Мк. 8:22–26; Ин. 4:3–34; Ин. 1:40, 41; Мк. 12:28–34; Лк. 23:39–43; Деян. 8:26–38.
Памятный стих:
«И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).
Иисус — главный Завоеватель душ. Глядя, как Он работал с людьми, мы учимся, каким образом приводить других к спасению через Иисуса Христа. Путешествуя с Ним по многолюдным улицам Иерусалима, пыльным дорогам Иудеи и травянистым склонам Галилеи, мы узнаем, как Он открывал принципы Царства ищущим душам.
Иисус видел всех мужчин и женщин как приобретенных для Его Царства. Он смотрел на каждого глазами Божественного сострадания. В Петре Он видел не грубого самоуверенного рыбака, а могучего проповедника Евангелия. В Иакове и Иоанне Господь видел не вспыльчивых, пламенных радикалов, а восторженных вестников Его благодати. Спаситель видел глубокую тоску по истинной любви и доброму отношению в сердцах Марии Магдалины, женщины-самарянки и больной, уверовавшей в исцеление от прикосновения к Его одежде. А в Фоме Он увидел не циничного сомневающегося человека, а побеждающего свое маловерие. Будь то еврей или язычник, мужчина или женщина, разбойник на кресте, сотник или бесноватый безумец, Иисус видел заложенные в них Богом способности и, смотря на них, вел их к спасению.
В Новом Завете описывается двадцать пять случаев, когда Иисус исцелял больных или воскрешал умерших, и каждый из них был чудом. Более чем в половине случаев родственник или друг приводил человека к Иисусу для исцеления. Многие люди никогда не придут к Иисусу, пока их не приведет тот, кто верует. Мы можем быть «проводниками» и вести людей к Иисусу.
Второе слово в Мк. 8:22, заслуживающее нашего рассмотрения, — «просят». Оно может означать «умоляют, упрашивают, уговаривают» и подразумевает более мягкое, кроткое и учтивое обращение, нежели громкое настойчивое требование. Друзья упомянутого слепого вежливо обратились к Иисусу, полагая, что Он имел и желание, и силу помочь ему. Этот человек, возможно, не верил, что Иисус может исцелить его, но его друзья верили. Иногда мы должны нести других к Иисусу на крыльях нашей веры.
Прочитайте Мк. 8:22–26. Как вы думаете, почему Господь исцелил слепого в два этапа? Какие уроки эта история преподает сегодня нам как свидетельствующим об Иисусе?
Возможно, мы также не видим людей ясно. Не видим ли мы иногда «проходящих людей, как деревья», — в расплывчатых смутных формах, а не как жителей Царства Божьего? Как вы думаете, что иногда мешает нам видеть их ясно?
Помимо очевидного урока о том, как Бог действует через нас для спасения людей, какие еще поучения мы можем извлечь из этой истории? Например: каким образом в исцелении погибающих и в служении им могут быть использованы и медицинский подход, и духовный?
В книге «The Archaeological Study Bible» («Изучение Библии с позиции археологии») приведены интересные сведения об отношениях между евреями и самарянами: «Раскол между самарянами и иудеями начинается с раннего периода. Согласно 4 Цар. 17, самаряне — потомки месопотамских народов, принудительно переселенных в земли северного Израиля царем Ассирийским после изгнания 722 г. до Р. Х. Они совмещали поклонение Яхве с языческими верованиями» (с. 1727). Вдобавок к идолопоклонническим практикам они основали соперничающие священство и храм на горе Гаризим. Учитывая такие богословские разногласия с самарянами, ученики, очевидно, недоумевали, когда Иисус выбрал путь в Галилею через Самарию. Они были удивлены, что Иисус не позволил вовлечь Себя в религиозные споры. Он обратился непосредственно к самарянке, жаждущей принятия, любви и прощения.
Прочитайте Ин. 4:3–34. Как Иисус начал разговор с самарянкой? Какова была реакция женщины на эту беседу? Каким образом ученики отреагировали на этот опыт и как Иисус расширил их видение?
Вечный урок, который Иисус жаждал преподать Своим ученикам и каждому из нас, заключается в следующем: «Те, в ком обитает Дух Христов, увидят всех людей глазами Божественного сострадания» (Э. Уайт. Знамения времени, 20 июня 1892 г.).
Под влиянием вашей культуры и общества к каким людям вы склонны относиться с пренебрежением или с меньшим уважением? Почему вы должны изменить свое отношение и каким образом эти изменения могут произойти?
Весть Иисуса Его ученикам была слишком простой, чтобы неправильно ее понять: начинайте с того места, где находитесь. Свидетельствуйте там, где Бог вас поселил. Вместо того чтобы мечтать о лучших возможностях, начните с уже имеющихся. Узрите Божьими глазами возможности, наиболее близкие к вам!
Вам не нужно быть самым образованным, самым красноречивым, самым одаренным человеком в мире. Какими бы полезными (если их правильно использовать) ни были некоторые из этих даров, в конечном счете все, что вам нужно, — это ваша любовь к Богу и ваша любовь к людям. Если вы желаете свидетельствовать, Бог откроет вам путь для этого.
Прочитайте Ин. 1:40, 41; Ин. 6:5–11 и Ин. 12:20–26. Что эти тексты сообщают о духовном зрении Андрея и его подходе к свидетельству?
Опыт Андрея говорит нам о многом. Он начал со своей семьи. Сначала рассказал о Христе своему брату Петру. Андрей установил дружеские отношения с маленьким мальчиком, который затем предоставил Иисусу то малое, что у него было, для чуда; Андрей также знал, как поступить с эллинами. Вместо того, чтобы дискутировать с ними о богословии, он почувствовал их нужду и рассказал о них Иисусу.
