Мк. 7:1–13; Рим. 2:4; 1 Ин. 2:15–17; 2 Кор. 10:5, 6; Ин. 5:46, 47; 7:38.
Памятный стих:
«Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).
Нет такой христианской церкви, которая не опиралась бы на Священное Писание для объяснения своего учения. И все же роль и авторитет Библии в богословии разных церквей воспринимаются по-разному. Фактически, роль Писания может сильно отличаться от церкви к церкви. Изучая эту важную, хотя и сложную тему, мы будем исследовать пять разных источников, оказывающих влияние на наше толкование Писания: традиции, жизненный опыт, культуру, человеческий разум и саму Библию.
Эти источники играют значительную роль в богословии каждой церкви. Мы все являемся частью различных традиций и культур, которые влияют на нас. У всех нас есть свой жизненный опыт, который формирует наше мышление и определяет наше понимание. У всех нас есть разум, благодаря которому мы можем обдумывать и оценивать информацию и события. Мы все читаем Библию, чтобы понять Бога и Его волю, и применяем ее учение в своей жизни.
Какой из этих источников (или их сочетание) оказывает решающее влияние на то, как мы толкуем Библию, и как они соотносятся друг с другом? Приоритет, отданный любому источнику или источникам, ведет к различным акцентам и результатам, а также окончательно определяет направление всего нашего богословия.
Как в Мк. 7:1–13 описана реакция Иисуса на некоторые человеческие традиции, существовавшие в то время?
Традиции, против которых выступал Иисус, бережно передавались в еврейском обществе от учителя к ученику. Во дни Иисуса их авторитет приравнивался к авторитету Священного Писания. Однако традиции, развиваясь на протяжении долгого периода времени, имеют тенденцию вбирать в себя все больше деталей и аспектов, которые изначально не были частью Божьего Слова и Его плана. Такие человеческие традиции не могли приравниваться к Божьим заповедям (см. Мк. 7:8, 9), хотя и насаждались религиозными лидерами еврейского общества (см. Мк. 7:3, 5 — «предания старцев»). Это были всего лишь человеческие традиции, которые, однако, постепенно привели к тому, что «устранили слово Божие» (см. Мк. 7:13).
Прочитайте 1 Кор. 11:2 и 2 Фес. 3:6. Как отличить Слово Божье от человеческой традиции? Почему для нас так важно уметь различать их?
Греческое слово пара́досис, использованное апостолом и переведнное как «предание», нужно рассматривать в значении «переданное учение», но не в традиционном понимании, допускающем какие-либо традиции, противоречащие текстам Священного Писания.
Живое Божье Слово рождает в нас благоговейное и доверительное отношение к нему. Эта преданность становится определенной традицией. Мы должны быть всегда верны живому Богу, Который открыл Свою волю в написанном Слове Божьем. Таким образом, Библия играет уникальную роль, превосходящую все человеческие традиции. Библия стоит выше всех традиций, даже хороших. Даже те традиции, которые возникают из опыта общения с Богом, нужно постоянно проверять мерилом Священного Писания.
Что в нашей церкви можно назвать традицией? Почему традиции важно отличать от библейского учения? Поделитесь своим ответом в классе субботней школы.
Приобретение опыта — это часть нашей жизни. Опыт оказывает сильнейшее влияние на наши чувства и мысли. Бог создал нас таким образом, что наши взаимоотношения с Ним и сотворенным миром в значительной степени связаны с нашим жизненным опытом и формируются под его влиянием.
Бог желает, чтобы мы ощущали красоту отношений, искусства, музыки, удивительного мира природы, а также испытывали радость от дара спасения и силы обетований Его Слова. Наша религия и вера — это больше, чем просто свод доктрин и набор рациональных решений. То, что мы испытываем, во многом формирует наш взгляд на Бога и на понимание Его Слова. Однако нам необходимо ясно понимать ограничения и недостатки приобретенного нами опыта в вопросе познания Божьей воли.
Какое предостережение записано во 2 Кор. 11:1–3? Как в этом тексте описываются границы доверия собственному опыту?
