Иов. 26:7–10; Быт. 1, 2, 5, 11; 1 Пар. 1:18–27; Мф. 19:4, 5; Ин. 1:1–3.
Памятный стих:
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).
Многие великие умы были вдохновлены Писанием изучать сотворенный Богом мир — так появилась современная наука. Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Джон Рей, Роберт Бойль и другие ученые прошлого верили, что их великие труды еще больше раскрывают величие Божьего творения.
Однако после Французской революции наука девятнадцатого века начала двигаться от теистического мировоззрения к мировоззрению, основанному на натурализме и материализме, часто не оставляя места для всего сверхъестественного. Эти философские идеи популяризировал труд Чарлза Дарвина «Происхождение видов» (1859). С того времени наука все больше отдалялась от своего библейского основания, что в результате привело к радикальному изменению толкования книги Бытие.
Учит ли Библия устаревшему, ненаучному взгляду на космологию? Был ли библейский рассказ просто позаимствован у окружающих языческих народов? Была ли Библия обусловлена культурой того места и времени или же ее вдохновенная природа направляет наш взгляд на подлинные истоки Творения?
Вот некоторые вопросы, которых мы коснемся на этой неделе.
Прочитайте Откр. 7:1; 20:7, 8. Какой контекст этих стихов? Говорят ли они о том, что земля плоская?
Иоанн, автор этих текстов, открывает пророчество последнего времени, описывая четырех ангелов небесных, «стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли» (Откр. 7:1). Он повторяет слово «четыре» три раза, чтобы связать ангелов с четырьмя сторонами света.
То есть он использует образное выражение, как и мы сегодня, когда говорим, например, «солнце садится» или же ветер «поднимается с востока». Настаивать на буквальном толковании этих пророческих текстов, тогда как контекст указывает на символизм севера, юга, запада и востока, значит вырвать эти тексты из контекста и вложить в них свой смысл. В конце концов, когда Иисус сказал «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19), Он не говорил о человеческой физиологии, то есть о буквальном человеческом сердце. Он использовал образное выражение, чтобы преподать нравственный урок.
Прочитайте Иов. 26:7–10 и Ис. 40:21, 22. Как в этих отрывках описана земля?
В Иов. 26:7 земля описана подвешенной в пространстве: «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем». Земля — это «круг» или же сфера (см. Иов. 26:10; ИПБ — «Он круг начертал»). А в Ис. 40:22 сказано: «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань».
Представьте себя на месте кого-то, кто жил тысячи лет назад. Какие у вас были бы доказательства, что земля круглая и она движется? Или вы бы посчитали более убедительным доказательством, что она плоская и неподвижная? Каким образом вы бы доказывали свою точку зрения?
Прочитайте Быт. 1–2:4, а затем выдержки из вавилонского эпоса об Атрахасисе: «Когда боги, подобно людям, бремя несли, таскали корзины, корзины богов огромны были, тяжек труд, велики невзгоды… Да сотворит праматерь потомство, корзины богов — носить человеку!.. „О праматерь, творец человека! Сотвори человека, да несет он бремя!..“ Да намешает Нинту глины! Воистину божье и человечье соединятся, смешавшись в глине!» (Когда Ану сотворил небо, Литература Древней Месопотамии, Алетейа, 2000, с. 16, 20). Чем отличаются эти повествования?
Хотя в этих историях есть сходство (например, то, что первые люди были сделаны из глины), отличий намного больше.
- В эпосе об Атрахасисе человек работал на богов, чтобы боги могли отдыхать. В книге Бытие Бог создает землю и все, что на ней, для человека — венца творения, а потом отдыхает вместе с ним. В Бытии Бог поселил людей в саду и предложил им общаться с Ним и заботиться о Его творении — понятие, которого нет в эпосе.
- В вавилонском эпосе менее значимый бог был убит, его кровь смешали с глиной, чтобы сформировать семь мужчин и женщин. В книге Бытие Адам был «сотворен» (сформирован) непосредственно Самим Богом, Который вдохнул в него жизнь, а женщина была «сотворена» позже, чтобы быть его «помощником». Бог не создал Адама и Еву из крови убитого бога.
- В повествовании книги Бытие нет никакого конфликта или насилия, который есть в эпосе об Атрахасисе.
Возвышенное библейское повествование описывает всемогущего Бога, Который дает человечеству достойную цель в совершенном мире. Данное радикальное отличие привело ученых к заключению, что это разные рассказы о Творении.
