Дан. 12; Рим. 8:34; Лк. 10:20; Рим. 8:18; Евр. 2:14, 15; Ин. 14:29; Откр. 11:3.
Памятный стих:
«И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12:3).
Книга Даниила начинается с вторжения Навуходоносора в Иудею и взятия пленников в Вавилон. Заканчивается же она тем, что Михаил освобождает Божий народ от власти Вавилона последнего времени. То есть Бог в конце времени сделает все для спасения Своего народа. Эта мысль проходит красной нитью через всю книгу Даниила.
Как мы уже видели, Даниил и его друзья остаются верными Богу и проявляют величайшую мудрость среди искушений и испытаний вавилонского плена. Точно так же Божий народ последнего времени тоже останется верным во «время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди» (Дан. 12:1). Подобно Даниилу и его друзьям в Вавилоне, они проявят неординарную мудрость. Они будут воспринимать свой опыт обретения мудрости не только как личную добродетель, но и как ответственность вести других к праведности (см. Дан. 12:3). Некоторые погибнут или будут преданы смерти и, таким образом, вернутся в прах, но при Втором пришествии Христа они будут воскрешены для вечности. Как говорится в библейском тексте: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной…» (Дан. 12:2).
До сих пор каждая глава книги Даниила начиналась с упоминания языческого царя. В начале 12-й главы правитель также упоминается, но, в отличие от остальных глав, им является «князь великий» (Дан. 12:1), который восстанет, чтобы избавить Божий народ от рук их врагов.
Исследуя 10-ю главу книги Даниила, мы увидели, что Михаил — это та же самая могущественная небесная личность, которая предстала перед Даниилом на реке Тигр. Там Он появляется в роли небесного представителя Божьего народа. В других главах Он представлен как Сын Человеческий (см. Дан. 7), Вождь воинства (см. Дан. 8) и Христос Владыка (см. Дан. 9). Таким образом, Михаил, Чье имя означает «Кто подобен Богу?», — не кто иной, как Сам Иисус Христос.
Важно отметить время вмешательства Михаила. Согласно Дан. 12:1, это происходит «в то время» (Дан. 12:1). Это выражение относится ко времени, только что упомянутому в Дан. 11:40–45. Это период времени, который охватывает временной отрезок от падения папства в 1798 году до воскресения в конце времени (см. Дан. 12:2).
Из глагола «восстанет» (Дан. 12:1) можно выделить два важных аспекта для описания действий Михаила. Во-первых, смысл глагола «восстать» связан с военной терминологией и означает восшествие царя, стремящегося завоевать и править. Таким образом, Михаил представлен как военачальник, который защищает Свой народ и руководит им особым образом на последних этапах великой борьбы.
Во-вторых, глагол «восстать» также указывает на судебный процесс. Михаил «восстает», чтобы выступать в роли адвоката на небесном суде. В образе Сына Человеческого Он предстает перед «Ветхим днями», чтобы представлять народ Божий во время следственного суда (см. Дан. 7:9–14). Поэтому восстание Михаила связано с Его действиями по защите Своего народа и с участием на суде. Другими словами, Ему дана сила для победы над врагами Бога и власть представлять народ Божий на небесном суде.
Подумайте о том, каково это — знать, что Михаил защищает нас даже сейчас. Каким образом это знание может укрепить вашу надежду на спасение?
Время вмешательства Михаила описывается как «тяжкое время». Это указание на время, когда Дух Божий оставит мятежное человечество. После этого на Вавилон последнего времени будут излиты семь последних язв — как выражение Божьего гнева на народы (см. Откр. 16; Откр. 18:20–24), и тогда силы тьмы обрушат на мир всю свою ярость. Эллен Уайт описывает это время так: «Сатана тогда ввергнет жителей земли в последнюю великую скорбь. Как только ангелы Божьи перестанут удерживать свирепые ветры человеческих страстей, разыграются все враждебные стихии. Весь мир подвергнется более страшным разрушениям, чем Иерусалим в древности» (Великая борьба, с. 614).
Но Божий народ будет избавлен в это ужасное время, потому что в ходе небесного суда верующие были оправданы Иисусом Христом, небесным Первосвященником, а их имена записаны в книге.
