Мф. 4:1–11; 22:37–40; Лк. 4:25–27; 24:13–35, 44, 45; Деян. 4:24–26.
Памятный стих:
«Он же сказал ему в ответ: написано: гне хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих“» (Мф. 4:4).
К сожалению, в наш постмодернистский век Библию часто толкуют через призму философии, ставя под сомнение как ее Божественность, так и ее авторитет. Фактически, на Библию смотрят просто как на сборник идей, придуманных людьми, жившими в относительно примитивной культуре и, как следствие, с ограниченным пониманием мира, в отличие от нашего понимания сегодня. Также ее сверхъестественная составляющая принижается или вовсе устраняется; таким образом, Библия превращается просто в документ, который вместо Божьего взгляда на человека описывает человеческий взгляд на Бога. В результате для многих людей, живущих в веке дарвинистского мышления и современной философии, Библия становится совершенно неактуальной.
Наша церковь полностью отвергает такую позицию. В Новом Завете мы находим богодухновенный способ толкования Писания, когда исследуем, как Иисус и апостолы понимали Ветхий Завет — Библию, которая была у них в то время. Как они относились к описанным в ней людям, местам и событиям? Каковы были их предположения и последующие методы толкования? Давайте последуем за ними в их понимании Священного Писания, в отличие от заблуждений не вдохновленных Богом людей, чьи предположения ведут только к скептицизму и сомнениям в Слове Божьем.
Прочитайте Мф. 4:1–11. Как Иисус противостоял искушениям сатаны в пустыне? Что мы узнаем о Библии из этого повествования?
Во время первого искушения, когда дьявол подстрекал Иисуса превратить камни в хлеб, чтобы утолить голод, Он ответил: «написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих“» (Мф. 4:4). Иисус указывает на живое Слово как на абсолютный Божественный источник. Таким образом, Он подтверждает авторитет Писания. Во время второго искушения, сулившего земную власть и славу, Иисус отвечает: «написано: „Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“» (Мф. 4:10; Лк. 4:8). Христос напоминает нам, что истинное поклонение сосредоточено на Боге и ни на ком другом и что послушание Его Слову и есть истинное поклонение. И, наконец, в искушении, направленном на проявление самонадеянности, Иисус отвечает: «Написано также: „не искушай Господа Бога твоего“» (Мф. 4:7; Лк. 4:12).
Во всех трех искушениях Иисус отвечает словами «так написано». Он обращается непосредственно к Слову Божьему, чтобы отразить нападки и обольщения сатаны. Это является важным уроком для всех нас — Библия, и только Библия является абсолютным стандартом и основанием нашей веры.
Библия, и только Библия была методом защиты Христа от нападок противника. Иисус, будучи Богом, противостоял сатане, полностью полагаясь на Слово Божье.
В этом противостоянии Иисус не просто выражает Свое личное мнение, произносит сложные замысловатые аргументы или слова вражды — он обращается к простым и глубоким словам Священного Писания. Для Христа Писание имеет величайший авторитет и величайшую силу. Таким образом, Его служение начинается на твердом основании и строится на доверии Слову Божьему.
Как мы можем научиться так же полагаться на Писание и быть послушными ему?
Иисус наставлял учеников послушанию Божьему Слову и закону. Нет ни одного намека на то, что Он подвергает сомнению авторитет или актуальность Писания. Напротив, Он постоянно ссылается на Библию как на источник Божественного авторитета. Саддукеям Он сказал: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29). Иисус учил, что просто знать написанное в Библии недостаточно для понимания истины, необходимо знать Господа, Который и есть Истина.
Что сказано в Мф. 22:37–40 про отношение Иисуса к закону Моисея?
