2 Петр. 1:19–21; 2 Тим. 3:16, 17; Втор. 18:18; Исх. 17:14; Ин. 1:14; Евр. 11:3, 6.
Памятный стих:
«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13).
То, как мы понимаем происхождение и природу Писания, во многом определяет, какую роль мы отводим Библии в личной жизни и в жизни церкви. Наше толкование Писания в значительной мере формируется нашим пониманием процесса откровения и вдохновения. Если мы хотим правильно понять Слово Божье, нам в первую очередь нужно позволить самой Библии определить основные критерии того, как к ней относиться. Мы не можем изучать математику эмпирическими методами, применяемыми в биологии или социологии. Мы не можем изучать физику, используя тот же инструментарий, что и при изучении истории. Подобным образом, духовные истины Библии невозможно узнать и понять правильно, используя атеистический подход к Библии, отрицающий существование Бога. Напротив, желая понять Писание, нам необходимо серьезно отнестись к Божественно-человеческому аспекту Божьего Слова. Следовательно, для тщательного толкования Писания необходимо приступать к Библии с верою, а не с методологическим скептицизмом или сомнениями.
На этой неделе мы рассмотрим некоторые фундаментальные аспекты происхождения и природы Библии, которые должны повлиять на наше понимание и толкование этой Божественной книги.
Библия не похожа ни на какую другую книгу. Апостол Петр писал, что пророки были движимы Святым Духом таким образом, что содержание их вести исходило от Бога. Они не выдумали ее сами. В отличие от «хитросплетенных басен» (2 Петр. 1:16) пророческая весть Библии имеет Божественное происхождение и поэтому является истинной и достойной доверия, потому что «изрекали» ее «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). Бог контролировал процесс передачи откровения, когда раскрывал Свою волю избранным людям.
Прямое словесное общение между Богом и определенными людьми — это неоспоримый библейский факт. Вот почему Библия имеет особый Божественный авторитет, и, толкуя Писание, нам нужно принимать во внимание этот Божественный элемент. Имея святого Бога своим непосредственным Автором, книги Библии верно названы «святыми Писаниями» (Рим. 1:2; 2 Тим. 3:15).
Они также даны нам с практической целью. О них сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17).
Мы также нуждаемся в помощи Святого Духа, чтобы применить в своей жизни то, что Бог открыл нам в Своем Слове. Согласно апостолу Петру, толкование Божьего Слова как Божественного откровения — это не просто вопрос нашего личного мнения. Мы нуждаемся в Божьем Слове и Духе Cвятом, чтобы правильно понять его значение.
Писание также учит: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7). Библейские слова, означающие «откровение» (в его различных формах) выражают идею, что нечто до этого спрятанное теперь явлено или раскрыто и, таким образом, стало известным. Будучи людьми, мы нуждаемся в откровении, потому что мы грешные существа, разделенные с Богом из-за нашего греха, и поэтому зависимы от Него в познании Его воли.
Временами бывает трудно быть послушными Библии, даже если мы верим в ее Божественное происхождение. Что произойдет, если мы начнем ставить ее Божественное происхождение под сомнение?
Прочитайте 2 Петр. 1:21; 2 Тим. 3:16; Втор. 18:18. Что эти тексты говорят о богодухновенности Писания?
Все Писание богодухновенно, даже если не все его части вдохновляют нас во время чтения или применимы для нас сегодня (например, те части Писания, где описаны еврейские праздники, написаны по Божьему вдохновению, хотя сегодня от нас не требуется их соблюдение). И все же нам нужно изучать все Писание, даже те части, которые нелегко читать или которые не касаются нас сегодня напрямую.
Также не все записанное в Библии является результатом прямого и сверхъестественного откровения. Иногда Бог для передачи Своей вести использовал библейских авторов, которые сами проводили тщательное исследование или же использовали другие имеющиеся документы (см. Нав. 10:13; Лк. 1:1–3).
Даже в этом случае все Писание является богодухновенным (см. 2 Тим. 3:16). По этой же причине Павел утверждает, что «все» написанное «написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4).