О какой книге идет речь? В Священном Писании упоминаются два вида небесных книг. Одна содержит имена тех, кто принадлежит Господу, и в некоторых стихах она названа «книгой жизни» (см. Исх. 32:32; Лк. 10:20; Пс. 68:29; Флп. 4:3; Откр. 17:8).
В другую «памятную книгу» записываются дела человека (см. Пс. 55:9; Мал. 3:16; Ис. 65:6). Эти книги — небесная «база данных», в которой хранятся имена и дела всех людей. Они будут раскрыты на небесном суде, и на основании их содержания определится участь каждого. Некоторые люди не хотят, чтобы их имена и особенно дела вносились в эти небесные книги. Но как только мы посвящаем свою жизнь Христу, наши имена вписываются в книгу жизни, а греховные дела удаляются на суде. Эта небесная летопись представляет судебные доказательства всей Вселенной, свидетельствуя о том, что мы принадлежим Христу и поэтому имеем право на защиту в «тяжкое время».
Почему только вменяемая нам праведность Христа является нашей единственной надеждой обнаружить себя «записанными в книге»?
Даниил делает, вероятно, самую ясную ссылку в Ветхом Завете на грядущее воскресение. Размышляя над этим отрывком, мы открываем для себя очень важные истины. Во-первых, метафора сна указывает на то, что бессмертия души не существует. Человек — это неделимое единство тела, души и духа. После смерти человек прекращает свое существование, оставаясь в бессознательном состоянии до воскресения. Во-вторых, этот текст указывает на грядущее воскресение как на изменение того, что происходит вследствие греха. Выражение, переведенное в Дан. 12:2 как «прах земли», на языке оригинала звучит как «земля праха». Это необычное словосочетание возвращает нас к Быт. 3:19 — единственному библейскому отрывку, где слово «земля» стоит перед словом «прах». Это означает, что власти смерти, которая утвердилась после грехопадения Адама, будет положен конец и смерть больше не будет господствовать над нами. Как говорит Павел, «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54).
Прочитайте Рим. 8:18 и Евр. 2:14, 15. Почему нам не следует бояться смерти?
Смерть — окончание всего. Но мы имеем обетование: смерть не является окончательным приговором для верного Божьего народа. Смерть — побежденный враг. Когда Христос разорвал узы смерти и воскрес, то тем самым нанес ей сокрушительный удар. Теперь мы не ограничены рамками временного существования, ибо имеем вечную жизнь, дарованную Богом во Христе Иисусе. Поскольку Михаил «восстанет» (см. Дан. 12:1), те, кто принадлежат Ему, также восстанут из «праха земли» и будут сиять, как звезды, вовеки, навсегда.
В пучине страданий и жизненной борьбы какую надежду и утешение мы находим в обетовании о воскресении в конце времени? В связи с этим почему все остальное практически не имеет значения?
В конце последнего главного раздела книги (см. Дан. 10:1–12:4) пророк получает повеление запечатать книгу до последнего времени. Ангел предсказывает, что «многие прочитают ее, и умножится ве́дение» (Дан. 12:4). Хотя некоторые исследователи книги Даниила восприняли эти слова как предсказание о научном прогрессе, который также предусматривался пророчеством, все же контекст прежде всего указывает на то, что слова «прочитают ее» относятся к изучению книги самого пророка. Действительно, небольшой экскурс в историю отмечает, что книга Даниила оставалась сложной для понимания на протяжении веков. Возможно, о ней знали и изучали некоторые главы, но ее ключевые пророчества оставались загадкой. Например, пророческие послания, касающиеся очищения небесного святилища, небесного суда, идентификации личности и действий небольшого рога, а также временные рамки этих пророчеств — все это было окутано тайной.
Но благодаря Реформации все больше и больше людей начали изучать книгу Даниила. Эллен Уайт отмечает: «Но после 1798 года была снята печать с книги Даниила, знание умножилось, и многие начали проповедовать торжественную весть о близком суде» (Великая борьба, с. 356). «В конце XVIII и начале XIX века пророчества книг Даниила и Откровение пробудили новый интерес в различных уголках земли. Изучение этих пророчеств привело к общепринятому убеждению, что Второе пришествие Христа уже близко. Целый ряд английских комментаторов — Джозеф Вульф на Ближнем Востоке, Мануэль Лакунза в Южной Америке и Уильям Миллер в Соединенных Штатах — вместе с множеством других исследователей пророчеств заявили, что на основании их собственного изучения пророчеств Даниила можно заключить, что Второе пришествие близко. И сегодня это убеждение стало движущей силой всемирного движения» (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 879).