Обращаясь к законнику, Иисус обобщает Десять заповедей, данные Моисею около 1500 лет назад. Следует заметить, что Иисус обращается к ветхозаветному закону и возносит его на высочайший уровень. Многие христиане пришли к ошибочному заключению, что раз дана новая заповедь, то каким-то образом закон Ветхого Завета заменен Евангелием Нового Завета. Но на самом деле все, чему учил Иисус, было основано на законе Ветхого Завета. Христос раскрыл и представил закон более полно, ибо «на сих двух заповедях (обобщение Десяти заповедей, первые четыре из которых говорят об отношениях человека с Богом, а последующие шесть — об отношениях между людьми) утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40). Таким образом, Иисус возвышает весь Ветхий Завет, когда говорит «закон и пророки» — так в то время сокращенно говорили о законе, пророках и писаниях, то есть обо всех трех частях Ветхого Завета.
«Он [Христос] указывал на Писания как на неоспоримый авторитет, и мы должны следовать Его примеру в этом. Библия должна быть признана Словом бесконечного Бога, концом всех противоречий и основанием всей веры» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 39, 40).
Как другие авторитетные источники (семья, философия, культура) могут препятствовать послушанию Слову Божьему?
После смерти Иисуса Его ученики были растеряны и полны сомнений. Почему Господь умер? Что все это значит? В главе 24 Евангелия от Луки мы видим, что Иисус дважды является ученикам: первый раз двум ученикам, идущим по дороге в Эммаус, во второй раз уже всем остальным. В обоих случаях Иисус объясняет, что произошедшие события являются лишь исполнением пророчеств Ветхого Завета: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).
И снова в Лк. 24:44, 45 Он говорит: «И сказал им… надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах», затем Иисус «отверз им ум к уразумению Писаний».
Обратите внимание, что Иисус ссылается на «все Писание» (Лк. 24:27). В последующих стихах Он опирается на закон Моисеев, пророков и псалмы (см. Лк. 24:44). Очевидно, что Иисус — Слово, ставшее плотью (см. Ин. 1:1–3, 14), полагается на авторитет Писания, объясняя, как все произошедшее было предсказано за сотни лет до этого. Ссылаясь на все Писание в целом, Иисус подает пример ученикам. Когда они отправятся проповедовать евангельскую весть, они также должны обращаться ко всему Писанию, чтобы передать истину и силу новообращенным по всему миру.
Также обратите внимание, как в Мф. 28:18–20 Он обращается к Своим ученикам того времени (как и к нам сегодня): «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Эта власть укоренена в триедином Боге, поэтому Он продолжает: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Затем идет ключевой отрывок: «…уча их соблюдать всё, что Я повелел вам». Чему Иисус учит и что заповедует? Его учение основано на всем Писании, Он пришел в соответствии с авторитетным пророческим Словом, и во исполнение пророчеств Писания Он покорился Отцу.
Если Иисус признавал все Писание, почему нам важно поступать так же? Как нам принимать авторитет всего Писания, осознавая, что не все из написанного применимо для нас сегодня?
Например, в Мф. 19:4, 5 Иисус ссылается на слова, записанные Моисеем. Однако, цитируя этот отрывок, Иисус говорит: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать». Вместо того чтобы сказать «Писание говорит», Иисус произносит: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал», обращаясь к слову Создателя, которое записал автор книги Бытие. Здесь Бог фактически представлен Автором данного утверждения, хотя оно было записано Моисеем.
Прочитайте следующие отрывки. Как Иисус относился к историческим личностям и событиям, описанным в Библии?
Мф. 12:3, 4 Мк. 10:6–8 Лк. 4:25–27 Лк. 11:51 Мф. 24:38
Иисус постоянно упоминает людей, места и события, описанные в Ветхом Завете, как исторически достоверные. Он ссылается на главы 1 и 2 книги Бытие, упоминает Авеля, Давида и Елисея, выделяя их среди других исторических личностей. Он неоднократно говорит о страданиях пророков древности (см. Мф. 5:12; 13:57; 23:34–36; Мк. 6:4). В Своей вести предостережения Иисус описывает времена Ноя: «Ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:38, 39). Приведенный текст указывает на то, что Иисус упоминал великий день Божьего суда как историческое событие.