Приобретенный нами опыт может оказаться крайне обманчивым. С точки зрения Библии опыт должен иметь определенные рамки. Он должен быть направлен и сформирован Писанием, а также истолкован Писанием. Иногда нам хочется испытать что-то, что не согласуется с Божьим Словом или Его волей. Но нам нужно научиться доверять Священному Писанию вопреки нашему опыту и желанию. Нам нужно быть на страже, убедившись в том, что наш приобретаемый опыт находится в гармонии со Словом Божьим и не противоречит ясному учению Библии.
Вера, в которой любовь к Богу и любовь к ближним (см. Мк. 12:28–31) являются главными заповедями, очевидно, включает в себя опыт отношений. Несмотря на это, почему так важно всегда проверять личный опыт Словом Божьим?
Слово Божье было дано в определенной культуре, хотя оно не ограничено одной культурой. Культурные факторы неизбежно влияют на наше понимание Библии, однако нам не следует терять из виду тот факт, что Библия выходит за рамки установленных культурных категорий, таких как этническая принадлежность, принадлежность к той или иной империи и социальный статус. Это одна из причин, почему Библия превосходит любую человеческую культуру и даже способна изменять и исправлять греховные элементы, которые можно найти в любой культуре.
Прочитайте 1 Ин. 2:15–17. Что имеет в виду Иоанн, когда утверждает, что мы не должны любить того, что в мире? Как мы можем жить в этом мире и при этом избегать мирского образа мыслей?
Культура, наравне с другими аспектами Божьего творения, подверглась влиянию греха. Следовательно, она также подвергается Божьему осуждению. Да, некоторые аспекты нашей культуры могут хорошо согласовываться с нашей верой, но мы должны быть осторожны, чтобы различать веру и культуру. В идеале библейская вера должна, если нужно, бросить вызов существующей культуре и создать в противовес культуру, которая остается верной Слову Божьему. Если в нас не укоренено нечто, что исходит свыше, мы в скором времени станем такими же, как наше окружение.
Эллен Уайт предлагает следующее понимание этого вопроса:
«Последователи Христа должны отличаться от мира своими принципами и стремлениями, но они не должны изолировать себя от мира. Спаситель постоянно находился среди людей не для того, чтобы поощрять их в нарушении Божьей воли, но освящая и облагораживая их» (Э. Уайт. Советы родителям, учителям и учащимся. с. 323).
Какие аспекты вашей культуры полностью противоречат библейской вере? И, что еще важнее, как мы можем устоять против этих аспектов, пытающихся развратить нашу веру?
Бог наделил нас способностью думать и рассуждать. Каждое человеческое действие или богословский аргумент проистекают из нашей способности думать и делать выводы. Мы не считаем, что вера должна быть бездумной и слепой. Однако вслед за эпохой Просвещения XVIII века в западном обществе человеческий разум был возведен на пьедестал, где он стал играть новую, доминирующую роль и стал рассматриваться шире, чем просто способность думать и делать правильные выводы.
В противовес идее, что все наши знания основываются на чувственном восприятии, другой взгляд на человеческий разум представляет его главным источником знаний. Этот взгляд называется рационализмом; он утверждает, что истина постигается не чувствами, а умом, и является производной от рассуждений. Другими словами, определенные истины существуют, и только наш разум может их напрямую осознать. Считалось, что человеческий разум должен проверять и устанавливать нормы для истины. Разум превозносился как новый авторитет, перед которым должны были преклониться все другие, включая авторитет церкви и, что более драматично, даже авторитет Библии как Божьего Слова. Все, что не являлось очевидным для человеческого разума, отвергалось, и его законность ставилась под вопрос. Такой подход затронул многие части Писания. Все чудеса и сверхъестественные деяния Бога, такие как физическое воскресение Иисуса, непорочное зачатие или сотворение мира за шесть дней (и это всего лишь некоторые из них), больше не считались истинными и достоверными.
Однако истина заключается в том, и мы должны помнить об этом, что наше мышление также подверглось влиянию греха и должно быть снова подчинено Христу. Понимание людей омрачено, они отчуждены от Бога (см. Еф. 4:18). Мы нуждаемся в просвещении Словом Божьим. Мы были сотворены Богом, и с точки зрения Библии наш человеческий разум не был сотворен как нечто, функционирующее независимо от Бога. Напротив: «Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум» (Притч. 9:10, ср. с Притч. 1:7). Только когда мы принимаем Божье откровение, воплощенное в записанном Слове Божьем, как высший авторитет в нашей жизни и желаем следовать написанному в Библии, мы можем рассуждать правильно.
