Библейские тексты для исследования:
Быт. 2:7–23; 3:1–6; 2 Петр. 1:3–11; 2:1–17; Евр. 13:7, 17, 24.
Памятный стих:
«Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?» (Иов. 36:22).
Большинству изучающих Библию известны изложенная в Быт. 1–3 история и ее действующие лица: Бог, Адам, Ева, ангелы, змей. Окружающая обстановка представляет собой великолепный сад в раю под названием Едем. Сюжетная линия повествования следует логической последовательности событий. Бог творит. Он наставляет Адама и Еву. Адам и Ева согрешают. Они изгнаны из Едема. Однако более внимательный взгляд на первые главы Бытия, особенно с точки зрения образования, позволит нам понять обстановку в раю и действия персонажей.
«Образец воспитания, заложенный при сотворении, является примером для человека на протяжении всей истории земли. Школа, основанная в Едеме, райском доме наших первых родителей, была иллюстрацией Его принципов. Едемский сад представлял собой обширный класс, природа — учебник, Сам Создатель был Учителем, а родители всех человеков — учащимися» (Э. Уайт. Воспитание, с. 20).
Господь был учредителем, директором и учителем этой первой школы. Но, как мы знаем, Адам и Ева в конечном счете выбрали другого учителя и усвоили неправильные уроки. Что случилось? Почему и какие уроки мы можем извлечь из этого раннего описания образования? Как эти уроки могут помочь нам сегодня?
Мы не думаем о саде как о классной комнате, и это вполне логично, особенно для такого места, как Едем, наполненного нетронутыми богатствами Божьего творения. Сегодня нам трудно себе представить, как много эти непавшие существа в непавшем мире, которых учил непосредственно их Создатель, должны были изучать в этом «классе».
Прочитайте Быт. 2:7–23. Что вы можете сказать о замысле Бога, сотворившего Адама, поселившего его в Едеме и давшего ему поручение «возделывать и хранить» сад?
Бог сотворил мужчину и женщину по Своему образу и поручил им определенную работу. С точки зрения взаимоотношений между учителем и учеником это идеальные отношения. Господь знал способности Адама, поскольку создал его. Он мог учить человека, зная, что тот может полностью исполнить свое предназначение.
Бог возложил на человека ответственность, но Он также желал ему счастья. И, возможно, одним из способов даровать ему счастье было возложение на него обязанностей. Счастливая жизнь возможна при условии, что у человека есть обязанности, которые он добросовестно исполняет. Бог знал сердце Адама и что ему нужно для процветания, поэтому поручил ему заботиться о саде. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Нам, знающим только мир греха и смерти, трудно представить, какой труд совершал Адам и какие уроки он усвоил, работая и храня их дом-сад.
В Быт. 2:19–23 мы читаем о том, что Бог создал для Адама животных-друзей, которым он дал имена. Господь знал, что Адам нуждался в дружеском общении и помощи равного ему существа, поэтому создал для него жену — Еву.
Бог также знал, что человеку нужны близкие отношения с Ним, поэтому создал сокровенное пространство в Едеме в пределах сада. Все это свидетельствует о намерениях Господа в Творении и Его любви к человечеству. Опять же, за давностью лет между нами и Едемом трудно себе представить жизнь в раю, хотя попытки сделать это доставляют нам удовольствие, не так ли?
Хотя мы живем во время, далеко отстоящее от времени существования рая, однако все же можем извлечь уроки из природы (см. Пс. 18:2–4; Рим. 1:20). Какие это уроки и что мы можем извлечь из них, интерпретируя их в свете Священного Писания?
Одна из великих радостей для многих учителей — обустройство их кабинетов: развешивание досок объявлений, подготовка оборудования и расстановка мебели наиболее подходящим образом. Анализируя Божье ви́дение класса, который был Едемским садом, мы видим Его заботу в подготовке образовательной среды для Адама и Евы. Господь хотел, чтобы их окружала красота. Только представьте себе: каждый цветок, птица, животное и дерево предоставляли Адаму и Еве возможность больше узнать об их мире и Создателе.
Тем не менее повествование Быт. 2 противопоставлено рассказу Быт. 3. До сих пор мы говорили о том добром, что Господь создал для человека. Кроме того, читая Быт. 3:1, мы приходим к выводу, что Он дал человеку свободу воли. Присутствие змея, который «был хитрее всех зверей полевых», — это отход от используемого доселе языка. «Хорошо весьма», «не стыдились», «приятное» — такие определения изображали Божье творение в предыдущих главах. Но теперь, с появлением змея, тон меняется. Слово «хитрый» некоторые переводят как «коварный». В совершенное окружение внезапно вторгается отрицательный элемент.
Господь ясно выразил Свои ожидания от человеческой пары в саду. Из Божьей заповеди в Быт. 2:16, 17 мы знаем, что Он установил одно ключевое правило, которому люди должны подчиняться, — не есть от запретного дерева.
