.
«Верующие люди в Израиле всегда серьезно относились к наставлению молодежи в истине. Господь заповедал, чтобы с младенческого возраста детей учили: Он велик и благ, и Божье руководство особым образом раскрывается в Его Законе и в истории Израиля. Псалмы, молитвы, Священное Писание преподносили детям в доступной форме. Родителям следовало открывать своим детям, что Закон Господень является выражением Его характера, и если они воспримут всем сердцем принципы этого Закона, то в их уме и душе отразится образ Божий. Обучение проводилось в основном в виде бесед, но молодых людей учили также читать Писания. Они могли свободно изучать свитки Ветхого Завета» (Э. Уайт. Желание веков, с. 69).
На протяжении большей части истории человечества воспитание и образование происходили в основном дома, особенно в ранние годы. Что Библия сообщает о воспитании и образовании в семье? Какой принцип мы можем извлечь для себя из этого, независимо от ситуации в нашей семье?
«Основой основ воспитания в Едеме была семья. Адам был сыном Божьим (см. Лк. 3:38) и от своего Небесного Отца получал наставления. Школа первых людей, по существу, была семейной школой» (Э. Уайт. Воспитание, с. 33).
И хотя мы точно не знаем, что именно преподавали в такой школе, но можем быть уверены: объектом изучения были чудеса Творения, а после грехопадения — план искупления.
О каких событиях и понятиях сообщают приведенные тексты и почему они, несомненно, были частью воспитания и образования, которые Адам и Ева передали своим детям? См. Быт. 1, 2; 3:1–15; 2 Кор. 4:6; Лк. 10:27; Гал. 3:11; Откр. 22:12.
«Образец воспитания, заложенный при сотворении, является примером для человека на протяжении всей истории земли. Школа, основанная в Едеме, райском доме наших первых родителей, была иллюстрацией Его принципов» (Э. Уайт. Воспитание, с. 20).
Христианское воспитание и образование — это обязательство обучать членов семьи вероучению, поклонению, наставлению, братскому общению, благовестию и служению. Дом является местом, где вы раскрываете членам семьи любовь и обетования Бога. Это место, где Иисуса представляют детям как их Господа, Спасителя, Друга и где Библию считают Словом Божьим. В семье вы создаете образец здоровых отношений с нашим Небесным Отцом.
Тексты Быт. 4:1–4 сообщают о том, как Каин и Авель приносят свои жертвы Господу. Мы, конечно, понимаем, что именно в семье они узнали о значении и важности жертвоприношения, что было частью их семейного обучения относительно плана спасения. Однако эта история показывает, что хорошее образование не всегда приводит к ожидаемому результату.
Какой бы ни была ситуация в вашем доме, какие решения вы можете принять, чтобы в нем преподавали истину и жили по ней?
Что приведенные тексты сообщают нам о Марии и Иосифе? Каким образом эти сведения помогают нам понять, чему родители Иисуса учили Его?
Лк. 1:26–38
Лк. 1:46–55
Мф. 1:18–24
Из этих текстов мы видим, что и Мария, и Иосиф были верными евреями, стремящимися жить в послушании законам и заповедям Божьим. Действительно, когда Господь открыл им то, что должно было произойти в их жизни, они добросовестно выполнили все Его повеления.
«Отрок Иисус не обучался в школе при синагоге. Мать была Его первым учителем. Он постигал небесные истины из ее уст и из Писаний пророков. Сидя на коленях у Своей матери, Он теперь учился тому, что Сам некогда говорил Израилю через Моисея. Юноша Иисус тоже не стремился учиться в школах раввинов. Он не нуждался в образовании, которое можно было получить там, ибо Сам Бог был Его наставником» (Э. Уайт. Желание веков, с. 70).
Несомненно, Мария и Иосиф были хорошими, верными учителями для их Ребенка, но, как показывает история из Лк. 2:41–50, многого в их Сыне они не понимали, поскольку Иисус обладал знаниями и мудростью, переданными Ему только Богом.
Еще раз прочитайте приведенную выше цитату Эллен Уайт. Как вы понимаете такие ее слова: «Сидя на коленях у Своей матери, Он теперь учился тому, что Сам некогда говорил Израилю через Моисея»? Что это говорит нам об удивительной Божьей любви? Как мы, грешные существа, должны откликнуться на эту любовь?
С другой стороны, хорошие педагогические навыки — это не просто умение общаться. Столь же важным для всего процесса обучения является построение отношений. «Мало что сравнится по своей воспитательной ценности с таким даром учителя, как чувство товарищества, и настоящий учитель всегда будет помнить об этом. Известно, что взаимопонимания, а особенно взаимопонимания между взрослыми и детьми, можно достичь только на основе дружеских отношений друг к другу. Это то, в чем так нуждаются наши дети» (Э. Уайт. Воспитание, с. 212).
Другими словами, хорошее преподавание затрагивает и личный эмоциональный уровень. Это также очень важно для семьи, как и для школы. Между учеником и учителем должны быть построены хорошие отношения.
Отношения устанавливаются и развиваются посредством общения. Если христиане не общаются с Богом, например, читая Библию или молясь, их отношения с Ним замирают. Семьи нуждаются в Божественном руководстве, если желают возрастать в благодати и познании Христа.
Прочитайте следующие тексты. Что мы можем узнать из них о том, как построить крепкие семейные отношения (а также любые другие отношения)? См. Пс. 36:7–9; Притч. 10:31, 32; 27:17; Еф. 4:15; 1 Ин. 3:18; Тит. 3:1, 2; Иак. 4:11.
