Ин. 1:1–3; Быт. 1:3–5; Исх. 20:8–11; Откр. 14:7; Мф. 19:3–6; Рим. 5:12.
Памятный стих:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:1–4).
Первые главы книги Бытие являются основанием всего Писания. Основные учения и доктрины Библии берут начало в этих главах. Здесь мы находим описание природы Божества, когда Отец, Сын (см. Ин. 1:1–3; Евр. 1:1, 2) и Дух Святой (см. Быт. 1:2) трудились в гармонии над проектом создания мира и всего, что в нем, и их труд был увенчан сотворением человека (см. Быт. 1:26–28). Книга Бытие также представляет нам следующие важные истины: суббота (Быт. 2:1–3), происхождение зла (Быт. 3), Мессия и план искупления (Быт. 3:15), всемирный потоп (Быт. 6–9), завет Бога с человеком (Быт. 1:28; 2:2, 3, 15–17; 9:9–17; 15), смешение языков и рассеивание людей по земле (Быт. 10; 11), родословные, на которых выстраивается хронология от сотворения мира до Авраама (Быт. 5 и 11). И, наконец, Бытие раскрывает нам силу произнесенного Богом Слова (Быт. 1:3; 2 Тим. 3:16; Ин. 17:17), природу человека (Быт. 1:26–28), Божий характер (Мф. 10:29, 30), брак между мужчиной и женщиной (Быт. 1:27, 28; 2:18, 21–25), управление землей и ее ресурсами (Быт. 1:26; 2:15, 19) и обетованную надежду нового творения (Ис. 65:17; 66:22; Откр. 21:1) — все эти учения основаны на первых главах книги Бытие, которые мы будем изучать на этой и следующей неделе.
Библия начинается с торжественных, возвышенных и очень простых слов, но в них сокрыта бесконечная глубина. Фактически, на фундаментальные вопросы философии: «Кто мы?», «Откуда мы?» и «Для чего мы здесь?» можно ответить первым предложением из Библии.
Мы существуем, потому что Бог сотворил нас в определенное время в прошлом. Мы не эволюционировали из ничего и не появились случайно для жизни без какой-то конечной цели и с неопределенным будущим, как этому учит современная научная модель происхождения человечества. Теория эволюции Дарвина во всем противоречит Священному Писанию, и попытки некоторых христиан привести ее в гармонию с Библией выглядят неразумно.
Мы были сотворены Богом в конкретный момент времени — «в начале». Это означает, что Бог существовал до этого начала. То есть Бог существовал до того, как было сотворено время, которое выраженно суточным циклом «вечер и утро», а также месяцами и годами и которое стало реальным лишь с появлением солнца и луны. Это абсолютное начало находит отголоски и поддерживается другими отрывками Писания, которые вновь и вновь подтверждают природу и средства Божьей работы по сотворению мира (см. Ин. 1:1–3).
Прочитайте Ин. 1:1–3 и Евр. 1:1, 2. Кто был посредником и исполнителем Творения? Он также умер на кресте. Подумайте, что это означает.
Библия учит, что Иисус был посредником и исполнителем в реализации замысла о Творении. Библия говорит: «Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1:3). «Бог» через Иисуса «веки сотворил» (Евр. 1:1, 2). Так как все берет начало в Иисусе от сотворения мира, мы можем иметь надежду, что в конце Он завершит то, что начал, потому что Он есть «Альфа и Омега», «Первый и Последний» (Откр. 1:8; 22:13).
Как знание о том, что мы сотворены Богом, влияет на нашу жизнь? Представьте, что вы в это не верите. Как тогда изменилось бы ваше отношение к себе и к другим? Почему?
В последние годы появляется все больше сторонников взгляда на шесть дней Творения, рассматривающего дни Творения как метафору или миф, а не как буквальные дни. Такое представление возникло на волне теории эволюции, которая считает, что развитие жизни на планете Земля происходило тысячелетиями.
Чему Библия учит нас в этом вопросе? Почему дни Творения в Быт. 1 нужно считать буквальными, а не символическими днями?
Прочитайте Быт. 1:3–5 и Исх. 20:8–11. Как слово «день» используется в данных контекстах?
Еврейское слово йом («день»), которое часто используется в повествования о Творении, указывает на буквальный день. Нет ни одного намека на то, что это были не буквальные дни. Поэтому те богословы, которые не верят в буквальные дни Творения, все равно должны признать, что намерением автора было описать их именно так.