Подумайте о том, какое великое преимущество мы имеем сегодня: нам дана возможность заглянуть в глубину веков и увидеть, как эти исторические пророчества Даниила исполнились. Как это должно помочь нам доверять всем Божьим обетованиям?
Заключительная сцена книги разворачивается на «берегу реки» (Тигр), именно здесь Даниилу было показано последнее крупное видение (см. Дан. 10:4). Интересно, что в Дан. 12:5 используется слово «река» (евр. йэо́р), которым обычно обозначали реку Нил. Это напоминает нам о книге Исход и указывает на то, что Господь спасет Свой народ последнего времени так же, как Он спас Израиль от египетского рабства.
В этой главе представлены три пророческих периода. Первый из них —«время, и времена, и полувремя» — звучит в ответ на вопрос: «Когда будет конец этих чудных происшествий?» (Дан. 12:6). «Чудные происшествия» относятся к событиям из видения в Дан. 11, проливающего свет на главы 7 и 8. В частности, этот временной период упоминается в Дан. 7:25, а позже в Откр. 11:3; Откр. 12:6, 14 и Откр. 13:5. Он также соответствует 1260 годам папской власти (538–1798 гг.). А Дан. 11:32–35 ссылается на ту же власть, но не сообщает о продолжительности ее правления.
Два других периода времени, 1290 и 1335 дней, являются ответом на вопрос: «Что же после этого будет?», заданный Даниилом Мужу в льняной одежде. Оба временных отрезка начинаются с прекращения «ежедневной жертвы» и установления «мерзости запустения». Из 8-й главы мы узнаем, что «ежедневная жертва» относится к непрестанному ходатайству Христа, которое заменила ложная система поклонения. Таким образом, этот пророческий период должен начаться в 508 г. н. э., когда Хлодвиг, король франков, принял католическую веру. Это важное событие объединило церковь и государство, которое господствовало на протяжении всего Средневековья. Следовательно, 1290 дней закончились в 1798 году, когда папа был арестован с приходом к власти французского императора Наполеона. А 1335 дней, последний пророческий период, закончился в 1843 году. Это было время миллеритского движения и возобновления изучения библейских пророчеств. Это было время ожидания и надежды на скорое пришествие Христа.
Книга Даниила раскрывает нам два факта: преследование народа Божьего и его спасение. Как эти факты могут помочь нам сохранить нашу веру до конца, несмотря на все жизненные испытания?
Апостол Павел предостерегал церковь не ожидать пришествия Христа в его дни. „Ибо день тот не придет, — говорил он, — доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха“ (2 Фес. 2:3). Мы не можем ожидать пришествия нашего Господа раньше великого отступления от веры и длительного правления „человека греха“. „Человек греха“, который также назван „тайной беззакония“, „сыном погибели“ и „беззаконником“, — это папство, которое, как говорит пророчество, должно было господствовать над миром в течение 1260 лет. Этот период закончился в 1798 году. Пришествие Христа не могло произойти до того времени. Предостережение Павла относится ко всей христианской эре вплоть до 1798 года. Лишь после этого должна была начаться проповедь о Втором пришествии Христа» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 356).
Вопросы для обсуждения:
- Какой опасности мы подвергаемся, пытаясь установить точные даты будущих событий последнего времени? Что происходит с верой многих людей, когда эти предсказанные события не сбываются? Какой важный пророческий принцип заключается в словах Христа в Ин. 14:29, благодаря которому мы можем понять, как использовать пророчество в наших духовных интересах и избежать ловушек ложных пророчеств?
- Взгляните на время, в которое мы живем. Мгновенная связь и другие удивительные научные достижения, которые, впрочем, не всегда идут нам во благо, — все это превращает стих «время тяжкое, какого не бывало с тех пор» в нечто трудно вообразимое. Почему сегодня так сложно поверить, что это «тяжкое время» может наступить?
- Обсудите ваш ответ на заключительный вопрос урока за понедельник: почему благая весть о Христовой праведности является нашей единственной надеждой на то, чтобы мы были найдены «записанными в книге»?