Выделяя время на то, чтобы сеять надлежащие семена общения, вы не только подготовите членов семьи к личным отношениям со Христом, но и сможете развить межличностные отношения в семье. Это откроет пути общения, и впоследствии вы будете рады, что сформировали их до того, как ваши дети достигли половой зрелости и стали взрослыми. И даже если у вас нет детей, принципы, изложенные в прочитанных текстах, можно применять в любых отношениях.
Подумайте: почему так важно не только что мы говорим, но и как мы это говорим. Какие уроки вы извлекли из ситуаций, в которых ваша манера разговора в значительной степени разрушила влияние ваших слов, хотя они были правильными?
«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» (Притч. 31:10).
Родители несут огромную ответственность. Отец является главой семьи, а семья — колыбелью церкви, школы и общества. Если отец слаб, безответственен и некомпетентен, то семья, церковь, школа и общество будут страдать от последствий. Отцы должны стремиться проявлять плод Духа — «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23).
Матери играют, пожалуй, самую важную роль во всем обществе. Они оказывают большое влияние на формирование характера своих детей и создание атмосферы в доме. Отцы должны делать все возможное, чтобы трудиться вместе с матерями в воспитании и обучении своих детей.
Какие уроки могут извлечь отцы и матери из следующих текстов? См. Еф. 5:22, 23, 25, 26; 1 Кор. 11:3; 2 Кор. 6:14; Рим. 13:13, 14; 2 Петр. 1:5–7; Флп. 4:8.
Родители-христиане несут моральное обязательство своим поведением служить библейским прообразом Христа и церкви. Брачные отношения — это пример отношений Христа с церковью. Когда родители отказываются от руководящей роли или же используют метод тирании, то рисуют ложную картину Христа своим детям и миру. Бог повелевает всем родителям-христианам с усердием наставлять своих детей (см. Втор. 6:7). Родители обязаны учить детей любить Господа всем сердцем. Они должны учить страху Господню, любви, полному посвящению и повиновению Ему.
Во Втор. 6:7 израильтянам были даны определенные указания по обучению своих детей относительно великих дел, совершенных Господом для Своего народа. Какой бы восхитительной ни была история, которую старшие должны были рассказывать детям Израиля, у нас, живущих после креста Христова, есть более интересная история для изложения, не так ли?
Таким образом, воспитание, которое мы должны дать, — это постоянное активное действие, когда мы «вливаем» истину Божью в наших детей и готовим их к личным отношениям со Христом.
Однако все мы получили священный дар свободы воли. В конечном счете наши дети, когда станут взрослыми, должны будут сами отвечать за себя перед Богом.
Прочитайте Втор. 6. Что мы можем узнать из этой главы о принципах христианского воспитания и образования? Что должно быть в центре всего, чему мы учим не только наших детей, но и тех, кто не имеет таких познаний о Боге и Его великих делах спасения, как мы? Какие предостережения также содержатся в этих стихах?
Самое важное из всего, чему израильтяне должны были учить своих детей, — это чудесные деяния Бога среди них. А также прозвучало ясное предостережение не забывать Божьих свершений ради Его народа.
Конечно, если родители играют самую важную роль в претворении библейских учений в жизнь своих детей, они несут ответственность за устройство собственной жизни таким образом, чтобы приобрести знания и использовать их для своих детей.
«Мать является первым учителем ребенка. С первых шагов маленького человека, когда его восприимчивость окружающего мира наиболее интенсивна, а развитие стремительно, воспитание находится в ее руках» (Э. Уайт. Воспитание, с. 275).
Время, когда родители раскрывают своим детям любовь и обетования Божьи, весьма важно. Постоянно выделяемое вами время с целью лично преподавать детям мудрость и Божьи обетования, окажет положительное воздействие на вашу семью и грядущие поколения.
«И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Втор. 6:7). Какова основная мысль этого текста? Что он говорит нам о том, как важно всегда поддерживать осознание реального присутствия Господа не только у наших детей, но и у нас самих?
«На отцах и на матерях лежит ответственность за воспитание детей как в раннем возрасте, так и позднее, и обоим им необходима серьезная и тщательная подготовка в этом плане. Прежде чем возложить на себя ответственность отцовства и материнства, молодые люди должны быть просвещены в достаточной мере, а именно: они должны знать особенности физического развития человека, начиная с периода внутриутробного развития, иметь знания в области физиологии, гигиены и санитарии, им должны быть знакомы законы наследственности, законы умственного развития и нравственного воспитания» (Э. Уайт. Воспитание, с. 276).
«Сотрудничество начинается с отца и матери в семье. В воспитании детей у них общая ответственность, и им надо действовать совместно. Пусть они доверятся Богу, попросив у Него помощи для поддержки друг друга…
Родители, так воспитывающие своих детей, вероятно, не окажутся среди тех, кто критикует учителя. Они поймут, что требования школы в интересах их детей, и будут справедливы по отношению к школе и, насколько возможно, будут поддерживать и уважать тех, кто разделяет их ответственность» (Э. Уайт. Воспитание, с. 283).
Вопросы для обсуждения:
- Независимо от того, есть у нас дети или нет, все мы где-то живем и общаемся с окружающими. Какие уроки вы почерпнули из пройденного материала, которые могут помочь вам в общении с окружающими людьми и в благовестии?
- Мы склонны рассматривать образование как нечто хорошее (в конце концов, кто может быть против образования?) Но всегда ли это так? Существуют ли примеры того, как образование было извращено и превратилось во что-то плохое? Какие уроки мы можем извлечь из этих отрицательных примеров, благодаря чему наше образование принесет только пользу?
- Как отмечено в уроке за среду, всем нам был дан священный дар свободы воли. Рано или поздно, когда дети повзрослеют, им придется принимать собственные решения относительно Бога, о Котором их учили почти всю их жизнь. Почему родители (а также каждый, кто стремится свидетельствовать другим и излагать Евангелие) всегда должны помнить о важности свободы воли?