Несколько столетий назад американский президент Томас Джефферсон создал свою версию Нового Завета, отбросив все, что, по его мнению, не согласовывалось с разумом. Были удалены почти все чудеса Иисуса, включая Его воскресение. Чему этот пример может научить нас относительно того, как важно осознавать границы человеческого разума в понимании истины?
Прочитайте Ин. 5:46, 47 и Ин. 7:38. Что Иисус Христос считал абсолютным авторитетным источником в понимании духовных вопросов? Как Библия подтверждает, что Иисус является истинным Мессией?
Некоторые люди заявляют, что получили особые «откровения» и указания от Святого Духа, но при этом они противоречат ясной библейской вести. Для них Святой Дух имеет более высокий авторитет, чем Божье Слово. Всякий, кто сводит на нет влияние написанного вдохновенного Слова Божьего и уклоняется от его ясной вести, становится на опасную дорогу и не следует руководству Божьего Духа. Библия — наша единственная духовная защита. Она одна является надежным мерилом всех вопросов веры и дел.
«Через Писание Святой Дух обращается к уму и запечатлевает истину в сердце. Так Он разоблачает заблуждение и изгоняет его из сердца. Посредством Духа истины, действующего через Слово Божье, Христос привлекает к Себе избранных чад» (Э. Уайт. Желание веков, с. 671).
Дух Святой никоим образом не должен восприниматься как замена Слова Божьего. Напротив, Он трудится в гармонии с Библией и через Библию, чтобы привлечь нас ко Христу, таким образом делая Библию единственным мерилом настоящей библейской духовности. Библия содержит здравое учение (см. 1 Тим. 4:6), и как Божье Слово она достойна доверия и полного принятия. Не наша задача — выносить свои суждения относительно Писания. Напротив, Слово Божье имеет право и власть выносить суждение о нас и нашем мышлении. В конце концов, это Слово, написанное Самим Богом.
Почему Библия является более надежным руководством в духовных вопросах, чем субъективные впечатления? Каковы будут последствия, если мы не принимаем Библию как мерило для проверки всех учений и даже духовного опыта? Если бы личное откровение считалось окончательным авторитетом в духовных вопросах, почему это привело бы только к хаосу и заблуждению?
Традиции, опыт, культура, разум и Библия — частички каждого источника влияния присутствуют в нашем сознании, когда мы размышляем над Словом Божьим. Остается важный вопрос: за каким из этих источников последнее слово, какой из них является наивысшим авторитетом в нашем богословии? Одно дело признавать Библию, но необходимо также позволить Библии через служение Святого Духа изменять нашу жизнь.
«В Своем Слове Бог сообщил человечеству все, что необходимо знать для спасения. Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни» (Э. Уайт. Великая борьба, с. vii).
Вопросы для обсуждения:
- Почему бывает легче придерживаться человеческих традиций, чем жить в духе Божьего закона — любить Господа Бога всем своим сердцем, душою и разумением и ближнего как самого себя? (См. Мф. 22:37–40).
- В классе субботней школы обсудите ваши ответы на последний вопрос за воскресенье. Какую роль должны играть традиции в нашей церкви? Какие благословения и какие проблемы приносят религиозные традиции?
- Как нам быть уверенными, что традиция — неважно, насколько она может быть привлекательной и практичной, — не вытесняет написанное Слово Божье как окончательное мерило и авторитет во всех вопросах, касающихся нашей духовной жизни?
- Предположим, кто-то заявляет, что видел сон, в котором Господь явно сказал, что воскресенье — истинный день покоя и поклонения для христиан времен Нового Завета. Что вы ответите этому человеку? Как подобный диалог может научить нас всегда проверять свой духовный опыт Словом Божьим?
- Поговорите в классе о культуре, в которую погружена ваша церковь. Как культура влияет на вашу веру? Какие негативные примеры вы можете вспомнить из истории церкви, когда культура сильно повлияла на действия членов церкви? Как нам не повторять подобных ошибок?