Интересно, что Сам Бог дает название этому первому отрезку времени (см. Быт. 1:5). Йом («день») определяется фразой «и был вечер, и было утро» (Быт. 1:5, 8 и др.). Это слово используется здесь в единственном, а не во множественном числе, означая один отдельный день.
Таким образом, семь дней Творения нужно понимать как реальные отрезки времени, представленные количественным числом эха́д («один»), за которым следуют порядковые числа (второй, третий, четвертый и т. д.). Такое описание указывает на последовательное согласование дней, с кульминацией на седьмом дне. В тексте нет никаких указаний на то, что должны были быть еще какие-то временны́е промежутки между этими днями. Семь дней Творения — это семь буквальных дней, как мы и понимаем это сегодня.
Также буквальная природа дней подтверждается тем фактом, что Бог Своим перстом написал четвертую заповедь, которая указывает на основу для покоя в седьмой день субботу в согласии с буквальной семидневной неделей Творения.
Творение, описанное в книге Бытие, не является единственным актом Творения в Библии. В ней описано также пересотворение во время Второго пришествия, когда Бог обратит тленное в нетленное «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1 Кор. 15:52). Если Бог может создать новое во мгновение времени во время Второго пришествия, зачем Ему понадобились миллиарды лет для сотворения мира, как учит теистическая теория эволюции?
Прочитайте Быт. 2:1–3; Ис. 20:8–11; Мк. 2:27 и Откр. 14:7. Как понимание о буквальной неделе Творения связано с четвертой заповедью? Как оно связано с Трехангельской вестью?
Библия говорит: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал» (Быт. 2:2). Многие креационисты сегодня подчеркивают творческую силу Бога, проявленную во время шести дней Творения, однако игнорируют тот факт, что Божий труд не окончился в шестой день. Его труд был окончен, когда Он сотворил седьмой день. Вот почему Иисус смог сказать: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). Иисус смог сделать это авторитетное заявление, потому что Он сотворил субботу как вечное знамение и печать Божьего завета с Его народом. Суббота была дана не только для евреев, но и для всего человечества.
Книга Бытие указывает на три вещи, которые сделал Иисус после того, как сотворил субботу. Во-первых, Он «почил» (Быт. 2:2), подавая нам Божественный пример и выразив желание отдыхать вместе с нами. Во-вторых, Он «благословил» седьмой день (Быт. 2:3). В повествовании о Творении сказано, что Бог благословил всех животных (см. Быт. 1:22), Адама и Еву (см. Быт. 1:28), но только один из дней получил особое благословение — седьмой день. В-третьих, Бог «освятил его» (Быт. 2:3), другими словами, «сделал его святым».
Никакой другой день в Библии не получил такого тройного назначения. Эти три акта также повторяются в четвертой заповеди, которую (как и остальные девять) Бог написал Собственным перстом и которая указывает на сотворение мира как на основание для соблюдения субботы (см. Исх. 20:11).
В Откр. 14:7 и Исх. 20:11 прямо указывается на заповедь о субботе как на основание для поклонения Творцу. Как эта прямая ссылка на субботу вплетается в события последнего времени?
Прочитайте Быт. 1:26–28 и Быт. 2:18, 21–24. Как в этих текстах представлен Божий идеал супружеских отношений?
На шестой день Бог приблизился к кульминации Творения — сотворению человечества. Удивительно, что в Быт. 1:26 впервые со словом «Бог» используется глагол во множественном числе: «сотворим человека по образу Нашему». Все личности триединого Божества, находящиеся в отношениях любви друг с другом, теперь создают Божественный институт семьи на земле.
«По образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Адам провозглашает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23) и называет Еву «женою». Требование супружества заключается в том, что «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24).
Писание недвусмысленно заявляет, что подобные взаимоотношения существуют между мужчиной и женщиной, которые были рождены от своих отца и матери, также мужчины и женщины. Эта концепция еще более проясняется, когда Бог наставляет первую человеческую пару: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). В пятой заповеди говорится, что дети (потомки) должны почитать своих родителей (см. Исх. 20:12). Такие взаимоотношения не могут быть осуществлены иначе, кроме как в гетеросексуальном партнерстве.