Поскольку Сам Иисус упоминал отдельных библейских личностей как реально существовавших в истории людей, то что это говорит нам о силе сатанинского обмана, из-за которого сегодня многие люди, включая христиан, отрицают их существование? Почему нам следует избегать этой ловушки?
Например, в Мф. 19:4, 5 Иисус ссылается на слова, записанные Моисеем. Однако, цитируя этот отрывок, Иисус говорит: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать». Вместо того чтобы сказать «Писание говорит», Иисус произносит: «Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал», обращаясь к слову Создателя, которое записал автор книги Бытие. Здесь Бог фактически представлен Автором данного утверждения, хотя оно было записано Моисеем.
Прочитайте следующие отрывки. Как Иисус относился к историческим личностям и событиям, описанным в Библии?
Мф. 12:3, 4 Мк. 10:6–8 Лк. 4:25–27 Лк. 11:51 Мф. 24:38
Иисус постоянно упоминает людей, места и события, описанные в Ветхом Завете, как исторически достоверные. Он ссылается на главы 1 и 2 книги Бытие, упоминает Авеля, Давида и Елисея, выделяя их среди других исторических личностей. Он неоднократно говорит о страданиях пророков древности (см. Мф. 5:12; 13:57; 23:34–36; Мк. 6:4). В Своей вести предостережения Иисус описывает времена Ноя: «Ибо, ка́к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:38, 39). Приведенный текст указывает на то, что Иисус упоминал великий день Божьего суда как историческое событие.
Поскольку Сам Иисус упоминал отдельных библейских личностей как реально существовавших в истории людей, то что это говорит нам о силе сатанинского обмана, из-за которого сегодня многие люди, включая христиан, отрицают их существование? Почему нам следует избегать этой ловушки?
«Люди считают себя мудрее Слова Божьего, мудрее Самого Бога. Вместо того чтобы утвердить свои стопы на крепком основании и все проверять Словом Божьим, они проверяют Слово собственными научными идеями и, если им кажется, что Слово Божье не согласуется с их идеями, его отвергают как не достойное доверия» (Ellen G. White, Signs of the Times, March 27, 1884, p. 1).
«Те, кто ближе познакомятся с мудростью и целью Бога, открытыми в Его Слове, станут мужчинами и женщинами с твердыми принципами; они смогут стать успешными работниками, имея великого Учителя, Иисуса Христа… Христос дал Своему народу слова истины, и каждый призван к тому, чтобы сделать их известными миру… Нет освящения вне истины — вне Слова. Как важно, чтобы каждый смог это понять!» (Ellen G. White, Fundamentals of Christian Education, p. 432).
Вопросы для обсуждения:
- Принимая во внимание, что Иисус, авторы Евангелия и Павел относились к Писаниям Ветхого Завета как к Слову Божьему, объясните, почему сегодня существует столько ошибочных подходов к толкованию Писания и почему мы не должны принимать аргументы в пользу таких подходов, вне зависимости от авторитета того, кто их преподносит?
- Чтобы лучше понять, откуда у стольких современных исследователей Библии появился скептицизм, приведем всего несколько примеров библейских учений, которые отрицают современные ученые: буквальные шесть дней Творения, безгрешность Адама в непавшем мире, всемирный потоп, реальное существование Авраама, история исхода из Египта, чудеса Иисуса, в том числе Его воскресение в физическом теле, пророчества, в которых пророки предсказывают будущее, иногда на столетия или тысячелетия вперед. Как подобные умозаключения указывают нам, что случается с людьми, которые начинают подвергать сомнению авторитет и подлинность Библии? Какие есть возможные способы помочь таким людям прийти к ясному пониманию истины?
- Отвечая на последний вопрос за вторник, объясните, как все Писание может быть богодухновенным, даже если некоторые его части могут быть неприменимы к нам сегодня?