1 Кор. 4:1–6; Тит. 1:9; 2 Тим. 1:13; Мк. 12:10, 26; Лк. 24:27, 44, 45; Ис. 8:20.
Памятный стих:
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
Протестантский лозунг Sola Scriptura — «Библия, и только Библия» возвысил Писание как единственный стандарт и окончательный источник богословия. В отличие от римско-католического богословия, которое подчеркивало значимость как Писания, так и традиций, протестантская вера делала акцент на слове только — «только» Библия является окончательным авторитетом в вопросах веры и учения.
Именно Библия наделила протестантскую Реформацию решительной силой и авторитетом в ее протесте против Рима и его заблуждений, которые столетиями насаждались в умах людей. В противовес аллегорическому толкованию Писания, когда в библейском тексте находили множество различных значений, протестантские реформаторы подчеркивали важность историко-грамматического толкования Библии, при котором особое внимание уделяют грамматическому и буквальному значению библейского текста.
На этой неделе мы подробно рассмотрим принцип Sola Scriptura. Мы узнаем, что Sola Scriptura подразумевает некоторые фундаментальные принципы толкования библейского текста, которые являются необходимым условием для правильного понимания Божьего Слова. Как протестанты мы должны относиться к Библии как к наивысшему доктринальному авторитету.
Прочитайте 1 Кор. 4:1–6, особенно стих 6, в котором Павел говорит, что мы не должны мудрствовать «сверх того, что написано». Почему это так важно для нашей веры?
Не мудрствовать сверх того, что написано, не значит не принимать во внимание информацию из других областей исследований, таких как библейская археология или история. Они, напротив, могут пролить дополнительный свет на некоторые детали и особенности исторического фона библейского текста, таким образом, мы сможем лучше понять его. Это также не исключает обращения к другим ресурсам в процессе изучения Библии, таким как словари, «Симфония», книги и комментарии. Однако для правильного толкования Библии приоритетным источником по сравнению со всеми другими должен быть сам текст Священного Писания. Другие мнения следует тщательно взвешивать с точки зрения Писания в целом.
На самом деле, применяя принцип Sola Scriptura, мы утверждаем, что если возникает конфликт в толковании основ нашей веры, то для его решения только Библия имеет авторитет, который превосходит и выступает судьей всех других источников и церковных традиций. Нам не следует мудрствовать сверх или против того, что написано в Библии. Истинное христианство и убеждающая евангельская проповедь покоятся на твердом убеждении в авторитете Священного Писания.
«Только Священное Писание является господином и хозяином всех записанных на земле учений и доктрин» (Martin Luther, Luther’s Works, vol. 32: Career of the Reformer II, ed. Jaroslav Jan Pelikan, Hilton C. Oswald, and Helmut T. Lehmann, vol. 32, 1999], pp. 11, 12).
Прочитайте Деян. 17:10, 11. Что в этих стихах говорится о преимуществе Священного Писания?
Прочитайте Тит. 1:9 и 2 Тим. 1:13. Почему целостность Библии так важна для нашей веры?
Только благодаря ее внутренней целостности, происходящей от Божественного вдохновения, Библия может толковать саму себя. Если бы Священное Писание не имело такого всеобъемлющего единства в своем учении, мы не могли бы прийти к гармонии в любом доктринальном вопросе. Без целостности Библии церковь не смогла бы отличить истину от заблуждения и ереси. Она не имела бы оснований для применения дисциплинарных мер с целью исправления тех, кто уклонился от Божьей истины. Писание потеряло бы свою убеждающую и освобождающую силу.
Иисус и библейские авторы принимали целостность Писания, основанную на его Божественном происхождении. Это выражалось в их обычае цитировать сразу несколько книг Ветхого Завета как имеющих равный вес и гармонию между собой. Например, апостол Павел в Рим. 3:10–18 использует цитаты из Еккл. 7:20; Пс. 14:2, 3; 5:9; 10:7 и Ис. 59:7, 8.
Авторы Библии считали Священное Писание неделимым, последовательным и целостным, в котором главные темы получают дальнейшее развитие на протяжении всей Библии. Между Ветхим и Новым Заветами нет разногласий. Новый Завет не содержит новое Евангелие или новую религию. Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете, а Новый Завет основывается на Ветхом Завете. Следовательно, между двумя Заветами существует такая взаимосвязь, при который они проливают свет друг на друга.