Искусство действенного приобретения душ — это искусство построения положительных заботливых отношений. Подумайте о ближайших к вам людях, которые могут не знать Иисуса. Видят ли они в вас сострадательного и заботливого человека? Замечают ли они мир в вашей душе и целеустремленность в жизни? Свидетельствует ли ваша жизнь в пользу Евангелия? Рассказывая об Иисусе, мы приобретаем друзей для Бога. Они становятся друзьями-христианами, и в конечном счете, когда мы поделимся с ними Божьей истиной для последнего времени, они также могут стать христианами адвентистами седьмого дня.
Почему иногда бывает так трудно привести членов нашей семьи и родственников ко Христу? Удалось ли вам благовествовать об Иисусе кому-то из членов вашей семьи или близким друзьям? Поделитесь своими положительными опытами.
Прочитайте Мф. 4:18, 19; Мк. 12:28–34; Лк. 23:39–43. Что общего вы находите в обращении Христа к Петру и Андрею, к безымянному книжнику, подошедшему с вопросом, и к разбойнику на кресте? Внимательно изучите подход Христа к каждому из них. Что особенного вы заметили?
Куда бы Иисус ни шел, Он видел духовные возможности; в самых неблагоприятных обстоятельствах видел возможных жителей Царства Божьего. Мы называем такую способность «взором церковного роста». «Взор церковного роста» — это воспитанная чуткость, видящая людей такими, какими их видел Иисус, — приобретенными для Царства Божьего. Необходимо также иметь «слух церковного роста» — способность слышать невысказанные потребности окружающих нас людей. Она связана с умением слышать стремление их сердец к тому, чего у них нет, даже если они открыто не выразили этого.
Просите Господа сделать вас чуткими к служению Святого Духа в жизни других людей. Молитесь, чтобы Бог даровал вам второе прикосновение и открыл ваши глаза на духовные возможности, которые Он ежедневно предоставляет вам, чтобы вы делились своей верой с другими. Просите Бога дать вам видящее око, слышащее чуткое сердце и готовность поделиться вестью о Христе, Которого вы знаете и любите, — и тогда вы отправитесь в захватывающее путешествие длиною в жизнь. Ваша жизнь приобретет совершенно новый смысл. Вас будет переполнять чувство удовлетворения и радости, которого вы прежде никогда не испытывали. Только те, кто трудится ради спасения людей, знают, какое удовлетворение это приносит.
Например, в текстах 2 Кор. 2:12, 13 апостол Павел рассказывает о своем опыте в Троаде: «Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию». Бог чудесным образом открыл перед Павлом дверь для проповеди Евангелия в Европе, и тот знал, что двери, распахнутые Богом сегодня, могут завтра захлопнуться. Пользуясь случаем и видя возможности, он немедленно отплыл в Македонию.
Бог Нового Завета является Богом открытых дверей, Который предоставляет нам благоприятные возможности делиться своей верой. Вся книга Деяний представляет действующего Бога. Открытые двери есть в городах, областях, странах и — более всего — в человеческих сердцах.
Прочитайте Деян. 8:26–38. Что здесь сказано об открытости Филиппа по отношению к Божьему руководству и его готовности использовать данные Богом возможности?
«Ангел указал Филиппу человека, ищущего света и готового принять Евангелие; и сегодня ангелы направляют стопы тех работников, которым Святой Дух открывает уста и облагораживает сердца. Ангел, посланный к Филиппу, мог сам сделать для ефиоплянина все, что нужно, но в соответствии с замыслом Божьим служить своим ближним и помогать им должны люди» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 109).
Если у нас есть уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть, невидимые ангелы будут направлять и нас, чтобы открыть истину Царства тем, кто ищет истину.
Обратите внимание: центром повествования о Филиппе и ефиоплянине были Писания. Заметьте также, как в этот момент было важно, чтобы кто-либо, знающий Писания, разъяснил их. Какие уроки содержатся здесь для нас?
Все люди вокруг нас ищут вечного. Как замечательно отметил это Иисус: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). Проблема была не с урожаем. Божественным взором Иисус созерцал обильный урожай там, где ученики видели только противостояние. В чем Христос усматривал решение этой проблемы? «Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38). Решение заключается в следующем: молиться, чтобы Бог послал вас на Его жатву.
Помолитесь такой молитвой: «Господи, я желаю участвовать в установлении Твоего Царства. Открой мои глаза, чтобы я мог видеть благоприятные возможности, которые Ты ежедневно открываешь передо мной. Научи быть чутким к окружающим меня людям. Помоги мне говорить слова надежды и ободрения, делиться Твоей любовью и истиной с теми, с кем я ежедневно общаюсь». Если вы будете молиться такой молитвой, Бог совершит в вашей жизни нечто необычное.
Вопросы для обсуждения:
- Если вы трудились, чтобы привести души к Иисусу, то знаете, что это не всегда легко, не так ли? Конечно, только Бог может обратить сердца, но в Своей мудрости Он решил задействовать нас, чтобы мы стали частью этого процесса. Труд даже ради одной души требует времени, усилий, терпения и рожденной свыше любви. Какие вы можете принять решения, помогающие умереть для себя, чтобы стать эффективным свидетелем Христа?
- Кто из людей, с которыми вы общаетесь, не знает Господа? Что вы сделали, или делаете, или должны сделать, чтобы свидетельствовать им?
- Поразмышляйте о Савле из Тарса. Вот тот, кого, казалось бы, невозможно было даже представить обращенным! Однако мы знаем, что с ним произошло. Стоит ли поспешно судить о других по их поведению?
- Помня об истории Савла, как нам понять повеление Иисуса в Мф. 7:6: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»?