Какие бы уроки мы ни извлекли из этой истории, следует отметить: Адам и Ева были созданы как свободные нравственные существа, способные выбирать между послушанием и непослушанием. Следовательно, с самого начала, даже в непавшем мире, мы можем видеть реальность свободы воли человека.
Прочитайте Быт. 3:1–6 и обсудите использованные змеем слова, которые затем повторила Ева. Что вы замечаете в сведениях, предложенных Еве змеем? Как после слов змея Ева начала относиться к дереву познания добра и зла?
Господь предупредил Адама: если он вкусит от дерева, то «смертью умрет» (Быт. 2:17). Повторив это повеление, Ева не выразила его настолько же сильно, ибо пропустила слово «смертью» (Быт. 3:3). В следующем стихе мы видим: змей также произносит слово «умрете», но в полном противоречии с тем, что сказал Бог. Итак, хотя в саду Еве преподавал Сам Бог, она не передала Его предостережение дословно.
Хотя Ева правильно поняла сказанное ей Господом, но, очевидно, не вполне осознавала серьезность Его слов. Трудно преувеличить последствия ее действий.
Таким образом, когда Ева неожиданно встретилась со змеем, она повторила ему (не вполне точно), что Бог сказал о деревьях в саду (см. Быт. 3:2, 3). Конечно, эта весть не была новой для змея. Он был знаком с Божьим повелением, поэтому хорошо подготовился, чтобы исказить его, и воспользовался наивностью Евы.
Прочитайте Быт. 3:4–6. Помимо прямого отрицания слов Бога что еще сказал змей, стараясь достичь своей цели в разговоре с Евой? Какими принципами он воспользовался?
Когда змей сказал женщине, что часть Божьего предупреждения недостоверна, Ева могла пойти и обсудить данный вопрос с Богом. В этом заключается привлекательность образования в Едеме: ученики могли сразу пойти к своему могущественному Учителю. Однако вместо того чтобы бежать и искать Божественной помощи, Ева принимает измененную змеем весть, а это привело ее к сомнениям в Боге и Его повелении.
Вскоре и Адам попадает в сложную ситуацию. «Адам понял, что его спутница преступила Божье повеление, нарушила единственный запрет, существовавший для них как испытание верности и любви. В его душе происходила страшная борьба. Он горько сокрушался о том, что разрешил Еве отойти от него. Но все уже свершилось, и теперь он должен расстаться с той, которая доставляла ему столько радости. Как же примириться с этим?» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 56). Хотя Адам знал, что правильно, а что нет, он, к сожалению, также сделал неверный выбор.
Что опыт Адама и Евы говорит нам о том, как легко мы можем быть обмануты? Почему вера и послушание являются нашей единственной защитой, даже если мы, подобно первым людям, получили наилучшее образование?
Когда Адам и Ева решили последовать вести змея, они столкнулись, среди многих других последствий, с изгнанием из Божьего «класса». Подумайте о том, что потеряли наши прародители из-за своего греха. Понимая их падение, мы можем лучше осознать цель образования для нас в нынешнем веке. Несмотря на изгнание первых людей, жизнь в несовершенном мире открыла новое предназначение образования.
Если образование до грехопадения было Божьим способом ознакомления Адама и Евы с Ним, Его характером, благостью и любовью, то после их изгнания дело образования должно заключаться в том, чтобы заново познакомить человечество с этими понятиями, а также помочь воссоздать образ Божий в нас. Несмотря на физическую удаленность от присутствия Господа, Его дети все еще могут познать Бога, Его доброту и любовь. Посредством молитвы, служения и изучения Его Слова мы можем приближаться к нашему Творцу, как это делали Адам и Ева в Едеме.
Добрая весть заключается в том, что благодаря Иисусу и плану искупления для нас не все безвозвратно потеряно. У нас есть надежда на спасение и восстановление. Великая задача христианского образования заключается в том, чтобы указывать ученикам на Иисуса, Его свершения ради нас и предложенное Им восстановление.
Прочитайте 2 Петр. 1:3–11. В свете всего, что было потеряно, когда люди покинули сад, эти стихи служат ободрением, свидетельствуя о том, что многое можно обрести вновь. По словам Петра, что мы должны делать в стремлении восстановить образ Божий в нас?
Через Иисуса нам было дано «все потребное для жизни и благочестия». Какое обетование! Что же представляет собой это «все потребное»? Петр дает нам перечень: вера, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение и так далее. Обратите внимание: среди прочих качеств Петр упоминает рассудительность (греч. гно́сис — знание, понимание). Конечно, знание связано с образованием. Истинное образование приведет к истинному познанию Христа, поэтому мы не только станем более похожими на Него, но и сможем поделиться своими знаниями о Нем с другими.