Целостность Библии также подразумевает, что мы должны учитывать все сказанное в Писании по определенной библейской теме, которую мы изучаем, а не строить наше учение на отдельных стихах.
Как мы должны поступать, когда встречаемся в Библии с текстами или идеями, которые кажутся противоречащими друг другу? Что нужно делать, чтобы решить эту проблему?
Прочитайте Мф. 12:3, 5; 19:4; 21:42; 22:31, 24:15; Мк. 12:10, 26; 13:14 и Лк. 6:3. Иисус постоянно обращался к Библии. Что это говорит нам о ясности ее вести?
Библейское свидетельство однозначно показывает — Библия достаточно ясна в своем учении, и ее могут понять как взрослые, так и дети, особенно это касается ее фундаментальных учений. В то же время существуют бесконечные возможности для постоянного расширения и углубления нашего познания и понимания. Не нужно иметь магистерскую степень богословия, чтобы понять значение Библии. Напротив, ее основные истины может понять каждый верующий. Она говорит о священстве всех верующих, а не о позволении толковать ее лишь избранным, например священнослужителям. Следовательно, сама Библия побуждает нас к самостоятельному изучению, потому что каждый из нас способен понять Божью весть, адресованную лично нам.
Как точно подмечено, «последовательный пример библейских авторов показывает, что Писания следует рассматривать в простом, буквальном смысле, пока ясно не вырисуется их очевидное значение… Нет нужды устранять „оболочку“ буквального смысла, чтобы достигнуть „ядра“ мистического, спрятанного, аллегорического значения, которое якобы могут раскрыть только посвященные» (Handbook of Seventh-day Adventist Theology, 2000, p. 65). Ясность Библии связана с языком, смыслом и словами Писания. Существует определенная истина, передаваемая библейскими авторами, а не субъективный, многозначный и загадочный смысл библейского текста.
Вышесказанное не означает, что мы не можем иногда встретить тексты или идеи, которые не в состоянии полностью понять или охватить. В конце концов, это ведь Слово Бога, а мы всего лишь падшие человеческие существа. Тем не менее Божье Слово достаточно ясно говорит о том, что нам действительно нужно знать и понимать, особенно что касается вопросов нашего спасения.
Подумайте о времени, когда вы не понимали некоторые тексты, но смогли понять их позднее. Как ваш опыт может помочь другим людям, переживающим что-либо подобное?
Прочитайте Лк. 24:27, 44, 45. Каким образом Иисус ссылается на Писание, чтобы объяснить, кем Он является? Как мы можем использовать Писание, научившись на Его примере?
Когда мы позволяем Писанию самому толковать себя, Библия проливает дальнейший свет на собственное значение, и в этом красота такого толкования. Тем самым мы не просто произвольно подбираем тексты, чтобы доказать свое мнение. Сначала необходимо тщательно рассмотреть контекст изучаемого отрывка. Далее, помимо непосредственного контекста до и после отрывка, нужно рассмотреть контекст всей книги, в которой находится отрывок. Более того, если, как писал апостол Павел, «все, что писано было прежде, написано нам в наставление» (Рим. 15:4), тогда нам нужно изучить все, что говорит Писание по данной теме.
«Библия сама себя разъясняет. Для этого необходимо один стих сравнивать с другим. Научите своих учеников видеть цельность Библии, ее взаимосвязанность. Помогите открыть центральную, величественную тему Библии — Божий первоначальный план для мира, возникновение великой борьбы и процесс искупления» (Э. Уайт. Воспитание, с. 190).
Когда мы сравниваем один стих с другим, важно изучить все, что Библия говорит на ту или иную тему. Если возможно, то следует изучать Библию на языке оригинала или выбрать качественный библейский перевод, который передает тот же смысл, что и в оригинальном греческом или еврейском тексте. Хотя знание языков оригинала не является обязательным для хорошего понимания Библии, оно определенно может помочь лучше понять смысл Писания. Если такой возможности нет, изучение Библии с молитвой и верой в смирении и с желанием исполнять написанное, конечно же, принесет свои плоды.