«Библия называет Бога своим Автором, однако она писалась людьми, и в разнообразии стилей ее отдельных книг проглядывают характерные черты ее писателей. Открытая истина боговдохновенна, но облечена в человеческие слова (см. 2 Тим. 3:16)» (Э. Уайт. Великая борьба, с. v).
Сегодня существуют исследователи Библии, которые отвергают Божественное авторство многих ее частей, вплоть до отвержения многих важнейших учений — о сотворении, исходе, воскресении из мертвых. Почему так важно даже в малом не повторять их ошибок? В конце концов, можем ли мы судить Священное Писание?
Бог, говорящий со Своим творением и создавший человеческий язык, наделяет способностью избранных людей передавать истины Божественного откровения и богодухновенные мысли надежным и достойным доверия способом. Поэтому неудивительно, что Бог велел библейским авторам передать Его наставления и откровения в письменном виде.
Что следующие тексты говорят нам о записанном откровении?
Исх. 17:14; 24:4 Нав. 24:26 Иер. 30:2 Откр. 1:11, 19; 21:5; 22:18, 19
Почему Бог повелел, чтобы Его откровение было записано? Ответ очевиден — чтобы мы его не забыли. Записанные библейские слова являются постоянным ориентиром, который направляет нас к Богу и Его воле. Записанный документ обычно можно лучше сохранить, он намного надежнее, чем устные послания, которые нужно снова и снова пересказывать. Записанное Слово можно копировать, что делает его доступным гораздо большему количеству людей, чем если бы оно было только произнесено. И, наконец, то, что записано, может быть прочитано бесчисленным количеством читателей в разных местах и на разных континентах, а также может стать благословением для многих последующих поколений. И даже если люди сами не могут его прочитать, другие могут сделать это для них.
Существует параллель между Словом Божьим, Которое стало плотью (Иисусом Христом), и записанным Словом Божьим (Писанием). Как Иисус был сверхъестественным образом зачат от Святого Духа, но рожден от женщины, так и Священное Писание имеет сверхъестественное происхождение, но передано людьми.
Иисус Христос стал человеком во времени и пространстве. Он жил в определенное время и в определенном месте. Однако этот факт не умаляет Его Божественности и не делает Его только исторической личностью. Он является единственным Искупителем для всех людей, во всем мире, во все времена (см. Деян. 4:12). Подобным образом и записанное Слово Божье — Библия — также создавалось в определенное время и в определенной культуре. Как и Иисус Христос, Библия не ограничена временем или местом, напротив, она связывает всех людей по всему миру.
Когда Бог открывает Себя, Он снисходит до уровня человека. Человеческая природа Иисуса имела все человеческие немощи как следствие деградации человечества на протяжении четырех тысяч лет. Но несмотря на это, Он был безгрешен. Так и Писание написано простым человеческим языком, а не каким-то «сверхидеальным», на котором никто не говорит и который никто не может понять. В то время как любой язык имеет свои ограничения, Создатель человечества, который также является Создателем человеческого языка, способен передать Свою волю людям надежным способом, не вводя нас в заблуждение.
Конечно же, любое сравнение имеет свои ограничения. Иисус Христос и Священное Писание не являются полностью идентичными. Библия — это не воплощение Бога, Бог — это не книга. Бог в Иисусе Христе стал человеком. Мы любим Библию, потому что поклоняемся Спасителю, о Котором провозглашается на ее страницах.
Библия является уникальным и неразделимым Божественно-человеческим союзом. Эллен Уайт ясно понимала это, когда писала: «Но Библия в целом являет собой союз Божественного и человеческого, поскольку истины, данные Богом, выражены в ней человеческим языком. Подобный союз существовал и в естестве Христа, Который был Сыном Божьим и Сыном Человеческим. Таким образом, библейский текст „Слово стало плотию и обитало с нами“ (Ин. 1:14) может быть применен как к Христу, так и к Библии» (Э. Уайт. Великая борьба, с. vi).
Почему Писание должно быть основанием нашей веры? Где бы мы были сейчас без него?