Подумайте о том, что запретное дерево было деревом «познания добра и зла». Что это говорит нам о том, почему не всякое знание хорошо? Как мы можем узнать разницу между хорошими и плохими знаниями?
Некоторых учащихся в классе считают прирожденными отличниками. Им почти не нужно учиться, чтобы получать наивысшие оценки. Они легко усваивают материал. Кажется, что знания просто «прилипают» к ним. Однако главы 1 и 2 Второго послания Петра ясно показывают, что наше образование во Христе — это опыт равных возможностей для всех, посвятивших себя такому образованию.
Тем не менее ободряющие слова во 2 Петр. 1 противопоставлены отрезвляющим предостережениям во 2 Петр. 2.
Прочитайте 2 Петр. 2:1–17. Какие сильные порицания высказывает Петр? В то же время помимо серьезного предостережения и осуждения какая великая надежда нам обещана?
Обратите внимание на стих 10, где Петр пишет о презирающих начальства. Какой резкий упрек за то, что является реальностью и в наши дни! Наша работа как церковной организации предполагает наличие определенных уровней ответственности и служения (см. Евр. 13:7, 17), мы призваны покоряться и подчиняться начальствующим в той степени, в которой они сами верны Господу.
Однако помимо этого сурового осуждения Петр предлагает нечто ободряющее (см. ст. 9). Он говорит: хотя Бог силен изгнать тех, кто избрал обман, «знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения». Возможно ли, что одна из задач нашего христианского образования — не только учить нас избегать искушения, но также исследовать многочисленные способы, которыми Бог может освободить и действительно освобождает нас от искушения, защищая от лжеучителей (см. 2 Петр. 2:1)? Кроме того, поскольку презрение к начальству так осуждается, разве не должно наше христианское образование заключаться и в том, чтобы мы научились правильно понимать «наставников наших» (см. Евр. 13:7), соглашаться с ними и прислушиваться к ним?
Хотя нельзя сказать, что Адам и Ева презирали Начальство, но в конце концов они решили не подчиняться Ему. Их преступление оказалось настолько ужасным из-за того, что они приняли слова змея, в корне противоречащие словам их Главы, Самого Бога, Который так много сделал для их блага.
Остановитесь более подробно на вопросе власти (или авторитета и полномочий) не только в церкви или семье, но и в жизни в целом. Почему власть, правильное ее использование и должное подчинение ей так важны? Обсудите ваши ответы на уроке в субботу.
«В раю святая чета жила, как живут дети под чутким попечением Отца, но в то же время первые люди неустанно постигали уроки премудрости Творца. Их посещали ангелы. Они имели счастье общаться с Создателем, и между ними не было никакой завесы. Вкушая плоды дерева жизни, они были полны энергии и в умственном развитии уступали ангелам лишь в незначительной степени. Тайны окружающей их Вселенной — „чудное дело Совершеннейшего в знании“ (Иов. 37:16) — являлись для них неограниченным источником знаний и радости. Законы и явления природы, которые на протяжении шести тысяч лет занимают человеческие умы, были открыты их разумению великим Зодчим и Созидателем. Они изучали строение листьев, цветов, деревьев, проникая в тайну их жизни. Адаму было хорошо известно каждое живое существо — от могущественного левиафана, игравшего в водах, до неприметного насекомого, мелькающего в сияющих лучах солнца. Каждому из них он дал название и хорошо знал повадки и характер любого животного. Божественная слава в небесах, круговое вращение бесчисленных миров, „равновесие облаков“ (Иов. 37:16), тайны света и звука, дня и ночи — во все вникали наши прародители. Каждый листок в лесу, каждый выступ скалы, каждая сияющая звезда — все на земле, в воздухе и на небе прославляло Божье имя. Порядок и гармония творения говорили им о Его безграничной мудрости и могуществе. Они постоянно открывали в природе все новую и новую красоту, которая наполняла их сердца еще более глубокой любовью, побуждая снова и снова благодарить Создателя» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 50).
Вопросы для обсуждения:
- Если Бог изначально определил, чтобы школа итруд стали для людей возможностью встречи с Ним и с Его творением, трудимся ли мы в соответствии с Божьим замыслом? Как мы можем ближе познакомиться с Господом благодаря нашему труду (оплачиваемому или волонтерскому)?
- Осознавая лукавство сатаны вЕдемском саду, мы можем легко разочароваться по причине нашей человеческой слабости. Адам и Ева знали, что Бог был близко, и все же приняли завуалированную ложь змея. Как мы, физически столь удаленные от Бога, можем обрести в Нем силу, помогающую нам преодолевать искушения?
- Обсудите вопрос власти. Почему так важно подчиняться власти? Что происходит, когда полномочия становятся размытыми? Как люди злоупотребляют властью и как мы реагируем на это?