Если при изучении доктрины о состоянии мертвых сосредоточиться только на нескольких выбранных отрывках и проигнорировать все остальные, то можно легко прийти к ошибочному пониманию. Чему можно научиться на этом примере? Насколько важно найти и прочитать все, что говорит Библия по данному вопросу, чтобы наилучшим образом понять библейское учение?
При упоминании принципа Sola Scriptura («только Библия») адвентисты седьмого дня неминуемо сталкиваются с вопросом относительно Эллен Уайт, которая также была вдохновлена Богом и служила в качестве Его вестницы для народа Остатка. Как соотносятся ее труды со Священным Писанием?
Даже беглое чтение трудов Эллен Уайт ясно показывает, что Библия была для нее основанием и средоточием ее мыслей и богословия. Фактически, она постоянно утверждала, что Библия является наивысшим авторитетом, абсолютным мерилом и стандартом для всех учений, веры и практической жизни (см. Великая борьба, с. 595). Более того, она ясно придерживалась великого протестантского принципа Sola Scriptura (см. Великая борьба, с. 9).
По мнению самой Эллен Уайт, ее труды по сравнению с Библией были «меньшим светом, который ведет мужчин и женщин к большему свету (т. е. Библии)» (The Advent Review and Sabbath Herald, January 20, 1903). Чтение ее трудов никогда не заменяло собой серьезное изучение Библии. Вот что она писала об этом: «Вы плохо знаете Писания. Если бы вы задались целью изучить Слово Божье, захотели бы соответствовать библейским нормам и устремились к христианскому совершенству, то вам не понадобились бы Свидетельства. Но именно потому, что вы пренебрегали богодухновенной Книгой, Господь попытался достичь ваших сердец простыми, прямыми свидетельствами» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 605).
Следовательно, ее труды необходимо ценить. Они также вдохновлены Богом, как и труды библейских авторов, однако выполняют иную функцию, чем Библия. Ее труды не являются дополнением к Библии, но подчиняются Священному Писанию. Она никогда не имела намерения, чтобы ее труды заняли место Писания, напротив, она превозносила Библию как единственное мерило веры и жизни.
Подумайте о том, какой невероятный дар мы имеем благодаря служению Эллен Уайт. Как нам еще больше ценить ее труды и в то же время отдавать предпочтение Библии?
«Того, кто изучает Библию, нужно научить исследовать ее страницы не для доказательства, чтобы подтвердить свое мнение, но для того, чтобы знать, что говорит Бог.
Истинное знание Библии достигается только с помощью того Духа, Который является автором этого Слова. И чтобы обрести это знание, мы должны жить им. Слову Божьему стоит повиноваться… Изучение Библии требует самых прилежных усилий и настойчивости. Как золотоискатель в поисках сокровища не устает копать землю, так и нам следует искренно и настойчиво искать сокровища в Слове Божьем» (Э. Уайт. Воспитание, с. 189).
«Когда вы сделаете Библию своей пищей и питием, когда в основу своего характера вы заложите ее принципы, тогда вы лучше узнаете, как принимать советы от Бога. Сегодня я превозношу перед вами драгоценное Слово. Не повторяйте того, что я произнесла, и не говорите: „Сестра Уайт сказала это“ или: „Сестра Уайт сказала то“. Узнайте, что говорит Господь Бог Израилев, и затем делайте то, что Он повелевает» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 3, с. 33).
Вопросы для обсуждения:
- Приведите примеры ложных верований, которых придерживаются люди из-за того, что рассмотрели лишь несколько отдельных текстов, вместо того чтобы исследовать все, что Библия говорит по данному вопросу.
- В Мф. 11:11 Иисус сказал об Иоанне Крестителе: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Здесь Иисус указывает на пророка, который не написал своей книги, но превзошел всех людей, включая и пророков, чьи книги вошли в канон Библии. Что слова Иисуса об Иоанне говорят нам о факте, когда истинный пророк может и не иметь своей книги в Библии, но быть истинным пророком? Какую весть мы как адвентисты седьмого дня можем вынести для себя из данного факта?
- Как адвентисты мы не единственные из тех, кто провозглашает Библию окончательным авторитетом в изложении доктрин. Другие церкви утверждают то же самое. Как тогда нам объяснить противоречивость доктрин, которые другие христиане находят в Библии?