Прочитайте слова Иисуса в Мф. 19:3–6. Что в них говорится о природе и святости супружеских отношений? В свете слов Иисуса, а также всеобъемлющей любви Бога ко всему человечеству и факта, что все мы являемся грешниками, насколько твердо мы должны держаться библейских принципов супружества?
Прочитайте Быт. 1:31; 2:15–17; 3:1–7. Что случилось с совершенным Божьим творением?
Бог провозгласил, что Его творение «хорошо весьма» (Быт. 1:31). «Творческая работа была окончена… На земле пышно цвел Эдемский сад. Адам и Ева имели свободный доступ к дереву жизни. Ни одно пятно греха или тень смерти не омрачали прекрасное творение Божье» (Э. Уайт. Патриархи и пророки, с. 47). Бог предупредил Адама и Еву, что если они съедят плод запретного дерева, то умрут (см. Быт. 2:15–17). Змей начал разговор с вопроса, а затем стал полностью противоречить тому, что сказал Бог: «И сказал змей жене: нет, не умрете» (Быт. 3:4). Сатана обещал Еве, что ей откроется великое знание и она станет подобна Богу. К сожалению, она ему поверила.
Как апостол Павел подтверждает заповеданные Богом слова из Быт. 2:15–17? Прочитайте Рим 5:12; 6:23. Как данное учение соотносится с теистической теорией эволюции?
В Писании мы можем увидеть, как более поздние библейские авторы подтверждают более ранние библейские утверждения и дополняют их. В Рим. 5–8 Павел пишет о грехе и о красоте спасения: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5:12). Но с точки зрения эволюции смерть должна была существовать за миллионы лет до появления человечества. Такая идея имеет серьезные последствия для восприятия людьми библейского учения о происхождении греха, заместительной смерти Христа на кресте и плане спасения. Если смерть не связана с грехом, то и возмездие за грех не смерть (см. Рим. 6:23), и тогда Иисусу не нужно было умирать за наши грехи. Таким образом, творение, грехопадение и крест неразрывно связаны. Первый Адам связан с последним Адамом (см. 1 Кор. 15:45, 47). Вера в теорию эволюции Дарвина, даже если в процесс эволюции вовлекают понятие о Боге, разрушает самую основу христианства.
«Доказательства, основанные на сравнительных, литературных, лингвистических и других анализах библейского текста, согласуются на всех уровнях и ведут к единственному заключению: слово йом („день“) в главе первой книги Бытие означает буквальный 24-часовой день.
Автор первой главы книги Бытие не мог бы выбрать более всеохватывающий и исчерпывающий способ выразить идею буквального дня, чем выбранный им» (Gerhard F. Hasel, “The ‘Days’ of Creation in Genesis 1: Literal ‘Days’ or Figurative “Periods/Epochs’ of Time?” Origins 21/1 [1994], pp. 30, 31.).
«Величайшие умы, если их не направляет Слово Божье, приходят в недоумение, пытаясь выяснить соотношение между наукой и откровением. Творец и Его дела находятся за гранью их понимания; и поскольку Его деяния естественными законами объяснить невозможно, библейская история объявляется недостоверной» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 258).
Вопросы для обсуждения:
- Прочитайте вышеприведенную цитату Эллен Уайт. Как часто в наше время мы видим то, о чем она писала, даже среди исповедующих себя христианами, которые, встречаясь с заявлениями науки, автоматически ставят их выше библейского повествования, в результате чего, как она писала, «библейская история объявляется недостоверной»?
- Почему невозможно серьезно воспринимать Библию, принимая в то же время теистическую эволюцию? Если вы знакомы с приверженцем теистической эволюции, который провозглашает себя христианином, почему бы не попросить его объяснить смерть Иисуса на кресте в свете того, что написал Павел (см. Рим. 5) о прямой связи между грехопадением Адама и смертью Иисуса на кресте? Какое он может дать этому объяснение?
- Если Писание является Божьим откровением, то разве разум верующих не открывается также к более великой реальности, описанной в Библии? Как другие люди могут называть разум христиан «закрытым», тогда как на самом деле они открывают разум для истин Писания, посланных безграничным Богом? Фактически, атеистический, материалистический взгляд на мир намного уже, чем христианское мировоззрение.
- Каким образом мы как верующие люди, остающиеся верными Богу, можем послужить тем, кто борется с вопросом половой идентичности? Почему мы не должны быть людьми, которые бросают в них камни, даже если они как женщина, взятая в прелюбодеянии, виновны во грехе?