Некоторые настаивают, что веками истории о Творении и потопе передавались от поколения к поколению, приблизительно базируясь на реальных событиях (отсюда некоторое сходство), но со временем были искажены. Однако Моисей под влиянием Духа Святого открыл то, что действительно произошло. Почему такое понимание лучше объясняет наличие некоторого сходства, чем предположение, что Моисей заимствовал идеи из этих языческих историй?
Прочитайте Быт. 1:14–19. Как описаны объекты, появившиеся на четвертый день, и каковы их функции?
Слова «солнце» и «луна» намеренно не употреблялись в тексте, потому что на еврейском языке они были тесно связаны с именами богов солнца и луны в языческих верованиях древнего Ближнего Востока и Египта. Использование словосочетания «светило большее» и «светило меньшее» показывало, что они были сотворены для определенных целей, «для знамений, и времен, и дней, и годов» и чтобы «светить на землю» (Быт. 1:14, 15). Таким образом, данный текст ясно указывает, что солнце и луна были не богами, а сотворенными объектами с определенными природными функциями, как мы понимаем это и сегодня.
Прочитайте Быт. 2:7, 18–24. Каким образом Бог лично участвовал в сотворении Адама и Евы?
Древние ближневосточные мифы единодушно описывают сотворение человека как второстепенный вопрос, возникший в результате попытки освободить богов от тяжелого труда. Этому мифическому понятию противоречит библейская идея, что человек должен править миром как Божий управитель. Ничто в сотворении человека не было второстепенным вопросом. Напротив, текст указывает на сотворение людей как на кульминацию рассказа о Творении, показывая со всей очевидностью, насколько сильно в действительности отличаются библейское и языческие повествования.
Таким образом, Бытие представляет правильное описание в противовес мифам древнего мира. Моисей использовал определенные термины и идеи, несовместимые с языческими понятиями. И он сделал это, просто описав библейское понимание реальности, роли Бога и цели Творения.
Тысячи лет назад библейское повествование о Творении шло вразрез с господствующими культурами. Сегодня библейская история о сотворении также расходится с современной культурой. Почему это не должно нас удивлять?
Есть общее у этих родословий: временной элемент, поэтому некоторые богословы совершенно правильно называют их «хронологическими родословиями». Они содержат взаимосвязанную информацию о родстве, соединенную с отрезками времени, то есть: «Когда человек номер один прожил Х лет, он родил человека номер два. И после этого прожил еще Y лет и родил других сыновей и дочерей. В главе 5 Бытия к этой формуле добавляется еще одна фраза: „И всех дней человека номер один было Z лет“. Такая взаимосвязанная система исключает возможность потерять определенные поколения или добавить их. Книга Бытие главы 5 и 11 содержат непрерывную линию происхождения, которая подтверждается в 1 Пар. 1:18–27 и в которой нет добавленных или потерянных поколений. Таким образом, Библия толкует саму себя.
Около двух тысяч лет еврейские и христианские комментаторы именно так толковали эти тексты, представляя историю и точный способ определить дату потопа и возраст Земли, по крайней мере, начиная от семи дней Творения, описанных в книге Бытие главах 1 и 2.
За последние десятилетия предпринимались попытки переосмыслить Быт. 5 и 11, чтобы увязать их с более длительными периодами. Для этого берутся некоторые археологические и исторические данные, которые интерпретируются под эволюционную идею. Такой подход привел к возникновению серьезных вопросов относительно надежности библейского повествования.
Но если мы хотим понять Божью концепцию времени и его развития в ходе истории, мы должны признать, что эти две главы являются «как историческими, так и теологическими, в которых Адам связан со всем остальным человечеством, а Бог связан с человеком во временных пределах. Быт. 5 и 11:10–26 представляют временные рамки и человеческую цепь, связывающую Божий народ с первым человеком, которого Бог создал как венец событий шестидневного Творения на этой планете» (Gerhard F. Hasel, “The Meaning of the Chronogenealogies of Genesis 5 and 11,” Origins 7/2, p. 69).
Учитывая, что родословия находятся в Ветхом Завете с определенной целью, о чем нам стоит помнить из совета апостола Павла в 1 Тим. 1:4 и Тит. 3:9, когда мы пытаемся понять их смысл?