Всякое истинное обучение происходит в контексте веры. Именно врожденная вера ребенка по отношению к своим родителям дает ему возможность изучать новое. И именно доверительные отношения направляют ребенка в изучении фундаментальных аспектов жизни и любви. Таким образом, знание и понимание вырастают из любящих и доверительных взаимоотношений.
Подобно этому, хороший музыкант виртуозно исполняет музыкальное произведение не только когда он мастерски обладает техническими навыками, которые помогают играть на инструменте, но и когда он проявляет любовь к музыке, композитору и инструменту. Подобным же образом мы правильно понимаем Библию, если приступаем к ней не со скептическим отношением и методологическими сомнениями, но в духе любви и веры. Апостол Павел писал: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Таким образом, совершенно необходимо приступать к Библии с верой, сознавая ее сверхъестественное происхождение, а не смотреть на нее как на книгу, написанную исключительно людьми.
Адвентисты седьмого дня ясно выразили свою позицию в отношении сверхъестественного происхождения Писания в первом положении вероучения: «Священное Писание Ветхого и Нового Заветов есть Слово Божье, письменно переданное Божественным вдохновением. Богодухновенные авторы изрекали и записывали его по побуждению Святого Духа. Посредством этого Слова Бог передал человеку необходимые для спасения знания. Библия — это верховное, авторитетное и безошибочное откровение Его воли. Она является мерилом характера, испытанием опыта, авторитетным изложением доктрин и достоверным сообщением о действиях Бога в истории нашего мира (Пс. 118:105; Притч. 30:5, 6; Ис. 8:20; Ин. 17:17; 1 Фес. 2:13; 2 Тим. 3:16, 17; Евр. 4:12; 2 Петр. 1:20, 21)» (В начале было Слово, 2019, с. 20).
Чего лишают себя люди в своем понимании Библии, когда приступают к Писанию без веры? Почему вера не слепа? На чем основывается наша вера и почему она все еще обязательна для постижения библейских истин?
Библия, которая жизненно необходима для нашей веры, сама по себе не имела бы реальной духовной ценности для нас без влияния Святого Духа на наше сердце и разум, когда мы читаем и изучаем ее.
«В Своем Слове Бог сообщил человечеству все, что необходимо знать для спасения. Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни… Тот факт, что Бог открыл Свою волю людям, вовсе не означает, что они больше не нуждаются в указаниях Святого Духа и не имеют потребности в Его постоянном присутствии. Напротив, Спаситель обещал, что Дух откроет Слово Его рабам, освятит и изъяснит его смысл и поможет использовать его в жизни. И поскольку Дух Божий вдохновил авторов Библии, невозможно, чтобы наставления Духа противоречили Слову» (Э. Уайт. Великая борьба, с. vii).
Вопросы для обсуждения:
- С какой целью Бог открывается нам? Почему мы нуждаемся в Его откровении?
- Каким образом Бог открывает Себя? Он использует разные способы. Общее понимание о Себе Он раскрывает через природу. Особенным образом Он открывается через сны (см. Дан. 7:1), видения (см. Быт. 15:1), знамения (см. 3 Цар. 18:24, 38) и в наибольшей степени через Своего Сына Иисуса Христа (см. Евр. 1:1, 2). Открылся ли Бог вам лично? Поделитесь своим опытом.
- Некоторые библейские исследователи отвергают многие учения Библии, рассматривая их как мифы. История сотворения мира, буквальное существование Адама и Евы, исход евреев из Египта и история Даниила — вот лишь несколько примеров из Ветхого Завета, которые они считают не чем иным, как выдуманными историями, сочиненными для обучения духовным истинам. Вот что случается, когда люди сами по себе начинают выносить суждение о Божьем Слове. Чему может научить нас пример таких суждений? Насколько они опасны? Бог чудесным образом открыл Свою волю в Библии. Однако Он желает, чтобы вы участвовали в распространении Его воли и благой вести о спасении только в Иисусе Христе. Какого Бога люди видят в вас и в вашей жизни?