Есть общее у этих родословий: временной элемент, поэтому некоторые богословы совершенно правильно называют их «хронологическими родословиями». Они содержат взаимосвязанную информацию о родстве, соединенную с отрезками времени, то есть: «Когда человек номер один прожил Х лет, он родил человека номер два. И после этого прожил еще Y лет и родил других сыновей и дочерей. В главе 5 Бытия к этой формуле добавляется еще одна фраза: „И всех дней человека номер один было Z лет“. Такая взаимосвязанная система исключает возможность потерять определенные поколения или добавить их. Книга Бытие главы 5 и 11 содержат непрерывную линию происхождения, которая подтверждается в 1 Пар. 1:18–27 и в которой нет добавленных или потерянных поколений. Таким образом, Библия толкует саму себя.
Около двух тысяч лет еврейские и христианские комментаторы именно так толковали эти тексты, представляя историю и точный способ определить дату потопа и возраст Земли, по крайней мере, начиная от семи дней Творения, описанных в книге Бытие главах 1 и 2.
За последние десятилетия предпринимались попытки переосмыслить Быт. 5 и 11, чтобы увязать их с более длительными периодами. Для этого берутся некоторые археологические и исторические данные, которые интерпретируются под эволюционную идею. Такой подход привел к возникновению серьезных вопросов относительно надежности библейского повествования.
Но если мы хотим понять Божью концепцию времени и его развития в ходе истории, мы должны признать, что эти две главы являются «как историческими, так и теологическими, в которых Адам связан со всем остальным человечеством, а Бог связан с человеком во временных пределах. Быт. 5 и 11:10–26 представляют временные рамки и человеческую цепь, связывающую Божий народ с первым человеком, которого Бог создал как венец событий шестидневного Творения на этой планете» (Gerhard F. Hasel, “The Meaning of the Chronogenealogies of Genesis 5 and 11,” Origins 7/2, p. 69).
Учитывая, что родословия находятся в Ветхом Завете с определенной целью, о чем нам стоит помнить из совета апостола Павла в 1 Тим. 1:4 и Тит. 3:9, когда мы пытаемся понять их смысл?
«Библия — это самая всеобъемлющая и поучительная история, которая только есть у людей. Она вышла прямо из источника вечной истины, и Божественная рука сохранила ее чистоту на протяжении всех веков. Яркие лучи Священного Писания освещают далекое прошлое, куда люди тщетно пытаются проникнуть с помощью научных исследований. Только в Слове Божьем мы находим подлинную историю сотворения мира. В нем мы видим силу, заложившую основание земли и распростершую небеса. Только здесь мы находим историю нашего рода, не запятнанную человеческой гордостью или предрассудками» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 25).
«Мне было показано, что без библейской истории геология ничего не сумела бы доказать. Реликты древности, найденные в земле, действительно предоставляют доказательства о состоянии вещей, отличающихся от настоящего во многих аспектах. Но время их существования, а также то, как долго длился их период на земле, можно понять только в свете библейской истории. Мы можем без опасения строить предположения вне записанного в Библии, если они не противоречат фактам, которые находятся в Священном Писании. Но когда люди забывают историю сотворения, записанную в Слове Божьем, но ищут объяснения Божьей творческой силы в принципах природы, они обращаются к безграничному океану неуверенности. Бог не открыл смертным людям, каким образом Он совершил работу сотворения за шесть буквальных дней. Его творческую силу также невозможно постичь, как и Его существование» (Э. Уайт. Духовные дары, т. 3, с. 93).
Вопросы для обсуждения:
- Если научные объяснения окружающего нас мира — того, что можно рассмотреть, услышать, увидеть, проверить и перепроверить, вызывают множество споров и часто противоречивы, почему столько людей безоговорочно принимают любое научное заявление о событиях, которые якобы происходили миллионы или даже миллиарды лет назад?
- Современная наука основывается на предположении (по ее мнению якобы обоснованном), что нельзя использовать сверхъестественное для объяснения реальных природных явлений. Например, нельзя объяснить существующий голод, заявляя, что некая колдунья навела на землю проклятие. В чем ограниченность данного предположения в контексте обсуждений библейского повествования о Творении? Книга Бытие как раз и повествует о совершенно сверхъестественном событии. Однако если полностью исключить сверхъестественное как способ Творения, то почему тогда любое другое предположение, которое придет на ум, будет ошибочным?